Автомобильные стартеры
1. Общие сведения
В связи с большим током, потребляемым стартером от аккумуляторной батареи при запуске двигателя, к состоянию всех контактов в цепи стартера предъявляются повышенные требования. Всякое ослабление затяжки гаек зажима, окисление наконечников или неполное соприкосновение включающихся контактов увеличивает переходное сопротивление на этом участке. В результате падение напряжения на этом участке цепи возрастает и, как следствие, напряжение, подводимое к стартеру, значительно понижается. Все это в значительной мере ухудшает работу стартера, затрудняя запуск двигателя, а в некоторых случаях делает его вообще невозможным. Наиболее слабыми точками цепи стартера являются места соединения наконечников проводов с зажимами батареи и стартера и главным образом рабочие контакты выключателя (механического или электромагнитного), замыкающего главную цепь стартера.
2. Проверка и чистка зажимов и наконечников
При проверке крепления наконечников проводов в зажимах или при соединении их всегда нужно стремиться к тому, чтобы наконечник имел возможно большее число точек соприкосновения с зажимом. Это достигается применением шайб и гаек соответствующих размеров, достаточной затяжкой гаек и, главное, периодической проверкой затяжки и устранением всякой слабины и окисления.
Большое внимание должно быть также уделено надежности соединения жилы стартерного провода с наконечником. Пайка в этом случае обязательна, причем следует стремиться к тому, чтобы каждая проволочка жилы была пропаяна и имела надежное соединение с наконечником.
3. Очистка рабочих контактов выключателя стартера
Рабочие контакты выключателя стартера, которыми производится замыкание и размыкание главной цепи стартера, в результате искрообразования на них обгорают, становятся неровными и не обеспечивают надежного замыкания цепи. Рабочая поверхность контактов должна периодически очищаться.
Для очистки применять напильник с бархатной насечкой. Очень важно не только удалить шероховатости и неровности и получить гладкую поверхность; следует добиваться, чтобы соприкасающиеся поверхности контактов были совершенно ровными, без завалов. Только при этих условиях может быть получено надежное замыкание контактами выключателя цепи стартера.
4. Чистка коллектора и притирка щеток
В основном чистка коллектора стартера и притирка щеток производится так же, как и в генераторе. Учитывая большой ток, который проходит по щеткам, нужно при притирке их рабочей поверхности добиваться наиболее полного соприкосновения с поверхностью коллектора.
Очень важно также обеспечить нормальное давление щеток на коллектор, которое проверяется динамометром после чистки коллектора и притирки щеток.
Нормальное давление должно быть в пределах 900—1 200 г. Пониженное давление вызывает искрение под щетками и выгорание рабочей поверхности стартера. Чрезмерное давление является причиной быстрого износа коллектора.