Руководство по ремонту ГАЗель
        - ГАЗ-2705, 3213, 33021 -


  Эксплуатация   |   Двигатель   |   Трансмиссия   |   Ходовая   |   Рулевое   |   Тормоза   |   Кузов   |   Электрика  
 

Определение обрыва, или неисправностей в электрических цепях автомобиля


1. Общие сведения

Внешним признаком неисправности в цепи какого-либо прибора системы электрооборудования является отказ в действии этого прибора. Прежде чем производить поиски неисправности в самом приборе, следует убедиться в исправности проводки от источника электрической энергии до этого прибора и, только убедившись в ее исправности, переходить к осмотру самого прибора.

Наиболее удобный способ определения исправности проводки заключается в проверке отдельных цепей при помощи контрольной лампочки. В качестве источника электрической энергии в данном случае удобно использовать установленную на автомобиле аккумуляторную батарею.

Для быстрого определения и устранения, неисправностей в той или иной цепи необходим навык, который приобретается в процессе работы на машине. Особенно важным при этом является знание общей схемы электрооборудования и умение точно установить по чисто внешним признакам, в какой цепи имеется неисправность.

В поисках неисправности нельзя разбрасываться (искать ее то в одном, то в другом месте). Необходимо обдуманно и последовательно проверять каждый участок цепи и, только убедившись в его исправности, переходить к следующему связанному с ним участку. Ниже рассма

триваются наиболее характерные случаи неисправностей в цепях системы электрооборудования: обрыв (нарушение контакта) в цепи того, или иного прибора и короткое замыкание проводов, потребителей или вспомогательных приборов.

2. Обнаружение обрыва на любом участке цепи системы электрооборудования

Одной из причин прекращения действия того или иного потребителя системы электрооборудования является нарушение соединения жилы в какой-либо точке (зажиме, контакте) или обрыв жилы провода.

Нарушение контакта или обрыв в цепи происходит по следующим причинам;

—    окисление наконечников проводов в месте их крепления под гайкой зажима;

—    самопроизвольное отвинчивание гаек или стопорных винтов, крепящих соединительные провода в зажимах приборов или переходных коробок;

—    обрыв жилы провода.

Обрыв жилы провода наблюдается в практике сравнительно редко. Чаще всего нарушение контакта бывает в местах соединения провода с наконечником (излом), а также в результате окисления наконечников в зажимах приборов или самопроизвольного отвинчивания гаек и стопорных винтов.

Определение места обрыва в цепи производится с помощью контрольной лампочки (мощность-лампочки не свыше 5 вт) в такой последовательности.

Один из проводов контрольной лампочки присоединяется к «массе» машины в любой, наибо

Лее удобной точке (рис. 19). Затем следуем включить на щитке водителя тот прибор, в цепи которого обнаружена неисправность. Острием наконечника, присоединенного ко второму проводу контрольной лампочки, поочередно касаются жилы провода, наконечников или зажимов, начиная от неработающего потребителя и действуя в дальнейшем в направлении к аккумуляторной батарее (цифры 1, 2 и 3 на рис. 19).

Рис. 19. Принципиальная схема применения контрольной лампочки при обнаружении места обрыва (нарушения контакта) в цепи

Для ускорения процесса проверки и исключения ошибок рекомендуется пользоваться общей схемой электрооборудования.

Горение контрольной лампочки свидетельствует, что цепь на участке от испытуемой точки до аккумуляторной батареи исправна.

Если лампочка при касании наконечником какой-либо точки (1) цепи, начиная от неработающего потребителя, не загорается, необходимо коснуться следующей точки (2). Так последовательно нужно переходить от одной точки цепи 42 к lругой, пока при касании наконечником какой-либо точки (3) лампочка загорится.

Следует помнить, что обрыв или нарушение контакта будет находиться на том участке цепи, в конце которого лампочка загорелась, а в начале не горела. За направление считать направление от потребителя к источнику электрической энергии (к аккумуляторной батарее).

В тех случаях, когда жила провода не присоединяется к открытому зажиму потребителя, а вводится внутрь его (например у фары) или когда производится проверка участков провода между двумя зажимами, допускается прокол наконечником изоляции испытуемого провода.

Пример 1. На автомобиле ГАЗ лампочка заднего сигнального фонаря не горит при всех положениях рычага светового переключателя. Для определения неисправности ^следует прежде всего включить испытуемый участок, для чего поставить рычаг светового переключателя соответственно в первое, второе или третье положение. Затем присоединить один провод от контрольной лампочки к раме автомобиля («массе»), а наконечником второго провода проколоть осторожно изоляцию провода, подходящего к лампочке у самого фонаря (рис. 20). Контрольная лампочка загорелась, — следовательно, проводка до заднего-фонаря исправна. Тогда необходимо снять стекло заднего фонаря и проверить, не перегорела ли нить лампочки. Лампочку с перегоревшей нитью следует заменить. Если лампочка окажется исправной, проверить контрольной лампочкой, не отъединился ли провод от зажима патрона и не окислились ли детали патрона. Замеченную неисправность устранить.

Пример 2. Электрический указатель уровня бензина автомобиля «Интернационал» при включенном зажигании и полном бензиновом баке показывает ноль. Очевидно, причиной является нарушение контакта или обрыв в цепи указателя уровня бензина. Для проверки цепи воспользуемся контрольной лампочкой, присоединив один провод от нее к любой точке корпуса автомобиля (рис, 21). Наконечником второго провода будем касаться отдельных точек цепи указателя уровня бензина, начиная от реостата в бензиновом баке до тех пор, пока контрольная лампочка не загорится. Предположим, что при касании наконечником второго зажима переходной колодки (рис. 21) лампочка загорелась. Следовательно, цепь до этого зажима исправна. Нарушение контакта необходимо искать в зажимах переходной колодки, произведя проверку их согласно рис. 22.

Рис. 20. Определение контрольной лампочкой неисправности в цепи заднего фонаря автомобиля ГАЗ

Рис. 21. Определение контрольной лампочкой неисправности в цепи указателя уровня бензина автомобиля

Рис. 22. Последовательность операций при определении места нарушения контакта в зажиме переходной колодки и между жилой провода и наконечником

Рис. 23. Последовательность операций при определении места нарушения контакта в зажиме прибора

Особенно тщательной проверки контрольной лампочкой требуют места соединения наконечников проводов с зажимами приборов и переходных колодок, а также соединение самой жилы провода с наконечником.

Последовательность проверки контрольной лампочкой этих участков цепи показана на рис. 22 и 23.

Способ устранения обнаруженной неисправности зависит от характера неисправности. Если установлено отсутствие контакта между наконечником и болтом зажима, наконечник, болт и гайки подвергаются чистке стеклянной шкуркой. При обрыве жилы провода у наконечника производится заделка провода в новый наконечник, Обрыв жилы провода устраняется ее соединением.








Выбор сечения автопроводки
Способы соединения проводки
Монтаж автопроводки
Поиск обрыва цепи
Поиск короткого замыкания
Аккумуляторы
Неисправности аккумулятора
Полярность аккумулятора
Запуск прикуриванием
Стартеры
Генераторы