Руководство по ремонту ГАЗель
- ГАЗ-2705, 3213, 33021 -

Газель DIESEL : французское с нижегородским!

Стоило нам остановиться у заправочной станции, как тут же появились любопытные: еще бы, не каждый день увидишь, как в бак Газели заливают солярку! На вопрос, что стоит под капотом грузовичка, мы отвечали: «дизель Peugeot». Заманчиво, правда? Именно об экономичном и тяговитом дизеле мечтают владельцы многочисленных газовских «полуторок«...

Чтобы результаты испытаний были нагляднее, мы, как и в прошлый раз (тест Газели с заволжским трехлитровым мотором был опубликован в АР № 24, 1995), взяли для сравнения серийную бензиновую Газель.

«ФРАНЦУЗСКИЕ РОМАНСЫ ВАМ ПОЮТ...»

Турбодизель, о котором пойдет речь, имеет индекс XD3TP; выпускает его объединение Peugeot Citroen Moteurs, а устанавливает на Газель нижегородская фирма Техносервис. Поначалу мы сомневались: автомобильный ли это дизель? Мало разве случаев, когда фирмы предлагают моторы подешевле, предназначенные, например, для оснащения тракторов или какой-нибудь спецтехники... Сомнения были напрасны: XD3TP — самый что ни на есть «автомобильный» мотор. Мало того, он неплохо известен в нашей стране: в восьмидесятых годах фирма Scaldia-Volga и сам ГАЗ устанавливали этот дизель (только без наддува — в «атмосферном» ва-  рианте) на «волжанки» экспортного исполнения. За рубежом дизели XD3 стоят под капотами внедорожников — румынских ARO, корейских SsangYong, португальских UMM, французских Sovamag... В Аргентине дизель монтируют на легковые машины Peugeot 505 (во Франции они сняты с производства). Наконец, именно XD3TP устанавливается на носатые «полуторки» DAF 400 (ныне они называются LDV 400) британского производства.

Конструкция дизеля, который разрабатывался еще в семидесятых годах, вполне традиционна: четыре цилиндра в ряд, слева по ходу — топливный насос высокого давления Lucas, справа — турбина Garrett, вентилятор системы охлаждения «сидит» на вискомуфте. Под капот Газели дизель встал без проблем, монтаж не требует особых переделок — правда, Техносервис изменил кронштейны подвески двигателя, приемную трубу глушителя и смонтировал радиатор от ГАЗ-ЗЮ2 (в бампере пришлось прорезать дополнительные отверстия для охлаждения — похожие прорези появились на серийных машинах более позднего выпуска).

Поскольку Peugeot поставляет двигатель без сцепления, на нашей Газели этот узел был установлен от «16-клапанника» ЗМЗ-406 с картером, который отлили в Нижнем по заказу Техносервиса. Но в будущем фирма откажется от такого гибрида: зарубежные комплектующие не только качественнее, но и, как ни странно, дешевле. Сравните: «четыреста шестое» сцепление стоит 700—800 тысяч рублей, картер для него, сделанный по заказу в Нижнем Новгороде, — еще столько же. А известная германская фирма Luk предлагает сцепление, адаптированное под нужды Техносервиса, всего за DM 182, французский картер стоит в два раза дешевле отечественного...

Газель заправляется соляркой: не каждый день увидишь такое...

 

Кстати, «автор» Газели с трехлитровым мотором ЗМЗ, московская фирма Кудесник (см. AJP № 24, 1995), пошла тем же путем, что и Техносервис: установила более эффективный радиатор от ГАЗ-ЗЮ2 и сцепление от двигателя ЗМЗ-406, причем с диском Luk. Если две фирмы независимо друг от друга приходят к схожему решению — значит, в этом что-то есть...

Вернемся к дизельному грузовичку. Прочие элементы трансмиссии (это 5-ступенчатая КПП и главная пара с передаточным отношением 5,125) остались без изменения. Под капотом появился большой «бочонок» воздухоочистителя: сам фильтр заимствован от Волги ГАЗ-ЗЮ5, а корпус сделан по заказу Техносервиса. Еще один интересный узел — топливный фильтр Lucas с кнопкой механизма подкачки. На нашем грузовичке он стоял глубоко под кабиной слева, а на микроавтобусе Газель, которую мы застали в процессе переделки, — в моторном отсеке, под главным тормозным цилиндром. И то, и другое расположение имеет свои минусы: с одной стороны, фильтр лучше держать в тепле, с другой — под капотом не так удобно подкачивать топливо. Перегородка моторного отсека обклеена шумоизоляционным .материалом (войлок на виниле), но, по словам разработчиков, это — лишь эксперимент.

На диаграмме показана зависимость расхода топлива от скорости движения для машин с бензиновым и дизельным моторами

Кстати...

ЗАГЛЯНУВ в фирменный «газовский» магазин (официально он именуется «Торговый центр АО ГАЗ»), мы поинтересовались, какие модификации Газели предлагает завод. Оказалось, что в этом магазине можно купить лишь бортовой грузовик, причем только за наличные (!). «А вообще-то,

— посоветовали нам сведущие люди,

— лучше брать машину не с заводской стоянки, а у одной из многочисленных частных фирм, которых в Нижнем пруд пруди. Это немного дороже, но, говорят, спокойнее...»

Осталось добавить, что на сегодняшний день реально существуют и ездят по дорогам четыре Газели с французским «сердцем». Две находятся в процессе установки мотора, еще десять заказчиков ждут своей очереди.

Что касается юридической стороны вопроса, то сейчас Техносервис получил разрешение УГАИ России на установку 50 дизелей Peugeot, а к марту конструкция должна пройти сертификацию.

НЕМНОГО О СЕРВИСЕ...

На дизеле Peugeot есть характерная наклейка: «Рекомендуемая смазка — Shell и Esso». Мы так и поступили, залив в горловину масло Shell Helix. Масляный щуп — здесь же, на виду (у «родного» мотора за ним надо «нырять» в моторный отсек), но определить уровень масла не так-то просто. Во-первых, светлое масло плохо видно, а, во-вторых, канал, куда вставляется щуп, изогнут, поэтому щуп надо вынимать о-очень аккуратно, чтобы не смазать границу уровня масла.

...И О КАЧЕСТВЕ ЗАВОДСКОЙ СБОРКИ

«Здравствуй, Газель», — сказали мы, подергав привычно заедающие рычажки системы вентиляции и плохо закрепленный плафон над головой. У новенького грузовичка не работало реле «аварийки», а в самый интересный момент намертво заклинило тросик открывания капота. Из дефлекторов на передней панели постоянно, независимо от включенного отопления, дул холодный воздух (вот почему многие владельцы Газелей заклеивают дефлекторы!).

НЕОЖИДАННЫЙ СЮРПРИЗ

Его преподнес во время пробной поездки дизель Peugeot. Мы вдруг услышали резкий стук под капотом, длившийся около секунды. Оказалось, что дизель, подпрыгнув на опорах при проезде внушительной кочки, задел вентилятором крепление одного из патрубков. Лопасти поломало изрядно... Повторим, что мы имели дело с одной из первых машин Газель-Peugeot; разумеется, от автомобиля к автомобилю конструкция будет совершенствоваться.

Наконец, мы загрузили в кузов каждой машины по 1,5 тонны балласта и приступили к самому интересному — к испытаниям-

Дизель Peugeot

Газель-Peugeot осталось смонтировать систему охлаждения и облицовку

Серийный двигатель ЗМЗ-4026.10

Мы ожидали, что дизель окажется более шумным, чем бензиновый мотор, но, к счастью, ошиблись. Конечно, разница есть, но, скорее, не в уровне шума, а в его спектре: «голос» дизеля ниже. Рычаг «родной» КПП, агрегатированной с дизелем, вибрирует сильнее, при разгоне автомобиля появляется небольшой зуд на полу, но это не давит. Есть, правда, один интересный нюанс: на определенных режимах, приблизительно между 1200 и 1500 об/мин, двигатель входит в резонанс с каким-то элементом конструкции (это сопровождается характерным жужжанием). Так машина реагирует на «чужой» агрегат, для которого она изначально не создавалась.




И, наконец, о сцеплении. Усилие на педали дизельной «полуторки» возросло, но типичное для Газели «подрагивание» кузова при трогании сошло на нет.

ДИНАМИКА И ЭКОНОМИЧНОСТЬ

Конечно, грузовички, поднимающие тучи пушистого снега, смотрятся очень эффектно, но для испытаний такие условия, мягко говоря, не самые лучшие. Поэтому цифры, приведенные в нашей таблице, не стоит сравнивать с результатами испытаний других грузовиков: снег создавал сильное сопротивление движению, а это влияет на многие результаты. К тому же двигатели обеих «полуторок» оказались необкатанными. Несмотря на это, различия между дизельной и бензиновой машинами прекрасно чувствуются. Мощность обоих моторов практически одинакова. А вот крутящий момент дизеля существенно выше и, к тому же, величина его близка к максимальной в широком диапазоне оборотов.

В городе — когда приходится пользоваться в основном первыми тремя передачами — обе Газели ведут себя практически одинаково. Но стоит включить четвертую или пятую передачи — и дизель начинает выигрывать за счет запаса в тяге. Особенно это стало заметно на трассе с большим количеством затяжных подъемов и спусков. Бензиновая Газель на подъеме быстро теряла скорость, а ее водителю приходилось переключаться с пятой передачи на четвертую или даже на третью. Дизельная машина по условиям теста шла второй; естественно, она «утыкалась» в хвост бензиновой, водитель сбрасывал скорость — но оставался на пятой передаче (лишь изредка, когда было слышно, что мотор работает с натугой, приходилось переключаться «вниз»).

.

ШУМЫ И ВИБРАЦИИ

Турбина Garrett прибавила мотору добрый десяток «лошадок»

«Пятое колесо», соединенное с электронным прибором, покажет точные скорость и длину пути

Одно из условий испытаний — грузовики должны быть загружены «по максимуму»; на этот раз балластом служили бетонные блоки и старые покрышки

При этом даже оставался запас тяги для обгона!

А теперь — о цифрах. По динамике дизель выигрывает, но ненамного: разрыв по времени разгона на пути 1000 метров — меньше 2 секунд, разница в максимальной скорости — 6 км/ч. Зато экономичность...

Цифры цифрами, но когда при одинаковом пробеге видишь разницу в показаниях топливомера — это впечатляет!

ВЫВОДЫ

Газель с дизелем Peugeot начисто обыграла стандартную машину, а некоторые недоработки с лихвой перекрываются достоинствами и, главное, резким уменьшением «аппетита».

На момент испытаний (конец января) бортовая Газель стоила в магазине при заводе 32 млн 700 тыс рублей. Стоимость дизеля с установкой — еше 34 млн рублей, причем «родной» мотор фирма отдает владельцу машины (это объясняется тем, что ГАЗ не поставляет машины без двигателя, а Техносервис не имеет права продавать демонтированные моторы). Итого, дизельный вариант обойдется примерно в две цены базового автомобиля или S14000. При нынешней цене на топливо (в Москве литр бензина А-92 стоит 1800 рублей, литр дизтоплива — 1000 рублей) переделка окупится меньше, чем за 200000 км пробега. Так что наибольший экономический эффект получит тот, кто будет гонять Газель-Peugeot «и в хвост, и в гриву»...

Г. БОРИСОВ Ф. ЛАПШИН

В КОНСТРУКЦИИ «полуторок» последнего выпуска появились некоторые изменения. О прорезях на бампере, которые увеличивают обдув радиатора, мы уже писали в АР №24,1995. Внутренняя обивка Дверей стала элегантнее: кожзаменитель уступил место приятному на ощупь, светло-серому материалу; вместо одного объемистого кармана на левой двери появились более мелкие отсеки справа и слева (см. фото). На полу вместо съемных ворсистых ковриков — практичное покрытие из шероховатого пластика. А в моторном отсеке над колесами установлены металлические щитки-брызговики, которые защищают отсек от грязи.

Некоторые технические характеристики двигателей (данные производителей)

МОДЕЛЬ

3M3-4026.10

Peugeot XD3TP

Тип

бензиновый,

форкамерный

карбюраторный

дизель

с турбонаддувом

Число и расположение цилиндров

4 в ряд

4 в ряд

Рабочий объем, куб. см

2445

2498

Диаметр цилиндра/ход поршня, мм

92/92

94/90

Степень сжатия

8.2

21

Мощность. кВт /л. с./об/мин

74/100/4500

75/102/4250

Момент, Нм/об/мин

182/2500

205/2500

Некоторые результаты измерений, проведенных экспертной группой Авторевю*

Уловия испытаний

Пробег перед началом теста: автомобиль с бензиновым двигателем — 32 км, с дизелем Peugeot — 2000 км

Загрузка: балласт 1500 кг + 3 человека, полная масса 3500 кг Температура воздуха: —4—6 °С

Кстати...

Дорожное покрытие местами заснежено и покрыто льдом (расход топлива на маршрутах), покрытие полностью заснежено (прочие показатели) Городской маршрут —70 км, магистральный —165 км

ДВИГАТЕЛЬ

XD3TP

3M3-4026.10

Тип

дизельный

бензиновый

экономичность

Расход топлива на городском маршруте

при средней скорости 35,8 км/ч, л/100 км

13.9

18.9

Расход топлива на магистральном маршруте

при средней скорости 69.7 км/ч, л/100 км

13,8

17,6

Расход топлива при установившейся

скорости движения, л/100 км

при 40 км/ч

9.2

12,1

при 50 км/ч

10.1

12.7

при 60 км/ч

11.5

13,8

при 70 км/ч

13.1

15,6

при 80 км/ч

15,2

18,3

при 90 км/ч

17,8

при Vmax

28,0

30,1

ТЕМПЕРАМЕНТ

Максимальная скорость на IV передаче, км/ч

97,8

91,8

Время разгона с места, с

на пути 400 м

29,5

30,3

на пути 1000 м

54,9

56.6

Выбег со скорости 50 км/ч, м

447

450

Испытания проводились с помощью профессиональных измерительных комплексов НАМИ.