Руководство по ремонту ГАЗель
- ГАЗ-2705, 3213, 33021 -

Мультипликаторы


Мультипликаторы —это приспособления для сообщения карданному валу оборотов, выше оборотов вала двигателя, т. е. для увеличения скорости автомобиля при сохранении нормальных оборотов двигателя; они в настоящее время получают все большее распространение. Мультипликация осуществляется ввздени°м дополнительной пары шестерен в кс робке пер дач (как в коробке передач Альфон) либо устройством дополнительной передачи и отдельном картере.

В передаче фирмы Альфой мультипликатор может быть включен в самую коробку передач. На фиг. 50 показана другая схема, применяемая, например, для автобусов, работающих частично в городе, частично за городом. Здесь мультипликатор помещен в особом отделении картера коробки пер дач. Основная коробка А представляет собой обычную трехскоростную передачу. В части В картера отдельно помещена прямая мультипликаторная передача с шестернями . внутренним зацеплением. В распоряжении водителя имеется в общем шесть различных скоростей. При езде в городе мультипликатор включен на прямую. При езде за городом включается мультипликаторная пара бесшумных шестерен с внутренним зацеплением. При трогании с места в обоих случаях используется только основная трехскоростная передача.

Фиг. 46. Четырехскоростная коробка передач Джонсон.

Сохранится ли осуществление мультипликации ускоренного хода с помощью бесшумных шестерен с внутренним зацеплением в будущем,— на этот вопрос дать ответ нелегко. Шестерни с внутренним зацеплением вообще дороги, и, кроме того, зубья их при настоящем состоянии техники не могут быть шлифованы. Поэтому точность шестерен с внутренним зацеплением не в состоянии достичь точности, с которой в настоящее время изготовляются шестерни с наружным зубом. Бесшумный ход, впрочем, можно получить и с шестернями с наружным зубом, только в этом случае надо отказаться от скользящих шестерен, заменив их постоянным зацеплением, а включение осуществлять с помощью муфт. Весьма желательным представляется автоматизированное переключение мультипликатора с целью облегчения работы водителя.



Фиг 48. Четырехскоростная коробка передач Панар-Левассор с бесшумной третьей скоростью.


На фиг. 51 показан отдельно планетарный мультипликатор автомобиля Берлие. Этот мультипликатор устанавливается между коробкой передач и карданным валом. С помощью шганги а сцепляют зубчатую муфту b. передающую вращение к карданному валу, либо с шестерней планетарной группы d, е, либо непосредственно с валом коробки передач f. В этой коробке переключение мультипликатора не автоматизировано.

Фиг. 49. Коробка передач Альфон.

 

Мультипликатор Майбаха (фиг. 52) является уже полуавтоматическим приспособлением. Принцип первоначальной конструкции мультипликатора сохранен Майбахом и до настоящего времени, с тем только отличием, что сейчас мультипликатор устанавливается в

в отдельном картере, как прежде, а объединяется в одно целое с основной коробкой передач, чем достигается довольно значительное сокращение размеров и веса всего устройства. Для переключения мультипликатора с прямой передачи на ускоренный ход выжимать сцепление не нужно. Рычаг мультипликатора действует на зубчатую муфту М не непосредственно, а предварительно натягивает промежуточную пружину СА1 (сравнить с фиг. 53), под действием которой скошенные зубья муфты сцеплены с девой шестерней прямой передачи. Пружина вначале не в состоянии отвести муфту из включения с одной шестерней и, переключив ее на другую сторону, сцепить со второй шестерней. Однако в момент падения оборотов двигателя под влиянием уменьшения дачи газа давление шестерни на муфту уменьшается настолько, что пружине удается оттянуть муфту в нейтральное положение и затем при уравнении оборотов соединить с правой шестерней. При мало-мальски правильном обращении с педалью акселератора переключение производится быстро и надежно.-

Фиг 51. Планетарный мультипликатор Берлие: а—штанга переключения; b -муфта; d, е, f—планетарная группа; и —вал коробки передач.

 

Фиг. 52. Коробка передач с мультипликатором Майбах.

 

На фиг. 52 мультипликатором является левая часть коробки, правая же представляет собой обычную коробку передач с тремя скоростями и задним ходом. Нормально пользуются первой, второй, третьей скоростями и ускоренной передачей. Между первой, второй, и третьей скоростями можно с помощью мультипликатора включить промежуточные ступени и таким образом в итоге иметь шесть различных скоростей. Первая, вторая и третья передачи включаются с помощью рычага скоростей и выжимания педали сцепления. Включение мультипликатора осуществляется простым перемещением особого рычажка на рулевом колесе (без выключения сцепления). После перемещения упомянутого рычажка переключение мультипликатора с прямого на ускоренный ход или наоборот производится вполне автоматически при сбрасывании или даче газа пневматическим путем.

Схема пневматического включения (фиг. 53) отличается простотой и совершенством. На фигуре рычаг переключения мультипликатора находится в положении Ах (прямая передача). Поршень д в вакуумном цилиндрике находится в крайнем правом положении. Каналы а, b и с соединены с всасывающим трубопроводом двигателя. Из вакуумного резервуара при этом через канал f отсасывается воздух. Для переключения прямой передачи на ускоренный ход перемещают рычажок на рулевом колесе и этим переводят рычажок распределительного клапана из положения А в положение В. Тогда вакуумный цилиндрик справа от поршня соединяется через каналы b и d с атмосферой. Одновременно через канал с левая Часть цилиндрика соединяется с вакуумным резервуаром. Поршень д под действием вакуума переходит в крайнее левое положение, перемещая при этом рычаг мультипликатора из положения А1 в В1 (ускоренный ход). Таким же порядком производится переключение с ускоренного хода на прямую передачу.

На фиг. 54 показана пятискоростная коробка передач Майбах, состоящая из комбинации двух демультипликаторов и комплекта обычных шестерен, служащих для получения пятой скорости (низкая передача) и заднего хода. Первая скорость и задний ход включаются рычагом скоростей; все остальные переключения производятся описанным выше порядком —перемещением рычажка на рулевом колесе и использованием вакуума во всасывающем трубопроводе двигателя.

Фиг. 51. Пятискоростная коробка передач Майбах.










Сцепление
Возможные поломки сцепления
Коробка передач
Возможные поломки КП
Ремонт коробки передач
Карданная передача
Неисправности карданной передачи
Ремонт карданной передачи
Задний мост
Неисправности заднего моста
Регулировка заднего моста
Разборка и сборка заднего моста
Разборка и сборка дифференциала
Состояние деталей заднего моста
Как установить задний мост