Руководство по ремонту ГАЗель
        - ГАЗ-2705, 3213, 33021 -


  Эксплуатация   |   Двигатель   |   Трансмиссия   |   Ходовая   |   Рулевое   |   Тормоза   |   Кузов   |   Электрика  
 

Неисправности аккумуляторных батарей, их обнаружение и устранение



Заряженная аккумуляторная батарея при работе на автомобиле быстро разряжается.

Причиной ускоренной разрядки батареи обычно являются:

—    уменьшение емкости батареи;

—    самозаряд вследствие загрязнения электролита;

—    самозаряд вследствие поверхностной утечки.

Уменьшение емкости чаще всего происходит в результате сульфатации пластин.

Действительная емкость, т. е. емкость, которую имеет батарея при данном ее техническом состоянии, определяется следующим образом. Батарея вначале заряжается на зарядной станции в соответствии с указаниями в разделе 10. После этого батарею необходимо разрядить током, указанным в табл. 8, до напряжения 1,75 в на каждый аккумулятор. Напряжение измеряется при включенном зарядном токе. Произведение числа часов, в течение которых батарея разряжалась до напряжения 1,75 в, на разрядный ток в амперах и даст искомую емкость батареи, выраженную в ампер-часах.

Если уменьшение емкости невелико (не больше 20—30%), рекомендуется попытаться удалить сульфат следующим образом.

Разрядить батарею током, указанным в табл. 8, до напряжения 1,75 в на аккумулятор и, вылив электролит, заменить его дистиллированной водой. Произвести зарядку током второй ступени, указанным в табл. 8. При обнаружении признаков окончания зарядки искусственно довести плотность электролита до нормальной, соответствующей данным климатическим условиям и времени года (табл. 7).

Рис. 34. Определение наличия поверхностной утечки тока при помощи переносного вольтметра

После зарядки снова определить емкость батареи путем разрядки, и, если будет обнаружено повышение ее по сравнению с первым измерением, провести следующую зарядку током второй ступени, проделав указанные операции несколько раз до получения наибольшей емкости, отдаваемой батареей. После окончательной зарядки батарея может быть установлена на автомобиль.

Если вышеуказанные мероприятия не дадут увеличения емкости, сдать батарею в мастерскую для замены пластин.

Чрезмерно большой саморазряд, вызывающий быструю разрядку батареи, является следствием загрязнения электролита. Электролит в этом случае надо заменить. Помимо загрязнения электролита, большой саморазряд может быть вызван утечкой тока по поверхности мастики или ящика (моноблока).

Наличие утечки по поверхности определяется переносным вольтметром (рис. 34). Для этого один провод от вольтметра присоединяют к любому зажиму батареи, а другим касаются поверхности изоляционной мастики, крышек и деревянного ящика в различных точках. Отклонение стрелки вольтметра будет свидетельствовать о наличии утечки.

Для устранения поверхностной утечки необходимо тщательно протереть поверхность крышек и изоляционной мастики тряпочкой, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта, и затем вытереть насухо. Обнаруженные трещины на поверхности изоляционной мастики надо заделать, предварительно удалив с их поверхности электролит. Заделывать трещины надо при помощи лопаточки с гладкими сторонами следующим образом. Нагрев конец лопаточки на паяльной лампе, водить ею по изоляционной мастике, пока не будут заделаны трещины и не получится гладкая поверхность.

Деревянный ящик, пропитанный электролитом и способствующий поверхностному саморазряду, заменяется новым.

При включении стартера напряжение в системе электрооборудования резко снижается.

Причиной указанной неисправности чаще всего являются:

—    разрядка аккумуляторной батареи;

—    окисление наконечников проводов на зажимах батареи;

—    частичное нарушение контакта между свинцовой перемычкой и полюсным отростком одного из аккумуляторов.

Проверка степени разрядки должна быть произведена во всех аккумуляторах батареи.

Если при этой проверке окажется, что батарея заряжена, следует проверить, не окислены ли наконечники проводов, присоединенных к зажимам батареи. Замеченные на наконечниках окислы надо очистить.

Частичное нарушение контакта между свинцовой перемычкой и полюсным отростком одного из аккумуляторов легко обнаружить, если после нескольких запусков двигателя стартером проверить рукой температуру перемычек. Нагрев какой-либо перемычки укажет на частичное нарушение контакта между местами соединения. Батарею следует отдать в мастерскую.

«Переполюсовка» одного из аккумуляторов батареи.

Переполюсовка, т. е. изменение полярности аккумулятора на обратную, обычно происходит вследствие того, что полюсы аккумулятора оказались замкнутыми накоротко на определенный промежуток времени или данный аккумулятор являлся «отстающим» (т. е. имеющим меньшую степень зарядки).

В обоих случаях этот аккумулятор, разрядившись раньше других до нуля, стал «заряжаться» их током в противоположном направлении.

Обнаружить переполюсованный аккумулятор можно вольтметром. Такой аккумулятор имеет, как правило, пониженное напряжение, при этом стрелка вольтметра отклоняется в противоположную, от нормальной, сторону. Для восстановления прежней полярности переполюсованный аккумулятор следует зарядить отдельно (рис. 35) током второй ступени. Если при последующей разрядке переполюсованный аккумулятор отдает полную емкость, вся батарея заряжается в соответствии с указаниями в разделе 10 и устанавливается на автомобиль. В противном случае отдельная зарядка для переполюсованного аккумулятора повторяется.

Рис- 35. Присоединение проводов при зарядке переполюсованного аккумулятора батареи (переполюсован средний аккумулятор)

Короткое замыкание внутри отдельного аккумулятора батареи.

Короткое замыкание внутри отдельного аккумулятора является следствием главным образом разрушения сепараторов и замыкания разноименных пластин блока частицами выкрошившейся активной массы. Наличие замыкания характеризуется тем, что напряжение на зажинах этого аккумулятора снижается до нуля или близко к нему.

В отличие от переполюсованного короткозамкнутый аккумулятор в процессе зарядки на зарядной станции не дает повышения напряжения на зажимах и изменения плотности электролита. Батарея с короткозамкнутым аккумулятором должна быть отправлена в мастерскую для разборки и устранения короткого замыкания.

Трещины в моноблоке или эбонитовых бачках аккумуляторной батареи.

Трещины в моноблоке или эбонитовых бачках являются следствием резких ударов и толчков при переносках батареи или слабого крепления батареи в гнезде автомобиля. Признаками наличия трещин являются: а) быстрая убыль электролита в каком-либо одном аккумуляторе батареи: б) кристаллизация соли на поверхности моноблока или деревянного ящика; в) влажность стенок и дна моноблока или деревянного ящика. Как правило, при указанной неисправности требуется замена всего моноблока батареи, что выполнимо только в условиях мастерской.








Выбор сечения автопроводки
Способы соединения проводки
Монтаж автопроводки
Поиск обрыва цепи
Поиск короткого замыкания
Аккумуляторы
Неисправности аккумулятора
Полярность аккумулятора
Запуск прикуриванием
Стартеры
Генераторы