Руководство по ремонту ГАЗель
        - ГАЗ-2705, 3213, 33021 -


  Эксплуатация   |   Двигатель   |   Трансмиссия   |   Ходовая   |   Рулевое   |   Тормоза   |   Кузов   |   Электрика  

Неумирающая рессора


Старинный механизм не собирается на пенсию

Как случалось не раз, тему подсказало письмо читателя. "...Вы часто расхваливаете автомобили за сложнейшие многорычажные подвески с трудновообразимым электронным управлением. Но почему до сих пор применяются рессоры? Они, если не ошибаюсь, еще на старинных каретах использовались? Есть ли у рессор достоинства, кроме дешевизны?"

Есть! Причем уникальные, которые, собственно, и позволяют выживать этому старинному механизму.

УНИКАЛЬНОСТЬ рессоры заключается в том, что она едина в двух лицах: одним махом заменяет и рычаги подвески (то есть поддерживает колеса), и играет роль дополнительного амортизатора, который нивелирует неровности (колебания гасятся благодаря трению между листами, когда рессора изгибается). Рессоры, кстати, бывают как многолистовые, так и монолистовые. Первые используются чаще.

Второе важное достоинство рессоры заключается в ее живучести. Она легко переносит большие нагрузки. Не боится ударов о грунт. Даже если несколько листов сломается, она сохраняет работоспособность, и автомобиль остается на ходу. Это обусловило основную сферу применения рессорных подвесок: тяжелые внедорожники, особенно американские, и пикапы.

Для автомобилей такого типа важны достоинства рессоры и в целом не страшны ее недостатки. Главный заключается в том, что автомобили с рессорными подвесками имеют не лучшую управляемость. Очень показательный случай однажды произошел в редакции "Клаксона"...

С некоторым интервалом мы брали для знакомства практически один и тот же автомобиль: "Mitsubishi Pajero Sport" для европейского рынка и "Mitsubishi Montero Sport" для Америки. Внедорожники практически идентичны, если не считать задней подвески: "европеец" снабжен современной пружинной, "американец" -рессорной. Перед нашей редакцией есть весьма неприятный поворот с вечной асфальтовой гребенкой. Так вот, если "Pajero Sport" с пружинной подвеской держал в нем траекторию железно, то корма рессорного "Montero Sport" так и норовила соскочить в сторону. Когда улицы спрыснул дождь, дело дошло до легкого заноса...

Эта проблема вызвана самой конструкцией рессоры. Во-пер-вых, ее использование обуславливает зависимую подвеску с балкой-мостом, которая дорогу держит априори хуже, чем независимая. Во-вторых, рессора с одного конца жестко крепится к кузову, с другого - на подвижной "серьге". Последняя компенсирует изгибы рессоры, когда подвеска нагружается или, наоборот, разгружается. Из-за этого немного "гуляет" задний мост, может слегка изменяться база автомобиля (расстояние между передней и задней осями), что неблаготворно сказывается на управляемости, особенно при быстром прохождении поворотов. Чем, как вы понимаете, водители тяжелых внедорожников и пикапов занимаются редко.

...Даже сейчас рессора не собирается на пенсию. Она не исчерпала своих возможностей. Недаром некоторые производители ведут поиски в области новых материалов для изготовления рессор: композитов,ультрасовременных пластиков.

Александр ВИСКИН