Руководство по ремонту ГАЗель
        - ГАЗ-2705, 3213, 33021 -

Резвая Газель c волчим аппетитом

Мы начинаем испытывать грузовики. Такие тесты будут несколько отличаться от тестов легковых автомобилей и внедорожников. Поскольку основная задача коммерческих автомобилей — доставить груз быстро, с наименьшими затратами и обеспечить «жизненное пространство» людям, сидящим в кабине, то наибольший интерес для нас представляют экономичность, комфорт и удобство в эксплуатации Все испытания мы будем проводить, как правило, с балластом (масса автомобиля при тестировании должна быть полной) А в качестве первого подопытного мы взяли самый, пожалуй, актуальный отечественный грузовичок — «полуторку» ГA3-33021 Газель.

НА ГАЗЕЛЬ сегодня «идет жор»: за полгода продано 13 тысяч грузовиков, и «стадо» Газелей растет не по дням, а по часам, вместе с ним растут и цены. В дополнение к варианту с тентованным кузовом, различные фирмы налаживают выпуск кузовов-фургонов: к примеру, популярны фургоны из города Козельска (острые языки поговаривают, что его скоро переименуют в Газельск)...

Нам досталась не совсем обычная машина: на стандартном шасси установлен экспериментальный изотермический кузов, изготовленный московской фирмой Мосдизайнмаш. На фотографиях машина имеет несколько незаконченный вид: на ней, например, еще не были установлены брызговики, что на результаты теста не повлияло.

КАК МЫ «ПОКУПАЛИ» ГАЗЕЛЬ

Мы оказались в роли самых обычных покупателей: «Вот ключи и документы, ребята, Газель ваша...» Пройдя мимо уныло стоящей в углу гаража второй Газели (у нее сразу «кончился» двигатель), мы направились к нашему экземпляру. Однако, попасть в кабину с первого раза не удалось: замки дверей упорно не желали открываться, ключ поворачивался, но что-то не доходило до конца. Наконец, открыв двери, мы разместились в кабине... и попали в западню.

Закрытые двери вновь заклинило, а все попытки выбраться самостоятельно оказались безрезультатными. Левое стекло немного приоткрылось и застряло в таком положении (ни вверх, ни вниз). С трепетом вращаем ручку правого стеклоподъемника: ура, стекло опустилось! Теперь можно позвать на помощь стоящих неподалеку людей. Они и освободили нас из «плена», изрядно помучившись с замками.

На неисправный стеклоподъемник мы решили не тратить время, а вот замки пришлось регулировать. Но «болезнь» не исчезла: правую дверь регулярно заклинивало, и открыть ее можно было лишь снаружи ключом — предварительно заперев, а потом отперев и дернув дверь на себя.

На этом проблемы не закончились. Где правое зеркало? По словам продавцов, завод не комплектует шасси без кузова правым зеркалом (!),а ездить без него с громоз дким фургоном за спиной, согласитесь, опасно...

Пришлось снимать со второй («мертвой») Газели левое зеркало и ставить его «вверх ногами». Неудобно, конечно, но все-таки виден маленький кусочек дороги у правого заднего колеса.

На «мелочи», наподобие отстающей обивки дверей, незакрепленного резинового уплотнителя карданного вала руля и т. д., мы просто не обращали внимания; из двух ключей от замка зажигания один оказался «чужим». Пустяки...

А вот и серьезный недостаток: у машины не работал топливо мер. В предпоследний день тестирования он неожиданно «проснулся», но потом стрелка вновь упала и больше не двигалась никогда.

Пытаемся завести двигатель. Не тут-то было! Система зажигания — в порядке («искра» на центральном и свечных проводах была), стартер «крутил», однако даже намека на то, что в цилиндрах что-то возгорается, не было. Двигатель все же завелся чуть раньше, чем «сдохла» батарея. Позже обнаружилось, что воздушная заслонка карбюратора почти не закрывалась, и это, разумеется, делало «холодный пуск» весьма проблематичным.

Справа пришлось ставить «вверх ногами» левое зеркало со второй машины

Панель приборов напоминает легковой автомобиль; на фото справа —удобный отсек для документов

Рядом с плафоном освещения встроена поворотная «штурманская» лампочка

 

Пришлось повозиться и с колесами. Обязательным условием наших тестовых заездов является приведение давления в шинах к норме. Но, казалось бы, несложная операция заняла у нас больше получаса: заднее правое (внешнее) колесо было неправильно сбортировано, и долго не удавалось надеть на вентиль шланг насоса. А на внутреннем колесе почемуто отсутствовал удлинитель.


Отстающая обивка двери: этот дефект исправлению не под/рвался


Заправляться пришлось чаще, чем хотелось бы


Немудрено что после первого знакомства в голове крутилась старая песенка о злоключениях человека, который купил с получки новенький ЗИС: «гайки свинтились, шины спустились»... Кстати, по словам многих владельцев Газелей, после покупки пришлось полностью «протягивать» весь крепеж ходовой части.

КУЗОВ и КАБИНА

Облик Газели можно назвать ладным: вполне современный, неброский и даже симпатичный автомобиль.

Понравился и кузов-фургон: он сделан очень добротно (толщина стенок 35 мм: «бутерброд» из пластика, фанеры и утеплителя), двери фургона с удобными и надежными замками распахиваются на 270 градусов, прилегая к его стенкам; края дверей окаймлены широкими резиновыми уплотнителями, «пороги «ребра» кузова выполнены из алюминия. К сожалению, взвешивание автомобиля показало, что кузов вместе с подрамником ощутимо «съел» грузоподъемность. Если бортовой грузовик вмещает полторы тонны, то грузоподъемность такого фургона — всего 900 кг.

Трехместная кабина больше напоминает салон легкового автомобиля, чем грузовик. На сегодняшний день :гго мировая тенденция, и приятно, что нижегородцы ее в какой-то мере предугадали (технические решения Газели наверняка закладывались еще в восьмидесятых годах). В кабине не тесно: двое пассажиров чувствуют себя вполне комфортно.

Первое, что нам сразу бросилось в глаза и было по достоинству оценено — это отсек для документов, гори зонтально расположенный на панели передка, и «штур-

манская» лампочка для индивидуального освещения, разместившаяся в одном блоке с плафоном освещения кабины. Казалось бы, мелочи, а удобно! Приятное впечатление было смазано тем, что индивидуальное освещение включалось через раз, и нам регулярно приходилось надавливать рукой на плафон, дабы оживить его. Но, несмотря на это, мы часто пользовались лампочкой в темное время суток: достаточно яркий свет позволяет пассажирам на ходу изучать карту и даже читать текст, совершенно не мешая при этом водителю.

Удобным оказался небольшой отсек для мелочей (сигареты, зажигалка, солнцезащитные очки и т. д.), предназначенный специально для водителя и расположенный под панелью приборов, справа от рулевой колонки. А вот вещевой ящик со стороны пассажирского сиденья («бардачок») оставляет желать лучшего. Его конструкция и объем никак не располагают к тому, чтобы положить туда вещи на «ответственное хранение». Вдобавок, та часть панели, где расположен «бардачок», ходит ходуном: например, тянешь на себя пепельницу, а отходит вся панель.

Шагом навстречу потребителю можно назвать наличие места на панели для установки радиооборудования. Правда, от водителя оно расположено далековато, и маловероятно, что во время движения будет удобно заменить кассету магнитофона или настроить приемник.

Система вентиляции и отопления имеет три ручки управления, а вентилятор отопителя три скорости: воздух может поступать как снаружи, так и, в режиме рециркуляции, из кабины.

К сожалению, оценить эффективность этих систем нам не удалось. Поскольку вентиляция надежно (и независимо от нашего желания) обеспечивалась через щель застрявшего в приоткрытом состоянии стекла левой двери, каждый из нас, садясь за руль, ритуально одевал на голову теплую шапку. Вдобавок, через некоторое время заклинило ручку распределительной заслонки отопителя.

Перейдем к месту водителя. Первое, что отмечают все, кто только увидел Газель — необычно короткий рычаг КПП. Мы тоже думали, что это неудобно — однако, к такому расположению привыкаешь быстро, а более высокий рычаг просто-напросто мешал бы колену среднего пассажира.

Комбинация приборов внешне напоминает ту, что стоит на ВАЗ-2107, но мы сразу отметили одну неприятную особенность. Включенные лампы-сигнализаторы днем практически не видны, зато при определенном угле солнечного освещения кажется, что все они горят.

Положение рулевой колонки регулируется рычажком справа: честно говоря, мы так и не поняли, для чего это сделано, поскольку наиболее удобным оказалось самое нижнее положение.

Руль довольно тонкий и грубоватый; подрулевые переключатели перемещаются туго и с громким металлическим хрустом, будто что-то ломается у их основания. Но этот хруст — пустяки по сравнению с «пулеметной очередью», которую издает рычаг стояночного тормоза при затягивании.

Слева под панелью приборов, на кронштейне установлены два блока плавких предохранителей. За время тестирования нам дважды удалось убедиться, что блоки установлены удобно и замена вышедших из строя предохранителей не вызывает затруднении.

СЮРПРИЗЫ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

Под капотом стоит «волговский» двигатель, причем — внимание! — он работает на «девяносто третьем» бензине.

Мощность двигателя, указанная в руководстве по эксплуатации — 100 л. с., но в заводском паспорте шасси напечатано «150 л. е.». В московском техцентре ГАЗа нам разъяснили, что это опечатка: 150-сильный вариант только готовится к массовому выпуску, и даже внешне этот двигатель (обозначение 4062, 4 клапана на цилиндр) существенно отличается от «волговского». Из-за такой опечатки при регистрации в ГАИ нам пришлось бы платить за лишние 50 «лошадок»...

Очередной сюрприз преподнес топливный бак. Если верить инструкции, то он рассчитан на 60 литров, но истинный объем оказался больше. А крышка горловины идентична «жигулевской», значит, не будет проблем с установкой замка.

Что касается двигателя, то здесь «всплыли» еще два неприятных момента. Первый: в процессе эксплуатации все время росли обороты холостого хода. Оказалось что в приводе дроссельной заслонки карбюратора стоит небольшой винтик-ограничитель, который все время отворачивается, и есть даже риск потерять его в дороге.

Добираясь до этого винтика, мы с немалым удивлением обнаружили отсутствие воздушного фильтра. Не было его и на второй Газели (той самой, у которой «застучал» двигатель). Продавцы развели руками: «Видимо, на заводе не поставили...» Нам пришлось покупать фильтр в Южном порту (к сведению, он стоит 15 тысяч рублей).

Всю дорогу нас беспокоили странные скребущие звуки в КПП — они появлялись при торможении двигателем. «Подсекал» глушитель — явный дефект сборки.

И,наконец, начала заедать педаль газа.

ИСПЫТАНИЯ

Газель находилась в «детском» состоянии обкатки, счетчик пройденного пути показывал всего 480 км.

Раздел «обкатка» руководства по эксплуатации обязывает на протяжении первых 2000 км пробега придерживаться определенных правил, в числе которых — ограничение на максимальные обороты двигателя. Поэтому вопрос о форсированных режимах и определении параметров разгонной динамики отпал сам собой. На автомобиль, загруженный балластом «по максимуму», был установлен только расходомер.

Процесс трогания с места, к сожалению, не самый приятный. Автомобиль постоянно проявлял тенденцию «подрожать» перед тем, как поехать, и чтобы свести это явление к минимуму, приходилось трогаться с большей, чем хотелось бы, пробуксовкой сцепления. Зато сам процесс разгона оставил приятное впечатление. Помня рекомендации по обкатке, мы разгонялись в щадящем режиме без полной раскрутки двигателя, и несмотря на это, от светофоров почти всегда удавалось стартовать в общем потоке с легковыми машинами.

Достаточно быстро набрав скорость, автомобиль выходит на относительно стабильный городском режим движения с использованием высших передач в коробке, при этом двигатель работает в диапазоне оборотов, соответствующем максимальным значениям крутящего момента (максимальный крутящий момент достигается при 2400—2600 об/мин). В городе двигатель большую часть времени работает в зоне нижней границы интервала, то есть2400 об/мин и чуть ниже, а на загородных трассах львиная доля приходится на верхнюю границу. Такое сочетание обеспечивает максимальную «тяговитость» машине при сравнительно слабом моторе.

Это особенно было заметно при движении на магистральном маршруте. Один из участков выбранной нами трассы имеет много поворотов, небольших подъемов и спусков в сочетании с узкой

проезжей частью, где вроде и ехать удобно, но особенно не разгонишься. Вот здесь и проявилась тяговитость. Перед подъемами казалось, что полная загрузка вынудит перейти с повышающей пятой на прямую передачу, но машина уверенно преодолевала подъем, сохраняя при этом выбранную водителем скорость.

Однако, за все надо платить. Попав на ровный, прямой и достаточно длинный участок дороги, мы попытались разогнать Газель побыстрей, предполагая при этом остановить эксперимент на скорости 100 км/ч, чтобы не приближаться к опасным для необкатанной машины оборотам мотора. Однако, стрелка спидометра застыла на цифре 90 км/ч; при этом в коробке была включена прямая четвертая передача. Переходить на повышающую пятую, понятное дело, было уже бесполезно. Пройдя зону максимального крутящего момента, двигателю уже не хватило сил для дальнейшего разгона. Учитывая, что на большинстве автомобилей спидометры на несколько километров завышают показания, можно предположить, что реальная скорость была не 90 км/ч, а несколько ниже.

Закладываем лихую «змейку», чтобы проверить устойчивость конструкции. Несмотря на высоко расположенный центр тяжести, фургон почти не кренится!

Рулевое управление обеспечивает хорошую маневренность, но при быстром рулении есть опасность поранить руки о заусенцы на руле.

Плавность хода нам понравилась, однако, на плохих дорогах подвеска начинает «пропускать» выбоины и неровности.

Нет нареканий и к работе тормозной системы: торможение проходит плавно, прогнозируемо и без необходимости корректировать рулем траекторию.

И, наконец, расход топлива. Неутешительные цифры приведены в таблице; добавим, что в городе на некоторых участках расходомер показывал 23 л/100 км (!). Откуда же взялось заявленное ГАЗом значение (11 л/100 км)? Это — не более, чем идеальный показатель, который заведомо не является эксплуатационной нормой. Он получен для бортового грузовика летом, на ровной сухой дороге и, что не менее важно, на идеально отрегулированной. обкатанной машине. Еще раз подчеркнем, что работа проводилась с машиной, только полученной с завода, специально не подготовленной и оснащенной экспериментальным кузовом. Вполне возможно, что после серьезной «доводки» и регулировки расход снизится...

ВЫВОДЫ

Пора подвести итоги. Газель — динамичная и маневренная машина, удобная в управлении и эксплуатации. Портят ее, в основном, два момента: неумеренный «аппетит» и качество изготовления. Мы пришли к выводу, что Газель нуждается в очень солидной «послепродажной подготовке»: увы, типичная ситуация для автомобилей с клеймом «made in USSR» или «made in Russia».

При этом альтернативы Газели сегодня практически нет: БАЗ только-только разворачивает выпуск своих полуторок (речь идет о фургоне с цельнометаллическим кузовом), любой зарубежный аналог стоит в несколько раз дороже.-

Кузов выполнен очень добротно; жаль только, что двери не фиксируются в открытом положении

В середине марта Газель в нижегородском магазине при заводе стоила 26 млн. рублей (бортовой грузовик с тентом), за шасси с кабиной там просили 23 млн. рублей. Сам ГАЗ пока выпускает серийно только эти варианты; двигатели — «волговские», работающие на бензине А-76 (90 л. с.) и Аи-93 («наша» модификация). Цена кузова Мосдизайнмаш без установки — $4800. В конце весны такой фургон начнет выпускаться серийно, а по мере замены импортных комплектующих на отечественные снизится его стоимость.

Г. БОРИСОВ Ф. ЛАПШИН

Некоторые результаты измерений, проведенных экспертной группой Авторевю

Условия испытаний:

Пробег перед началом теста 480 км

Загрузка балласт 900 кг + 3 человека; полная масса автомобиля 3500 кг

Погодные условия температура воздуха —3—5 С, сухо, ветрено

Грузоподъемность, кг

900

Расход топлива на городском

маршруте при средней скорости 31,4 км/ч.

л/100 км

19.8

Расход топлива на магистральном

маршруте при средней скорости 61,0 км/ч

. л/100 км

18,2

ГАЗ-33021 с изотермическим кузовом фирмы Мосдизайнмаш

Некоторые технические характеристики (данные производителей)

ВЕСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ Полная масса; кг

3500

ДВИГАТЕЛЬ Тип

Число и расположение цилиндров Рабочий объем, куб.см Мощность, кВт/л.с./об/мин Момент. Нм/об/мии Сорт бензина

ЗМЗ-4026.10 бензиновый, карбюраторный 4 врад 2448

73,5/100/4500 182/2400—2600 Аи-93

ТРАНСМИССИЯ Сцепление Коробка передач

Передаточные числа

Задний ход Главная передача

однодисковое, сухое

механическая,

пятиступенчатая

4,05/2,34/1.395/1.0/

0.849

3.51

5,125

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Колеса

Шины

Подвеска спереди и сзади

5 l/2Jxl6 175R16

зависимая рессорная с амортизаторами, по заказу — стабилизатор поперечной устойчивости сзади

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ Тип

Радиус поворота, м

винт-шариковая гайка, без усилителя

5.5

ТОРМОЗА Передние Задние

Рабочая система Запасная система Стояночная система

дисковые барабанные двухконтурная гидравлическая каждый контур рабочей системы механическая, с приводом на барабаны

ТЕМПЕРАМЕНТ Максимальная скорость*, км/ч

115

экономичность

Расход топлива при 60 км/ч*, л/100 км Объем топливного бака, л

11

60

РАЗМЕРЫ База, мм

Колея спереди/сзади, мм Дорожный просвет, мм Длина кузова**, мм Ширина кузова**, мм Высота кузова**, мм Погрузочная высота кузова, мм

2900

1700/1560 170 3000 2100 1900 900

* При полной массе, для автомобиля с бортовой платформой ** Наружные размеры