Руководство по ремонту ГАЗель
- ГАЗ-2705, 3213, 33021 -

Рессоры - снятие, установка, ремонт


Смазка рессор

Во время эксплуатации автомобиля необходимо периодически смазывать листы рессор графитовой смазкой, что можно делать, не снимая рессор с автомобиля. Для этого нужно поднять домкратом кузов автомобиля настолько, чтобы задние колеса повисли в воздухе, затем с помощью специальной струбцины или монтировки разжать листы рессоры и поместить тонкий слой графитовой смазки. Замените прокладки, при необходимости.

Для устранения неисправностей, замены деталей и узлов подвеску подвергают полной или частичной разборке.

рессора

Снятие рессор с автомобиля
Снятие передних и задних рессор производится практически в одинаковой последовательности. Для этого необходимо:
- ослабить затяжку гаек стремянок (ключ "на 24");

извлечь стремянки

снять накладку

отсоединить нижний конец амортизатора - (для передн);
- поднять домкратом переднюю часть автомобиля для снятия передних рессор или заднюю так, чтобы рессоры разгрузились;
- подставить под поднятый конец рамы технологические подставки соответствующей высоты и опустить на них автомобиль;

Придерживая болт переднего ушка рессоры ключом «на 22», головкой «на 24» отворачиваем гайки болтов крепления резинометаллических шарниров (сайлентблоков) рессоры.

Вынуть болты. Если затруднен их съем, выколотить медной выколоткой, чтобы не испортить резьбу;

Аналогично отворачиваем гайку и выбиваем болт заднего крепления.

- поднять автомобиль домкратом настолько, чтобы передний конец рессоры вышел из своего кронштейна, а задний конец — из серьги.

Снять рессору.

Проверка рессор

Перед разборкой рессоры очистить от грязи и определить их техническое состояние. Если все детали пригодны для дальнейшей эксплуатации, то необходимо проверить стрелку прогиба рессоры в свободном состоянии.


Рисунок 6.4. Проверка стрелы прогиба рессор

Для этого следует натянуть нить или тонкую проволоку между осями ушек и замерить расстояние от нити до верхней поверхности (у центрового болта) первого коренного листа (рис. 6.4), которое должно быть:

у малолистовых (2 листа) передних рессор — (147±10) мм;
у малолистовых (3 листа) задних рессор — (150±10) мм;
у многолистовых (4 листа) передних рессор — (135±5) мм;
у многолистовых (5 листов) задних рессор — (135±5) мм.
Разность размеров стрелы прогиба одноименных рессор, устанавливаемых на автомобиль, не должна превышать 10 мм.


Рисунок 6.5. Проверка стрелы прогиба дополнительной рессоры

Замер стрелы прогиба дополнительных рессор в свободном состоянии необходимо производить от натянутой нити, приложенной к торцам концов верха коренного листа, до поверхности его у центрового болта (рис. 6.5).

Размер этот должен быть для однолистовой дополнительной рессоры (116±5) мм, для трехлистовой — (81±5) мм. Разность этих размеров для левой и правой дополнительных рессор также не должна превышать 10 мм.

Разборка

Если в результате предварительного осмотра обнаружены поломки, то peccopу необходимо разобрать в следующем порядке:

- зажать рессору в тиски в непосредственной близости от центрового болта;
- отвернуть гайки болтов хомутов, вынуть болты;

Разгибаем хомут, нанося удары молотком через другой молоток.

- двумя ключами "на 17" отвернуть гайку центрового болта и осторожно отпускать тиски, так как листы в стянутой рессоре находятся в напряженном состоянии.

Разъединяем листы рессоры.

Промыть керосином все листы рессоры, протереть и осмотреть, нет ли трещин. Заменить сломанные листы и листы с трещинами.
Ослабевшие заклепки хомутов необходимо переклепывать.
В случае отрыва резины от металлической арматуры в резинометаллических шарнирах их необходимо заменить. Для выпрессовки шарниров из ушка рессоры необходимо воспользоваться оправкой, как показано на рис. 6.6 и 6.7.

Рисунок 6.6. Оправка для выпрессовки резинометаллического шарнира из ушек рессор. Материал: сталь 40Х, HRC 30—34

Рисунок 6.7. Выпрессовка шарнира из ушка рессоры

Для выпрессовки хорошо использовать пресс...

или специальный съёмник

съёмник сайлентблоков рессор

выпрессовываем шарнир

сайлентблок
шарнир (сайлент-блок) и болт

Сборка
Для увеличения стрелы прогиба листов рессоры недопустима их рихтовка ударами молотка или кувалды, так как это приводит к быстрой поломке. Допускается рихтовка листов прокаткой между роликами.


Рисунок 6.8. Оправки для запрессовки резинометаллических шарниров в ушко рессоры и кронштейны. Материал: сталь 40Х, HRC 30—34


Рисунок 6.9. Последовательность запрессовки шарниров

При замене резинометаллических шарниров их следует предварительно смазать жидким мылом. Запрессовку шарниров в ушко рессоры нужно делать при помощи оправок, как показано на рис. 6.8 и 6.9.

Для облегчения запрессовки нового шарнира напильником или наждачным кругом делаем заходную фаску на краях металлических пластин с торца шарнира.
Сжимаем шарнир ленточным хомутом. Смазываем шарнир мыльным раствором и используя оправку (см. рисунок) запрессовываем его на том же прессе.

Затем отобрать требуемый комплект листов. У многолистовых рессор промазать поверхности листов графитной смазкой. У малолистовых рессор между листами вставить пластмассовые прокладки.

При этом обратите внимание на различие в конструкции...

...переднего...

...и заднего ушков рессоры.

 

Сборку рессор необходимо производить в следующем порядке:
- подсобрать листы в соответствующем порядке и вставить в отверстие под центровой болт технологический стержень диаметром, равным диаметру центрового болта;
- в тисках сжать центральную часть рессоры как можно ближе к стержню и вынуть его;
- вставить вместо стержня центровой болт головкой вниз и затянуть гайку;
- вставить болты хомутов и затянуть их гайками у многолистовых и загнуть хомуты у малолистовых рессор;
- освободить рессору из тисков и протереть ее от лишней смазки;
- проверить стрелу прогиба рессоры в свободном состоянии, как было указано ранее;
- подвесить рессору вертикально и окрасить ее в черный цвет.

Для замены сайлентблока кронштейна:

Отворачиваем гайку и вынимаем болт крепления серьги рессоры (см. снятие болта переднего ушка рессоры).

Снимаем пластины серьги рессоры.

Удерживая болты крепления кронштейна серьги ключом «на 14»...

...головкой «на 17» отворачиваем четыре гайки...

...и снимаем кронштейн.
Заменяем резинометаллический шарнир кронштейна как указано выше.

Установка на автомобиль


Рисунок 6.10. Приспособление для установки рессор: 1 — рессора; 2 — домкрат; 3 — балка; 4 — стремянки; 5 — палец; 6 — защелка

При монтаже более короткий конец рессоры должен быть обращен вперед. Для правильной работы резинометаллических шарниров затяжку гаек их болтов следует производить при выпрямленных рессорах. Эту операцию можно выполнить приспособлением (рис. 6.10) с помощью штатного домкрата.
Установку рессоры на автомобиль следует производить в следующем порядке:
- опустить автомобиль так, чтобы передний конец рессоры вошел в свой кронштейн, а задний — в нижний конец серег;
- на болт переднего конца рессоры установить две конические и одну плоскую шайбы;
- подсобранный таким образом болт установить в передний кронштейн и навернуть на него гайку;
- вставить болт в серьги и заднее ушко рессоры, надеть стопорную шайбу и навернуть на болт гайку;
- выпрямить рессору при помощи приспособления (рис. 6.10), затянуть гайки болтов шарниров моментом 120—150 Н·м (12—15 кгс·м) и убрать приспособление;
- на переднюю рессору, а также на заднюю рессору автобусов сверху положить накладку, а на нее стремянки, резьбовые концы которых вставить в отверстия балки, затем закрепить стремянки гайками со стопорными шайбами;
- на заднюю рессору, если она малолистовая, необходимо установить дополнительную рессору и накладку;
- если рессора многолистовая, то следует установить на нее прокладку, затем дополнительную рессору и на нее накладку. Затем на накладку и в отверстия подушки заднего моста устанавливают стремянки. На резьбовые части стремянок устанавливают стопорные шайбы и навинчивают гайки;
- если на автомобиле установлены колеса, то необходимо убрать подставки и домкрат;
- затянуть окончательно гайки стремянок моментом 120—150 Н·м (12— 15 кгс·м);
- присоединить нижний конец амортизатора.

Вертикальный выступ на накладке рессоры должен быть обращен к продольной оси автомобиля. Окончательную затяжку гаек болтов резинометаллических шарниров следует проводить на загруженном автомобиле при выпрямленных рессорах. Это необходимо для правильной работы шарниров.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Рессора / пакет рессор стали применяться изначально не просто так, поскольку, кроме собственно основных функций, именно рессорный тип элемента выполнял еще одну роль - направляющую, соответственно, от сопутствующих рычагов/тяг можно было отказаться. Понятно, что многорычажка с этой миссией справится намного точнее и удачнее, но по тем стародавним временам сие было и не нужно. А в случае пакета рессор подобный тип упругих элементов еще и неплохо гасит колебания (разумеется, до определенного предела) за счет трения между листами.

Так что, несмотря на завидное долголетие, рессоры до сих пор повсеместно применяются, особенно на коммерческой технике. Разумеется, можно вместо рессор поставить пневмобаллоны, добавить продвинутую много-рычажку, но зачем?.. Не всегда подобное деяние имеет смысл, поскольку небольшие развозные грузовики не не развивают космические скорости на дорогах. Потом, дешевизна и ремонтопригодность для бизнеса явления архиважные, поэтому в большинстве случаев в классе 1,5-3,0 тонны назад ставят именно рессоры - хватает и упругих, и направляющих качеств. С помощью пакета рессор можно легко повышать/понижать грузоподъемность без особых затрат, чем повсеместно и пользуются изготовители подобной техники.

Рессоры очень охотно применяют производители недорогого сегмента автомобилей повышенной проходимости, например, у современных пикапов в большинстве своем сзади стоят именно рессоры вкупе с неразрезным мостом - дешево и сердито. Конструкция практически неубиваемая, и лишнего ничего нет - оторвать и сломать на бездорожье абсолютно нечего, ну или это будет очень непросто.
Забавно, но столь древний тип упругого элемента применяется даже в автоспорте. Если, к примеру, поставить рессору не вдоль, а поперек, то она вполне способна решить вопрос в составе сложном и продвинутой независимой конструкции.

Видео









Подвеска
Неисправности задней подвески
Рессоры
Возможные поломки рессор
Амортизаторы
Неисправности амортизаторов
Колёса и шины
Задняя ступица
Передняя ступица
Рулевые тяги и передняя балка
Неисправности рулевых тяг и оси
Шкворень
Шарниры тяг