Руководство по ремонту ГАЗель
- ГАЗ-2705, 3213, 33021 -

ГАЗель как база

Есть автомобиль, вокруг которого сейчас поднят бум не меньший, чем вокруг «Нивы». Это ГA3-3302 «ГАЗель». Прыти, с которой она уходит на рынке, могут позавидовать не только парнокопытные представители семейства...

Сложилась парадоксальная ситуация Начав в 1932 году с выпуска «полуторки», Горьковский автозавод снова вернулся к производству полуторатонного автомобиля. Правда, в этом историческом промежутке был порыв, относящийся к концу 5С-х. когда ГАЗ всерьез рассматривал перспективность подобных грузовичков (ГАЗ-56). Но стратегия себя не оправдала.

Сказать, что отечественный автопром вообще не пытался производить малые грузовики, было бы неправильным. «Полуторку» предполагалось собирать в Кировабаде (Азербайджан) под эгидой УАЗа (конструкция машины разрабатывалась в НАМИ). Распад Союза внес тогда свои коррективы. Создание совместного производства с польским производителем малых грузовичков Lubliri также не имело успеха. Общий язык с поляками нашел БелАЗ. освоив небольшой выпуск этих машин. Затем последовала конверсия оборонных предприятий и в поток попал Брянский автозавод машину которого доводила известная британская фирма IAD. Этот проект удостоился лучшей доли и фургончик, хоть и в малых количествах, но выпускается.

Что касается ГАЗа, то искать феномен. как в ситуации с «Нивой», здесь не приходится. Ларчик открывается просто - изменилась структура перевозок. Период советской гигантомании отошел в прошлое, а сегодняшний рынок диктует свои приоритеты. Нынче для внутригородских перевозок характерны малые партии грузов, зато едва ли не ежедневно возрастают требования к маневренности транспорта. Мировое сообщество давно определило нишу грузоподъемностей - от 0.5 до 2 тонн (до 86% всех перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом). Автомобили такой грузоподъемности российская промышленность до недавнего времени не выпускала, чем и пользовались зарубежные фирмы.

Пока суть да дело , нижегородцы по собственной инициативе (работы были начаты еще в 1988-м) наладили выпуск автомобилей грузоподъёмностью полторы тонны. Благо Ford - образец для большей части горьковских разработок существовал всегда a Ford Transit и вообще был перед глазами. На ГАЗе не пошли по пути ВАЗа. когда выпускается одна базовая модель, а затем все, кому не лень, дооснащаот ее по своему усмотрению. Здесь сразу создали массу перспективных моделей, очертив сферу влияния, и поочередно осваивают их серийное производство. Дальновидно созданы предпосылки для контроля рынка за теми фирмами, которые хотели бы выпускать на базе «ГАЗелей» свои исполнения: использование шасси возможно только с согласия завода-изготовителя Не имея такого согласия, не получить и одобрения типа транспортного средства на Дмитровском автополигоне.

    

Летом 94-го заработал конвейер, вывозя ГАЗ «из грязи в князи». Первыми на конвейер попали бортовой грузовик с тентом (мод. 3302 и 33021), шасси под установку кузовов (мод. 33022) и специализированного оборудования. Машины сразу пошли. что называется, с колес. Рамная конструкция, обеспечивающая быстрый запуск в производство и возможность применения надстроек с минимальными затратами на переоборудование. по достоинству была оценена потребителями.

Следом, с небольшим промежутком, пошли вариант с длинной кабиной (мод. 33023) и полноприводная модификация (мод. 33027).

На очереди — сборка цельнометаллических фургонов (мод. 2705), которые, го опыту Запада, являются самыми продаваемыми. Это готовая основа под выпуск микроавтобуса, санитарного автомобиля и разного рода аварийных и полицейских автомашин. с учетом специфики наших дорог подготовлены и их полноприводные версии.

Из последних достижений нижегородцев стоит отметить "полуторку" с удлиненной базой (мод. 330202), автомобиль, приспособленный для работы на газе (мод. 33025) и машину с гидравлическим подъемником IIAI-12 (моц. 3321). В ближайшее время с конвейера Саранского завода автосамосвалов должен сойти ГАЗ-3512. Присовокупив сюда машину с гидравлическим манипулятором и подъемным устройством, облегчающим погрузоразгрузочные операции, это можно расценивать как предложение малой механизации для малых предприятий.

При всем благополучии раскрутки «полуторки, есть проблема - двигатель. Использование модернизированного «волговского» мотора 3M3-409R 10 и ЗМЗ-4026 10 для работы на различном бензине вызывает пока только нарекания. Новых моторов ЗМЗ-4061.10 и 3M3-4063.10 катастрофически не хватает. Заволжский моторный просто не в состоянии угнаться за потребностью ГАЗа. А о двигателе с впрыском топлива (ЗМЗ-4064.10) и говорить не приходится, он полностью уходит на комплектацию -Волг-. Но даже сноб див ими «ГАЗель», проблемы не решить, ибо для такого автомобиля необходим дизельный двигатель, ра не один. Попытки создать собственный натыкаются на проблемы технологического характера, хотя модификация все же есть (мод. 33024). Увидев ее в действии, восторгом не наполнишься: много шума и дыма.

Зарубежные фирмы, прекрасно ориентируясь в ситуации, наперебой предлагают свои дизели, у нижегородцев уже порядка шести таких предложений. Пока больше шансов у австрийской фирмы Steyr с ее дизельным двигателем серии М1.

Теперь о тех, кто использует «ГАЗель» для «довооружения».

Шасси нижегородской «полуторки» широко применяется под установку различных фургонов. Их разработкой, изготовлением и монтажом занимается огромное количество фирм (в т.ч. и петербургских). Но количество - не всегда качество. Дороги заполонили такие мутанты, от некоторых из которых даже в дрожь бросает. Причину этого следует искать, очевидно, в неудовлетворенном пока спросе.

Есть и положительные примеры. Бывший оборонный завод в Козловке (Чувашия) изготавливает два вида бескаркасных фургонов: обычный и изотермический. Шумерлинский комбинат автофургонов (в той же Чувашии и тоже по конверсии) освоил производство целой гаммы кузовов, среди которых автолавки и дгже бизнес-офис. В Санкг-Петербурге завод «Энергия» по лицензии известной немецкой фирмы Kogel устанавливает на «полуторку» отличные кузова с использованием монолитных -сэндвич-панелей-. Первая партия таких фургонов была поставлена Черкизовскому мясоперерабатывающему заводу. Кроме того, неплохую продукцию на шасси ГАЭ-3302 предлагают: Одесский автосборочный завод (ОдАЗ), Заволжский завод гусеничных тягачей (ЗЗГТ), Нижегородский завод специализированных автомобиле (ЗСА) и др.

Не менее популярны среди потребителей модели с удлиненными кабинами. Свои услуги в их производстве первым, как это ни странно, предложил Рижский завод микроавтобусов. Был у него расчет на заключение соглашения с ГАЗом о совместном производстве некоторых моделей, но что-то не сложилось. В итоге в Нижнем выпустили свой «двухкабинник», а рижане пока в стороне. Хотя их разработка многовариантна и предполагает при увеличенном внутреннем объеме размещение двух спальников на месте задних сидений. а также использование дизельного двигателя IVECO. Возможно, именно после знакомства с рижским проектом нижегородская удлиненная кабина подросла...

    

     

Неплохое решение найдено в модели «БикаС-02» из города Бийска (Алтай). В ней чувствуется не только поддержка основного стиля машины, но и свое лиио. Соседствующей г. ГАЗом АО «Семар. из города Семенова продемонстрировало свою версию - CAP3-32291, но это точная копия первого варианта нижегородской разработки.

Задержка ГАЗа с выпуском цельнометаллического фургона, а следовательно и микроавтобуса, вызвала к жизни множество версий этого направления. Одной из лучших можно назвать микроавтобус ГАЗ 3232 «Кубань», разработанный красноцарским АО «АвтоКубань». Интересный вариант представил уже упоминавшийся «Семар», но здесь слабоват дизайн и чувствуется «перебор» с пропорциями. Алтайские разработчики вроде бы снова блеснули оригинальностью при разработке микроавтобуса «БикаС-01», но «недстянули», применив низкую крышу. Готовит к производству микроавтобус и наш сосед - АО «Псковавто». Покаванный на Втором российском автосалоне псковский микроавтобус, «стати, был удостоен диплома за оригинальность конструкторской разработки Постановка модели на производство готовится в декабре. А вот самой неудачном разработкой рискует стать микроавтобус КАзЗа. «Быстро, дешево и сердито» - несолидный для автобусостроительного завода лозунг.

Зато с другой своей разработкой КАвЗ выступил новатором. Первыми в отечественном автопроме курганцы предложили кемпер на шасси «ГАЗели». Интересна предыстория его появления. Разработка выполнена по заказу швейцарской туристической фирмы, осуществляющей туры по Алтаю. Дизайн выполнил москвич Михаил Блохин, а воплотило новинку в металле производство мелких серий — фирма -ВИКА- при АК КАвЗ. Дом на колесах рассчитан на четырех человек и имеет единый объем. В салоне есть спальное место, трансформируемые диваны кухонный блок, холодильник, автономный отопитель и даже душевая, совмещенная с биологическим туалетом. В кемпере предусмотрен запас воды на две недели путешествия.

Санитарный автомобиль разработан финской фирмой Profile, в Петербурге известной в качестве поставщика специальных автомобилей на шасси Ford. Конструкция «санитарки» модульная. Срок эксплуатации модуля превышает тот. что отпущен шасси, поэтому модуль в случае необходимости можно переставить на другой носитель. Правда, у финской конструкции есть один недостаток: глухая стенка между кабиной и модулем, вынуждающая общаться только через переговорное устройство. Но, тем не менее, одна из московских фирм - «Амбуланс-Транссервис» закупает у финнов изотермические фургоны и дооснащает их медицинским оборудованием.

Применяется «полуторка» и в качестве аварийно-спасательного автомобиля. Московская фирма «Средства спасения» нашпиговала машину оборудованием, что называется. на все возможные экстремальные ситуации.

Не обошли стороной ГАЗ-3302 и производители коммунальной техники. На прошедшей недавно в Петербурге выставке Спсцавто 95 Арзамасский завод коммунального машиностроения показал несколько вариантов оборудования на шасси «ГАЗели» для использования в городском хозяйстве.

3 завершение обзора заметим, что нижегородская «полуторка» оказалась нужной и в ближнем зарубежье, но ее прописку за пределами России затрудняют жесткие таможенные барьеры. Однако первый «интернациональный» проект все же заключен: совместно с фирмой «КрымавтоГАЗсервис» планируется начать сборку «ГАЗелей» в Симферополе: налоговая политика Крыма оказалась менее жесткой, чем в целом по Украине. Запуск производства намечен на декабрь, программа составит 500 автомобилей в месяц. Стоимость машины, собранной в Крыму, будет приблизительно на 20 процентов меньше, чем при поставке из России.

Сергей ЖУКОВ
Фото Александра ВАСИЛЬЕВА