Руководство по ремонту ГАЗель
- ГАЗ-2705, 3213, 33021 -

Проверка уровня, доливка и замена охлаждающей жидкости


Проверка уровня и доливка

Проверку уровня жидкости в расширительном бачке системы охлаждения желательно проводить при каждом осмотре автомобиля и обязательно в случае перегрева двигателя и связанного с ним выброса охлаждающей жидкости из системы.

Расширительный бачок установлен в моторном отсеке на левом брызговике. Для проверки уровня жидкости устанавливаем автомобиль на горизонтальную площадку. Проверку проводим на холодном двигателе.

Уровень жидкости на холодном двигателе должен находиться между меткой MIN на стенке бачка и верхним краем хомута крепления бачка.

Когда двигатель прогрет до рабочей температуры, уровень охлаждающей жидкости в бачке может быть немного выше верхнего края хомута крепления бачка. Если уровень расположен на метке MIN или ниже, доливаем в бачок жидкость, рекомендованную заводом-изготовителем (см. тут).

Ha прогретом двигателе жидкость в системе охлаждения находится под избыточным давлением. Во избежание ожогов не отворачивайте крышку расширительного бачка, пока двигатель не остынет до безопасной температуры.

Если необходимо долить жидкость в систему прогретого двигателя, останавливаем его. Подождав не менее десяти минут, накрываем крышку бачка тканью и медленно отворачиваем крышку на четверть оборота, стравливая избыточное давление в системе охлаждения двигателя.
Для доливки жидкости...

...отворачиваем крышку расширительного бачка.

Доливаем в бачок охлаждающую жидкость, немного не доводя уровень до верхней кромки хомута крепления бачка.
Потеки охлаждающей жидкости удаляем тканью. Заворачиваем крышку расширительного бачка.

Если уровень жидкости в расширительном бачке постоянно снижается, то в системе охлаждения, скорее всего, имеется течь. В этом случае необходимо проверить герметичность системы охлаждения и устранить неисправность .

Замена

Согласно регламенту технического обслуживания охлаждающую жидкость следует заменять через два года эксплуатации автомобиля.
Если двигатель горячий, необходимо дать ему остыть, а затем сбросить избыточное давление в системе охлаждения, отвернув крышку расширительного бачка.

Открываем кран отопителя. Для этого включаем зажигание и поворачиваем рукоятку регулятора температуры воздуха против часовой стрелки до упора (в «-»), а затем по часовой стрелке (в «+»). При открытии крана отопителя должен быть слышен щелчок. Выключаем зажигание.

Снимаем грязезащитный щиток двигателя.

Подставляем широкую емкость объемом 12 л под сливное отверстие, выполненное в нижней части правого бачка радиатора. Для снижения интенсивности слива жидкости в первоначальный момент крышку расширительного бачка следует плотно завернуть.

Крестообразной отверткой ослабляем затяжку пробки сливного отверстия.

Вручную отворачиваем пробку и сливаем охлаждающую жидкость в подставленную емкость.

Отворачиваем крышку расширительного бачка.

Заворачиваем пробку сливного отверстия радиатора.

Для слива охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения двигателя подставляем емкость под сливное отверстие, расположенное справа на блоке цилиндров, ближе к картеру сцепления.

Шестигранником «на 12» отворачиваем пробку сливного отверстия блока цилиндров...
...и сливаем жидкость из двигателя. Наносим герметик на резьбу пробки и заворачиваем пробку сливного отверстия блока цилиндров. Заливаем жидкость в систему охлаждения двигателя через расширительный бачок до его заполнения.

Пускаем двигатель.

На автомобилях с дополнительным отопителем включаем электрический насос.

Даем двигателю поработать 3-5 мин, поддерживая частоту вращения коленчатого вала около 3000 мин1. При этом уровень жидкости в расширительном бачке должен понизиться. Это свидетельствует о том, что жидкость вытеснила воздух из системы охлаждения. Оба шланга основного отопителя должны нагреться, а при включении вентилятора отопителя в салон должен поступать теплый воздух. Дав двигателю остыть, проверяем уровень жидкости в бачке и при необходимости доводим его до нормы. Закрываем крышку расширительного бачка

Для модификации Соболь

Отворачиваем пробку расширительного бачка и открываем кран отопителя.
Надеваем на патрубок сливного крана шланг подходящего диаметра.

Опустив шланг сливного крана радиатора в емкость (объемом не менее 10 л), открываем кран и сливаем охлаждающую жидкость.
Сняв шланг с крана радиатора,...

...надеваем его на кран, расположенный на левой стороне двигателя.

Сливаем охлаждающую жидкость из рубашки охлаждения блока цилиндров.
Закрываем сливные краны.

Отверткой ослабляем хомуты и снимаем подводящий шланг с патрубка крана отопителя.

Аналогично снимаем отводящий шланг с патрубка электронасоса.

Продуваем систему отопления сжатым воздухом (можно использовать шинный насос).
Подсоединяем снятые шланги и затягиваем хомуты.

Чтобы не пролить жидкость, вставляем в расширительный бачок воронку и медленно, непрерывной струей заливаем в него охлаждающую жидкость.

Если жидкость уходит из бачка медленно, несколько раз сжимаем отводящий шланг радиатора. Заполнив бачок до положенного уровня, пускаем двигатель, прогреваем до рабочей температуры и даем поработать 3-5 мин на различных режимах - от холостого хода до 3000 мин-1. Если в автомобиле установлен дополнительный отопитель, включаем электронасос. Дав двигателю остыть, проверяем уровень охлаждающей жидкости. При необходимости доливаем жидкость и устанавливаем пробку на бачок.

Дополнение:
ВСЁ ОБ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

В прошлые годы проверки системы охлаждения обычно проводились в преддверии зимнего периода, позволяя убедиться, что она заполнена правильным количеством раствора антифриза с соответствующей цветовой кодировкой, что охлаждающая жидкость (ОЖ) в двигателе не замерзнет, не расширится и не повредит компоненты двигателя. Сегодня ситуация более сложная. И главное - затвердите это как самое строжайшее, железобетонное правило - уже достаточно давно не рекомендуется заменять/доливать охлаждающую жидкость, руководствуясь простым подбором цвета.

В этом материале мы расскажем все самое основное о современных технологиях охлаждающей жидкости и обслуживании системы охлаждения, потому что использование неправильной или загрязненной охлаждающей жидкости может вызвать коррозию компонентов двигателя и системы охлаждения, а также другие виды повреждений.

Функционал

Охлаждающая жидкость, используемая в автомобильной промышленности, решает три основные задачи:
• защищает компоненты системы охлаждения и двигателя от ржавчины и коррозии;
• зимой снижает температуру замерзания системы охлаждения;
• в жаркие летние месяцы повышает температуру кипения системы охлаждения; это гарантирует, что масло сохранит свои характеристики смазки, а также ограничивает тепловое расширение двигателя.

Двигатели внутреннего сгорания сжигают ископаемое топливо для выработки энергии, но лишь примерно одна треть этой энергии фактически используется для приведения транспортного средства в движение. Остальные две трети превращаются в избыточное тепло. 50% этого тепла уходит через выхлопную систему в атмосферу, а оста вшиеся 50% нагревают компоненты двигателя.

Для поглощения избыточного тепла, удерживаемого внутри двигателя, требуется жидкий теплоноситель. Этот жидкий теплоноситель - охлаждающая жидкость - циркулирует через систему охлаждения, где тепло передается радиатору, который рассеивает его через ребра охлаждения в атмосферу.

Состав

ОЖ или антифриз обычно производятся с использованием: воды (50%), базовой жидкости (45%) и присадок (5%).

1. Вода - очень эффективная жидкость для передачи тепла. Тем не менее она представляет потенциальные проблемы, поскольку, во-первых, имеет температуру замерзания 0 °C и точку кипения 100 °C. Во-вторых, не обладает достаточными смазывающими свойствами и не обеспечивает защиты от коррозии.

Важное правило: никогда не используйте жесткую воду в системе охлаждения. Большая часть водопроводной воды содержит хлорид, который вызывает коррозию, а также кальций и магний, которые могут откладываться, что приводит к засорению радиаторов системы охлаждения и шлангов, а также может вызвать отказ водяного насоса. Поэтому предписано использование только дистиллированной, деминерализованной или деионизированной воды в системе охлаждения автомобиля.

2. Базовая жидкость обычно состоит из этиленгликоля или пропиленгликоля. Гликоль обладает хорошими смазывающими свойствами, особенно полезными для уплотнений водяного насоса и клапана термостата. Концентрированный гликоль характеризуется температурой замерзания приблизительно -12 °C и температурой кипения + 196 °C. Смесь воды и гликоля в соотношении 50/50 снижает температуру замерзания раствора примерно до -37 °C, в то время как точка кипения смеси повышается до +129 °C, что значительно выше, чем у чистой воды. В зависимости от климатической зоны также могут использоваться такие пропорции смешивания, как 40/60, 30/70 и 35/65. Вы всегда должны соблюдать рекомендуемые производителями охлаждающей жидкости пропорции смешивания, указанные на упаковке.

3. Присадки. Существует множество различных пакетов присадок или ингибиторов, направленных на защиту двигателя и системы охлаждения от коррозии, кавитации и накипи. Присадки помогают буферному раствору охлаждающей жидкости оставаться в оптимальном диапазоне между критичными уровнями pH: от кислотности до щелочности.

Основная классификация

Существует три основных класса технологий охлаждающих жидкостей: технология неорганических присадок (IAT), технология органических присадок (ОАТ) и технология гибридных органических добавок (НОАТ), плюс самая современная лобрид-ная технология.

Технология IAT: рекомендованный срок службы два года или от 45 тыс. км до 65 тыс. км пробега. Это не кислоты, а соли неорганических кислот, и в том числе силикаты, фосфаты, амины и нитриты. То есть классические ингибиторы коррозии, обеспечивающие эффективную защиту всех металлов и способные создавать защитную пленку на компонентах системы охлаждения.

Технология ОАТ: рекомендованный срок службы пять лет или 150 тыс. км пробега. Опять же, это не кислоты в чистом виде, а соли органических кислот, включая карбоксилаты, ссбацаты и 2-ЕНА (2-этилгексановую кислоту).

Данные ингибиторы коррозии обеспечивают особую защиту черных металлов и алюминиевых сплавов. Они не защищают желтые металлы, такие как латунь, поэтому ОАТ небезопасна для использования в старых системах, содержащих латунь.

Технология НОАТ: рекомендуемый срок службы от пяти до десяти лет или 200-250 тыс. км пробега. Зга технология обеспечивается комбинацией IAT и ОАТ. Для покрытия поверхностей системы охлаждения используются неорганические добавки: они образуют толстый защитный слои, покрывая все поверхности, независимо от того, из какого материала они сделаны. При этом органические добавки образуют прочные химические связи и с наиболее уязвимыми поверхностями, создавая тонкий, но чрезвычайно стабильный слой на тех участках, которые нуждаются в особой защите.

Лобридная технология ОЖ -это, по сути, второе поколение гибридных антифризов. В них используется ограниченное количество минеральных присадок для повышения различных свойств, начиная от противодействия коррозии алюминиевых сплавов и заканчивая лучшей защитой современных уплотнений. Обозначаются такие антифризы в соответствии с примененными минеральными компонентами (силикатами, нитритами, фосфатами) - SiOAT, NOAT, РОАТ, PSiOAT.

Строго в соответствии с рекомендациями производителя

Наряду с описанными выше основными разновидностями охлаждающих жидкостей, каждый производитель автомобилей предъявляет свои собственные требования к ОЖ для производимых им двигателей и систем. Поэтому, выбирая соответствующий продукт для того или иного автомобиля, надо всегда строго следовать существующим рекомендациям.

В этой связи стоит особо отметить: почему-то получившая в России широкое распространение классификация «G» (G11, G12, G13 и варианты) - это внутренняя классификация одного-единственного производителя, коим является Volkswagen. Транслировать се абсолютно на все бренды и марки некорректно, поскольку это чревато возникновением впоследствии серьезных проблем с двигателем.

Да, никто не спорит, в целом G-классификация укладывается в рамки приведенной выше общей классификации ОЖ, поэтому в некоторых случаях G-антифризы подходят и «Тойотам», и «Ситроенам» и т.д. Но это не общее правило, поскольку исключений из него чрезвычайно много и каждое из них - это обидный и дорогостоящий ремонт автомобиля.

Электромобили

Большинство электромобилей и гибридов имеют отдельные системы охлаждения для аккумуляторных батарей. В этих системах охлаждения следует использовать только охлаждающие жидкости, которые соответствуют точным спецификациям автопроизводителей.

Правило несмешения

Еще раз - больше никакого соответствия цветов при смешении антифризов!

Раньше преобладали зеленые и синие антифризы, и общим правилом было заменить зеленый антифриз новым зеленым, а синий - синим. Однако теперь оно не действует, поскольку сейчас производители ОЖ используют много разных красителей, но они не обозначают тип технологии охлаждающей жидкости, используемой в системе охлаждения автомобиля.

Соответственно, смешивание различных технологий охлаждающих жидкостей с разными пакетами присадок может быть опасным. Так же как и использование поддельных ОЖ неизвестного происхождения и состава. Например, обратите внимание на контрастное воздействие смеси aгликата и бората на алюминий.

Неправильное смешивание охлаждающих жидкостей, равно как и применение суррогатных ОЖ, может вызвать истощение ингибиторов; выпадение силикатов; металлическое загрязнение; или появление ржавчины и коррозии в системе охлаждения, ведущих к выходу компонентов из строя. Наиболее распространенные формы коррозии алюминия известны как точечная коррозия и окисление; а для железа и стали - ржавчина.

Наконец, некорректное смешение (и использование фальсификата) может вызвать химические реакции. Силикаты или фосфаты отделяются от охлаждающего раствора или «выпадают из него», осаждая гелеобразное вещество в системе охлаждения. Это вещество может повредить и заблокировать радиаторы, сердечники нагревателя, водяные насосы, водяные рубашки двигателя и шланги системы охлаждения. Сужение всего на 2 мм в узких частях системы охлаждения может снизить эффективность системы до 40% из-за уменьшения циркуляции. Наконец, возможна еще одна химическая реакция - разложение гликоля, - ведущая к потере защиты от коррозии.

Протечки водяных насосов

Отдельно имеет смысл сказать о такой проблеме, как протечки водяных насосов вследствие
применения неправильной и/ или поддельной охлаждающей жидкости. Действительно, использование неподходящей охлаждающей жидкости может серьезно повлиять на безопасность эксплуатации насосов ОЖ. В большинстве случаев они начинают протекать и, следовательно, теряют охлаждающую жидкость.

Причина возникновения повреждения заключается в том, что корродированные твердые частицы, отрывающиеся от поверхности системы охлаждения, разрушают торцевые уплотнения водяных насосов. А, как уже было отмечено выше, основная причина коррозии внутри системы охлаждения - недостаточная защита от коррозии охлаждающей жидкостью. Что может быть обусловлено применением некачественных суррогатов, фальшивок или некорректным смешением разных по составу ОЖ.

Проверка на щелочность и кислотность

Поскольку производители современных транспортных средств начали использовать различные типы металлов для производства деталей двигателя и системы охлаждения, технология охлаждающей жидкости должна была развиваться, чтобы включить соответствующую защиту системы. По мере старения охлаждающей жидкости защитные ингибиторы расходуются или «выпадают» из раствора. Таким образом, чем дольше охлаждающая жидкость остается без контроля в системе охлаждения, тем выше вероятность того, что она станет «кислой». А кислотный раствор вызовет внутреннюю коррозию двигателя (и его металлических компонентов) и системы охлаждения. Кислота вступает в реакцию с металлическими поверхностями, вызывая образование отложений в системе охлаждения. Эти отложения
также могут переноситься и откладываться по всей системе охлаждения, ограничивая поток и вызывая перегрев.

Кроме того, недостаточно просто следить за сроком службы, указанным на упаковке охлаждающей жидкости. Этот срок службы может быть сокращен в результате различных факторов, таких как утечки из-под прокладки головки блока цилиндров. Газы, выходящие из камеры сгорания в охлаждающие каналы двигателя, смешиваются с охлаждающей жидкостью и повышают ее кислотность. Поэтому рекомендуется проводить регулярные проверки давления в системе охлаждения во время планового технического обслуживания.

Другой распространенной причиной преждевременного выхода из строя или потери ингибиторов системы охлаждения является плохое заземление в транспортном средстве. Оно может привести к тому, что электрический ток будет возвращаться к аккумулятору альтернативным путем, например через охлаждающую жидкость в системе (которая в этой ситуации становится проводящим электролитом). В случае такой гальванической реакции ингибиторы быстро расходуются, в результате чего жидкость становится кислой.

Видимые признаки гальванической реакции в системе охлаждения проявляются через неравномерное изменение цвета внутренних металлических поверхностей водяного насоса. А поскольку эти повреждения не всегда заметны, для проверки охлаждающей жидкости на наличие напряжения следует использовать мультиметр.

Также следует использовать pH-метр или тест-полоски для проверки pH охлаждающей жидкости, чтобы контролировать состояние пакета присадок. pH - показатель кислотности или щелочности жидкости. Охлаждающая жидкость обычно имеет
диапазон pH от 8,5 до 10,5. При слишком низком pH охлаждающая жидкость становится кислой и начинает разрушать как алюминий, так и черные металлы (железо и сталь). При слишком высоком pH ОЖ будет чрезмерно щелочной и повредит цветные металлы, такие как медь и алюминий.

Проверка точки замерзания

Точку замерзания охлаждающей жидкости также следует регулярно проверять, особенно во время регламентного сервисного обслуживания. Однако учтите, что ареометры больше не являются одобренным оборудованием для проверки охлаждающей жидкости. Сейчас надо использовать рефрактометры, применяемые как для проверки концентрации гликоля в системах охлаждения, так и для измерения степени заряда и удельного веса электролита в свинцово-кислотных аккумуляторах.

Антон Пилот, использован материал журнала Автокомпоненты






Видео







Информация на табличках
Технические данные
Управление автомобилем
Техобслуживание
Замена охлаждающей жидкости
Смазка автомобиля
Применяемые лампы
Применяемые подшипники, сальники
Применяемые манжеты и уплотнители
Применяемые жидкости
Моменты затяжки