Руководство по ремонту ГАЗель
- ГАЗ-2705, 3213, 33021 -

Искусство торможения



Как грамотно остановить автомобиль?

В дальнейшем мы планируем публиковать рекомендации по вождению автомобилей различных типов. Но пока - про первоосновы. Универсальные для всех водителей. Ведь нельзя научиться ездить на велосипеде, не умея держать равновесие. Некоторые подумают: - Зачем это нужно? Я уже много лет за рулем и умею "держать равновесие"... Так ли? Прочтите нижеприведенный материал о торможении. Может, изо дня в день вы совершаете одинаковую ошибку, которая однажды (три раза "тьфу" через левое плечо!) приведет к неприятностям? Как и прежде, вас консультирует один из лучших водителей страны, мастер спорта, экс-чемпион России по шоссейно-кольцевым гонкам Алексей ВАСИЛЬЕВ.


- В прошлом выпуске "Классного водителя" мы обсуждали, как тормозить с помощью двигателя. Завершим логическую цепочку: сложилась ситуация, когда необходимо, извиняюсь за каламбур, тормозить тормозами.

- Главный совет традиционен: подобно всем действиям по управлению автомобилем, торможение должно быть плавным, прогрессирующим и завершенным. Избегайте истеричности. Перед "основным" торможением, если вы заранее спрогнозировали ситуацию, полезно "лизнуть" педаль тормоза, чтобы заранее вспыхнули стоп-сигналы, предупредив идущего позади водителя. На педаль следует давить с плавно возрастающей силой.

- А если ситуация гнусная, когда либо пан, либо пропал...

- Экстремальное торможение. Самое печальное, что многие водители не знают, какой фокус может выкинуть их собственный автомобиль в такой момент. Даже серийные машины одинаковой модели могут демонстрировать нюансы в торможении. Здесь выход один - тренировка. Зимняя и летняя. Когда едете по пустой дороге, попробуйте резко затормозить сначала с 30 км/ч, затем с 40, после с 60... Запомните поведение автомобиля. Это очень полезный опыт. Когда вы ударяете по педали тормоза, времени на размышления не остается.

- Вы сказали "ударяете"? Как насчет вышеупоминавшихся "плавности" и "завершенности"?

- Речь идет про аварийную ситуацию. "Ударный" вариант идеален, если вы сидите за рулем современного автомобиля с АБС. Именно жесткий удар мгновенно и полностью мобилизует возможности тормозной системы. Антиблокировочная система оставляет вам свободу маневра. В пользу "удара" говорит и то, что многие автопроизводители стали снабжать свою продукцию системами "Brake Assist", опознающими паническое торможение и автоматически увеличивающими его силу. Подобные системы выручают водителей, которые просто физически не могут применить "ударное" торможение -женщины, пожилые люди.

- Большинство автомобилей, бегающих по нашим дорогам, далеко не современны и АБС не имеют.

- Водителю автомобиля без АБС труднее. Потренируйтесь в прерывистом торможении, имитируя работу антиблокировочной системы. Сделайте так, будто вашу правую ногу бьет дрожь, словно от холода. Именно "дрожь" не допустит блокировки колес и поможет сохранить контроль над машиной. Лишь когда колеса крутятся, вы можете направлять автомобиль рулем. В противном случае он становится тупо летящим вперед снарядом. Затем попробуйте в торможении "дрожащей" ногой одновременно обогнуть воображаемое препятствие. Этому лучше научат в специализированных автошколах. Кстати, занятия там поднимают тонус и снимают стресс лучше спортзала.

Я заострю внимание только на одном моменте, малоизвестном большинству водителей: во время торможения обе руки должны находиться на руле. Если вы резко тормозите, не пытайтесь одновременно переключаться на понижающую передачу. Контроль над траекторией гораздо важнее. Его вы можете обеспечить только в том случае, если держитесь за баранку обеими руками. Когда рулем манипулирует только одна рука, автомобиль повинуется вам лишь наполовину. Грубо говоря, вы теряете над машиной стопроцентный контроль где-то на две секунды (примерно столько требуется среднестатистическому водителю на смену передач). За две секунды идущая со скоростью 55 км/ч машина проходит свыше 30 м. Это очень много.

- Стоп! Сейчас вы не рекомендуете переключаться на понижающие передачи. Хотя существует прием быстрого торможения, когда носком вы давите на тормоз, притом пяткой даете перегазовку, одновременно переключаясь на понижающие передачи.

- Это из арсенала гонщиков. Согласитесь, когда вы едете на работу, вы намерены доехать до работы, а не выиграть "Гран-при Кутузовского проспекта". Правильно? Описанный вами прием действительно существует. Вы, например, им владеете?

- Хотел бы, но...

- Почему?

- Да педали в моем "Daewoo Espero"...

- Вот именно! Большинство автомобилей просто не приспособлены к высшему пилотажу. В частности, по расположению педалей. Это бесполезная вещь в повседневной езде. Я не собираюсь скрывать какие-либо "гоночные" ноу-хау и могу научить читателей "Клаксона" торможению с перегазовками и переключением "вниз". Но для этого давайте дождемся весны и возьмем соответствующий автомобиль. Например. "BMW МЗ".

Беседу вел Александр БАХАРЕВ










Двигатели ЗМЗ-4025, 4026
Кривошипно-шатунный механизм
Газораспределительный механизм
Система смазки двигателя
Система вентиляции картера
Система охлаждения
Вентилятор радиатора
Удаление воздуха из системы охлаждения
Система питания
Рециркуляция отработавших газов
Выпуск отработавших газов
Подвеска двигателя
Обслуживание двигателя
Диагностика двигателя
Неисправности двигателя
Ремонт двигателя

Двигатели УМЗ-4215С*, УМЗ-42150*
Головка цилиндров
Кривошипно-шатунный механизм
Регулировка клапанов
Система смазки
Система вентиляции картера
Система охлаждения
Система питания
Система выпуска отработавших газов
Ремонт двигателя

Двигатели ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063
Кривошипно-шатунный механизм
Газораспределительный механизм
Система смазки двигателя
Система вентиляции картера
Система охлаждения
Система питания
Рециркуляция отработавших газов
Особенности обслуживания
Ремонт двигателя