Руководство по ремонту ГАЗель
        - ГАЗ-2705, 3213, 33021 -


  Эксплуатация   |   Двигатель   |   Трансмиссия   |   Ходовая   |   Рулевое   |   Тормоза   |   Кузов   |   Электрика  
 

Готовь шины летом


В преддверии зимы автовладельцы, привыкшие «переобувать» машины в соответствующие сезону покрышки, с грустью убедились, что цены на импортный товар подскочили на 10—20%. Тому, по мнению некоторых экспертов, есть две причины: колебания курса евро по отношению к доллару и «жадность» мелких игроков на рынке. Обе не слишком убедительны, учитывая ежегодные продажи на уровне 7—8 млн шин.

- Подорожание, прежде всего на продукцию ведущих фирм, вызвано, к сожалению, причинами, независящими ни от спроса, ни от сезона, - считает Алексей Гурин, Генеральный директор Холдинговой компании АМTEL, контролирующей примерно 35% российского рынка покрышек. - Шины - изделие массовое, выпускаемое ежегодно на гигантскую сумму в 70 млрд долларов. Особенность этой индустрии - в том, что себестоимость каждой покрышки практически одинакова у любого производителя, она мало зависит от известности марки, ценового сегмента и даже от применяемых технологий. Принято подсчитывать, во что обходится выпуск товара, умножив стоимость килограмма любой шины на ее вес. Говорю я это для того, чтобы было легче понять взаимосвязь себестоимости покрышки с ценой основного сырья для ее изготовления - натурального или синтетического каучука, а также сажи, проволоки и синтетического корда. Так вот, эти компоненты на 65% определяют, в какие расходы встанет шина, и еще по 10-12% приходится на зарплату персоналу и энергетику.

Теперь представьте, сколь радикально меняется вся калькуляция, если до конца прошлого года мы покупали натуральный каучук в Индонезии, Таиланде, Малайзии по 650-700 долларов за тонну, а теперь - по 1100. Подорожало и синтетическое сырье - с 20 до 34 тысяч рублей за тонну, хотя именно наша страна - один из основных его изготовителей в мире. И поскольку, повторюсь, у шинников нет возможности радикально удешевить технологию, сэкономить на прочих расходах, сырье и вынуждает их переложить бремя дополнительных расходов на конечного потребителя.

— Трудно поверить, что технологии отечественных производителей шин столь современны, что не поддаются усовершенствованию...

- Сказанное относится в первую очередь к потребителям «брендовой» продукции. Для ездящих на «КамАЗах», «ВАЗах», «УАЗах» ситуация на рынке складывается в целом неплохо. Но отечественные шинные заводы, выпускающие сегодня 43 млн покрышек в год (для сравнения: в 1986 году - 70 млн), с лихвой покрывают спрос, более того - создают даже избыточное предложение. То есть соотношение «спрос-предложение» диктует производителям очень осторожную ценовую политику. Поспешил переписать ценник - потерял покупателей.

— Вы сказали, что каучук на мировых рынках подорожал в конце прошлого года. Почему же это аукнулось только сейчас?

- Изготовитель, к счастью для клиентов и к несчастью для себя, не может сразу перенести рост себестоимости на конечного потребителя. По разным причинам: действующие долговременные контракты с поставщиками сырья, наличие в торговом обороте «старых» покрышек, стремление дилеров продать ходовой товар по привлекательным ценам. Но наступает время, когда производитель, тратящий больше других на выпуск каждой шины, выбрасывает белый флаг, затем это делает другой, также не способный похвастаться самой низкой себестоимостью, третий... и цены, наконец, повышаются. Вот сейчас как раз такой момент.

— В стране, по некоторым оценкам, более 20 млн автомобилей, преимущественно отечественного производства. И что им до подорожания шин «брендовой» категории?

- В том-то и дело, что за считанные годы произошло резкое увеличение парка новых и подержанных иномарок. Только в 2002 году их ввезено около 615 тысяч. И подавляющее большинство владельцев second hand, не говоря уже об обладателях свежих автомобилей, предпочитают «обувать» их либо в шины от известных мировых производителей, либо в покрышки не столь известных компаний, но отвечающие всем современным стандартам.

Что же до владельцев отечественных автомобилей, по-прежнему использующих шины российских заводов, то и им со временем - и оно наступит скоро - придется больше платить за резину. Потому что эти предприятия встанут либо по причине дряхлости основных фондов, либо для серьезного переоснащения - нельзя же бесконечно долго работать на безнадежно устаревшем оборудовании.

— Судя по всему, подорожание затронет не только зимнюю резину, но и любую другую.

- Совершенно верно, рост цен неизбежен. Зимние шины подорожали первыми потому, что они, образно говоря, лежат на периферии интересов крупных мировых производителей: конструкция и технологии сложны, затраты велики, а массовым выпуском и не пахнет. Другое дело - покрышки летние, всесезонные, на них основные расходы и от их реализации - главный заработок.

Беседу вел Игорь Андреев