Короткое замыкание и обнаружение места его возникновения
Коротким замыканием называется непосредственное соединение жилы одного из токонесущих проводов системы электрооборудования или наконечников этого провода с «массой» автомобиля.
Возникает короткое замыкание вследствие повреждения изоляции проводов, ненадежного соединения наконечников проводов в зажимах, отсутствия или недостаточно тщательного осмотра и проверки крепления токонесущих деталей приборов электрооборудования.
В результате замыкания в цепи появляется значительный ток, вызывающий при отсутствии предохранителей сильное нагревание проводов. От этого может воспламениться изоляция и возникнуть пожар. Кроме того, ток короткого за мыкания может привести к порче источников электрической энергии: генератора и аккумуляторной батареи.
Короткое замыкание обнаруживается по следующим внешним признакам:
Рис. 24. Включение контрольной лампочки при определении места короткого замыкания в системе электрооборудования автомобиля
ВЦЕПЯХ, НЕ ЗАЩИЩЕННЫХ ПРЕДОХРАНИТЕЛЯМИ:
а) стрелка амперметра отклонилась доотказа влево (разрядка); при работающем двигателе — перебои в цилиндрах или остановка двигателя (для автомобилей с батарейной системой зажигания);
б) резкое уменьшение накала лампочек осветительных приборов;
в) запах горелой резины изоляции,
В ЦЕПЯХ, ЗАЩИЩЕННЫХ ПРЕДОХРАНИТЕЛЯМИ:
а) перегорание предохранителя (для плавких предохранителей);
б) характерные, непрерывные, следующие один за другим резкие щелчки (для термопредохранителей).
Обнаружив короткое замыкание в цепи, не защищенной предохранителями, следует немедленно выключить зажигание и отъединить провод, идущий от зажима батареи на «массу».
Обнаружение места короткого замыкания производится при помощи контрольной лампочки в следующем порядке.
1. В цепях, незащищенных предохранителями. Прежде всего необходимо отъединить от зажима аккумуляторной батареи провод, идущий к стартеру, и выключить все потребители, которые были до этого включены. Затем присоединить один провод от контрольной лампочки (25 вт) к зажиму батареи, а другой — к отъединенному от зажима проводу стартера (рис. 24); ранее отъединенный от зажима батареи провод, идущий к «массе», соединить с зажимом.
Наблюдать за лампочкой:
а) Лампочка после присоединения загорелась: короткое замыкание имеется в цепи источников электрической энергии или на участках до выключенных потребителей.
б) Лампочка после присоединения не загорелась: короткое замыкание следует искать в цепях выключенных потребителей- Для этого поочередно включают эти потребители. Короткое замыкание произошло в цепи того потребителя, после включения которого лампочка загорается полным накалом.
Отсутствие накала или слабый накал контрольной лампочки — признак отсутствия короткого замыкания.
Определение места замыкания производится последовательным просмотром той цепи, в которой обнаружено короткое замыкание. Просмотр ведется в направлении от аккумуляторной батареи к потребителям. Устранение короткого замыкания обнаруживается по контрольной лампочке, которая в этот момент гаснет.
Пример. Короткое замыкание было обнаружено на автомобиле ГАЗ по амперметру, стрелка которого резко отклонилась влево (разряд). После выключения зажигания и осветительных приборов между батареей и отъединенным от нее проводом была включена контрольная лампочка (рис. 25). Лампочка не загорелась. Это свидетельствует о том, что короткое замыкание имеется в какой-либо отключенной цепи. Проверим вначале цепи осветительных приборов. Для этого поставим последовательно рычаг светового переключателя в первое, второе и третье положения, наблюдая одновременно за контрольной лампочкой. Предположим, что при включении «ближнего света» фар лампочка загорелась неполным накалом, а при включении «дальнего света» фар — полным. Значит, короткое замыкание имеется в цепи «дальнего света» фар. Если бы в обоих случаях контрольная лампочка загораласа полным накалом, место короткого замыкания следовало бы искать в цепи заднего фонаря. После этого рычаг светового переключателя необходимо оставить в положении «дальнего света» фар, а проводку от переключателя до патрона лампочки тщательно просмотреть. Искать следует повреждение изоляции жилы провода или соединение деталей патрона с корпусом («массой»). Устранение замыкания узнается по контрольной лампочке, которая в этот момент гаснет. Место повреждения надо изолировать, отъединить контрольную лампочку и соединить провод стартера с зажимом батареи.
2. В цепях, защищенных плавкими предохранителями. Признаком короткого замыкания является перегорание плавкой вставки предохранителя.
Рис. 25. Определение при помощи контрольной лампочки места короткого замыкания в цепи, не защищенной предохранителем (автомобиль ГАЗ)
Прежде всего перегоревший предохранитель следует заменить новым, для того чтобы убедиться в том, что перегорание не явилось следствием случайных причин. Если новый предохранитель после включения защищаемого им потребителя не перегорает, короткого замыкания в цепи нет.
В противном случае производятся поиски места короткого замыкания в следующем порядке.
Рис. 26, Принципиальная схема применения контрольной лампочки для отыскания места короткого замыкания в цепи, защищенной плавким предохранителем
Вынуть перегоревший предохранитель и к его зажимам присоединить. провода от контрольной лампочки (рис. 26). Включить те потребители, которые защищаются этим предохранителем. При наличии замыкания лампочка загорится полным накалом.
Если от предохранителя отходят в цепь несколько проводов, следует поочередно (один за другим) отъединять их наконечники от зажима предохранителя, наблюдая за лампочкой. Короткое замыкание произошло в том проводе, при отключении которого от зажима предохранителя контрольная лампочка гаснет или накал ее резко уменьшается.
Рис. 27. Обнаружение при помощи контрольной лампочки места короткого замыкания в цепи сигнала, защищенной термопредохранителем
Наконечник этого провода присоединяют к зажиму предохранителя, а остальные провода отъединяют, затем просмотром всего провода до потребителя находят место замыкания. В момент устранения замыкания контрольная лампочка гаснет.
При определении места короткого замыкания в цепях с потребителями большой мощности последовательность действий должна быть несколько видоизменена. После присоединения проводов от контрольной лампочки к зажимам перегоревшего предохранителя необходимо отъединить провод от зажима того потребителя, в цепи которого произошло короткое замыкание.
Если после отъединения контрольная лампочка будет продолжать гореть, то, значит, короткое замыкание происходит где-то в проводе, на участке между предохранителем и потребителем. В противном случае (лампочка, потухла) короткое замыкание следует искать в самом потребителе.
3. В цепях, защищенных термопредохранителями. Признаком короткого замыкания являются резкие щелчки термопредохранителя. В какой цепи произошло короткое замыкание, легко установить по щелкающему термопредохранителю. Для обнаружения места короткого замыкания поступают следующим образом.
Отъединяют один из проводов, подходящих к термопредохранителю, и присоединяют к нему и зажиму предохранителя контрольную лампочку. При наличии короткого замыкания лампочка загорится полным накалом.
После этого тщательно просматривают цепь на участке от термопредохранителя до потребителя, стараясь обнаружить . место соединения жилы провода с «массой» или корпусом прибора. В мо мент устранения короткого замыкания контрольная лампочка погаснет.
Пример. Во время движения автомобиля «Интернационал» слышно щелкание термопредохранителя, включенного в цепь сигнала. Остановив автомобиль, необходимо отъединить один из проводов от зажима термопредохранителя и включить контрольную лампочку, как показано на рис. 27. После этого тщательно осмотреть провод на участке от предохранителя до сигнала и проверить, нет ли соединения деталей сигнала с корпусом внутри его. Устранение замыкания обнаруживается по контрольной лампочке, которая в этот момент гаснет. После изолирования места замыкания контрольная лампочка выключается и отъединённый провод присоединяется к зажиму термопредохранителя.