Руководство по ремонту ГАЗель
        - ГАЗ-2705, 3213, 33021 -


  Эксплуатация   |   Двигатель   |   Трансмиссия   |   Ходовая   |   Рулевое   |   Тормоза   |   Кузов   |   Электрика  
 

Отопление и вентиляция (ГАЗ-2705)


Система отопления рассчитана на непрерывную работу в течение длительного времени и обеспечивает многократный обмен воздуха в кабине, необходимую скорость и температуру воздуха, температуру поверхностей кабины.


Рисунок 10.22. Основной отопитель: 1 — скоба; 2, 4 — рычаги оси заслонок; 3 — кронштейн крепления оболочек тяг привода; 5 — фиксатор; 6, 7, 17 — оболочки тросовых тяг; 8, 9 — рейки привода заслонок; 10 — защитный кожух; 11 — корпус ОВУ; 12 — крышка вентилятора; 13 — уплотнение; 14 — разъем электропривода; 15 — винт; 16 — электровентилятор; 17 — две скобы крепления фланца электровентилятора; 18 — тяга; 19 — радиатор отопления; 20 — прокладка; 21 — крышка; 22 — кран; 23 — шланг





Рисунок 10.23. Установка отопителя: 1 — ручка выключения крана и вентиляции (тепло — холод); 2 — пульт управления ОВУ; 3 — заглушка для ГАЗ-2705 или ручка включения дополнительного отопления; 4 — ручка включения вентилятора основного отопителя; 5 — ручка распределения потока воздуха; 6, 7 — воздуховоды; 8 — резистор; 9 — болт крепления ОВУ; 10 — короб воздухозаборника; 11 — втулка; 12 — тройник; 13 — кожух; 14 — обойма; 15, 17 — шланги; 16 — гайки





Рисунок 10.24. Распределение воздушных потоков в кабине автомобиля: 1 — крышка кожуха ОВУ; 2 — втулка; 3 — болт крепления ОВУ; 4 — кожух ОВУ; 5 — распределитель левый; 6 — прокладка кожуха ОВУ; 7 — скоба; 8 — винт; 9 — распределитель правый



Отопление кабины обеспечивается воздухом, подогретым в радиаторе отопителя 19 (рисунок 10.22). Наружный воздух проходит через решетку между ветровым стеклом и капотом, меняет направление и отделяется от дождевой воды. Затем воздух из короба 10 (см. рисунок 10.23) воздухозаборника попадает в кожух отопителя и в зависимости от расположения заслонок подмешивания поступает или через радиатор отопителя или напрямую в распределители потоков воздуха левый 5 и правый 9 (см. рисунок 10.24).
Отопительно-вентиляционная установка (ОВУ) состоит из корпуса отопителя 11 (pиc. 10.22), включающего в себя кожух 4 (см. рисунок 10.24) и крышку 1 кожуха, соединенных через прокладку 6 скобами 7, распределителей потока воздуха левого 5 и правого 9, крепящихся к кожуху и крышке кожуха отопителя винтами 8, радиатора 19 (см. рисунок 10.22), крышки радиатора 21, электровентилятора 16, крышки вентилятора 12, заслонок подмешивания наружного воздуха, заслонок распределения потоков воздуха и заслонок вентиляции, расположенных внутри корпуса ОВУ и управляемых рейками 8 и 9 защитного кожуха 10, исключающего повреждение реек при монтаже.
На крышке кожуха ОВУ установлен добавочный резистор 8 (см. рисунок 10.23), обеспечивающий три скорости вращения электровентилятора.
Крепление отопителя производится на кронштейне через резиновые втулки 11 двумя болтами 9 к стенке моторного отсека и болтом 3 (см. рисунок 10.24) через резиновую втулку к поперечине 19 (см. рисунок 10.23) кронштейна крепления ОВУ.
Кран отопителя приводится в действие микроэлектродвигателем через механический редуктор; кран имеет два положения — полностью открыт или полностью закрыт.
Радиатор ОВУ соединен шлангом 23 (см. рисунок 10.22) с краном управления отопителем и с системой охлаждения двигателя шлангами 15 и 17 (см. рисунок 10.23). Шланги соединены со шлангами моторного отсека через обойму 14, прикрепленную к стенке отсека двумя гайками 16. В системе шлангов отопителя установлен тройник 12 для устранения воздушных пробок в системе трубопроводов ОВУ при заправке (замене) охлаждающей жидкостью системы охлаждения двигателя.
ОВУ подсоединена к каналам распределения воздуха, выполненным в панели приборов через воздуховоды 6 и 7 (см. рисунок 10.23).


Рисунок 3.1. Органы управления






Рисунок 10.25. Панель управления отоплением и вентиляцией




Управление ОВУ осуществляется регуляторами 1, 2, 3 и 4 (рисунок 10.25), расположенными на панели управления отоплением и вентиляцией (см. рисунок 3.1, поз. 14).
1 — ручка регулятора распределения потоков воздуха по кабине:
— воздух поступает к ветровому и боковым стеклам;
— воздух поступает в область груди водителя и пассажира;
— воздух поступает на ветровое и боковые стекла, в грудь и в ноги водителя и пассажира;
— воздух поступает только в ноги водителя и пассажира;
2 — ручка регулятора количества воздуха, поступающего в кабину. Имеет четыре положения:
— выключен;
— минимальная производительность вентилятора;
— средняя производительность вентилятора;
— максимальная производительность вентилятора;
3 — заглушка (для ГАЗ-2705) или ручка регулятора интенсивности прогрева воздуха в кабине ГАЗ-2705 «Комби» или в салоне автобусов
4 — ручка регулятора температуры воздуха в кабине (ручка одновременно управляет краном отопителя и заслонками подмешивания). Крайнее левое положение ручки (широкая часть синего символа) соответствует режиму вентиляции. В этом положении ручки кран отопителя закрыт, а заслонками подмешивания, управляемыми тягой 18 (см. рисунок 10.22), полностью перекрывается канал поступления наружного воздуха к радиатору отопителя и полностью открыт канал вентиляции. Промежуточные и крайнее правое положения ручки 4 (см. рисунок 10.25) (широкая часть красного символа) соответствует режиму отопления. В этом режиме при повороте ручки на 9° по часовой стрелке кран открыт, заслонками подмешивания частично открыт канал поступления наружного воздуха к радиатору отопителя и частично перекрыт канал вентиляции (промежуточное включение системы отопления). При крайнем правом (по часовой стрелке) положении ручки полностью перекрыт канал вентиляции и весь поток наружного воздуха идет через радиатор отопителя.
Для отопления кабины следует открыть кран отопителя, повернуть ручку 4 (см. рисунок 10.22) по часовой стрелке на угол не менее 9° и дальнейшим поворотом ручки 4 подобрать комфортную температуру воздуха.
Устранение инея и конденсата.
Для быстрого удаления инея и конденсата с ветрового и бокового стекол необходимо:
- установить регулятор распределения воздуха 1 (рисунок 10.22) в положение ;
- регулятор температуры воздуха 4 установить в крайнее правое положение (широкая часть красного символа);
- регулятор количества воздуха 2 установить на максимальную производительность вентилятора.
Для получения комфортного климата - необходимо:
- установить регулятор распределения потоков воздуха 1 в выбранное Вами положение;
- регулятором температуры 4 установить желаемую температуру воздуха (температуру наружного воздуха или теплового воздуха из отопителя);
- повернуть регулятор количества воздуха 2 из положения О в одно из трех положений, чтобы получить желаемую скорость поступления воздуха в салон.
Центральные и боковые вентиляционные решетки на панели приборов имеют ручки (рычаги) управления заслонками, перемещением которых можно менять направление потоков воздуха, увеличивать или уменьшать количество поступающего воздуха до полного закрытия канала поступления воздуха.
Для быстрого удаления запотевания и обмерзания стекол установите ручку 1 в положение направления потока воздуха на ветровое и боковые стекла, ручку 4 — в крайнее правое положение (широкая часть красного символа), а ручку 2 в крайнее правое (по часовой стрелке) положение максимальной скорости вращения электровентилятора ОВУ.


Рисунок 10.26. Распределение воздушных потоков в кабине автомобиля: 1, 6 — патрубки обдува боковых стекол; 2, 3, 4, 5 — патрубки обдува водителя и пассажира; 7, 8 — воздуховоды обдува ног водителя и пассажира


Распределение воздушных потоков в кабине осуществляется через воздуховоды и патрубки 1, 2, 3, 4, 5 и 6 (см. рисунок 10.26).
Боковые 2 и 5 (см. рисунок 10.26) и центральные патрубки 3 и 4 обдува водителя и пассажира имеют рычаги управления заслонками. Их перемещением можно менять направление потоков воздуха, увеличивать или уменьшать количество поступающего воздуха, вплоть до полного закрытия канала его поступления.
Эффективность работы системы отопления зависит от температуры охлаждающей жидкости в двигателе, которую в холодное время года необходимо поддерживать в пределах 85—100° С.
Система вентиляции предназначена для создания нормального микроклимата в кабине при эксплуатации автомобиля в летнее время года.
В кабине предусмотрены системы приточной и вытяжной вентиляции. Принудительная приточная вентиляция осуществляется через ОВУ при закрытых окнах, люке крыши (при его наличии) и закрытом кране отопителя. Для включения вентиляции необходимо перевести ручку 4 (см. рисунок 10.25) в крайнее левое положение (широкая часть синего символа) и поворотом ручки 2 установить необходимую скорость подачи воздуха в кабину. Крайнее правое положение ручки 2 соответствует максимальной скорости вращения электровентилятора. Выберите, поворотом ручки 1, распределение потоков воздуха в кабине. С помощью рычагов управления заслонками патрубков установить наиболее комфортное направление воздуха. Принудительной приточной вентиляцией следует пользоваться в жаркую погоду при малых скоростях движения автомобиля и на стоянках. При скоростях движения автомобиля выше 50 км/ч нриточная вентиляция может осуществляться при выключенном электровентиляторе за счет скоростного подпора воздуха. Приточная вентиляция осуществляется также через опускные стекла дверей.
Вытяжная вентиляция осуществляется через щели, связанные с атмосферой и расположенные в нижней части дверей кабины.
Проверка технического состояния и техническое обслуживание отопительно-вентиляционной установки (ОВУ)
Техническое обслуживание ОВУ сводится к периодической проверке технического состояния радиатора отопителя, крана и шлангов системы, работы электровентилятора, заслонок ОВУ и патрубков на панели приборов, распределяющих и направляющих потоки воздуха, подаваемого в кабину.
При подтекании охлаждающей жидкости двигателя в кабину необходимо в первую очередь проверить надежность крепления шлангов системы отопления хомутами, герметичность радиатора и крана отопителя. При обнаружении течи в местах соединений необходимо подтянуть стяжные хомуты 13 (см. рисунок 10.23). Если причина подтекания — радиатор отопителя (жидкость подтекает из корпуса ОВУ), радиатор необходимо снять (см. «Разборка и ремонт системы отопления»), установить место подтекания жидкости и устранить течь.
Радиатор отопителя 19 (см. рисунок 10.22) сборной конструкции, трубчато-пластинчатый с пластмассовыми бачками. Сердцевина радиатора изготовлена из алюминиевых трубок и алюминиевых охлаждающих пластин. С обеих сторон сердцевины устанавливается металлическое дно с резиновой прокладкой. Прокладка уплотняет концы трубок, а устанавливаемый на эту прокладку бачок поджимается к прокладке отгибными усиками. Внутри трубок установлены винтовые пластмассовые турбулизаторы для большего съема тепла с радиатора отопителя.
Если течь обнаружена в месте уплотнения трубок резиновой прокладкой, устранить поджатием отгибных усиков дна бачка. Для этого надо надежно установить радиатор на резиновый коврик и слегка поджать ус металлического дна в месте подтекания. Если жидкость подтекает через поврежденные трубки, радиатор следует поменять на новый. В случае ремонта необходимо снять бачки, отогнув усики дна бачка, и поставить ремонтные трубки меньшего диаметра с последующим их дорнованием (т.е. с увеличением внутреннего диаметра трубок).
При нарушении герметичности крана 22 (см. рисунок 10.22) его необходимо снять и осмотреть. Если обнаружена течь по соединению крышки с корпусом, подтянуть винты крепления крышки или отвернуть винты и заменить прокладку. Для проверки работоспособности крана необходимо приложить палец к корпусу крана и повернуть ручку 4 (см. рисунок 10.25) на 9—10° из крайнего левого положения по часовой стрелке.
При этом подается питание на электропривод крана и должен прослушиваться щелчок срабатывания запирающей заслонки. Если щелчка нет, электропривод неисправен. Кран необходимо заменить.
Не работает электровентилятор ОВУ - или работает с повышенным шумом.
Причиной остановки электровентилятора 16 (см. рисунок 10.22) может быть нарушение электропитания вентилятора, заклинивание ротора вентилятора в корпусе отопителя, заедание вала электродвигателя в подшипниках или ненадежный контакт в разъеме электропровода 14.
Чтобы устранить заклинивание ротора вентилятора, необходимо снять электровентилятор, убедиться, что две скобы крепления фланца электровентилятора 17 на месте и не заклинивают ротор электровентилятора. Необходимо повернуть ротор и убедиться, что вал электродвигателя вращается свободно. Если вращение затруднено или ротор вообще не вращается, замените электровентилятор.
Если при повороте ручки 2 (см. рисунок 10.25) включения вентилятора скорость потока воздуха не изменяется, необходимо проверить надежность подключения сопротивления 8 (клеммы) к жгуту проводов или заменить сопротивление.
Разборка и ремонт системы отопления и вентиляции
Для снятия радиатора отопителя:
- слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя (3—4 л);
- ослабить хомуты крепления шлангов 15 и 17 (см. 10.23) к штуцерам радиатора 19 (см. рисунок 10.22);
- отсоединить шланги:
- отвернуть три винта 24 (см. рисунок 10.22) крепления крышки радиатора и снять крышку 21 с прокладкой 20;
- вынуть радиатор отопителя 19 из корпуса 11.
Установка радиатора отопителя производится в обратном порядке.
Для снятия крана 22 (рисунок 10.22) отопителя с электроприводом необходимо ослабить хомугы крепления шлангов к крану отопителя, отсоединить шланги и снять кран, предварительно отсоединив жгут питания.
Установка крана производится в обратном порядке.
Для снятия электровентилятора - необходимо открыть крышку вещевого ящика на панели приборов. Отвернуть четыре винта крепления вещевого ящика и вынуть его вместе с крышкой из гнезда панели приборов.
Затем отвернуть два винта 15 (см. рисунок 10.22) крепления крышки электровентилятора и снять ee c корпуса отопителя. Отсоединить провод подключения электродвигателя 14 (отсоединить колодку проводов), снять уплотнитель электропроводов 13 и вынуть электровентилятор из корпуса отопителя.
Установка электровентилятора производится в обратном порядке.
Для снятия пульта управления необходимо снятие панели приборов (работа проводится на станции технического обслуживания).
Нарушение распределения потоков воздуха из ОВУ


Рисунок 9.25. Замер зазора от торца шестерни до чашки упорного кольца при полностью втянутом якоре тягового реле




Одной из причин нарушения распределения потоков воздуха является ослабление скоб 1 (см. рисунок 10.22) крепления оболочек 6 и 7 тросовых тяг привода к кронштейну 3. В результате при повороте ручки 1 (см. рисунок 9.25) изгибается сама тяга, и заслонка не работает. Скобу (скобы) необходимо надежно зафиксировать в отверстиях кронштейна, а в случае их поломки заменить.
Другой причиной нарушения распределения воздуха является неправильное положение заслонок в распределителях воздуха 5 и 9 (см. рисунок 10.24). Для устранения данного недостатка необходимо: ручку 1 (см. рисунок 10.25) поставить в положение обдува ветрового и боковых стекол, при этом рычаг 2 (см. рисунок 10.22) оси заслонки должен находиться в крайнем правом положении, а рычаг 4 — в крайнем левом положении (по часовой стрелке). Если этого не происходит, то необходимо освободить рейку (рейки) 8 и 9 из фиксатора 5, поставить рычаг (рычаги) в указанные выше положения и вновь зафиксировать рейки в фиксаторах.







Кузов
Замена лобового стекла
Уплотнения дверей
Стёкла дверей и бортов
Замки дверей
Поломки замков дверей
Петли задних дверей
Снятие боковой двери
Установка и регулировка боковой двери
Поломки механизма боковой двери
Стеклоподъёмник двери
Замок капота
Детали капота
Петли передней двери
Наружные зеркала
Отопление и вентиляция (ГАЗ-2705)
Отопление и вентиляция (ГАЗ-2705 Комби)
Поломки двигателя печки