Руководство по ремонту ГАЗель
- ГАЗ-2705, 3213, 33021 -

Конструкции коробок передач для легковых автомобилей


Подражание американской практике, снабжавшей мощные автомобили трехскоростными коробками передач, вызвало одно время широкое распространение их применения и в Европе. Для городской езды трехскоростные коробки передач ценны возможностью скорейшего перехода с первой скорости на прямую передачу. Кроме того, трёхскоростные коробки передач отличаются дешевизной, простотой и малой конструктивной длиной.

В 1924 г. Соден показал, что при одинаковых характеристиках двигателя и сопротивлениях автомобиль с трехскоростной коробкой имеет на прямой передаче значительно больший избыток мощности, чем автомобиль с четырехскоростной коробкой. Так, например, автомобиль, снабженный двигателем в 40 л. с. (2 000 об/мин), имеет при скорости в 20 км/час при четырехскоростной коробке запас мощности в 5, а при трехскоростной коробке в 7 л. с. При скорости в 40 км/час запас мощности равняется соответственно 13 и 17 л. с.

Высокие дорожные качества американских автомобилей с трехскоростными коробками могут быть объяснены еще применением двигателей с плоским протеканием кривой мощности, большой емкостью цилиндров по отношению к весу автомобиля и снабжением карбюраторами малых сечений. Кроме того, в Америке передаточные числа главной передачи берутся большими, чем в Европе.

На фиг. 40 показана обычная трехскоростная коробка передач. На фиг. 41 показана трехскоростная коробка, у которой шестерни второй скорости имеют спиральный зуб и находятся в постоянном зацеплении. Между свободно вращающимися шестернями второй и прямой передачи помещена кулачковая муфта, передвигающаяся на шпонках главного вала. При перемещении муфты назад, она

Соединяется с зубчатым ободом промежуточной шестерни и тем фиксирует ее на валу. При обратном перемещении муфты таким же образом включается прямая передача. Первая скорость и задний ход включаются с помощью обычной скользящей шестерни.

Правая и левая шестерни из каждой пары шестерен со спиральным зубом имеют разный шаг. С помощью установочных гаек боковая игра промежуточной шестерни на главном валу и соответствующей шестерни на вспомогательном валу регулируется с точностью до 0,025 мм.

Трехскоростная коробка передач Студбекера (фиг. 42) имеет свободный ход. Шестерни второй бесшумной скорости имеют косой зуб. Вторая и третья скорости включаются с помощью муфты свободного хода 3. На заднем ходу и первой скорости свободный ход не работает. Смещением муфты свободного хода совсем до конца направо или налево можно выключить свободный ход и на второй и третьей скорости, поскольку этим производится непосредственное сцепление шестерен с зубьями муфты 4.

К числу достоинств этой современной, но дорогой коробки передач относится бесшумный ход (широкие шестерни, косой зуб), отсутствие вибрации и незначительная сработка шестерен даже на тяжелой работе, например на спусках с включенным сцеплением.

В настоящее время как в Америке, так и в Европе трехскоростные коробки вновь уступают место четырехскоростным. Как мы уже говорили, при трехскоростных коробках для предотвращения шума работы на слишком больших оборотах двигателя применялись задние мосты с высокой передачей. Крутящий момент, естественно,

Фиг. 41. Трехскоростная коробка передач Feo с бесшумной 2-й

скоростью.

не в силах будет преодолевать большие подъемы. В результате истребуется частое переключение и работа на низших скоростях, которая обычно сопровождается непременным шумом и не дает необходимой скорости передвижения. Отсюда—переход назад к четырехскоростным коробкам с бесшумной третьей скоростью и меньшей передачей в заднем мосту.

На фиг. 43 и 44 показана нормальная четырехскоростная коробка передач.

На фиг. 45 изображена современная четырхскоростная коробка передач Варнер с бесшумной третьей скоростью. Включение первой и второй скоростей осуществляется обычным порядком—смещением скользящих шестерен 11 и II1 по пазовому валу f до сцепления с шестернями I или II. Вал f кончается конусной цапфой, выпущенной из картера, на которой крепится трансмиссионный тормоз.

Внутренние концы валов f и a —полые. В этих полостях нарезаны внутренние зубья h, i, к. С помощью этих зубьев производится сцепление вала включения, перемещаемого в продольном направлении, с валом а или с валом f. В первом случае получают третью скорость, во втором случае четвертую скорость — прямую передачу.

На фиг. 46 показана еще одна интересная четырехскоростная коробка передач фирмы Джонсон.

Фиг. 42. Трехскоростная коробка передач Студбекер со свободным ходом.

На конце приводного вала А нарезана шестерня В, сцепленная с шестерней С на вспомогательном валу. В довольно глубокой полости вала А выбраны шпоночные канавки, в которых сидят шпонки вала включения D. На правом конце вала D нарезаны зубья а и Ь, действующие вместе с зубьями с, как кулачковая муфта. Вся группа шестерен сидит на роликовых подшипниках

Включение различных скоростей производится следующим порядком. Для получения четвертой скорости вал D смещают налево до сцепления бис. Далее вращение передается через шестерни с внутренним зацеплением d и е на вал F, который будет вращаться быстрее вала двигателя (мультипликация).

Третья скорость получается смещением D направо до сцепления a с f. Вторая и первая скорости получаются смещением скользящих шестерен I и G до сцепления соответственно с шестернями g и Н.

Задний ход получается с помощью шестерни J и дополнительной шестерни, не видной на разрезе, сцепляющейся с шестерней Н.

Для улучшения смазки шестерня I помещена так, чтобы она забрасывала масло в кольцо R.

Еще одна коробка передач с внутренним зацеплением фирмы Матис показана на фиг. 47. На ведущем валу а имеется эксцентричная зубчатая втулка b, приводящая во вращение зубьями с и d вторую втулку е. На втулку е насажен зубчатый обод для привода вспомогательного вала. Для получения третьей скорости передвигают муфту f

Фиг. 43. Нормальная четырехскоростная коробка. Продольный разрез.

налево,—тогда вращение от вала а через с, d передается шестерне е. Четвертая скорость получается смещением муфты f направо и непосредственным сцеплением ее с шестерней на правом конце вала а.

В коробке передач фирмы Панар-Левассор (фиг. 48) с бесшумной третьей скоростью ряд шестерен перенесен на промежуточный вал. Шестерни третьей скорости а, b, d и е снабжены спиральным зубом, что обеспечивает бесшумность работы даже при износе шестерен.

Обе пары шестерен а, b и d, е находятся в постоянном зацеплении. Вместе с ними все время вращается промежуточный вал. Третью скорость получают смещением шестерни f на промежуточном валу до сцепления срезанной части ее зубьев с внутренней нарезкой свободно вращающейся шестерни е. Вторая скорость получается смещением

Фиг. 44. Нормальная четырехскоростная коробка передач. Поперечный

разрез.

шестерни f направо до сцепления с шестерней g. Для получения четвертой скорости шестерню h смещают налево. Шестерня h снабжена пальцами г, которые при этом через отверстия в шестернях g и d, проходят в отверстия в шестерне и тем сцепляют последнюю с шестерней h (фиг. 49).

В коробке передач Альфон (фиг. 49) — три скорости бесшумные. Шестерни второй, третьей и четвертой скоростей имеют шлифоваль-

ный спиральный зуб. Эти три пары шестерен, находятся в постоянном зацеплении. Включение производится с помощью скользящих муфт. Первая скорость и задний ход—обычные. Для получения первой скорости сцепляют шестерни с и d (передача около 1 : 2,8); для второй скорости сцепляют ей/ (передача около 1 : 2,3); для получения третьей скорости сцепляют с помощью кулачковой муфты I и р (передача 1 : 1,4). Перемещение муфты налево дает четвертую скорость— прямую, передачу.

Фиг. 45. Четырехскоростная коробка передач Варнер с третьей и четвертой бесшумными скоростями.

Симметричная конструкция этой коробки передач позволяет, переменив местами шестерни третьей и четвертой скоростей, получить прямую передачу на третьей скорости, а четвертую использовать в качестве мультипликатора (см. ниже).










Сцепление
Возможные поломки сцепления
Коробка передач
Возможные поломки КП
Ремонт коробки передач
Карданная передача
Неисправности карданной передачи
Ремонт карданной передачи
Задний мост
Неисправности заднего моста
Регулировка заднего моста
Разборка и сборка заднего моста
Разборка и сборка дифференциала
Состояние деталей заднего моста
Как установить задний мост