Руководство по ремонту ГАЗель
- ГАЗ-2705, 3213, 33021 -

Конструкции коробок передач для грузовиков и автобусов


Детали коробок передач грузовиков и автобусов, работающих почти всегда и на всех скоростях с полной нагрузкой, должны быть рассчитаны с большим запасом прочности. Шестерни надо брать с большим шагом, валы и подшипники—больших размеров; все органы включения должны быть высокой прочности. Наряду с чугунными картерами нередко применяются картеры коробок передач из легких сплавов высоких механических качеств. В настоящее время коробки передач у грузовиков почти всегда объединяются с двигателем В' единый агрегат.

Конструктивно коробки передач грузовиков мало отличаются друг от друга. Трехскоростные коробки применяются только на легких грузовиках и автобусах, для которых в связи с частыми остановками желательно ускорить процесс переключения с первой скорости на прямую передачу. Вообще же применяются четырех- и многоскоростные коробки передач, которые эластичнее к неравномерным и тяжелым условиям работы грузовых машин.

В коробках передач грузовиков и автобусов часто применяются шестерни с внутренним зацеплением, а также и мультипликаторы. Мультипликатор — ускоренный ход — обычно включается непосредственно в механизм коробки передач. В некоторых случаях с целью уменьшения главной передачи заднего моста в коробку передач включают пару цилиндрических шестерен, находящихся в постоянном сцеплении.

Многоскоростные передачи получаются с помощью промежуточных двухскоростных коробок, включаемых между сцеплением и главной коробкой и увеличивающих число ступеней последней вдвое, или изготовляются в виде цельного агрегата. В последнем случае наряду с прямой передачей обычно имеется ускоренный ход (мультипликатор).

На фиг. 62 показана специальная трехскоростная коробка компании городских автобусов Берлина. Шестерни находятся в постоянном зацеплении. Первая скорость получается продвижением верхней шестерни 1 направо до сцепления ее муфты с шестерней 2. Для получения второй скорости передвигают нижнюю шестерню 1 налево до соединения со свободно вращающейся на роликах шестерней 3 и фиксирования последней на главном валу коробки передач. Передача идет через шестерни 3—3—2—2



Прямая передача получается смещением нижней шестерни 1 направо. Чтобы получить задний ход, верхнюю шестерню 2 перемещают налево до сцепления с шестерней заднего хода.

На фиг. 63 и 64 изображена еще одна .мощная четырехскорэстная коробка передач с постоянно сцепленными шестернями, отличающаяся своими малыми размерами.

На главном валу коробки передач сидит скользящая каретка с шестернями 3 и 4.

На первой скорости шестерня 3 вращает шестерню 8, соединенную с шестерней 20. Далее привод идет через шестерни 22, 12 и на ват б.

На второй скорости шестерня 3, соединенная, с шестерней о, передает вращение через шестерни 20, 22 и 12.

На третьей скорости шестерня 9 соединяется с шестерней 22. Вращение передается на вал 6 шестернями 4, 0, 22 и 12.

На четвертой скорости—прямой передаче—вал 2 связывается непосредственно о валом 6 через шестерню 4, соединяемую с шестерней 12.










Сцепление
Возможные поломки сцепления
Коробка передач
Возможные поломки КП
Ремонт коробки передач
Карданная передача
Неисправности карданной передачи
Ремонт карданной передачи
Задний мост
Неисправности заднего моста
Регулировка заднего моста
Разборка и сборка заднего моста
Разборка и сборка дифференциала
Состояние деталей заднего моста
Как установить задний мост