Руководство по ремонту ГАЗель
- ГАЗ-2705, 3213, 33021 -

Полуавтоматическое и автоматическое включание коробок передач


Автоматизирование переключения мультипликатора путем разбития на две операции: подготовку с помощью рычажка—избирателя скоростей и проведения самого включения с помощью вакуума и действия пружины,—значительно упрощает управление автомобилем.

Фиг 55 Схема включения передачи Майбах (к фиг. 54).

В передаче фирмы Форверк (фиг. 56) все ходовые валики лежат рядом в верхней части картера и соединены общей головкой. Подлежащая включению скорость устанавливается переводом стрелки у сидения шофера, чем производится смещение кулачкового валика с. В зависимости от положения валика с отжимается та или иная расположенная под кулачками пружинная головка d. При отведении ходовых валиков стопорный рычаг, соответствующий головке d, западает и потом, при возвращении всех ходовых валиков на место, задерживает один из них и включает соответствующую скорость. Пока водитель не переставит стрелку, включенная шестерня не может быть выведена из сцепления.

Фиг. 56. Коробка передач Форвtрк.

Еще более автоматизировано переключение скоростей в планетарной коробке передач фирмы Пульс (фиг. 57). Коробка дает три скорости вперед и одну назад. Характерное отличие этой коробки заключается в том, что тормозные ленты первой и второй скоростей и дисковое сцепление прямой передачи управляются только разницей между крутящим моментом двигателя и сопротивлением автомобиля на окружности тормозных барабанов. Тормозные ленты первой и второй скоростей прикреплены под тупыми углами к неравноплечему рычагу а (фиг. 58). В зависимости от окружного усилия на вращающемся барабане рычаг а занимает то или иное положение по отношению к своему пальцу с и фиксированный кулачком b держит тормоз отпущенным или натянутым. Изменение положения кулачка, находящегося под действием пружины, возможно только после наступления равновесия между крутящим моментом двигателя и сопротивлением, ибо только тогда прекращается натяжение ленты.

Коробка передач управляется ножной педалью, соединенной шестерен с кулачковым валиком b. Выжимание педали включает сцепление. При отпуске педали включается лента первой передачи.

Фиг. 57. Самовключающаяся коробка передач Пульс.

Вторая скорость включается автоматически, как только автомобиль получит достаточное ускорение и крутящий момент двигателя перевесит момент сопротивления. При дальнейшем ускорении автомобиля включается многодисковое сцепление и передача идет прямо отвала

Двигателя на карданный вал. Вращающаяся с валом Двигателя масса планетарной передачи содействует увеличению равномерности хода двигателя.

На практике эта коробка передач дала хорошие результаты. Она дает возможность значительно более быстрого, чем при нормальных

Фиг. 57. Тормозная лента коробки передач Пульс.


коробках передач, повышения скорости с минимальной до предельной. При езде в городе это значительно облегчает управление автомобилем.

Почти все полуавтоматические и автоматические коробки построены по принципу планетарных передач.

Пример планетарной передачи фирмы Фурнес, управляемой обычным рычагом скоростей и педалью сцепления, показан на фиг. 59 (рычаг скоростей на фигуре не виден).

В маховике 1 размещено однодисковое сцепление 2 и упорный шариковый подшипник переднего конца вала коробки передач 3. На валу заклинена главная шестерня 4, приводящая во вращение все остальные шестерни передачи. Диски 5 и 6 соединены тремя валиками A, D и X. Диск 5 прикреплен к втулке 7, жестко связанной с диском сцепления и с валом двигателя. На валиках A, D и X сидят по две планетарных шестерни, обкатывающихся вокруг трех центральных шестерен 8, 9 и 10. Шестерни 8, 9 и 10 соединены полыми


валами с тремя тормозными барабанами 8А, 9D и 10Х. При включенном сцеплении имеет место прямая передача от диска 2 на вал 3. Вся планетарная группа вращается при этом как одно целое, без каких либо потерь на трение. При всех иных положениях рычага скоростей сцепление выключено. Маховик и вал непосредственного соединения не имеют. Для Получения второй скорости тормозимой, барабан и тем задерживается вращение центральной шестерни 8, Диски 5 и б однако продолжают вращаться, будучи связанными с втулкой 7, вращаемой двигателем. Планетарная шестерня обкаты вается вокруг шестерни 8А. Шестерня С будет приводить во вращв'* ние главную шестерню 4, ас ней и вал 3 (соответственно уменьшенной скоростью). Для получения первой скорости тормозится барабан SD и шестерня 9. Шестерни Е и F будут, обкатываясь, вращать шестерню 4 и вал коробки передач.

Задний ход получается торможением барабана 10X и шестерни 10. Направ гение вращения изменяется благодаря тому, что диаметр шестерни Y меньше, чем Z.

Величина крутящих моментов, действующих на различные тор моза, меняется в зависимости от скорости и передаточного числа. Поэтому поверхности обэдов тормозных барабанов различно профилированы. Барабан 8i—плоский; на обоих остальных барабанах выбраны канавки. Торможение осуществляется колодками, охватывающими почти полностью всю окружность диска. Износ накладки тормозных колодок компенсируется автоматически.

В последнее время . некоторое применение получили коробки передач с гидравлическим и электромагнитным переключением.

На фиг. 60 показана электромагнитная коробка передач Ботал, изготовляемая в Германии фирмой НАГ. В основном это — планетарная коробка, у которой скорости фиксируются не ленточными тормозами, а с помощью электромагнитных дисков. Коробка имеет три скорости вперед и одну назад.

Для включения передачи пропускается ток через соответствующее магнитное сцепление и тем фиксируется пара шестерен соответствующей скорости. Зазор между якорем и магнитным кольцом равняется 11/г лм*.

Износ деталей магнитного включения коробки очень незначителен. При частом включении износ магнитных дисков после 50 — 60 тыс. км пробега не превышает нескольких десятых миллиметра. Практика показала, что смена дисков становится необходимой не ранее, чем через 100 тыс. км пробега. Ток берется из осветительной сети автомобиля. В планетарной коробке а на главном валу b сидят на концентрично расположенных ступицах шестерни отдельных скоростей с, d и е. На переднем конце вала сидит также шестерня /. Шестерни с, d, е находятся в постоянном сцеплении с планетарными шестернями, размещенными тремя группами на валиках д. К ступицам шестерен с, d, е прикреплены диски с магнитными кольцами.

Подводка тока для первсй и второй скорости и заднего хода закреплена жестко в картере в изоляторах т.

Подводка же тока к магнитному кольцу прямой передачи осуществляется двумя контактными трубками, работающими по изоли-р01.а.гным скользящим кольцам о. Магнитные кольца направляются пальцами q. Зазор между кольцами устанавливается винтами г.

Включение отдельных скоростей производится следующим образом; для трогания с места водитель выжимает педаль сцепления, а потом перемещает специальную рукоятку—избиратель скоростей, на арматурном щитке на первую скорость и тем пускает ток в обмотку р магнитного кольца?'. Кольцо притягивает якорь и фиксирует шестерню d. Когда водитель отпустит педаль сцепления и даст газ, то планетарные шестерни, обкатываясь вокруг шестерен v и w, приведут во вращение центральную шестерню f (передача 1 : 2,39).

4 Автомобшгьн. шасси 49

Фиг. 60. Сцепление Ботал-НАГ с электромагнитным управлением буквы увелич. 1—3 группы планет, шестерен; 2—подвод тока с прямой передачи; 3—подвод тока; 4—механическое приспособление для включе шя 2-й передачи; б—направляющие пальцы для магнитных коле ;. 7—упорные винты; 8—магнитное кольцо и диск 2-й скорости; 9—магнитное кольцо и диск 1-й скорости; 10—магнитное кольцо и диск заднего хода; 11 —магнитное кольцо и диск З-й скорости; 12—масляный насос.

Как только скорость автомобиля возрастет, водитель, не выключая сцепления, а только сбросив газ, переводит рукоятку в положение второй скорости и этим переключает ток на магнитное кольцо второй скорости (передача 1 : 1,58). Задний ход включается таким же образом через якорь b и шестерни е, с, w и f. Изменение направления вращения получается за счет подбора количества зубьев шестерен заднего хода (передача 1 : 4,7).

Прямая передача получается при посылке тока в обмотку магнитного кольца й, притягивающего к себе якорь и й сцепляющего шестерни d и е. Планетарные шестерни остаются неподвижными и вся система, т. е. маховик, сцепление, планетарный картер, якоря Ь, г и и, вал Ь и фланец кардана — вращается как одно целое.

На случай повреждения электрической сети предусмотрено приспособление /, с помощью которого можно механическим путем фиксировать якорь z второй скорости и таким образом иметь возможность продолжать поездку, хотя бы только на этой передаче.

Планетарный механизм помещен в круглом картере и работает в масле. Для обеспечения хорошей смазки шестерен и подшипников предусмотрен нагнетательный масляный насос.










Сцепление
Возможные поломки сцепления
Коробка передач
Возможные поломки КП
Ремонт коробки передач
Карданная передача
Неисправности карданной передачи
Ремонт карданной передачи
Задний мост
Неисправности заднего моста
Регулировка заднего моста
Разборка и сборка заднего моста
Разборка и сборка дифференциала
Состояние деталей заднего моста
Как установить задний мост