Руководство по ремонту ГАЗель
        - ГАЗ-2705, 3213, 33021 -


  Эксплуатация   |   Двигатель   |   Трансмиссия   |   Ходовая   |   Рулевое   |   Тормоза   |   Кузов   |   Электрика  

Автомобильные генераторы



1. Общие сведения

Автомобильные генераторы и работающие совместно с ними реле-регуляторы в конструктивном отношении вполне надежные приборы и при правильной эксплуатации работают безотказно.

Практика показала, что большинство неисправностей, возникающих в генераторах и реле-регуляторах, является прямым следствием недостаточного ухода за ними.

Внешние неисправности в генераторе или реле-регуляторе характеризуются изменением отдачи генератора. Это обнаруживается по показаниям амперметра, установленного на автомобиле, или, при его отсутствии, по показаниям контрольного амперметра, включаемого при проверке зарядной цепи. Отдача, или ток, отдаваемый генератором, в результате неисправности может либо совсем отсутствовать, либо иметь изменяющуюся величину, либо, наконец, превышать допустимые нормальные пределы.

2. Отсутствие отдачи генератора

Трехщеточные генераторы. Причиной отсутствия зарядного тока в цепи является неисправность генератора либо неисправность реле обратного тока.

Место неисправности устанавливается контрольной лампочкой, причем проверка производится при работе двигателя на средних оборотах. При этой надо предварительно проверить, исправна ли цепь от аккумуляторной батареи до реле обратного тока генератора. Выбор места для присоединения провода от контрольной лампочки зависит от схемы генератора .

Рис. 47. Присоединение контрольной лампочки для определения исправности трехщеточного генератора

Так, например, если испытывается генератор, имеющий схему № 1, один конец контрольной лампочки присоединяется к «массе», а второй — к зажиму на корпусе генератора (рис. 47), к которому присоединена вилкообразная контактная

Планка реле обратного тока. У генератора, имеющего схему. № 2, второй провод от контрольной лампочки присоединяется к зажиму «+»

Загоревшаяся контрольная лампочка укажет, что генератор исправен и отсутствие зарядного тока в цепи объясняется неисправностью реле обратного тока. Реле заменяется новым или сдается для ремонта в мастерскую.

Если лампочка не загорелась, неисправность следует искать в самом генераторе. Для генераторов, имеющих схему № 2, дополнительно надо произвести следующую проверку. Не отъединяя лампочки, куском провода замкнуть на «массу» зажим «Ш». Отсутствие горения лампочки и в этом случае также укажет на необходимость искать неисправность в самом генераторе.

Осмотр генератора с целью обнаружения неисправности следует проводить в такой последовательности.

Снять защитную ленту и проверить, надежно ли присоединены к щеткодержателям провода от щеток и провода от обмотки возбуждения.

Затем осмотреть коллектор и щетки. В случае загрязнения коллектора и рабочей поверхности щеток, попадания на них масла или износа щеток поступать согласно указаниям в разделах 5 и 6.

Возможна также потеря полюсами поля остаточного магнетизма. Следует восстановить его способом, указанным в разделе 7, после чего завести двигатель и проверить работу генератора.

Если указанные мероприятия не дадут желаемых результатов, генератор снять с двигателя и сдать для устранения неисправностей в ремонтную мастерскую.

Генераторы с регуляторами напряжения. В этом случае, так же как и в трехщеточных генераторах, причиной отсутствия зарядного тока в цепи является либо неисправность самого генератора, либо реле-регулятора.

Рис. 48. Присоединение контрольной лампочки для определения исправности генератора, работающего с регулятором напряжения

Генераторы, работающие совместно с реле-регуляторами, имеют схемы № 3, 4 и 5 (рис. 46). В большинстве случаев каждый генератор имеет два зажима. Один из них, главный (положительный или отрицательный), снабжен меткой «+», «+ Я» или «А». Второй зажим, вспомогательный (конец обмотки возбуждения), имеет метку «Ш или «F». На некоторых генераторах кроме того, установлен третий зажим «GRD», соединенный с «массой».

Определение места неисправности в этих генераторах производится также при помощи контрольной лампочки. Для этого надо (рис. 48) один провод от нее присоединить к «массе», а вторым касаться главного зажима генератора («+», «+Я» или «А»). Испытание производить при работе двигателя на средних оборотах.

Если контрольная лампочка загорится, это значит, что сам генератор исправен и отсутствие зарядного тока в цепи является следствием отказа в работе реле обратного тока или повреждения цепи на участке от реле-регулятора до аккумуляторных батарей. Этот участок цепи следует тщательно проверить; если в цепи не будут обнаружены дефекты, то надо снять реле-регулятор и отдать его для ремонта и регулировки в мастерскую.

Если при испытании контрольная лампочка не загорится, следует произвести дополнительные проверки, прежде чем сделать вывод, что неисправен генератор. Прежде всего, заглушив двигатель, проверить целость провода и надежность его присоединения как к вспомогательному зажиму генератора («Ш» или «F»), так и к зажиму с такой же меткой на реле-регуляторе. У генераторов, имеющих схемы № 3 и 4 (рис. 46), необходимо, кроме того, проверить, нет ли замыкания на «массу» жилы провода, идущего от вспомогательного зажима генератора («Ш» или «F»). Попутно осмотреть также провод, идущий от главного зажима генератора («+», «+ Я» или «А») к реле-регулятору. После запуска двигателя снова производить испытание контрольной лампочкой,

Если и в этом случае контрольная лампочка не горит, надо сделать последнюю проверку. Отъединить провод от вспомогательного зажима генератора («Ш» или «F») и кусочком провода соединить этот зажим с главным зажимом генератора (для генераторов, имеющих схемы № 3 и 4) или с «массой» (для генераторов, имеющих схему № 5). Провод от контрольной лампочки присоединить к главному зажиму («+», «+ Я» или «А») генератора и завести двигатель.

Если при работе двигателя на средних оборотах контрольная лампочка горит, — генератор исправен. Отсутствие же зарядного тока в цепи является следствием отказа в работе реле-регулятора. Его следует снять с автомобиля и отдать в мастерскую.

Если же контрольная лампочка не загорается, то неисправность следует искать в самом генераторе.

Последовательность осмотра и устранение неисправности те же, что и для трехщеточных генераторов.

Возможна также потеря полюсами генератора поля остаточного магнетизма. В этом случае его следует восстановить способом, указанным в разделе 7, после чего завести двигатель и проверить работу генератора.

Если указанные выше мероприятия не дают желаемых результатов, генератор снять с автомобиля и сдать для ремонта в мастерскую.

3. Неровная отдача генератора

Неровная отдача генератора обнаруживается по амперметру, колебания стрелки которого свидетельствуют об изменяющемся токе в зарядной цепи. Прежде чем искать неисправность в гене

раторе, нужно убедиться в том, что изменение тока в зарядной цепи не является следствием плохого контакта в каком-либо зажиме.

Осмотр генератора с целью определения неисправности производится в такой последовательности.

Рис. 49. Измерение прогиба приводного ремня генератора

Осматривается привод генератора. При ременном приводе следует проверить правильности натяжения ремня. Ремень считается натянутым правильно, если при нажатии пальцем руки в средней части ремня образуется прогиб в 12— 15 мм (рис. 49).

При наличии шестеренчатого привода с фрикционной муфтой последняя проверяется на отсутствие пробуксовки в ней.

При исправном приводе переходят к осмотру состояния щеток и коллектора.

Для осмотра щеток и коллектора необходимо снять защитную ленту (там, где она имеется).

Подняв пружину, пробуют двигать каждую щетку в ее щеткодержателе взад и вперед. Если щетку заедает, ее вынимают из щеткодержателя и протирают чистой тряпочкой, слегка смоченной в бензине. Этой же тряпочкой протирается щеткодержатель.

После проверки щеток осматривается коллектор. Если на его рабочей поверхности будут обнаружены выгоревшие места, грязь или выступающая между коллекторными пластинами слюда, генератор снимается с двигателя и отдается в мастерскую для проточки коллектора.

4. Повышенная отдача генератора

Увеличение тока в зарядной цепи свыше допустимого предела свидетельствует о повышенной отдаче генератора. Для генераторов, имеющих схемы № 3 и 4 (рис. 46), повышенная отдача является следствием спекания (сваривания) контактов регулятора напряжения. Убедиться в этом нетрудно, отъединив при работе двигателя на средних оборотах провод, от вспомогательного зажима генератора («Ш» или «F»): резкое уменьшение зарядного тока укажет на неисправность регулятора напряжения. Реле-регулятор надо снять с автомобиля и отдать в мастерскую для ремонта и регулировки.

В генераторах, имеющих схему № 5 (рис. 46), помимо спекания контактов регулятора напряжения, причина неисправности может быть в замыкании на «массу» жилы провода,, соединяющего вспомогательный зажим генератора («F») с соответствующим зажимом реле-регулятора.

Поиски неисправности следует вести в такой последовательности.

При работе двигателя на средних оборотах отъединить провод от зажима «F» реле-регулятора. Если ток в зарядной цепи не уменьшается, — реле-регулятор исправен.

Далее следует отъединить провод от вспомогательного зажима «F» генератора, наблюдая за показаниями амперметра.

Если ток в цепи резко уменьшается, — жила соединительного провода имеет где-то соединение с «массой». Провод необходимо просмотреть, устранить замыкание и концы снова присоединить к зажимам.

Если после отъединения провода от зажима «F» генератора ток в цепи не уменьшается, — неисправен сам генератор. Генератор надо снять с двигателя и отдать в ремонтную мастерскую.

5. Чистка коллектора генератора

В результате трения щеток о коллектор его полированная рабочая поверхность загрязняется. Этому в значительной степени способствует масло, попадающее на коллектор при плохом уходе.

Если загрязнение коллектора незначительно, его надо протереть чистой тряпочкой, слегка смоченной в бензине. Тряпочку прижать к коллектору и вращать якорь генератора. При сильном загрязнении коллектора, когда черные полосы от щеток указанным способом удалить не удается, допускается чистка коллектора бархатной стеклянной шкуркой № 00. Чистка наждачной шкуркой недопустима, так как наждак додержит в себе частицы металла, которые, собираясь между коллекторными пластинами, могут вызвать замыкание секций обмотки якоря. Одновременно крупинки наждака, попадая в подшипник, будут ускорять его износ.

Выбоины и выгоревшие места на рабочей поверхности коллектора нельзя зачищать шкуркой. Якорь должен быть отправлен в мастерскую для проточки коллектора на токарном станке. В мастерской же производится и выборка слюды, выступившей между коллекторными пластинами.

6. Чистка и притирка щеток

Рабочая поверхность щетки, долго соприкасавшаяся с грязным коллектором, должна быть очищена. Чистка производится тряпочкой, слегка смоченной в бензине.

Рис. 50. Притирка к коллектору рабочей поверхности щетки: 1 — щетка; 2 — щеткодержатель; 3 — нажимной рычаг (пружина); 4 — винт крепления провода щетки

Обрабатывать рабочую поверхность щетки шкуркой или напильником недопустимо. При неравномерном или неполном соприкосновении щетки с коллектором или замене сработавшейся щетки новой производится притирка щетки. Для этого полоску стеклянной шкурки, шириной, несколько большей щетки, наложить на коллектор гладкой стороной так, чтобы полоска шкурки охватывала не менее половины окружности коллектора (рис. 50). На шершавую поверхность шкурки опустить щетку. Двигая полоску шкурки взад и вперед, притереть щетку соответственно кривизне коллектора.

После притирки вынуть полоску шкурки и ручным мехом продуть генератор, чтобы очистить его от угольной пыли, Затем проверить с помощью динамометра давление щеток на коллектор, которое должно быть в пределах 450—800 г.

7. Восстановление поля остаточного магнетизма полюсов генератора

Восстановление поля остаточного магнетизма полюсов или сообщение полюсам правильной (необходимой) полярности может быть легко выполнено непосредственно на автомобиле при неработающем двигателе.

Для этого в системах электрооборудования, где генератор работает совместно с реле-регулятором, куском проводника соединяют на один момент зажим («Б» или «В») реле-регулятора, соединённый с аккумуляторной батареей, с зажимом («+Я» или «А») реле-регулятора, соединенным с генератором. В генераторах с третьей щеткой проводником замыкаются оба зажима реле обратного тока.

Ток аккумуляторной батареи, прошедший за этот короткий промежуток времени по обмотке возбуждения генератора, создаст на полюсах генератора желаемую полярность.

Замыкание указанных выше зажимов на длительный промежуток времени ненужно и опасно.

8. Испытание генератора

Генератор, снимавшийся с автомобиля для ремонта, перед установкой на место должен быть испытан. Цель испытания — установить исправность генератора и, следовательно, предотвратить непроизводительную затрату времени на его дополнительное снятие и установку. Кроме того, в результате испытания по описываемому ниже методу полюсам генератора сразу же сообщается необходимая полярность.

Рис. 51. Испытание генератора путем пуска его электромотором:
1 — соединение генератора, имеющего схему № 3 (рис. 46); 2 — соединение генератора, имеющего схему № 5

Испытание производится пуском генератора электромотором, при этом исправность генератора оценивается по потребляемому току.

Схема соединения генератора с источником электрической энергии приводится на рис. 51. 

Для производства испытаний необходима аккумуляторная батарея, амперметр и рубильник (выключатель).

При производстве соединений соблюдать следующие условия.

1.    Главные зажимы генератора должны быть присоединены к одноименным зажимам аккумуляторной батареи (плюс к плюсу, минус к минусу). В противном случае генератор окажется перемагниченным.

2.    Конец обмотки возбуждения, выведенный на отдельный зажим («Ш» или «F»), должен быть соединен с соответствующей щеткой (полюсом) генератора. При этом руководствоваться следующими соображениями: если один конец обмотки возбуждения присоединен к отрицательному полюсу генератора (рис. 46, схема 5), то другой конец обмотки, выведенный на отдельный зажим, соединяется с положительным полюсом, и наоборот. Недопустимо при испытании замыкать цепь с разомкнутой обмоткой возбуждения, так как от этого может произойти разнос обмоток якоря.

3.    Напряжение аккумуляторной батареи должно соответствовать номинальному напряжению, на которое рассчитан генератор.

Подготовив все соединения и тщательно проверив их, замкнуть цепь рубильником. Если потребляемый генератором ток будет находиться в пределах 3—6 а, генератор исправен, собран правильно и может быть установлен на автомобиль.








Выбор сечения автопроводки
Способы соединения проводки
Монтаж автопроводки
Поиск обрыва цепи
Поиск короткого замыкания
Аккумуляторы
Неисправности аккумулятора
Полярность аккумулятора
Запуск прикуриванием
Стартеры
Генераторы