Руководство по ремонту ГАЗель
        - ГАЗ-2705, 3213, 33021 -

Две "Газели". Борьба моторов

Наверняка, в ближайшие годы «полуторка» Газель останется самым популярным развозным грузовичком в нашей стране. Аргументов «за» как минимум два: доступная цена и полная масса, равная 3,5 тоннам. Последнее позволяет работать на машине водителю с правами, где открыта «легковая» категория В (а значит, фирме, которая покупает Газель, не надо искать водителяпрофессионала), и, что не менее важно, разрешает проезд под знак «Движение грузовых автомобилей запрещено».

А главный недостаток конструкции на сегодня — отсутствие подходящего двигателя. Скорой замены устаревшему «волговскому» двигателю не предвидится, поэтому различные фирмы пытаются исправить положение своими силами.

Один из таких автомобилей, оснащенный «альтернативным» трехлитровым бензиновым двигателем, только что побывал на наших испытаниях, а для сравнения мы взяли самую обычную, серийную Газель. Результаты испытаний оказались более чем интересными...

ЧТО ЭТО — САМОДЕЛКА?

И да, и нет. Да, поскольку автомобиль, переделанный силами небольшой частной фирмы Кудесник, существует в единственном экземпляре. Нет, поскольку изменения выполнены грамотно и под руководством специалистов.

Началось все с того, что фирма захотела сделать свою Газель более динамичной — «по долгу службы» сотрудникам часто приходится ездить на грузовичке в Нижний Новгород и обратно. Помочь им взялись Заволжский моторный завод (ЗМЗ), где выпускают двигатели для ГАЗа, и коллеги из бывшего таксомоторного парка № 21, а ныне транспортной фирмы Очаково — мастер спорта Владимир Николаев и его механики.

Прежде всего, на автомобиль установили четырехцилиндровый двигатель ЗМЗ-4102 рабочим объемом 2,9 л. Признаться, мы до сих пор слышали об этом моторе краем уха: конструкторы ГАЗа упоминали, что есть, мол, у ЗМЗ экспериментальный трехлитровый мотор, но «аппетит» у него непомерный...

Внешне от знакомого «четыреста второго» этот двигатель почти не отличается: та же «тарелка» воздушного фильтра, тот же карбюратор. Основное отличие — в блоке цилиндров и поршневой группе. Диаметр поршней здесь не 92 мм, как обычно, а 100 мм — поэтому на поршнях стоят «зиловские» кольца. Мощность, указанная в нашей таблице (99 л. с.) несколько занижена самим заводом для того, чтобы все моторы могли уложиться в технические условия. Момент ощутимо увеличился; топливом для мотора служит бензин А-76, как в нашем случае, или Аи-93.

Установив двигатель, фирма столкнулась с хронической болезнью всех Газелей — перегревом. Как утверждают специалисты ЗМЗ, перегрев мотора изначально заложен в конструкцию грузовичка, и устранить его без кардинальных изменений невозможно. К слову, у нас при первом знакомстве с Газелью (см. АР № 5, 1995) тоже

Вверху — моторный отсек Газели с двигателем 4026.10 (рабочий объем — 2,5 л), внизу — с трехлитровым двигателем 4102. На первый взгляд, разницы почти нет — если не считать радиатор от ГАЭ-3102 «кипел» двигатель — но тогда мы не придали этому особого значения.

Трехлитровый мотор перегревался еше сильнее, чем серийный. Попытка установить радиатор от ГАЗ-24 не привела к успеху: смонтировать его оказалось невозможно. Ситуация изменилась лишь после того, как был установлен радиатор от ГАЗ-ЗЮ2 с кожухом вентилятора. Радиатор подняли вверх, вентилятор перенесли выше — на шкив водяной помпы. Вдобавок, заднюю часть двигателя немного опустили. В результате Газель стала напоминать американский хот-род, у которого двигатель не помешается под капотом...

Вместо серийного сцепления на Газель поставили новое — с «корзиной» сцепления перспективного 16-клапанного мотора ЗМЗ-406 и диском от BMW. Главную пару с передаточным числом 5,125 заменили на более скоростную, "волговекую" — 3,9. Произошли изменения и н подвеске: вместо стандартных гидравлических амортизаторов теперь стоят американские газонаполненные Federal Mogul («федеральный магнат» — вот это название!); спереди амортизаторы более мягкие, сзади — пожестче.

Вот, собственно, и все перемены. Что касается второго автомобиля, то он, как мы уже упоминали, самый обычный — с мотором 4026.10, который работает на бензине Аи-93, и главной парой с передаточным числом 5,125.

ЭТО МЫ УЖЕ ПРОХОДИЛИ...

Не скроем, нам было очень интересно: может быть, недостатки Газели, которую мы испытывали весной, случайные, а здесь все иначе?

Да нет — и здесь замки дверей плохо открываются, рычажки системы вентиляции и отопления намертво заедают, а их ручки отваливаются; плафон сам собой гаснет из-за ненадежных контактов, обивка дверей отстает... Переведем дух и продолжим; вентили задних колес расположены так, что к ним невозможно добраться, педаль газа западает при резком нажатии, стрелка указателя уровня топлива бешено дергается, подрулевые переключатели хрустят со страшной силой...

Газонаполнвнные амортизаторы Federal Mogul позволили машине лучше «держать дорогу», а крены в поворотах уменьшились

 

Опускать стекло двери лишний раз не хочется: оно начинает движения после того, как ручка стеклоподъемника сделает один холостой оборот.

Но по-настоящему мы пожалели себя, а заодно и всех владельцев Газелей, после того, как намучились с винтовым домкратом. Знали бы создатели этого «устройства», какие слова говорил один из нас, лежа в темноте на снегу и пытаясь длинной складной штангой с крюком на конце установить ускользающий домкрат под балку моста!

Но пора рассказать о поведении автомобилей в ходе испытаний (как обычно, перед этим мы загрузили машины балластом до полной массы).

Слышали бы конструкторы домкрата Газели слова, которые произносились в их адрес...

РАЗГОННАЯ ДИНАМИКА

Переделанное сцепление сделало старт более мягким и плавным, устранив подрагивание, характерное для Газели.

А теперь — небольшой пример. Представьте себе, что два водителя на абсолютно одинаковых машинах ждут зеленого сигнала светофора. Вот, наконец, дали «зеленый», старт — и вдруг одна из машин глохнет, а вторая в это время уходит вперед.

Похожие ощущения мы испытали, одновременно стартуя на двух грузовичках. «Трехлитровая» Газель уходила вперед, а тог, кто сидел за рулем стандартной машины, как ни «топтал» педаль газа, оказывался далеко в хвосте. Взгляните на цифры: преимущество в S секунд при разгоне на километровом участке — это очень серьезно!

Однако, изменение передаточного числа главной передачи повлекло за собой некоторую «задумчивость» в самом начале старта — это, скорее всего, свидетельствует о чрезмерной загруженности мотора в этот момент. Особенную прыть машина проявляет при включенной третьей передаче; высшая, пятая, передача очень экономична благодаря низким оборотам, но запас мощности здесь невелик.

Передачи у модернизированной Газели стали заметно «длиннее»: это позволяет в городе реже переключать передачи. То же можно сказать и о загородных маршрутах; правда, там изменения в трансмиссии ощущаются не так «рельефно», как в городе. Об эластичности свидетельствует и такой пример: мы попробовали поездить на третьей передаче о-очень медленно, при минимальной подаче топлива. Газель едет! А что, если включить четвертую, не увеличивая скорость? Газель дергается, но едет!

Что касается максимальной скорости, то измерения с помощью «пятого колеса» показали, что на высшей передаче она практически не изменилась: как и у стандартного варианта, скорость ограничивают не кинематические возможности автомобиля, а мощность двигателя.

Чтобы устранить перегрев двигателя, ГАЗ решил несколько увеличить площадь забора воздуха. У автомобилей последнего выпуска на переднем бампере, там, где прежде располагался номерной знак, появились дополнительные прорези. А сам номер будет устанавливаться ниже.

Как повлияет такое решение на тепловой режим, сказать пока не можем, но что номер все время будет грязным — это точно...

 

ШУМЫ И ВИБРАЦИИ

Здесь модернизированная Газель проигрывает стандартному автомобилю. Трехлитровый двигатель шумнее (впрочем, шум создавали также не совсем исправные система выпуска и КПП): временами, особенно при разгоне, его басовитое урчанье даже напоминает дизель. Хуже здесь обстоит дело и с вибрациями от мотора: на холостых оборотах в кабине ощущается заметное подрагивание.

В движении у обоих автомобилей вибрирует рычаг КПП — конечно, не так, как у IVECO TuiboDaily 59.12 (см. АР № 11, 1995), но постоянно держать руку на нем все же не хочется. Но в целом обе Газели практически не досаждали неприятными звуками или «дрожанием»: спокойный, тихий автомобиль.

ПЛАВНОСТЬ ХОДА И УСТОЙЧИВОСТЬ

Вывод был единодушным: установка новых амортизаторов пошла Газели на пользу. Правда, изначально мягкая и комфортабельная подвеска (к слову, за время испытаний мы ни разу не ощутили «пробой» и удары) стала несколько жестче. На комфорте в кабине это отразилось незначительно, разве что неровности стали передаваться более подробно, а вот поведение на дороге существенно изменилось.-

Кстати...

Топливная характеристика установившегося движения автомобилей.

«На память» об испытаниях у нас остался ворох чеков автозаправочных станций. Полного бака и 20-литровой канистры хватало ненадолго...

 

Автомобиль стал входить в поворот с меньшими кренами, уменьшились колебания на неровностях: словом, стала лучше связь автомобиля с дорогой, что придает водителю чувство большей уверенности. Мы бы даже сказали, что в поведении Газели появилась некая «спортивная острота» — если так можно выразиться про грузовик.

ЭКОНОМИЧНОСТЬ

Еще один важный показатель — расход топлива, бесстрастно измеренный специальными приборами.

Никаких пугающих отличий нового мотора от «стандарта» мы не обнаружили. Само собой, три литра рабочего объема требуют больше топлива, чем два с половиной, но все показатели — в разумных пределах. А при движении с максимальной скоростью трехлитровый двигатель оказался даже более экономичным.

Интересно, что если перевести расходы топлива обеих машин в денежный эквивалент (на момент испытаний литр бензина А-76 стоил 1500 руб., А-92 — 1800 руб.), то окажется, что «трехлитровая» Газель даже менее разорительна для владельца.

И все же, как ни крути, аппетит у Газели зверский: за три дня работы мы выложили на бензозаправках почти 600 тысяч рублей...

Некоторые результаты измерений, проведенных экспертной группой Авторевю*

Условия испытаний

Пробег перед нечалом теста: автомобиль с двигателем 4102 — 44000 км, 4026.10 — 27000 км

Загрузка — балласт 1500 кг ¦ 3 человека

Тем перетуре воздуха — 5—7 "С, дорожное покрытие местами зеснежено Городской маршрут — 70 км, магистральный — 185 км

МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЯ

4102

4026.10

ЭКОНОМИЧНОСТЬ

Расход топлива на городском маршруте

при средней скорости 39,6 км/ч, л/100 км

20.6

20.2

Расход топлива не магистральном маршруте

при средней скорости 67.2 км/Ч л/100 км

17.8

16,1

Расход топлива при установившейся

скорости движения, л/100 км

при 40 км/ч

10.3

при 50 км/ч

13.1

11,1

при 60 км/ч

14,7

12.4

при 70 км/ч

16.2

13.7

при 60 км/ч

17.7

15.2

при 90 км/ч

19.8

17,5

Vmax

24,4

25.5

ТЕМПЕРАМЕНТ

Максимальная скорость на высшей передаче, км/ч

101.0

100.7

Время разгона с места до скорости 60 км/ч. с

37.6

41.6

на пути 400 м

27.9

30,5

на пути 1000 м

52,9

58.2

Время разгона на высшей передаче от 20 до 80 км/ч, с

90

110

Выбег со скорости 50 км/ч, м

570

575

* — испытания проводились с использованием профессиональных измерительных комплексов НАМИ.

Некоторое технические характеристики четырехцилиндровых двигателей ЗМЗ (данные производителя)

МОДЕЛЬ

4102

4026.10

Рабочий объем, куб. см

2890

2445

Степень сжатия

6.8

8.2

Мощность. кВт/л.с./о6/мин

73/99/4200

74/100/4500

Момент. Нм/кгм/об/мин

206/21.0/2500

182/18.6/2500

Удельный расход топлива, г/л.с.ч

225

210

Топливо

А-76

Ан-93

***

Еще раз повторим, что сама по себе Газель (если не брать все заводские «болезни») — неплохой автомобиль.

Но модернизированный вариант — динамичнее и «острее». Во всяком случае, сидя за рулем «трехлитровой» Газели, мы произносили примерно следующее: «Чертовски приятно идет!»

И последнее. «Авторы» необычной Газели считают, что ошиблись, поставив главную передачу с передаточным числом 3,9; по их мнению, сюда лучше подойдет более «короткая» пара. Мы согласны с ними: дело в том, что чрезмерно заниженная главная передача приводит к уменьшению запаса по тяге. В одинаковых условиях водитель «трехлитровой» Газели вынужден идти на более низких передачах, что в свою очередь, приводит к неоправданному перерасходу топлива. Но для того, чтобы давать конкретные рекомендации по выбору оптимального передаточного числа, надо проводить специальные испытания...

Ф. ЛАПШИН Г. БОРИСОВ Фото Ф. Лапшина