Руководство по ремонту ГАЗель
- ГАЗ-2705, 3213, 33021 -

Аккумулятор




Рисунок 9.1. Аккумулятор: 1 — крышка; 2 — пробка; 3 — заливное отверстие

Выключатель аккумуляторной батареи (устанавливается на автобусах)

Выключатель аккумуляторной батареи с дистанционным управлением предназначен для отключения батареи от бортовой сети автомобиля (при длительной стоянке, ремонте электрооборудования, а также при возникновении пожарной опасности).

 Внимание
Отключать аккумуляторную батарею необходимо только после остановки двигателя. Отключать батарею при работающем двигателе категорически запрещается; в противном случае могут выйти из строя узлы и приборы, имеющие в своем составе электронные схемы.

Выключатель аккумуляторной батареи установлен под поддоном, на котором установлена батарея.


Рисунок 3.1. Органы управления

Управление выключателем батареи осуществляется кнопочным выключателем 28 (см. рис. 3.1), расположенным под панелью приборов.
Включать и выключать батарею можно непосредственным нажатием на кнопку выключателя батареи, закрытую резиновым колпачком, расположенным на торце выключателя.
Технические характеристики
Номинальное напряжение, В.....12
Длительный ток нагрузки, А.....50
Допустимый кратковременный ток, А.....1000
Ток, потребляемый электромагнитом выключателя, не более, А.....18,5
Допустимое падение напряженияна контактах выключателя при токе 50А, В.....0,03
Техническое обслуживание
При необходимости затянуть гайки крепления наконечников проводов. В случае коррозии гаек и шайб крепления наконечников их необходимо заменить. В случае подгара контактов снять пластмассовую крышку.

Уровень электролита в аккумуляторной батарее (рис. 9.1) должен быть между метками MIN и MAX на полупрозрачном корпусе батареи, а при их отсутствии — по нижнюю кромку заливного отверстия.
При эксплуатации рекомендуется поддерживать определенную плотность электролита (табл. 9.1).

Таблица 9.1. Плотность электролита для различных климатических районов*
Плотность электролита для различных климатических районов*
Климатические зоны. Средняя месячная температура воздуха в январе,° С
Время года
Плотность электролита, приведенная к температуре 25° С, г/см3
заливаемого
заряженной батареи
Очень холодная (от -50 до -30)
Зима                      Лето
1,28                         1,24
1,30                            1,26
Холодная (от -30 до -15)
Круглый год
1,26
1,28
Умеренная (от -15 до -4)
Круглый год
1,24
1,26
Жаркая (от 4 до 15)
Круглый год
1,22
1,24
Теплая, влажная (от 4 до 6)
Круглый год
1,2
1,22
*Допустимые отклонения плотности электролита от значений в таблице не должны превышать 0,01 г/см3.

В районах с резко континентальным климатом при переходе с зимней эксплуатации на летнюю, и наоборот, снимите батарею с автомобиля и на зарядной станции откорректируйте плотность.
Техническое обслуживание аккумуляторной батареи
Батарею необходимо периодически осматривать и содержать в чистоте и в заряженном состоянии. Длительное пребывание батареи в разряженном состоянии или с пониженным уровнем электролита, а также длительные пуски двигателя, особенно в холодное время, выводят батарею из строя.
Уровень электролита следует проверять на холодной батарее; если необходимо, доливать дистиллированную воду. Уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше предохранительной решетки, установленной над сепаратором. При доливе нужно вывернуть пробку, долить дистиллированную воду до уровня начала резьбы в наливном отверстии и ввернуть пробки на место. Не следует допускать превышения указанного уровня во избежание выплескивания электролита.
Периодически рекомендуется проверять плотность электролита с помощью денсиметра, имеющего шкалу от 1,100 до 1,300 г/см3. Денсиметр устанавливать в отверстия аккумуляторов вертикально. После засасывания электролита грушей следить при замере, чтобы поплавок денсиметра не касался стенок колбы.
Замерить температуру электролита и внести поправку на температуру (табл. 9.2).
Плотность электролита зависит от степени заряженности батареи. Перед замером плотности не следует доливать в батарею дистиллированную воду и производить пуск двигателя стартером. При определении степени разряженности батареи следует пользоваться данными табл. 9.3, внеся в показания денсиметра температурную поправку согласно табл. 9.2.
Таблица 9.2. Температурная поправка к показанию денсиметра
Температурная поправка к показанию денсиметра
Температура электролита,° С
Поправка к показаниям денсиметра, г/см3
От +45 до +60
0,02
От +30 до +45
0,01
От +20 до +30
0
От +5 до +19
-0,01
От -10 до +4
-0,02
От -25 до -11
-0,03
От -40 до -26
-0,04
От -55 до -41
-0,05
Таблица 9.3. Определение степени заряженности аккумуляторной батареи по плотности, г/см3
Определение степени заряженности аккумуляторной батареи по плотности, г/см3
Полностью заряженная батарея
Батарея разряжена
на 25%
на 50%
1,3
1,26
1,22
1,28
1,24
1,2
1,26
1,22
1,18
1,24
1,2
1,16
1,22
1,18
1,14


  Замечание
Перед установкой на автомобиль аккумуляторные батареи заряжаются до плотности 1,25—1,27 г/см 3 . Плотность электролита должна быть скорректирована в зависимости от климатического района эксплуатации автомобиля
Если при проверке окажется, что батарея разряжена более чем на 50% летом и на 25% зимой, то ее следует поставить на зарядку.
Если плотность электролита в элементах батареи не одинакова и разница в плотности превышает 0,01 г/см3, ее следует выровнять, доливая в аккумуляторы электролит плотностью 1,4 г/см3, когда плотность ниже нормы, или дистиллированную воду, когда она выше нормы.
Доливать в аккумуляторную батарею электролит плотностью 1,4 г/см3 можно, когда батарея полностью заряжена, т. е. плотность электролита достигла постоянства и благодаря «кипению» обеспечивается быстрое и надежное перемешивание электролита.
Состояние батареи можно также проверить с помощью нагрузочной вилки.
Электролит готовится из смеси серной кислоты и дистиллированной воды (табл. 9.4).
Для приготовления электролита применяется кислотостойкая посуда, в которую заливается сначала вода, а затем — при непрерывном перемешивании — кислота. Заливка воды в кислоту не допускается.
Для получения электролита определенной плотности следует руководствоваться табл. 9.4.

Таблица 9.4. Приготовление электролита определенной плотности
Приготовление электролита определенной плотности
Требуемая плотность электролита при температуре 25° С, г/см3
Количество, л
воды
серной кислоты
1,2
0,859
0,2
1,22
0,839
0,221
1,24
0,819
0,242
1,26
0,8
0,263
1,28
0,781
0,285
1,4
0,65
0,423

  Замечание
Расчет приведен для получения 1 л электролита. Плотность серной кислоты 1,83 г/см3 при температуре 25° С.



Температура электролита должна быть не ниже 15° и не выше 25° C.
После заливки электролита выдерживают 20—120 мин и замеряют плотность. Если плотность электролита понизилась более, чем на 0,03 г/см3, относительно плотности заливаемого электролита, батарея может использоваться. Если плотность снизилась более, чем на 0,03 г/см3, батарею следует зарядить.
Новые, не залитые электролитом, аккумуляторные батареи можно хранить в неотапливаемых помещениях при температуре до –30° C.
Батареи устанавливаются в один ряд в нормальном положении выводами вверх. Пробки батареи должны быть плотно ввернуты. Герметизирующие детали не должны удаляться. Срок хранения батарей не должен превышать трех лет.
Хранить заряженные батареи с электролитом в прохладном помещении по возможности при постоянной температуре не ниже –30° и не выше 0° C.
Батареи, снятые с автомобилей после непродолжительной эксплуатации, а также батареи, залитые электролитом, но не бывшие в эксплуатации, устанавливаются на хранение после их полной зарядки и доведения плотности электролита до нормы, соответствующей климатическому району.
Батареи, снятые с автомобилей после длительной эксплуатации, перед постановкой на хранение следует полностью зарядить, проверить плотность электролита и его уровень. Затем подвергнуть их контрольно-тренировочному разряду (см. «Проверка батареи»), чтобы убедиться в их удовлетворительном техническом состоянии.
После разрядки батареи следует вновь зарядить, насухо протереть и ввернуть пробки, после чего они готовы для постановки на хранение.

  Замечание
В батарее с электролитом плотностью 1,30 г/см3, принятой для зимнего времени в районах с очень холодным климатом, следует довести плотность до 1,29 г/см3, так как концентрированный электролит ускоряет разрушение пластин и сепараторов.

Резервные батареи, которые могут потребоваться в любой момент для установки на автомобили, должны поддерживаться в состоянии полной заряженности. Поэтому при положительной температуре хранения для восстановления емкости, потерянной от саморазряда, батареи следует один раз в месяц подзаряжать током 5,5—6,0 А.
При температуре хранения 0° С и ниже ежемесячно проверять плотность электролита и подзаряжать батареи, если плотность ниже 1,22 г/см3.
У батарей, поставленных на хранение в связи с сезонным перерывом эксплуатации, также следует ежемесячно проверять плотность электролита. Заряжать их следует непосредственно перед пуском в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда выявлено падение плотности электролита (отнесенной к 2° С) ниже 1,22 г/см3 во время хранения при температуре ниже 0° С или падении плотности электролита ниже 1,20 г/см3 во время хранения при положительной температуре. Максимальный срок хранения батарей с электролитом при температуре не выше 0° С — не более полутора лет, а при температуре 15— 25° C — около 9 месяцев.
Проверка батареи
Для проверки исправности батареи проводят контрольно-тренировочный цикл:
- батарею зарядить током 5,5 А;
- к концу зарядки, если электролит по плотности отличается от указанного в табл. 9.1, произвести доводку плотности электролита путем доливки дистиллированной воды, когда плотность выше нормы, и доливкой электролита плотностью 1,4 г/см3, когда она ниже нормы;
- по окончании зарядки батарею подвергают разрядке током 5,5 А.
Температура электролита в начале разрядки должна быть 18—27° С. Замеры напряжения и температуры производить через каждые два часа.
После того как напряжение в аккумуляторах снизится до 1,85 В, замеры производятся через каждые 15 мин. После снижения напряжения до 1,75 В замеры производятся непрерывно, пока в одном из аккумуляторов напряжение не снизится до 1,7 В. После разрядки батарею вновь приведите в полностью заряженное состояние.
Если при этих условиях продолжительность разрядки не меньше, чем указано в табл. 9.5 для батарей с электролитом соответствующей плотности, батарея вполне пригодна для эксплуатации.
Таблица 9.5. Определение исправности аккумуляторной батареи
Определение исправности аккумуляторной батареи
Плотность электорлита заряженной батареи, приведенная к температуре 25 °C, г/см3
Продолжительность разрядки, ч
1,28
7,5
1,26
6,5
1,24
5,5


Поломки аккумулятора
Возможные неисправности аккумуляторной батареи и способы их устранения
Причина неисправности
Способ устранения
Стартер прокручивает коленчатый вал двигателя с малой скоростью
Батарея разряжена ниже допустимого предела
Зарядить батарею, проверить генератор и регулятор напряжения (см. <Генератор> и <Регулятор напряжения>)
Короткое замыкание в одном из элементов
Элемент с коротким замыканием заменить или отремонтировать
Повышенное падение напряжения в цепи питания стартера
Очистить выводы батареи, подтянуть крепление проводов стартера
Повышенный саморазряд батареи
Очистить поверхность крышек элементов от грязи и электролита. Батарею зарядить
Разрушение решеток положительных пластин
Заменить батарею
Быстрое выкипание электролита
Повышенное регулируемое напряжение
Проверить регулятор напряжения (см. <Регулятор напряжения>), сдать в мастерскую для регулировки
Неисправен регулятор напряжения
Заменить регулятор
Выплескивание электролита через вентиляционное отверстие
Высокий уровень электролита
Установить нормальный уровень
Аккумулятор не дает напряжения
Обрыв элемента внутри батареи
Элемент с обрывом заменить









Электросхемы
Предохранители и реле
Аккумулятор
Генератор
Неисправности генератора
Регулятор напряжения
Неисправности регулятора напряжения
Стартер
Неисправности стартера
Зажигание
Как проверить зажигание
Фары и световые приборы
Неисправности световых приборов
Звуковой сигнал
Стеклоочистители и омыватели
Моторы печки и обдува
Приборы и датчики приборов
Генератор (ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063)
Стартер (ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063)
Микропроцессорое зажигание (ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063)
Коды неисправностей ЭСУД