Конструкции коробок передач для грузовиков и автобусов
Детали коробок передач грузовиков и автобусов, работающих почти всегда и на всех скоростях с полной нагрузкой, должны быть рассчитаны с большим запасом прочности. Шестерни надо брать с большим шагом, валы и подшипники—больших размеров; все органы включения должны быть высокой прочности. Наряду с чугунными картерами нередко применяются картеры коробок передач из легких сплавов высоких механических качеств. В настоящее время коробки передач у грузовиков почти всегда объединяются с двигателем В' единый агрегат.
Конструктивно коробки передач грузовиков мало отличаются друг от друга. Трехскоростные коробки применяются только на легких грузовиках и автобусах, для которых в связи с частыми остановками желательно ускорить процесс переключения с первой скорости на прямую передачу. Вообще же применяются четырех- и многоскоростные коробки передач, которые эластичнее к неравномерным и тяжелым условиям работы грузовых машин.
В коробках передач грузовиков и автобусов часто применяются шестерни с внутренним зацеплением, а также и мультипликаторы. Мультипликатор — ускоренный ход — обычно включается непосредственно в механизм коробки передач. В некоторых случаях с целью уменьшения главной передачи заднего моста в коробку передач включают пару цилиндрических шестерен, находящихся в постоянном сцеплении.
Многоскоростные передачи получаются с помощью промежуточных двухскоростных коробок, включаемых между сцеплением и главной коробкой и увеличивающих число ступеней последней вдвое, или изготовляются в виде цельного агрегата. В последнем случае наряду с прямой передачей обычно имеется ускоренный ход (мультипликатор).
На фиг. 62 показана специальная трехскоростная коробка компании городских автобусов Берлина. Шестерни находятся в постоянном зацеплении. Первая скорость получается продвижением верхней шестерни 1 направо до сцепления ее муфты с шестерней 2. Для получения второй скорости передвигают нижнюю шестерню 1 налево до соединения со свободно вращающейся на роликах шестерней 3 и фиксирования последней на главном валу коробки передач. Передача идет через шестерни 3—3—2—2
Прямая передача получается смещением нижней шестерни 1 направо. Чтобы получить задний ход, верхнюю шестерню 2 перемещают налево до сцепления с шестерней заднего хода.
На фиг. 63 и 64 изображена еще одна .мощная четырехскорэстная коробка передач с постоянно сцепленными шестернями, отличающаяся своими малыми размерами.
На главном валу коробки передач сидит скользящая каретка с шестернями 3 и 4.
На первой скорости шестерня 3 вращает шестерню 8, соединенную с шестерней 20. Далее привод идет через шестерни 22, 12 и на ват б.
На второй скорости шестерня 3, соединенная, с шестерней о, передает вращение через шестерни 20, 22 и 12.
На третьей скорости шестерня 9 соединяется с шестерней 22. Вращение передается на вал 6 шестернями 4, 0, 22 и 12.
На четвертой скорости—прямой передаче—вал 2 связывается непосредственно о валом 6 через шестерню 4, соединяемую с шестерней 12.