Руководство по ремонту ГАЗель
- ГАЗ-2705, 3213, 33021 -

Колёса и шины


На автомобиле устанавливаются колеса 51/2Jx16H2 с неразборным глубоким ободом, с диском, имеющим вентиляционные (ручные) окна. Для надежного удержания бортов шины на колесе закраины обода имеют кольцевые выступы (хампы), которые препятствуют боковому отжиму шин. Центрирование колеса на ступице производится по центральному отверстию диска, а крепление передних и задних сдвоенных колес — шестью гайками с подвижными шайбами.
На обод колеса монтируется шина 175R16C или 185/75 R16C. Конструкция обода колеса позволяет применять бескамерные шины.


Рисунок 6.13. Установка удлинителя вентиля шин задних колес: 1 — вентиль; 2 — удлинитель; 3 — кронштейн

Для удобства проверки давления воздуха и подкачки шин задних внутренних колес предусмотрена установка удлинителя 2 вентиля (рис. 6.13).

Техническое обслуживание
В процессе эксплуатации автомобиля необходимо производить своевременную подтяжку гаек крепления колес, чтобы избежать разбивания крепежных отверстий, удалять ржавчину с колес и производить их подкраску.
Для обеспечения наибольшего срока службы шин следует руководствоваться следующими правилами:
- поддерживать в шинах требуемое давление. Давление проверяется на холодных шинах перед выездом. На остановках в пути следует осматривать шины и визуально контролировать в них давление воздуха. Не ездить при пониженном давлении в шинах даже на небольшие расстояния. Не уменьшать давление в нагревшихся шинах, выпуская из них воздух, так как во время движения увеличение давления неизбежно вследствие нагрева в них воздуха;
- производить балансировку колес. На заводе шины в сборе с колесами балансируются динамически с помощью грузиков, устанавливаемых с обеих сторон на закраинах обода. Проверку и балансировку колес с шинами следует производить через 12 000—20 000 км пробега на специальном стенде. Допустимый остаточный дисбаланс с каждой стороны колеса с шиной не должен превышать 40 г на ободе колеса. В случае, если не представляется возможным произвести динамическую балансировку колес, можно выполнить статическую. При этом балансировочные грузики следует устанавливать на закраине обода, расположенной ближе к поверхности крепления диска колеса;
- при возвращении в парк и на остановках следует осматривать шины и удалять из них гвозди, проволоку и другие предметы. Ставить автомобиль следует на чистом и сухом месте. Не допускайте попадания на шины масла, бензина, масляной краски;
- при стоянке автомобиля более 10 дней следует поставить его на подставки, чтобы разгрузить шины. Не допускайте стоянку автомобиля на спущенных шинах;


Рисунок 6.14. Схема перестановки шин

- перестановку шин (рис. 6.14) следует производить при необходимости. Основанием для перестановки шин может служить необходимость получения равномерного износа всех шин, в том числе и запасной, а также обеспечение правильного подбора шин по осям. На оси следует устанавливать шины, имеющие одинаковый износ протектора, причем более надежные шины следует устанавливать на переднюю ось автомобиля.
Предельная степень износа протектора покрышки соответствует остаточной глубине канавок 1,6 мм, что определяется замером или по индикаторам износа. Индикаторы износа, высота которых 1,6 мм, в виде сплошных полосок резины расположены в поясах протектора и отмечены на боковинах покрышки значками TW1.

Биение колёс

Для измерения величины биения колеса следует использовать стрелочный индикатор. При этом колесо может оставаться на автомобиле или быть демонтировано. В последнем случае колесо необходимо закрепить на ступице, например, на балансировочном стенде. Измерения проводятся на колесе со снятой или установленной шиной. Радиальное и осевое биение измеряют на внутренней и внешней сторонах обода колеса. Индикатор должен быть жестко закреплен на неподвижной опоре. Биение измеряют, медленно вращая колесо, по показаниям индикатора за один оборот колеса.

Если величина биения выходит за допустимые пределы или вибрацию колеса не удается устранить балансировкой, колесо необходимо заменить. При измерении биения не следует учитывать погрешности, вносимые неровностями поверхности колеса: сварные швы, подтеки краски, царапины и т.д. Стальные колеса имеют радиальное биение - 0,8 мм; осевое биение -1,0 мм.

Монтаж шин

Перед монтажом шин необходимо проверить состояние ободов, покрышек и камер. Обод должен быть правильной формы, без вмятин, трещин и коррозии. Борта покрышки должны быть чистыми, без повреждений и задиров. Камеру и внутреннюю часть покрышки перед монтажом следует припудрить тальком или меловой пудрой.
Порядок монтажа шины на колесо следующий:
• установить покрышку вертикально, колесо взять таким образом, чтобы диск колеса, а следовательно, и вентильное отверстие в ободе, были обращены в сторону покрышки;


Рисунок 6.15. Первоначальная установка обода колеса в шину

• частично вставить колесо в покрышку так, чтобы борт покрышки находился в углублении обода (см. рис. 6.15).


Рисунок 6.16. Надевание борта шины на обод

• положить покрышку с колесом на пол диском вверх и с помощью монтажных лопаток постепенно завести борт покрышки в обод колеса (рис. 6.16).
Не следует добиваться прилегания борта покрышки к закраине обода, так как этому препятствует кольцевой выступ хамп на ободе колеса. Повернуть колесо в покрышке так, чтобы метка легкой части покрышки находилась около вентильного отверстия диска (метка выполнена на боковине покрышки в виде круга диаметром 5—10 мм, нанесенного несмываемой краской);


Рисунок 6.17. Установка вентиля камеры в обод колеса

• отжимая верхний борт покрышки, установить вентиль камеры в отверстие на ободе, а затем всю камеру внутрь покрышки (рис. 6.17). Для удержания вентиля в отверстии обода на него следует установить удлинитель;
• поместить в углубление обода частично верхний борт покрышки, находящийся с противоположной стороны от вентиля, а затем с помощью монтажных лопаток посадить весь борт покрышки на обод аналогично первому борту;
• накачать шину. Для посадки бортов шины на обод колеса допускается производить временное повышение давления воздуха в шине до 5,9 кПа (5,9 кгс/см2) с доведением его до нормы после посадки бортов.

Демонтаж шин
Перед снятием шины с колеса следует очистить ее от пыли, грязи и посторонних предметов, а затем с помощью домкрата или специального приспособления снять оба борта шины с посадочных полок обода. При применении для снятия бортов шины домкрата его нижнюю опорную поверхность следует устанавливать на боковину покрышки как можно ближе к ободу колеса, а верхний конец — под лонжерон рамы. Допускается при снятии бортов производить легкие удары молотком по борту шины или отжим его с помощью монтажных лопаток.
Демонтаж шины производится в порядке, обратном монтажу. При этом следует помнить, что борт шины снимается с обода только в том случае, если противоположная часть данного борта находится в углублении обода.


Неисправности колёс и шин
Поврежденные колеса, как правило, не ремонтируются, а заменяются новыми. Допускается лишь правка небольших вмятин реборды обода в холодном состоянии без нагрева. После правки следует проверить биение колеса. Радиальное и боковое биения посадочных поверхностей обода на участках профиля, прилегающих к шине, не должны быть более 2 мм.
Колеса с разработанными отверстиями крепления, а также с погнутыми дисками к эксплуатации не допускаются. Изношенные отверстия крепления колес могут быть заварены электросваркой, зачищены заподлицо с диском и развернуты до диаметра 21+1 мм на диаметре расположения 170 мм. Внутренний диаметр диска — 130+0,2мм.


Рисунок 6.18. Виды неравномерного износа шин: 1 — повышенное давление; 2 — пониженное давление; 3 — неправильное схождение колес; 4 — неправильный развал колес; 5 — повышенное биение тормозного барабана; 6 — угловое колебание передних колес

Повышенный и неравномерный износ протектора шин, как правило, вызывается нарушением норм их эксплуатации или ненормальной работой узлов ходовой части автомобиля и рулевого управления. По характеру износа протектора можно определить причину, вызывающую износ (рис. 6.18). Так, на шине 1 показан износ, вызванный продолжительной ездой с повышенным давлением, а на шине 2 — с пониженным.
Износ шины 3 с характерными округленными кромками с одной стороны рисунка протектора и острыми с другой вызван нарушением схождения колес. При грубых отклонениях (10—15 мм) от рекомендуемого схождения шины могут быть изношены после пробега менее 1000 км.
Шина 4 имеет неравномерный износ протектора вследствие нарушения развала. Особенно это проявляется при большой разнице в развале правого и левого колес.
Износ 5 в виде одной или двух «лысин» появляется в результате повышенного биения рабочей поверхности диска или тормозного барабана. Менее ярко выраженная «лысина» может появиться в результате аварийного торможения на бетонном шоссе.
На шине 6 виден пятнистый износ, появляющийся при больших угловых колебаниях передних колес или одного колеса относительно оси шкворня. Основные причины пятнистого износа шин следующие: люфт в шарнирах рулевых тяг или в рулевом механизме, неисправная работа передних амортизаторов или одного из них, грубое нарушение балансировки передних колес, ослабление крепления рычагов рулевой трапеции к поворотным кулакам, сошки на валу, рулевого механизма к лонжерону рамы и другие причины, вызывающие угловое колебание колес.
Способы ремонта поврежденных и изношенных шин общеизвестны и, как правило, выполняются на шиноремонтных заводах.









Подвеска
Неисправности задней подвески
Рессоры
Возможные поломки рессор
Амортизаторы
Неисправности амортизаторов
Колёса и шины
Задняя ступица
Передняя ступица
Рулевые тяги и передняя балка
Неисправности рулевых тяг и оси
Шкворень
Шарниры тяг