Рулевые тяги и передняя балка
Балка 15 передней подвески (см. рис. 6.21) — штампованная, двутаврового сечения, соединена с поворотными кулаками с помощью шкворней. Шкворни имеют в центре лыску и застопорены в отверстиях балки клиновыми штифтами. Вертикальные нагрузки от поворотных кулаков на балку передаются шариковыми упорными подшипниками, закрытыми от попадания грязи и пыли защитными резинометаллическими колпаками. |
В верхних бобышках поворотных кулаков со стороны балки выполнены кольцевые проточки, в которые установлены уплотнительные резиновые кольца, защищающие поверхности трения втулок и шкворней от попадания пыли и грязи. |
Шкворневые отверстия в бобышках поворотных кулаков закрыты крышками с прокладками. |
Для смазки втулок шкворней в центре крышек установлены пресс-масленки. Упорные подшипники шкворней смазываются одновременно со смазкой нижних втулок. |
Для прохода смазки во втулках поворотных кулаков имеются специальные канавки. Поворотные кулаки состоят из двух частей — фланца и запрессованной в него цапфы. |
На цапфах на двух конических подшипниках установлены ступицы передних колес с тормозными дисками. Трапеция рулевого управления расположена за балкой передней оси. Рычаги трапеции закреплены к поворотным кулакам болтами высокой прочности. Для исключения возможности ослабления затяжки болтов в эксплуатации резьбовые части соединений при сборке покрываются герметиком «Унигерм-6» ТУ 6-01-1285-84. |
Ограничение углов поворота управляемых колес обеспечивается болтами, ввернутыми во фланце поворотных кулаков. |
|
Продольная рулевая тяга 14 — цельнокованая, поперечная 6 — трубчатая, с резьбовыми наконечниками. Резьбовые наконечники 7 имеют разное направление резьбы, что позволяет регулировать схождение колес, не снимая тяги с автомобиля. Шарниры продольной и поперечной тяги (рис. 6.22) унифицированы между собой. Шарниры неразборные и не требуют обслуживания в эксплуатации. |
Техническое обслуживание
Обслуживание и уход за передней осью и рулевыми тягами заключается в регулярной проверке надежности крепления и подтяжке гаек 2 (см рис. 6.21) пальцев рулевых тяг, стопорных штифтов, шкворней болтов стяжных хомутов поперечной рулевой тяги; периодической смазке шкворневого соединения; проверке люфтов в шкворневых соединениях и шарнирах рулевых тяг, а также в проверке схождения колес. |
При проверке резьбовых креплений передней оси соблюдайте рекомендованные моменты затяжки: |
- пальцев рулевых тяг и клиновых штифтов шкворней — не менее 70 Н·м (7,0 кгс·м); |
- болтов стяжных хомутов рулевых тяг — 14—18 Н·м (1,4—1,8 кгс·м). |
Проверке надежности крепления клиновых штифтов следует придавать особое значение. При их ослаблении появляется люфт и последующая быстрая выработка отверстия в балке, что вызывает необходимость ремонта или замены балки. |
При проведении смазки шкворневого соединения необходимо добиваться выхода смазки в верхней бобышке кулака 12 через специальную прорезь в разъеме балка-кулак, а в нижней части — из-под кромки защитного колпака упорного подшипника. |
При невозможности прошприцевать шкворневое соединение солидолом рекомендуется предварительно прокачать его смесью моторного масла с керосином в пропорции 1:1. |
Люфт шкворня во втулках проверяют покачиванием колеса в вертикальной плоскости, колесо при этом не должно касаться пола. |
|
Шкворень и втулки нуждаются в замене в том случае, если их суммарный износ достиг величины 0,5 мм. Это определяется перемещением корпуса тормозной скобы (см. рис. 6.20) при покачивании колеса. Если перемещение верхнего наружного края корпуса больше 0,5 мм, то необходима замена шкворня и втулок. |
Одновременно с проверкой люфта во втулках шкворня проверяют люфт поворотного кулака вдоль оси шкворня. Он проверяется щупом, помещаемым в зазор между верхней бобышкой кулака 12 (рис. 6.21) и торцом бобышки балки 15. Зазор величиной более 0,15 мм устраняют путем установки стальной регулировочной прокладки соответствующей толщины. Причем, если замеренный зазор более 1 мм, требуется замена подшипника. |
|
Если при полном повороте передних колес не обеспечивается нормальный радиус поворота или шины задевают за что-либо, то проверяют максимальный угол поворота колес (рис. 6.23), который должен быть 44°±1° для внутреннего колеса. |
Этот угол регулируется путем изменения длины регулировочных болтов, ввернутых в резьбовые отверстия фланца кулака. |
|
Наличие люфта в шарнирах рулевых тяп не допускается. Люфт в шарнирах (см. рис. 6.22) определяется покачиванием тяги вдоль оси пальца 1. При обнаружении люфта необходима замена шарнира. |
При проверке люфта в шарнирах необходимо тщательно осматривать состояние резиновых защитных колпаков. Их повреждение приводит к быстрому износу шарнира. При обнаружении повреждений защитный колпак необходимо заменить. |
Угол схождения колес определяется разностью размеров А и Б между внутренними краями шин (см. рис. 6.23). Измерения производятся в горизонтальной плоскости на уровне оси передних колес. Разность между указанными размерами должна быть в пределах 0—3 мм. |
Регулировка схождения колес производится изменением длины поперечной рулевой тяги. Порядок регулировки следующий: |
- ослабить болты стяжных хомутов 5 (см. рис. 6.21); |
- установить нормальную величину схождения колес вращением трубы поперечной рулевой тяги; |
- затянуть болты стяжных хомутов наконечников. |
Ремонт рулевых тяг и балки
Переднюю ось снимают с автомобиля в следующей последовательности: |
- ослабить гайки крепления колес. Приподнять переднюю часть автомобиля до отрыва колес от пола и установить опоры под переднюю часть; |
- снять передние колеса; |
- отвернуть гайку крепления шарового пальца продольной тяги к сошке рулевого механизма и отсоединить тягу; |
- отсоединить нижние концы амортизаторов от балки передней оси. Подвести под балку домкрат, отвернуть гайки стремянок рессор и снять переднюю ось с автомобиля. |
Установка балки производится в обратной последовательности. |