Руководство по ремонту ГАЗель
- ГАЗ-2705, 3213, 33021 -

Проверка и регулировка тепловых зазоров клапанов УМЗ-4215С*, УМЗ-42150*




Рисунок 4.90. Привод клапанов: 1 — седло клапана; 2 — клапан; 3 — направляющая втулка; 4 — стопорное кольцо; 5 — шайба; 6 — пружина; 7 — колпачок маслоотражательный; 8 — пружина колпачка; 9 — тарелка пружины; 10 — сухарики; 11 — регулировочный винт; 12 — контргайка; 13 — коромысло; 14 — ось коромысел; 15 — штанга; 16 — стойка; 17 — головка блока цилиндров

Привод клапанов показан на рис. 4.90. Проверка и регулировка тепловых зазоров между клапанами и коромыслами производится на холодном двигателе при затянутых гайках крепления головки цилиндров и гайках крепления стоек оси коромысел. Для проверки и регулировки необходимо:

- отсоединить шланги вентиляции картера, снять воздушный фильтр, отсоединить тросик привода дроссельных заслонок и шланг вакуумного регулятора датчика-распределителя;

- снять крышку коромысел;

- снять решетку облицовки радиатора, разобрать крепление верхней точки крепления радиатора, снять верхнюю панель облицовки радиатора и ослабить натяжение ремня привода вентилятора;


- установить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ) такта сжатия, для чего специальным ключом на 36 мм из комплекта водительского инструмента провернуть коленчатый вал двигателя до положения, при котором коромысла впускного и выпускного клапанов будут свободно покачиваться (клапаны закрыты), а вторая метка на шкиве-демпфере совместится со штифтом на крышке распределительных шестерен (рис. 4.91);

Рисунок 4.91. Установочные метки на шкиве-демпфере коленчатого вала: 1 — штифт на крышке распределительных шестерен; 2 — метка для установки ВМТ; 3 — метка для установки угла опережения зажигания

  Замечание
Первой считается метка, которая подходит к штифту-указателю при вращении шкива-демпфера коленчатого вала. Первая метка соответствует углу опережения зажигания 5°, вторая — верхней мертвой точке.

- проверить с помощью щупа зазоры между коромыслами и клапанами первого цилиндра. При неправильном зазоре с помощью регулировочного винта установить зазор по щупу, после чего, поддерживая отверткой регулировочный винт, затянуть контргайку и проверить правильность зазора; проворачивая коленчатый вал на пол-оборота, отрегулировать зазоры остальных цилиндров согласно порядку их работы 1-2-4-3. Зазор между коромыслом и клапаном на холодном двигателе (15— 20° С) для выпускных клапанов первого и четвертого цилиндров должен быть 0,30—0,35 мм, а для остальных клапанов — 0,35—0,40 мм.

Дополнение по теме

Термин «регулировка клапанов» - неправильный. На самом деле речь идет о регулировке зазоров в приводе клапанов. Напоминаем, что клапаны в двигателе внутреннего сгорания (ДВС) отвечают как за своевременное наполнение цилиндра свежим воздушным или воздушно-топливным зарядом, так и за удаление продуктов сгорания. Первые называют впускными, а вторые -выпускными.

Почему нужен зазор?

Клапаны работают в очень широком диапазоне температур. При холодном пуске детали мотора могут иметь температуру -30...40 °C, а на полностью прогретом двигателе тарелка выпускного клапана может быть нагрета до 900 °C.
Температура стержня резко уменьшается по мере удаления от тарелки, но в целом клапан достигает гораздо больших температур, чем головка блока цилиндров, в которую он установлен. Получается, что клапан удлиняется при нагреве мотора намного больше, чем остальные детали, взаимодействующие с ним.

При этом от клапана требуются плотное закрытие и максимально полное открытие по заданному закону. С плотным закрытием всё просто - оставьте зазор в приводе газораспределительного механизма (ГРМ) побольше, и клапан всегда будет гарантированно закрыт.
Но большой зазор не обеспечивает нужной широты фаз газораспределения и приводит к открыванию и закрыванию клапана с ударом. Это плохо не только с точки зрения шума, но и потому, что вызывает расклепывание торца и седла клапана, а также повреждение деталей привода. А отсутствие зазора приведет к неплотной посадке клапана на седло, прорыву раскаленных газов и быстрому повреждению тарелки клапана. В общем, зазор нужен, но при этом по возможности он должен оставаться небольшим. Его величина и частота регулировки зависят от степени совершенства мотора и периодичности регламентного обслуживания.

Почему нужна регулировка?

Зазоры, выставленные на заводе, меняются. Первым делом происходит износ поверхности седла и фаски клапана, что приводит к уменьшению зазора. С другой стороны, изнашиваются все поверхности, через которые передается давление кулачка распредвала на торец клапана, что вызывает рост зазора.

Первый процесс обычно идет интенсивнее, особенно на двигателях, переведенных на газовое топливо. Поэтому зазоры чаще всего уменьшаются. Это опасно, потому что большие зазоры расскажут о себе ощутимым стуком, а исчезновение зазора, не сразу заметное, чревато прогаром клапана. (А. Колодочкин, А. Ревин, журнал За Рулём)


Видео









Двигатели ЗМЗ-4025, 4026
Кривошипно-шатунный механизм
Газораспределительный механизм
Система смазки двигателя
Система вентиляции картера
Система охлаждения
Вентилятор радиатора
Удаление воздуха из системы охлаждения
Система питания
Рециркуляция отработавших газов
Выпуск отработавших газов
Подвеска двигателя
Обслуживание двигателя
Диагностика двигателя
Неисправности двигателя
Ремонт двигателя

Двигатели УМЗ-4215С*, УМЗ-42150*
Головка цилиндров
Кривошипно-шатунный механизм
Регулировка клапанов
Система смазки
Система вентиляции картера
Система охлаждения
Система питания
Система выпуска отработавших газов
Ремонт двигателя

Двигатели ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063
Кривошипно-шатунный механизм
Газораспределительный механизм
Система смазки двигателя
Система вентиляции картера
Система охлаждения
Система питания
Рециркуляция отработавших газов
Особенности обслуживания
Ремонт двигателя