Руководство по ремонту ГАЗель
        - ГАЗ-2705, 3213, 33021 -


  Эксплуатация   |   Двигатель   |   Трансмиссия   |   Ходовая   |   Рулевое   |   Тормоза   |   Кузов   |   Электрика  

Аккумуляторы и их эксплуатация



Определение степени зарядки аккумуляторной батареи

Степень зарядки аккумуляторной батареи определяется по плотности электролита или по напряжению, измеренному нагрузочной вилкой.

По плотности электролита степень зарядки батареи определяется путем измерения плотности электролита кислотомером (рис. 28) и сравнения результатов измерений с данными табл. 7. Измерение производится следующим образом.

Зажав рукой резиновую грушу кислотомера, вводят его эбонитовую трубочку в наливное отверстие аккумулятора батареи до упора в пластины и отпускают грушу (рис, 28). Как только ареометр в результате заполнения кислотомера электролитом всплывет, кислотомер вынимается из аккумулятора. По шкале ареометра (рис. 29) определяется плотность электролита. При отсутствии кислотомера плотность электролита может быть измерена ареометром, помещенным в стеклянную пробирку (рис. 30), куда с помощью резиновой груши отсасывается электролит из батареи. Записав показания ареометра, выливают электролит в тот же аккумулятор, из которого он был взят. Плотность электролита измеряется во всех аккумуляторах батареи. При сравнении результатов измерения с данными табл. 7 нужно учитывать время года и климатические условия, в которых работает батарея.

Рис. 28. Измерение плотности электролита у аккумуляторной батареи кислотомером: 1 — стеклянный цилиндр; 2 — резиновая груша; 3 —пробка; 4 — наборная трубочка; 5 — ареометр


Рис. 29. Погружение ареометра в электролите в зависимости от плотности электролита

Плотность электролита (приведенная к температуре +15° С) в зависимости от степени зарядки батареи

Таблица 7

Плотность электролита
Времягода Климатические условия, в которых работает аккумуляторная батарея батарея заряжена на 100% батарея заряжена на 75% батарея заряжена на 50% батарея разряжена полностью (до допустимого предела)
Зима Крайние северные районы (морозы свыше 40°)......... 1,310 1,280 1,250 1,190
Центральные и северные районы (морозы до 40°) ....... 1,290 1,260 1,230 1,160
Южные районы . . . 1,270 1,240 1,210 1,140
Лето Крайние северные районы . . ...... 1,270 1,240 1,210 1,140
Центральные и северные районы .... 1,270 1,240 1,210 1,140
Южные районы . . . 1,240 1 1,210 1 1,170 > 1,100

Пример. При измерении плотности электролита ареометр показал 1,230. Батарея установлена на автомобиле, работающем зимой в центральных и северных районах. Определить степень зарядки батареи. По табл. 7 находим, что для центральных и северных районов зимой плотность электролита 1,230 соответствует зарядке аккумуляторной батареи 50%.

Рис. 30. Измерение плотности электролита аккумуляторной батареи ареометром

Этот способ дает исчерпывающие данные для суждения о степени зарядки батареи. Однако для точности измерения необходимо быть уверенным, что в конце зарядки батарея имела именно ту плотность, которая должна быть установлена в ней для данных климатических условий.

Степень зарядки аккумуляторной батареи при помощи нагрузочной вилки определяется по показаниям ее вольтметра при включении вилки на отдельные аккумуляторы (рис. 31) на срок не более 5 секунд. Для получения надежного соединения нагрузочную вилку следует держать двумя руками (рис. 31). Аккумулятор батареи считается заряженным на 100%, если напряжение по вольтметру вилки равно 1,8 в и держится устойчиво в течение 5 секунд; разряжен на 50%, если напряжение равно 1,7 в и держится устойчиво в течение 5 секунд; разряжен полностью, если напряжение 1,7 в или ниже и быстро, в процессе измерения, уменьшается. Из сказанного следует, что нагрузочная вилка должна при производстве измерений оставаться включенной в течение примерно 5 секунд.

Рис. 31. Определение степени зарядки аккумуляторной батареи при помощи нагрузочной вилки

Точность измерения зависит от качества вольтметра и конструкции самой вилки и для большинства вилок невелика. Лучшей вилкой следует считать вилку производства ВАММ. Нагрузочной вилкой нельзя определять степень зарядки_акку-муляторной батареи, установленной в автомобиле; также нельзя пользоваться ею в процессе зарядки батареи на зарядной станции или сразу же после зарядки. В первом случае это может вызвать воспламенение паров бензина, а во втором и третьем — гремучего газа, в результате чего произойдет взрыв.

Определение степени зарядки путем включения на зажимы всей батареи вольтметра (даже точного) без нагрузочного сопротивления приводит к грубым ошибкам. Такой «метод» проверки должен быть запрещен.

Одновременная работа нескольких аккумуляторных батарей

В отдельных случаях на автомобилях устанавливается не одна, а несколько аккумуляторных батарей. Между собой батареи соединяются или последовательно или параллельно.

Чтобы группа батарей работала с наибольшим эффектом, необходимо соблюдать следующие правила. Батареи, установленные на данном автомобиле, должны быть одинаковыми по техническому состоянию. Нельзя соединять, например, между собой две батареи, одна из которых новая, а другая значительное время работала на автомобиле: старая батарея, потерявшая часть своей емкости, будет ограничивать использование полной емкости новой батареи.

Кроме того, важно поддерживать одинаковую степень зарядки каждой батареи, особенно батарей, соединенных параллельно.

С этой же целью батареи данного автомобиля должны заряжаться на зарядной станции одновременно. Разрозненная зарядка батарей недопустима.

Особенности зимней эксплуатации батарей

Зимой всегда следует учитывать некоторые особенности эксплуатации батарей.

Прежде всего низкая температура окружающего воздуха вызывает снижение температуры электролита, что приводит к уменьшению емкости батареи. Это снижает эффективность запуска двигателя автомобиля электрическим стартером и ограничивает возможность пользования им.

Кроме того, возникает опасность замерзания электролита и связанного с ним разрыва сосудов и выхода батареи из строя.

Необходимо помнить, что температура замерзания электролита зависит от его плотности, т. е. от степени зарядки аккумуляторной батареи. Так, электролит плотностью 1,290 (заряженная батарея) замерзает только при температуре —74° С, а электролит плотностью 1,160 (разряженная батарея) — при —16° С.

Для предохранения электролита батареи от замерзания необходимо:

—    при смене времени года изменить плотность электролита в батарее в строгом соответствии с указаниями в разделе 4;

—    аккумуляторную батарею на автомобиле держать только в полностью заряженном состоянии;, разрядка батареи зимой не должна превышать 25% (см. табл. 7); при первой же возможности батарея должна быть заряжена:

—    при 'понижении уровня электролита доливать аккумуляторы батареи дистиллированной водой только перед началом движения автомобиля с тем, чтобы обеспечить перемешивание долитой воды с электролитом и исключить ее замерзание;

—    утеплять батарею войлоком (при этом верх батареи закрывать нельзя).

При длительной стоянке автомобиля батарею снимать и Хранить в отапливаемом помещении.

Зарядка аккумуляторных батарей на зарядкой станции

Правильная зарядка аккумуляторной батареи на зарядной станции имеет решающее значение для увеличения срока службы и безотказной работы батареи на автомобиле.

Порядок проведения зарядки следующий:

1.    Не снимая пробок с аккумуляторов, протереть поверхность крышек и изоляционной мастики батареи чистой тряпочкой, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта, и вытереть насухо.

2.    Снять пробки с аккумуляторов и проверить уровень электролита; уровень должен быть в пределах 12—15 мм над верхней кромкой пластин. В случае пониженного уровня — долить дистиллированной воды.

3.    Присоединить положительный и отрицательный зажимы батареи соответственно к положительному и отрицательному полюсам зарядного устройства. При зарядке одновременно нескольких батарей они соединяются последовательно в группу. В группу рекомендуется включать батареи, одинаковые по степени разрядки; при этом условии зарядка всех батарей будет заканчиваться одновременно.

4.    Включить рубильник и, действуя рёостатбм, установить зарядный ток, соответствующий первой ступени (табл. 8) для данного типа батареи.

Зарядку батареи током первой ступени производить до тех пор, пока напряжение на зажимах большинства аккумуляторов батареи не достигнет 2,4 в (измерение производить переносным вольтметром, не выключая зарядного тока), а в электролите не будут замечены признаки газовыделения («кипение»).

По достижении этого зарядный ток уменьшить до значения, соответствующего второй ступени (табл. 8), и продолжать зарядку этим током до появления признаков окончания зарядки.

Признаки окончания зарядки:

—    плотность электролита, повышавшаяся все время в процессе зарядки, достигла наибольшей величины и больше не увеличивается;

—    напряжение на зажимах каждого аккумулятора батареи, также повышавшееся в процессе зарядки, достигло наибольшей величины (обычно около 2,5—2,7 в) и больше не увеличивается;

—    во всех аккумуляторах наблюдается обильное газовыделение («кипение»).

Зарядка может быть признана оконченной только в том случае, если все три признака будут налицо одновременно, что проверяется дополнительно через каждые 15 минут в течение двух часов измерением плотности электролита и напряжения при включенном зарядном токе.

Прекращение зарядки раньше этого момента (неполная зарядка) не допускать.

5.    Если по окончании зарядки окажется, что плотность электролита в аккумуляторах различная или не соответствует времени года или климатическим условиям, в которых работает ба

тарея, необходимо создать нужную плотность электролита искусственно в соответствии с указаниями, изложенными в разделе 4. Изменять (корректировать) плотность электролита можно только при включенном зарядном токе.

6. Закончив зарядку, выключить зарядный ток, поставить пробки на свои места и протереть поверхность крышек и изоляционной мастики (для удаления следов электролита) тряпочкой, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта, после чего вытереть батарею насухо и установить на автомобиль.

При необходимости (ограниченная мощность зарядного источника электрической энергии) заряжать батарею можно током постоянного значения, соответствующим второй ступени (табл. 8), до появления признаков окончания зарядки, придерживаясь в остальном приведенных выше указаний.








Выбор сечения автопроводки
Способы соединения проводки
Монтаж автопроводки
Поиск обрыва цепи
Поиск короткого замыкания
Аккумуляторы
Неисправности аккумулятора
Полярность аккумулятора
Запуск прикуриванием
Стартеры
Генераторы