Руководство по ремонту ГАЗель
- ГАЗ-2705, 3213, 33021 -

Кузов автомобиля ГАЗ М-72

Кузов автомобиля М-72—закрытый, пятиместный, четырехдверный, цельнометаллический, несущей конструкции. По форме и размерам он одинаков с кузовом автомобиля М-20 «Победа», но они взаимонезаменяемы между собой.

Учитывая, что автомобиль М-72 предназначается для работы в тяжелых дорожных условиях, кузов М-72, в отличие от кузова М-20 «Победа», имеет повышенную жесткость (сопротивляемость изгибающим и скручивающим нагрузкам), что обеспечивает эму достаточную долговечность при езде ло плохим дорогам и бездорожью.

Взаимозаменяемыми деталями кузовов автомобилей М-72 и М-20 являются двери, стекла, детали оперения (облицовка радиатора, капот, брызговики бамперов и др.)» а также кузовная арматура (стеклоочистители, замки, стеклоподъемники, петли и др.).

Корпус кузова (фиг. 229)—цельносварной. Его детали соединены между собой стыковой и контактной электросваркой. Отдельные места усилены дуговой и газовой сваркой.

В отличие от кузова М-20. в корпусе кузова М-72 предусмотрены усилители: в передке — штампованная балка в верхней части панели передка — усилитель 2; пол имеет поперечину 7 и усилители 5; лонжероны пола имеют усилители 6, а в зоне буфера задней рессоры — усилители 4; крыша в зоне центральной стойки имеет усилители 3. Пол кузова имеет вырез для размещения раздаточной коробки (устанавливаемой на специальной поперечине) и карданного вала переднего моста.

Для защиты от коррозии внутренние поверхности и места соединения деталей пола перед сваркой покрывают специальным токопроводящим составом. (Состав должен быть токопроводящим для обеспечения контактной электрической сварки деталей в условиях серийного заводского производства.)

Для установки двигателя, радиатора и передней подвески к корпусу кузова прикреплена короткая рама (фиг. 229). Болтовое соединение подкосов рамы (фиг. 230) следует периодически осматривать и подтягивать, так как это соединение подвержено переменным нагрузкам.

Двери (фиг. 231) одинаковы с дверями автомобиля М-20 «Победа» и полностью взаимозаменяемы.

Каждая дверь подвешена на двух петлях — 14 и 17. В закрытом положении дверь опирается на петли и на клинообразный направляющий шип 2, расположенный на замочной стороне двери. Положение его регулируется с расчетом на беззазорное соединение с гнездом шипа на замочной стойке кузова (фиг. 232).

Фиг. 229. Корпус кузова автомобиля М-72:

1 — усилитель передка, 2—усилитель передней панели передка. 3— усилитель крыши в зоне центральной стойки. усилитель лонжерона пола под буфер рессоры, 5—усилители пола, 6—усилитель лонжерона пола, 7—усилитель средней поперечины пола, 8 - подкос рамы.

Фиг. 230. Крепление подкосов рамы к корпусу кузова М-72,

Фиг. 231. Дверь (левая передняя) без внутренней обшивки и без направляющей стойки опускного стекла:

Плотное соединение шипа с гнездом обеспечивается двумя клинообразными сухарями: одним подвижным и другим неподвижным.

Чтобы дверь при ее открытии не повредила крыла, имеется ограничитель 16 (фиг. 231), позволяющий открывать дверь только до определенного положения.

Ограничитель представляет собой шарнир-но закрепленную тягу с резиновым буфером, опирающимся при открытии двери на петельную стойку.

Длина тяги ограничителя может регулироваться.

Двери запираются замком, имеющим подвижной «язык» 3 и неподвижный клинообразный упор 9, прикрепленный к замочной стоике. Для предохранения от самопроизвольного открытия двери на ходу автомобиля в упоре имеется собачка 10. Замок имеет выключатель 7, расположенный с внутренней стороны двери. Выключатель, будучи нажат вниз, отключает наружную ручку от замка двери. Внутренняя ручка двери связана с замками пластинчатой тягой.

Двери имеют два раздельных стекла: поворотное и опускное. Поворотное стекло, окантованное металлической рамкой, при открывании фиксируется в нужном положении фрикционным механизмом. Опускные стекла перемещаются по направляющим (ворсистым желобкам).

Стеклоподъемник. Для плавного перемещения стекол без перекосов и заедания применяются двухрычажные стеклоподъемники (фиг. 233 и 234).

Схема действия стеклоподъемников как передней, так и задней двери одинакова; конструктивно они различаются тем, что у стеклоподъемников передних дверей (фиг. 233) к обойме прикреплен угловой кронштейн 8.

При вращении рукоятки, расположенной на внутренней панели дверей и жестко соединенной с малой шестеренкой, поворачивается зубчатый сектор 11, к которому приклепан рычаг 15, а к последнему шарнирно присоединен рычаг 2 который предотвращает перекосы стекла при его перемещении. Верхние концы рычагов 2 и 15 движутся по направляющей кулисе, прикрепленной к обойме стекла, а нижний конец вспомогательного рычага 2 — по направляющей (короткой) кулисе, прикрепленной к двери.

Фиг. 232. Гнездо шипа и упор замка двери (слева—детали гнезда шипа в разобранном виде):

1 и 6—резиновые буфера, 2—нижней сухарь, 3—корпус гнезда шипа двери, 4— верхний сухарь, 5—обойма, 7—пружина верхнего сухаря, 8—винт крепления упора, 9—защелка языка двери, 10—предохранительная собачка защелки языка замка двери, 11—винт крепления гнезда шипа.

Фиг. 233. Стеклоподъемник передней двери:

1—неподвижная горизонтальная кулиса, 2—вспомогательный рычаг стеклоподъемника, 3—винты крепления верхней кулисы к обойме стекла, 4—горизонтальная кулиса, 5—обойма стекла, 6—стекло, 7—гайки крепления пальцев к угольнику, 8—угольник обоймы стекла, 9—ось ручки стеклоподъемника, 10—основание механизма стеклоподъемника, 11—зубчатый сектор, 12—вертикальная кулиса, 13— пружина, 14—отверстия крепления стеклоподъемника к двери, 15— рычаг стеклоподъемника, 16— кожаные шайбы, 17—направляющий палец горизонтальной кулисы, 18—резиновая прокладка стекла, направляющий палец вертикальной кулисы, 20—кожаные шайбы вертикальной кулисы.

Для уравновешивания стекла и облегчения его подъема имеется пружина 13.

Сиденья. Переднее сиденье кузова подвижное, для удобства посадки водителя оно может быть передвинуто вперед или назад. Переднее сиденье вместе со спинкой при ремонтах может быть снято, что облегчает доступ к узлам и агрегатам автомобиля. Подушка заднего сиденья крепится к корпусу винтами. Спинка заднего сиденья закреплена винтами со стороны багажника.

Багажник. Ручная кладь, запасное колесо и шоферский инструмент размещаются в багажнике (фиг. 235).

Помещение багажника разделено горизонтальной перегородкой на два отделения: верхнее — для ручной клади и нижнее — для инструмента, принадлежностей и запасного колеса.

Фиг. 234. Стеклоподъемник задней правой двери:

7—неподвижная кулиса, 2—вспомогательный рычаг, винты крепления обоймы стекла к подвижной кулисе, подвижная кулиса, 5—обойма стекла, 6—опускное стекло, 7—зубчатый сектор, 8—основание механизма стеклоподъемника, 9—отверстие крепления стеклоподъемника к двери, 10—пружина, 11—-рычаг стеклоподъемника, 12—кожаные шайбы, 13—палец, 14— резиновая прокладка стекла.

Уплотнитель из губчатой резины по периметру проема крышки багажника обеспечивает плотное прилегание крышки к проему и препятствует проникновению в закрытый багажник атмосферных осадков, а также дорожной пыли и грязи.

Крышка багажника подвешена на двух петлях. В открытом положении она поддерживается телескопическим упором, в закрытом положении запирается замком.

Капот (аллигаторного типа) со стороны щитка передка подвешен на двух петлях. Передняя часть капота спирается на облицовку радиатора.

Для облегчения открывания капота и уравновешивания его в открытом положении на каждой петле имеются сильные витые пружины. Дополнительно для поддержания капота в открытом положении пользуются откидной стойкой. Капот запирается замком, расположенным на облицовке радиатора.

Для предотвращения произвольного открывания капота при движении автомобиля в передней части имеется предохранительная защелка (крючок).

Фиг. 235. Багажник автомобиля М-72:

1—крышка багажника, 2—буфер крышки багажника, 3— замок багажника, 4—губчатый уплотнитель крышки багажника, 5—скоба крепления запасного колеса, 6—задний брызговик, 7—упорная стойка крышки багажника.

Замок капота имеет привод-тягу с рукояткой, расположенной под панелью приборов с правой стороны (по ходу автомобиля).

Отопление и вентиляция кузова. Схема действия системы отопления кузова автомобиля М-72 (фиг. 236) такая же, как и автомобилей ГАЗ-69 и М-20 и состоит из радиатора отепления 2, установленного в передке под люком 5 вентиляции кузова, вентилятора 10, приводимого в движение маленьким электромотором 9, и трубопроводов 7 и 8, соединяющих радиатор отопителя с системой охлаждения двигателя.

Встречный потек воздуха на ходу автомобиля вгоняется в кузов через открытый люк 5, проходит через фильтр 3 и подогревается в радиаторе 2. Нагретый свежий воздух поступает в кузов автомобиля. Во время действия отопления в кузове создается небольшое избыточное давление, в результате чего воздух через неплотности идет не в кузов, а из кузова. Такая система предотвращает попадание в кузов холодного воздуха через неплотности.

Фиг. 236. Система отопления кузова и обдува ветрового стекла: 1 —рукоятка включения электромотора, 2—радиатор отопителя, 3— воздушный фильтр, 4— воздухопровод обогрева ветрового стекла, 5—люк вентиляции кузова, 6— игольчатый краник, 7 и 8—трубопровод, соединяющий радиатор отопителя с системой охлаждения двигателя, 9—электромотор, 10—вентилятор.

Регулировка температуры внутри кузова производится величиной открытия люка 5 отопителя и степенью открытия водяного запорного краника, расположенного на головке блока цилиндров двигателя. При движении по городу следует водяной краник держать полностью открытым и для регулировки температуры в кузове пользоваться только люком отопителя.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ПРОМЫВКИ ВЕТРОВОГО СТЕКЛА АВТОМОБИЛЯ М-72

Для промывки ветрового стекла от попавшей на него во время езды пыли и грязи автомобиль М-72 имеет специальное приспособление. Это приспособление (фиг. 237) состоит из насоса бачка 2 с горловиной, закрывающейся резьбовой пробкой, впускного 3 и выпускного 4 резиновых шлангов и жиклера 6, через который вода подается на поверхность стекла.

Принцип действия приспособления состоит в следующем.

В бачок, который крепится на передней стенке кузова под панелью приборов, заливают воду. Для этого необходимо снять бачок, ослабив гайки 5, и отвернуть пробку.

Вода из бачка к жиклеру подается принудительно—насосом диафрагменного типа, который расположен левее педали сцепления. Корпус насоса состоит из двух частей, между которыми зажата резиновая диафрагма 11. В корпусе насоса смонтированы два шариковых клапана: впускной 7 и выпускной 8. Между диафрагмой и стенкой корпуса находится пружина 12.

При нажатии ногой на педаль 9 насоса происходит перемещение штока 10 и, следовательно, диафрагмы. Перемещение диафрагмы вызывает уменьшение объема, заполненного водой. Давлением воды открывается выпускной клапан, через который она попадает в выпускной шланг. Пружина насоса находится в сжатом состоянии.

При снятии ноги с педали насоса диафрагма под действием пружины возвращается в исходное положение, что создает разрежение, и вода из бачка по впускному шлангу через впускной клапан заполняет насос.

Для того чтобы насос подавал воду при первом нажатии на педаль, -необходимо из насоса и шлангов удалить воздух и заполнить их водой. Это достигается прокачиванием насоса после заливки бачка водой до вытекания ее из жиклера.

Жиклер установлен под ветровым стеклом.

В корпусе жиклера имеются два просверленных шарика. Изменяя псложение шариков при помощи иглы или заостренного стержня (0,8 мм), можно добиться необходимого направления струй воды.

Для очистки стекла от грязи необходимо включить стеклоочиститель и подкачивать воду из бачка, нажимая на педаль насоса, пока стекло не очистится.

При наступлении заморозков воду из приспособления следует сливать.

Фиг. 237. Приспособление для промывки

ветрового стекла: 1 —насос, 2—бачок, 3—впускной шланг, 4—выпускной шланг, 5—гайка крепления бачка, 6—жиклер, 7—впускной клапан, 8—выпускной клапан, 9—педаль, 10— шток, 11—диафрагма, 12—пружина, 13—корпус.