Мультипликаторы
Мультипликаторы —это приспособления для сообщения карданному валу оборотов, выше оборотов вала двигателя, т. е. для увеличения скорости автомобиля при сохранении нормальных оборотов двигателя; они в настоящее время получают все большее распространение. Мультипликация осуществляется ввздени°м дополнительной пары шестерен в кс робке пер дач (как в коробке передач Альфон) либо устройством дополнительной передачи и отдельном картере.
В передаче фирмы Альфой мультипликатор может быть включен в самую коробку передач. На фиг. 50 показана другая схема, применяемая, например, для автобусов, работающих частично в городе, частично за городом. Здесь мультипликатор помещен в особом отделении картера коробки пер дач. Основная коробка А представляет собой обычную трехскоростную передачу. В части В картера отдельно помещена прямая мультипликаторная передача с шестернями . внутренним зацеплением. В распоряжении водителя имеется в общем шесть различных скоростей. При езде в городе мультипликатор включен на прямую. При езде за городом включается мультипликаторная пара бесшумных шестерен с внутренним зацеплением. При трогании с места в обоих случаях используется только основная трехскоростная передача.
Фиг. 46. Четырехскоростная коробка передач Джонсон.
Сохранится ли осуществление мультипликации ускоренного хода с помощью бесшумных шестерен с внутренним зацеплением в будущем,— на этот вопрос дать ответ нелегко. Шестерни с внутренним зацеплением вообще дороги, и, кроме того, зубья их при настоящем состоянии техники не могут быть шлифованы. Поэтому точность шестерен с внутренним зацеплением не в состоянии достичь точности, с которой в настоящее время изготовляются шестерни с наружным зубом. Бесшумный ход, впрочем, можно получить и с шестернями с наружным зубом, только в этом случае надо отказаться от скользящих шестерен, заменив их постоянным зацеплением, а включение осуществлять с помощью муфт. Весьма желательным представляется автоматизированное переключение мультипликатора с целью облегчения работы водителя.
Фиг 48. Четырехскоростная коробка передач Панар-Левассор с бесшумной третьей скоростью.
На фиг. 51 показан отдельно планетарный мультипликатор автомобиля Берлие. Этот мультипликатор устанавливается между коробкой передач и карданным валом. С помощью шганги а сцепляют зубчатую муфту b. передающую вращение к карданному валу, либо с шестерней планетарной группы d, е, либо непосредственно с валом коробки передач f. В этой коробке переключение мультипликатора не автоматизировано.
Фиг. 49. Коробка передач Альфон.
Мультипликатор Майбаха (фиг. 52) является уже полуавтоматическим приспособлением. Принцип первоначальной конструкции мультипликатора сохранен Майбахом и до настоящего времени, с тем только отличием, что сейчас мультипликатор устанавливается в
в отдельном картере, как прежде, а объединяется в одно целое с основной коробкой передач, чем достигается довольно значительное сокращение размеров и веса всего устройства. Для переключения мультипликатора с прямой передачи на ускоренный ход выжимать сцепление не нужно. Рычаг мультипликатора действует на зубчатую муфту М не непосредственно, а предварительно натягивает промежуточную пружину СА1 (сравнить с фиг. 53), под действием которой скошенные зубья муфты сцеплены с девой шестерней прямой передачи. Пружина вначале не в состоянии отвести муфту из включения с одной шестерней и, переключив ее на другую сторону, сцепить со второй шестерней. Однако в момент падения оборотов двигателя под влиянием уменьшения дачи газа давление шестерни на муфту уменьшается настолько, что пружине удается оттянуть муфту в нейтральное положение и затем при уравнении оборотов соединить с правой шестерней. При мало-мальски правильном обращении с педалью акселератора переключение производится быстро и надежно.-
Фиг 51. Планетарный мультипликатор Берлие: а—штанга переключения; b -муфта; d, е, f—планетарная группа; и —вал коробки передач.
Фиг. 52. Коробка передач с мультипликатором Майбах.
На фиг. 52 мультипликатором является левая часть коробки, правая же представляет собой обычную коробку передач с тремя скоростями и задним ходом. Нормально пользуются первой, второй, третьей скоростями и ускоренной передачей. Между первой, второй, и третьей скоростями можно с помощью мультипликатора включить промежуточные ступени и таким образом в итоге иметь шесть различных скоростей. Первая, вторая и третья передачи включаются с помощью рычага скоростей и выжимания педали сцепления. Включение мультипликатора осуществляется простым перемещением особого рычажка на рулевом колесе (без выключения сцепления). После перемещения упомянутого рычажка переключение мультипликатора с прямого на ускоренный ход или наоборот производится вполне автоматически при сбрасывании или даче газа пневматическим путем.
Схема пневматического включения (фиг. 53) отличается простотой и совершенством. На фигуре рычаг переключения мультипликатора находится в положении Ах (прямая передача). Поршень д в вакуумном цилиндрике находится в крайнем правом положении. Каналы а, b и с соединены с всасывающим трубопроводом двигателя. Из вакуумного резервуара при этом через канал f отсасывается воздух. Для переключения прямой передачи на ускоренный ход перемещают рычажок на рулевом колесе и этим переводят рычажок распределительного клапана из положения А в положение В. Тогда вакуумный цилиндрик справа от поршня соединяется через каналы b и d с атмосферой. Одновременно через канал с левая Часть цилиндрика соединяется с вакуумным резервуаром. Поршень д под действием вакуума переходит в крайнее левое положение, перемещая при этом рычаг мультипликатора из положения А1 в В1 (ускоренный ход). Таким же порядком производится переключение с ускоренного хода на прямую передачу.
На фиг. 54 показана пятискоростная коробка передач Майбах, состоящая из комбинации двух демультипликаторов и комплекта обычных шестерен, служащих для получения пятой скорости (низкая передача) и заднего хода. Первая скорость и задний ход включаются рычагом скоростей; все остальные переключения производятся описанным выше порядком —перемещением рычажка на рулевом колесе и использованием вакуума во всасывающем трубопроводе двигателя.
Фиг. 51. Пятискоростная коробка передач Майбах.