Руководство по ремонту ГАЗель
- ГАЗ-2705, 3213, 33021 -

Монтаж и демонтаж автомобильной проводки



1. Общие сведения

При монтаже проводки на автомобиле провода, подводящие ток к потребителям и вспомогательным приборам, чаще всего заключаются либо в общую оплетку из хлопчатобумажной пряжи, либо в металлическую трубу.

Это облегчает крепление большого количества проводов и дает возможность сделать всю проводку более компактной, а при наличии металлической трубы защищать провода от механических повреждений.

Наличие общей оплетки или трубы на группе проводов, большое количество самих проводов и сложность монтажа затрудняют быстрое определение концов нужного провода и приводят к неправильным присоединениям. Поэтому при демонтаже приборов электрооборудования необходимо предварительно отмечать концы отъединяемых проводов. Если это не было сделано, концы проводов определяются по расцветке оплетки проводов или специальным биркам на их концах. Если оплетка проводов не имеет расцветки, а концы их при демонтаже не были помечены,,то для определения концов проводов пользуются контрольными или измерительными приборами.

2. Меры предосторожности при демонтаже приборов электрооборудования

Снимая с автомобиля какой-либо прибор электрооборудования для осмотра или устранения неисправности, необходимо прежде всего отъединить концы проводов от зажимов этого прибора и обязательно пометить концы проводов, чтобы при обратной постановке прибора его можно было быстро, а главное правильно включить в цепь. Это особенно важно в тех случаях, когда к зажимам прибора присоединяется несколько проводов и, следовательно, возможность неправильного включения наибольшая. Примером могут служить генераторы, реле-регуляторы, центральные или световые переключатели, к которым присоединяются три, четыре, а иногда и большее число проводов.

Можно рекомендовать следующие два способа пометки концов проводов, получившие практическое применение.

По первому способу на отъединенный от зажима конец провода вешается бумажный или карточный кружок, на который записывается, к какому зажиму прибора был присоединен провод. Если зажим прибора не имеет буквенных или цифровых меток, то следует самому поставить у зажима какую-либо метку, которую и указать на картонном кружке, или же сделать на этом кружке рисунок зажима с его особенностями. Кружок следует прикреплять на проводе сразу же после отъединения его от зажима.

Когда прикреплять кружки на отъединяемых проводах неудобно, применяют второй способ.

В этом случае на листе бумаги делается эскизный набросок прибора с расположенными на нем зажимами и концами присоединенных проводов. У каждого зажима на эскизе должны быть доставлены те метки, которые имеются на приборе. Кроме того, на эскизе должна быть указана расцветка каждого присоединенного к зажиму провода или номер специальной металлической бирки, укрепленной на его конце.

Эти мероприятия дадут возможность при установке. прибора на автомобиль быстро произвести необходимые соединения и избежать последствий неправильного включения.

Следует принять за правило отъединять при всяком монтаже и демонтаже приборов электрооборудования провод, соединяющий один из зажимов аккумуляторной батареи с «массой».

Если по каким-либо причинам при демонтаже приборов электрооборудования не были сделаны эскизы зажимов с проводами или на отъединенных концах проводов не были подвешены бирки, определение концов нужного провода производится одним из приводимых ниже способов.

3. Определение концов провода по расцветке

Определение концов провода по расцветке оплетки не представляет трудностей. Предположим, что от центрального переключателя автомобиля отходит пучок изолированных проводов, заключенных в общую оплетку. Один из проводов пучка в конце его присоединен к патрону лампочки заднего фонаря и имеет черную оплетку. Следовательно, если нам необходимо установить, какой провод в начале пучка- (у центрального переключателя) соединен с лампочкой заднего фонаря, следует искать провод в черной оплетке.

При наличии в пучке двух или более проводов в одинаковой по цвету оплетке различить провода можно по сечению их жилы. В том случае, когда и сечения проводов одинаковые, следует для определения воспользоваться способом, указанным в разделе 6.

4. Определение концов провода по биркам

В некоторых случаях для распознавания концы проводов снабжаются металлическими бирками с выбитым на них номером или буквой; оба конца любого провода всегда имеют одинаковый номер или букву; так, например, если начало какого-либо провода имеет бирку с номером 15, то конец этого же провода с противоположной стороны трубы также будет иметь бирку с номером 15.

5. Определение концов провода способом продергивания

При отсутствии на оплетке проводов расцветки или металлических бирок на концах и при условии, что провода проложены в трубе небольшой длины, можно применять способ продергивания. Для этого, взявшись рукой за начало того провода, конец которого хотят определить на противоположном конце трубы, осторожно продергивают его на себя, удерживая остальные провода. Одновременно необходимо наблюдать, какой из проводов на противоположном конце трубы будет перемещаться. Для большей уверенности, что конец определен правильно, следует продернуть провод с противоположной стороны, удерживая рукой остальные провода от перемещения.

Определив концы какого-нибудь провода, их следует присоединить к соответствующим зажимам и только после этого приступить к определению концов других проводов.

6. Определение концов провода при помощи контрольной лампочки

При отсутствии расцветки проводов, бирок на концах проводов, при большой длине проводов или при плотном размещении проводов в трубе для определения концов провода рекомендуется пользоваться контрольной лампочкой.

Здесь возможны два случая:

а) определение с использованием «массы» машины,

б) определение с использованием одного провода, концы которого известны.

Способ определения концов провода с использованием в качестве обратного провода «массы» машины приведен на рис. 15.

Рис. 15. Определение концов провода при помощи контрольной лампочки с использованием "массы" автомобиля

В качестве источника электрической энергии можно применять любую аккумуляторную батарею и, в частности, установленную на машине. В последнем случае нет надобности вынимать батарею из гнезда, а достаточно, оставив один из полюсов батареи соединенным с «массой», ко второму полюсу присоединить вспомогательный провод. Этот провод соединяют с проводом, конец которого хотят определить. Перед присоединением необходимо расправить выступающие из общей оплетки или трубы концы проводов, с тем чтобы исключить случайные замыкания. Затем у противоположного конца общей оплетки или трубы присоединяют к «массе» один из проводов от контрольной лампочки, а вторым касаются поочередно жилы каждого выступающего провода. Загоревшаяся контрольная лампочка укажет, что искомый конец проводи обнаружен. В такой же последовательности определяются концы других проводов.

Определение концов с использованием одного провода, концы которого известны (например, провода A—A), аналогично предыдущему случаю. Нетрудно видеть (как это показано на рис. 16), что провод A—A в данном случае используется вместо «массы».

Рис. 16. Определение концов провода при помощи контрольной лампочки с использованием провода (А—А), концы которого известны

7. Определение концов провода при помощи вольтметра

При отсутствии контрольной лампочки она может быть с успехом заменена переносным вольтметром.любого типа. Вольтметр включается так же и в тех же точках, что и контрольная лампочка (рис. 15 и 16).

Последовательность операций при определении концов остается такой же.

Определение концов при при помощи вольтметра имеет то преимущество, что в качестве источника электрической энергии допускает применение гальванических элементов. Обычно бывает достаточно включить один или два последовательно соединенных элемента от телефонного аппарата.

8. Проверка на отсутствие замыкания между жилами отдельных проводов или замыкания провода на «массу»

Проверка на отсутствие замыкания между жилами двух или большего числа проводов, заключенных в одной оплетке или трубе, производится согласно схеме, приведенной на рис. 17.

Рис. 17. Определение при помощи контрольной лампочки наличия замыкания между жилами двух проводов

Для исключения ошибок при проверке концы проводов с обеих сторон трубы следует отвести один от другого, с тем чтобы предотвратить случайное касание их жил. Соединив контрольную лампочку послед овательно с аккумуляторной батареей (рис. 17), следует отрицательный зажим батареи присоединить к любому из проводов, выходящих из одного конца трубы, а вторым концом провода от контрольной лампочки касаться поочередно остальных проводов. Таким же путем нужно проверить каждый следующий соседний провод относительно других. Если при присоединении к одной из пар проводов контрольная лампочка загорится, значит, замыкание происходит именно между этой парой проводов. В тех случаях, когда лампочка ни при одном положении не загорится, замыкание отсутствует.

Рис. 18. Определение при помощи контрольной лампочки наличия замыкания жилы провода на „массу"

Проверка замыкания жилы провода на «массу» производится .согласно схеме на рис. 18. Аккумуляторная батарея соединяется последовательно с контрольной лампочкой, а свободный зажим батареи — с «массой». Свободным концом провода от контрольной лампочки поочередно касаются жил тех проводов, которые необходимо испытать. При наличии соединения какого-либо провода с «массой» контрольная лампочка загорается.










Выбор сечения автопроводки
Способы соединения проводки
Монтаж автопроводки
Поиск обрыва цепи
Поиск короткого замыкания
Аккумуляторы
Неисправности аккумулятора
Полярность аккумулятора
Запуск прикуриванием
Стартеры
Генераторы