Отопление и вентиляция (ГАЗ-2705)
Система отопления рассчитана на непрерывную работу в течение длительного времени и обеспечивает многократный обмен воздуха в кабине, необходимую скорость и температуру воздуха, температуру поверхностей кабины. |
|
|
Отопление кабины обеспечивается воздухом, подогретым в радиаторе отопителя 19 (рис. 10.22). Наружный воздух проходит через решетку между ветровым стеклом и капотом, меняет направление и отделяется от дождевой воды. Затем воздух из короба 10 (см. рис. 10.23) воздухозаборника попадает в кожух отопителя и в зависимости от расположения заслонок подмешивания поступает или через радиатор отопителя или напрямую в распределители потоков воздуха левый 5 и правый 9 (см. рис. 10.24). |
Отопительно-вентиляционная установка (ОВУ) состоит из корпуса отопителя 11 (pиc. 10.22), включающего в себя кожух 4 (см. рис. 10.24) и крышку 1 кожуха, соединенных через прокладку 6 скобами 7, распределителей потока воздуха левого 5 и правого 9, крепящихся к кожуху и крышке кожуха отопителя винтами 8, радиатора 19 (см. рис. 10.22), крышки радиатора 21, электровентилятора 16, крышки вентилятора 12, заслонок подмешивания наружного воздуха, заслонок распределения потоков воздуха и заслонок вентиляции, расположенных внутри корпуса ОВУ и управляемых рейками 8 и 9 защитного кожуха 10, исключающего повреждение реек при монтаже. |
На крышке кожуха ОВУ установлен добавочный резистор 8 (см. рис. 10.23), обеспечивающий три скорости вращения электровентилятора. |
Крепление отопителя производится на кронштейне через резиновые втулки 11 двумя болтами 9 к стенке моторного отсека и болтом 3 (см. рис. 10.24) через резиновую втулку к поперечине 19 (см. рис. 10.23) кронштейна крепления ОВУ. |
Кран отопителя приводится в действие микроэлектродвигателем через механический редуктор; кран имеет два положения — полностью открыт или полностью закрыт. |
Радиатор ОВУ соединен шлангом 23 (см. рис. 10.22) с краном управления отопителем и с системой охлаждения двигателя шлангами 15 и 17 (см. рис. 10.23). Шланги соединены со шлангами моторного отсека через обойму 14, прикрепленную к стенке отсека двумя гайками 16. В системе шлангов отопителя установлен тройник 12 для устранения воздушных пробок в системе трубопроводов ОВУ при заправке (замене) охлаждающей жидкостью системы охлаждения двигателя. |
ОВУ подсоединена к каналам распределения воздуха, выполненным в панели приборов через воздуховоды 6 и 7 (см. рис. 10.23). |
|
|
Управление ОВУ осуществляется регуляторами 1, 2, 3 и 4 (рис. 10.25), расположенными на панели управления отоплением и вентиляцией (см. рис. 3.1, поз. 14). |
1 — ручка регулятора распределения потоков воздуха по кабине: |
— воздух поступает к ветровому и боковым стеклам; |
— воздух поступает в область груди водителя и пассажира; |
— воздух поступает на ветровое и боковые стекла, в грудь и в ноги водителя и пассажира; |
— воздух поступает только в ноги водителя и пассажира; |
2 — ручка регулятора количества воздуха, поступающего в кабину. Имеет четыре положения: |
— выключен; |
— минимальная производительность вентилятора; |
— средняя производительность вентилятора; |
— максимальная производительность вентилятора; |
3 — заглушка (для ГАЗ-2705) или ручка регулятора интенсивности прогрева воздуха в кабине ГАЗ-2705 «Комби» или в салоне автобусов |
4 — ручка регулятора температуры воздуха в кабине (ручка одновременно управляет краном отопителя и заслонками подмешивания). Крайнее левое положение ручки (широкая часть синего символа) соответствует режиму вентиляции. В этом положении ручки кран отопителя закрыт, а заслонками подмешивания, управляемыми тягой 18 (см. рис. 10.22), полностью перекрывается канал поступления наружного воздуха к радиатору отопителя и полностью открыт канал вентиляции. Промежуточные и крайнее правое положения ручки 4 (см. рис. 10.25) (широкая часть красного символа) соответствует режиму отопления. В этом режиме при повороте ручки на 9° по часовой стрелке кран открыт, заслонками подмешивания частично открыт канал поступления наружного воздуха к радиатору отопителя и частично перекрыт канал вентиляции (промежуточное включение системы отопления). При крайнем правом (по часовой стрелке) положении ручки полностью перекрыт канал вентиляции и весь поток наружного воздуха идет через радиатор отопителя. |
Для отопления кабины следует открыть кран отопителя, повернуть ручку 4 (см. рис. 10.22) по часовой стрелке на угол не менее 9° и дальнейшим поворотом ручки 4 подобрать комфортную температуру воздуха. |
Устранение инея и конденсата. |
Для быстрого удаления инея и конденсата с ветрового и бокового стекол необходимо: |
- установить регулятор распределения воздуха 1 (рис. 10.22) в положение ; |
- регулятор температуры воздуха 4 установить в крайнее правое положение (широкая часть красного символа); |
- регулятор количества воздуха 2 установить на максимальную производительность вентилятора. |
Для получения комфортного климата - необходимо: |
- установить регулятор распределения потоков воздуха 1 в выбранное Вами положение; |
- регулятором температуры 4 установить желаемую температуру воздуха (температуру наружного воздуха или теплового воздуха из отопителя); |
- повернуть регулятор количества воздуха 2 из положения О в одно из трех положений, чтобы получить желаемую скорость поступления воздуха в салон. |
Центральные и боковые вентиляционные решетки на панели приборов имеют ручки (рычаги) управления заслонками, перемещением которых можно менять направление потоков воздуха, увеличивать или уменьшать количество поступающего воздуха до полного закрытия канала поступления воздуха. |
Для быстрого удаления запотевания и обмерзания стекол установите ручку 1 в положение направления потока воздуха на ветровое и боковые стекла, ручку 4 — в крайнее правое положение (широкая часть красного символа), а ручку 2 в крайнее правое (по часовой стрелке) положение максимальной скорости вращения электровентилятора ОВУ. |
|
Распределение воздушных потоков в кабине осуществляется через воздуховоды и патрубки 1, 2, 3, 4, 5 и 6 (см. рис. 10.26). |
Боковые 2 и 5 (см. рис. 10.26) и центральные патрубки 3 и 4 обдува водителя и пассажира имеют рычаги управления заслонками. Их перемещением можно менять направление потоков воздуха, увеличивать или уменьшать количество поступающего воздуха, вплоть до полного закрытия канала его поступления. |
Эффективность работы системы отопления зависит от температуры охлаждающей жидкости в двигателе, которую в холодное время года необходимо поддерживать в пределах 85—100° С. |
Система вентиляции предназначена для создания нормального микроклимата в кабине при эксплуатации автомобиля в летнее время года. |
В кабине предусмотрены системы приточной и вытяжной вентиляции. Принудительная приточная вентиляция осуществляется через ОВУ при закрытых окнах, люке крыши (при его наличии) и закрытом кране отопителя. Для включения вентиляции необходимо перевести ручку 4 (см. рис. 10.25) в крайнее левое положение (широкая часть синего символа) и поворотом ручки 2 установить необходимую скорость подачи воздуха в кабину. Крайнее правое положение ручки 2 соответствует максимальной скорости вращения электровентилятора. Выберите, поворотом ручки 1, распределение потоков воздуха в кабине. С помощью рычагов управления заслонками патрубков установить наиболее комфортное направление воздуха. Принудительной приточной вентиляцией следует пользоваться в жаркую погоду при малых скоростях движения автомобиля и на стоянках. При скоростях движения автомобиля выше 50 км/ч нриточная вентиляция может осуществляться при выключенном электровентиляторе за счет скоростного подпора воздуха. Приточная вентиляция осуществляется также через опускные стекла дверей. |
Вытяжная вентиляция осуществляется через щели, связанные с атмосферой и расположенные в нижней части дверей кабины. |
Проверка технического состояния и техническое обслуживание отопительно-вентиляционной установки (ОВУ) |
Техническое обслуживание ОВУ сводится к периодической проверке технического состояния радиатора отопителя, крана и шлангов системы, работы электровентилятора, заслонок ОВУ и патрубков на панели приборов, распределяющих и направляющих потоки воздуха, подаваемого в кабину. |
При подтекании охлаждающей жидкости двигателя в кабину необходимо в первую очередь проверить надежность крепления шлангов системы отопления хомутами, герметичность радиатора и крана отопителя. При обнаружении течи в местах соединений необходимо подтянуть стяжные хомуты 13 (см. рис. 10.23). Если причина подтекания — радиатор отопителя (жидкость подтекает из корпуса ОВУ), радиатор необходимо снять (см. «Разборка и ремонт системы отопления»), установить место подтекания жидкости и устранить течь. |
Радиатор отопителя 19 (см. рис. 10.22) сборной конструкции, трубчато-пластинчатый с пластмассовыми бачками. Сердцевина радиатора изготовлена из алюминиевых трубок и алюминиевых охлаждающих пластин. С обеих сторон сердцевины устанавливается металлическое дно с резиновой прокладкой. Прокладка уплотняет концы трубок, а устанавливаемый на эту прокладку бачок поджимается к прокладке отгибными усиками. Внутри трубок установлены винтовые пластмассовые турбулизаторы для большего съема тепла с радиатора отопителя. |
Если течь обнаружена в месте уплотнения трубок резиновой прокладкой, устранить поджатием отгибных усиков дна бачка. Для этого надо надежно установить радиатор на резиновый коврик и слегка поджать ус металлического дна в месте подтекания. Если жидкость подтекает через поврежденные трубки, радиатор следует поменять на новый. В случае ремонта необходимо снять бачки, отогнув усики дна бачка, и поставить ремонтные трубки меньшего диаметра с последующим их дорнованием (т.е. с увеличением внутреннего диаметра трубок). |
При нарушении герметичности крана 22 (см. рис. 10.22) его необходимо снять и осмотреть. Если обнаружена течь по соединению крышки с корпусом, подтянуть винты крепления крышки или отвернуть винты и заменить прокладку. Для проверки работоспособности крана необходимо приложить палец к корпусу крана и повернуть ручку 4 (см. рис. 10.25) на 9—10° из крайнего левого положения по часовой стрелке. |
При этом подается питание на электропривод крана и должен прослушиваться щелчок срабатывания запирающей заслонки. Если щелчка нет, электропривод неисправен. Кран необходимо заменить. |
Не работает электровентилятор ОВУ - или работает с повышенным шумом. |
Причиной остановки электровентилятора 16 (см. рис. 10.22) может быть нарушение электропитания вентилятора, заклинивание ротора вентилятора в корпусе отопителя, заедание вала электродвигателя в подшипниках или ненадежный контакт в разъеме электропровода 14. |
Чтобы устранить заклинивание ротора вентилятора, необходимо снять электровентилятор, убедиться, что две скобы крепления фланца электровентилятора 17 на месте и не заклинивают ротор электровентилятора. Необходимо повернуть ротор и убедиться, что вал электродвигателя вращается свободно. Если вращение затруднено или ротор вообще не вращается, замените электровентилятор. |
Если при повороте ручки 2 (см. рис. 10.25) включения вентилятора скорость потока воздуха не изменяется, необходимо проверить надежность подключения сопротивления 8 (клеммы) к жгуту проводов или заменить сопротивление. |
Разборка и ремонт системы отопления и вентиляции |
Для снятия радиатора отопителя: |
- слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя (3—4 л); |
- ослабить хомуты крепления шлангов 15 и 17 (см. 10.23) к штуцерам радиатора 19 (см. рис. 10.22); |
- отсоединить шланги: |
- отвернуть три винта 24 (см. рис. 10.22) крепления крышки радиатора и снять крышку 21 с прокладкой 20; |
- вынуть радиатор отопителя 19 из корпуса 11. |
Установка радиатора отопителя производится в обратном порядке. |
Для снятия крана 22 (рис. 10.22) отопителя с электроприводом необходимо ослабить хомугы крепления шлангов к крану отопителя, отсоединить шланги и снять кран, предварительно отсоединив жгут питания. |
Установка крана производится в обратном порядке. |
Для снятия электровентилятора - необходимо открыть крышку вещевого ящика на панели приборов. Отвернуть четыре винта крепления вещевого ящика и вынуть его вместе с крышкой из гнезда панели приборов. |
Затем отвернуть два винта 15 (см. рис. 10.22) крепления крышки электровентилятора и снять ee c корпуса отопителя. Отсоединить провод подключения электродвигателя 14 (отсоединить колодку проводов), снять уплотнитель электропроводов 13 и вынуть электровентилятор из корпуса отопителя. |
Установка электровентилятора производится в обратном порядке. |
Для снятия пульта управления необходимо снятие панели приборов (работа проводится на станции технического обслуживания). |
Нарушение распределения потоков воздуха из ОВУ |
|
Одной из причин нарушения распределения потоков воздуха является ослабление скоб 1 (см. рис. 10.22) крепления оболочек 6 и 7 тросовых тяг привода к кронштейну 3. В результате при повороте ручки 1 (см. рис. 9.25) изгибается сама тяга, и заслонка не работает. Скобу (скобы) необходимо надежно зафиксировать в отверстиях кронштейна, а в случае их поломки заменить. |
Другой причиной нарушения распределения воздуха является неправильное положение заслонок в распределителях воздуха 5 и 9 (см. рис. 10.24). Для устранения данного недостатка необходимо: ручку 1 (см. рис. 10.25) поставить в положение обдува ветрового и боковых стекол, при этом рычаг 2 (см. рис. 10.22) оси заслонки должен находиться в крайнем правом положении, а рычаг 4 — в крайнем левом положении (по часовой стрелке). Если этого не происходит, то необходимо освободить рейку (рейки) 8 и 9 из фиксатора 5, поставить рычаг (рычаги) в указанные выше положения и вновь зафиксировать рейки в фиксаторах. |