Искусство торможения
Как грамотно остановить автомобиль?
В дальнейшем мы планируем публиковать рекомендации по вождению автомобилей различных типов. Но пока - про первоосновы. Универсальные для всех водителей. Ведь нельзя научиться ездить на велосипеде, не умея держать равновесие. Некоторые подумают: - Зачем это нужно? Я уже много лет за рулем и умею "держать равновесие"... Так ли? Прочтите нижеприведенный материал о торможении. Может, изо дня в день вы совершаете одинаковую ошибку, которая однажды (три раза "тьфу" через левое плечо!) приведет к неприятностям? Как и прежде, вас консультирует один из лучших водителей страны, мастер спорта, экс-чемпион России по шоссейно-кольцевым гонкам Алексей ВАСИЛЬЕВ.
- В прошлом выпуске "Классного водителя" мы обсуждали, как тормозить с помощью двигателя. Завершим логическую цепочку: сложилась ситуация, когда необходимо, извиняюсь за каламбур, тормозить тормозами.
- Главный совет традиционен: подобно всем действиям по управлению автомобилем, торможение должно быть плавным, прогрессирующим и завершенным. Избегайте истеричности. Перед "основным" торможением, если вы заранее спрогнозировали ситуацию, полезно "лизнуть" педаль тормоза, чтобы заранее вспыхнули стоп-сигналы, предупредив идущего позади водителя. На педаль следует давить с плавно возрастающей силой.
- А если ситуация гнусная, когда либо пан, либо пропал...
- Экстремальное торможение. Самое печальное, что многие водители не знают, какой фокус может выкинуть их собственный автомобиль в такой момент. Даже серийные машины одинаковой модели могут демонстрировать нюансы в торможении. Здесь выход один - тренировка. Зимняя и летняя. Когда едете по пустой дороге, попробуйте резко затормозить сначала с 30 км/ч, затем с 40, после с 60... Запомните поведение автомобиля. Это очень полезный опыт. Когда вы ударяете по педали тормоза, времени на размышления не остается.
- Вы сказали "ударяете"? Как насчет вышеупоминавшихся "плавности" и "завершенности"?
- Речь идет про аварийную ситуацию. "Ударный" вариант идеален, если вы сидите за рулем современного автомобиля с АБС. Именно жесткий удар мгновенно и полностью мобилизует возможности тормозной системы. Антиблокировочная система оставляет вам свободу маневра. В пользу "удара" говорит и то, что многие автопроизводители стали снабжать свою продукцию системами "Brake Assist", опознающими паническое торможение и автоматически увеличивающими его силу. Подобные системы выручают водителей, которые просто физически не могут применить "ударное" торможение -женщины, пожилые люди.
- Большинство автомобилей, бегающих по нашим дорогам, далеко не современны и АБС не имеют.
- Водителю автомобиля без АБС труднее. Потренируйтесь в прерывистом торможении, имитируя работу антиблокировочной системы. Сделайте так, будто вашу правую ногу бьет дрожь, словно от холода. Именно "дрожь" не допустит блокировки колес и поможет сохранить контроль над машиной. Лишь когда колеса крутятся, вы можете направлять автомобиль рулем. В противном случае он становится тупо летящим вперед снарядом. Затем попробуйте в торможении "дрожащей" ногой одновременно обогнуть воображаемое препятствие. Этому лучше научат в специализированных автошколах. Кстати, занятия там поднимают тонус и снимают стресс лучше спортзала.
Я заострю внимание только на одном моменте, малоизвестном большинству водителей: во время торможения обе руки должны находиться на руле. Если вы резко тормозите, не пытайтесь одновременно переключаться на понижающую передачу. Контроль над траекторией гораздо важнее. Его вы можете обеспечить только в том случае, если держитесь за баранку обеими руками. Когда рулем манипулирует только одна рука, автомобиль повинуется вам лишь наполовину. Грубо говоря, вы теряете над машиной стопроцентный контроль где-то на две секунды (примерно столько требуется среднестатистическому водителю на смену передач). За две секунды идущая со скоростью 55 км/ч машина проходит свыше 30 м. Это очень много.
- Стоп! Сейчас вы не рекомендуете переключаться на понижающие передачи. Хотя существует прием быстрого торможения, когда носком вы давите на тормоз, притом пяткой даете перегазовку, одновременно переключаясь на понижающие передачи.
- Это из арсенала гонщиков. Согласитесь, когда вы едете на работу, вы намерены доехать до работы, а не выиграть "Гран-при Кутузовского проспекта". Правильно? Описанный вами прием действительно существует. Вы, например, им владеете?
- Хотел бы, но...
- Почему?
- Да педали в моем "Daewoo Espero"...
- Вот именно! Большинство автомобилей просто не приспособлены к высшему пилотажу. В частности, по расположению педалей. Это бесполезная вещь в повседневной езде. Я не собираюсь скрывать какие-либо "гоночные" ноу-хау и могу научить читателей "Клаксона" торможению с перегазовками и переключением "вниз". Но для этого давайте дождемся весны и возьмем соответствующий автомобиль. Например. "BMW МЗ".
Беседу вел Александр БАХАРЕВ