Коленчатый вал - снятие, дефектовка, установка (Cummins ISF2.8)
Коленчатый вал представляет собой сбалансированную стальную конструкцию.
На переднем конце коленчатого вала имеется шестерня (1), которая приводит в действие масляный насос, входящий в конструкцию крышки передних распределительных шестерен.
Вторая шестерня (2) коленчатого вала устанавливается с задней стороны вала. Данная шестерня коленчатого вала приводит в действие промежуточную шестерню, которая, в свою очередь, приводит в действие топливный насос и направляющую звездочку цепи привода верхнего распределительного вала. При её повреждении подлежит замене весь коленчатый вал.
Используемые подъёмные механизмы должны обеспечить безопасный подъём двигателя в сборе с коробкой передач или редуктором.
Этот узел тяжелый! Работайте с помощником, или используйте подъёмник.
Во избежание получения травмы не допускайте попадания горячего масла на кожу.
Снимите двигатель и установите его на стенд. см. тут
Снимите масломерный щуп.
Снимите трубку масломерного щупа. см. тут.
Снимите поддон картера. см. тут
Снимите приводной ремень см. тут
Снимите натяжное устройство приводного ремня (см. там же)
Снимите шкив вентилятора. см. тут
Снимите шкив коленчатого вала. см. тут
Снимите переднюю крышку с масляным насосом см. тут
Снимите маховик. см. тут
Снимите крышку корпуса звездочки верхнего распределительного вала см. тут
Снимите картер маховика. см. тут
Снимите натяжитель цепи ГРМ. см. тут
Снимите кольцо синхронизации частоты вращения верхнего распределительного вала. см. тут
Снимите корпус звездочки верхнего распределительного вала. см. тут
Снимите крышки шатунов. см. тут
Снимите вакуумный насос. см. тут.
Снятие
Перед снятием крышек коренных подшипников проверьте наличие установочных меток, четко нанесенных на крышках и блоке цилиндров.
Нумерация крышек начинается от передней части двигателя.
Не используйте рычаг для отсоединения крышек коренных подшипников от блока цилиндров. Это может привести к повреждению крышек коренных подшипников и блока цилиндров.
Полностью отверните болты крышки коренного подшипника, но не снимайте их.
Используя два болта, покачайте крышку коренного подшипника, чтобы можно было её снять. Будьте осторожны, чтобы не повредить резьбу на болтах.
Снимите крышку коренного подшипника.
По мере снятия наносите на нижние коренные подшипники метки в соответствии с местами их установки и номерами цилиндров.
Наносите метку на выступ подшипника с помощью шила.
Метки наносятся на подшипники для их последующей идентификации или анализа возможной неисправности.
Этот узел тяжелый! Работайте с помощником, или используйте подъёмник.
Снимите коленчатый вал.
Снимите верхние вкладыши коренных подшипников.
Наносите метку на выступ подшипника с помощью шила.
Метки наносятся на подшипники для их последующей идентификации или анализа возможной неисправности.
Очистка
Используйте пар или горячую мыльную воду для очистки коленчатого вала и шестерни (шестерен).
Для очистки каналов системы смазки используйте ерш с неметаллической щетиной. Просушите сжатым воздухом. Продуйте резьбовые отверстия на каждом конце коленчатого вала и каналы системы смазки.
Не очищайте метчиком резьбу в отверстиях в коленчатом валу. Это может привести к серьезному повреждению двигателя.
Проверьте резьбовые отверстия на обоих концах коленчатого вала на отсутствие повреждений.
При обнаружении повреждений замените коленчатый вал.
Используйте мелкозернистую наждачную бумагу для шлифовки обработанных поверхностей.
Проверьте состояние зоны контакта с передним сальником коленчатого вала. см. тут
Проверьте состояние зоны контакта с задним сальником коленчатого вала. см. тут
Проверьте состояние шатунных подшипников. см. тут
Проверьте состояние коренных подшипников. см. тут
Проверьте шестерню коленчатого вала на отсутствие точечной коррозии, истирания или отсутствующих зубьев. Задняя шестерня коленчатого вала не подлежит замене. Если не удается удалить потертости при помощи абразивного бруска (номер по каталогу 3823258) или его аналога, коленчатый вал необходимо заменить.
Проверьте шейки коренных и шатунных подшипников на отсутствие повреждений или повышенного износа. Допускается наличие незначительных царапин.
Измерение
Измерьте шатунные и коренные шейки коленчатого вала.
Отклонение от округлости: 0,007 мм
Измерьте диаметр шатунной шейки коленчатого вала и запишите его.
мм | дюйм | ||
Стандартный | 58.987 | МИН | 2.322 | 56.013 | МАКС | 2.323 |
Измерьте диаметр отверстия под шатунную шейку коленчатого вала с установленным подшипником и запишите его. Используйте следующую процедуру для измерения отверстия в шатуне (с подшипником). см. тут
Определите зазор в шатунном подшипнике.
Зазор в подшипнике равен разнице между диаметром отверстия под коленчатый вал в шатуне (с установленным подшипником) и диаметром шатунной шейки коленчатого вала.
мм | дюйм | |
3.357 | МИН | 0.132 |
3.423 | МАКС | 0.135 |
Зазор в подшипнике можно также определить с помощью специального щупа при установке коленчатого вала.
Если зазор не соответствует норме:
1. Замените подшипник или попробуйте установить другой комплект шатунных подшипников.
2. Измерьте диаметр отверстия под шатунную шейку коленчатого вала со снятым подшипником и проверьте его состояние. см. тут
Измерьте диаметр коренной шейки коленчатого вала и запишите его.
мм | дюйм | ||
Стандартный | 73.987 | МИН | 2.9129 | 74.013 | МАКС | 2.9139 |
Установите крышки коренных подшипников с верхними и нижними вкладышами. см. тут
Затяните болты коренных подшипников.
Момент затяжки:
50 Н•м
80 Н•м
Поверните на 90 градусов.
Измерьте отверстие под коренную шейку с установленным подшипником.
Определите зазор в коренном подшипнике.
Зазор в подшипнике равен разнице между диаметром отверстия под коренную шейку (с установленным подшипником) и диаметром коренной шейки коленчатого вала.
мм | дюйм | |
0.041 | МИН | 0.0016 |
0.105 | МАКС | 0.0042 |
Зазор в подшипнике можно также определить с помощью специального щупа при сборке двигателя.
Если зазор не соответствует норме:
1. Замените подшипник или попробуйте установить другой комплект коренных подшипников.
2. Измерьте отверстие коренного подшипника при снятых вкладышах и проверьте его состояние. см. тут
Используйте следующую процедуру для проверки возможности повторного использования болта коренного подшипника. см. тут
Проверьте поверхности упорного подшипника на отсутствие повреждений или повышенного износа. Допускается наличие незначительных царапин. Используйте мелкозернистую наждачную бумагу для шлифовки обработанных поверхностей.
Поверхности упорного подшипника расположены на коренной шейке коленчатого вала № 4.
Измерьте припуск под упорный подшипник.
мм | дюйм | |
0.115 | МИН | 0.0045 |
0.365 | МАКС | 0.0144 |
Смажьте коленчатый вал консервационным маслом низкой плотности для защиты от ржавчины.
Если коленчатый вал будет установлен не сразу, используйте консервационное масло высокой плотности. Закройте коленчатый вал, чтобы пыль не прилипала к маслу.
Установка
Убедившись в отсутствии на обратной стороне верхних вкладышей коренных подшипников грязи и посторонних частиц, вставьте их в блок цилиндров.
Обязательно совместите выступы на вкладышах с выступами на постелях коренных подшипников.
Установите вкладыш упорного подшипника коленчатого вала по месту коренного подшипника № 4.
Нанесите масло для сборочных работ (номер по каталогу 3163087) на поверхности коренных подшипников и упорного подшипника со стороны коленчатого вала.
Убедитесь в наличии направляющих втулок в крышках коренных подшипников.
Этот узел тяжелый! Работайте с помощником, или используйте подъёмник.
Осторожно установите коленчатый вал, не допуская повреждения коренных подшипников и шеек. Повреждение коленчатого вала сократит срок службы двигателя.
Установите коленчатый вал.
Не смазывайте обратную сторону вкладыша, обращенную к крышке коренного подшипника.
Убедившись в отсутствии на обратной стороне нижних вкладышей коренных подшипников грязи и посторонних частиц, вставьте их в крышки коренных подшипников.
Обязательно совместите выступы на вкладышах с выступами на крышках коренных подшипников.
Нанесите масло для сборочных работ (номер по каталогу 3163087) на поверхности коренных подшипников и упорного подшипника со стороны коленчатого вала.
Убедитесь в том, что на поверхностях крышек коренных подшипников между крышкой и блоком цилиндров нет грязи и посторонних частиц.
На крышки коренных подшипников имеются номера, соответствующие местам их установки, которые были нанесены во время снятия. Нумерация начинается от передней части блока цилиндров.
Крышки должны быть установлены так, чтобы номера на них соответствовали номерам постелей подшипников в блоке цилиндров. Выступы в постели и крышке коренного подшипника должны быть с одной и той же стороны.
Установите крышки коренных подшипников. Обязательно совместите направляющие втулки на крышке коренного подшипника с соответствующими отверстиями в блоке цилиндров.
Смажьте резьбу и нижнюю часть головок болтов крышек коренных подшипников чистым моторным маслом.
Установите крышку коренного подшипника на место, аккуратно постукивая по ней киянкой с пластмассовой или резиновой головкой.
Когда крышка встанет на место, установите её болты и затяните их.
Момент затяжки: 50 Н•м
Пока не затягивайте болты с окончательным моментом затяжки. Это следует сделать после установки всех крышек коренных подшипников.
Равномерно затяните болты в указанной на рисунке последовательности. Выполните каждую операцию со всеми болтами перед переходом к следующей операции.
Момент затяжки:
50 Н•м
80 Н•м
Поверните на 90 градусов.
Коленчатый вал должен вращаться свободно после установки крышек коренных подшипников.
Если коленчатый вал не вращается свободно:
Проверьте, не задевает ли коленчатый вал за один из шатунов.
Проверьте правильность установки крышек коренных подшипников.
Проверьте отсутствие повреждений направляющих втулок или опорных поверхностей крышек коренных подшипников во время установки.
Проверьте правильность установки вкладышей коренных подшипников.
Осевой люфт определяется размером упорного подшипника и шейки коленчатого вала.
Измерьте осевой люфт коленчатого вала с помощью циферблатного индикатора (номер по каталогу 3824564) и магнитного основания (номер по каталогу 3377399).
мм | дюйм | |
0.023 | МИН | 0.0009 |
0.365 | МАКС | 0.0144 |
Если осевой люфт коленчатого вала не соответствует норме:
Если осевой люфт коленчатого вала ниже нормы, проверьте отсутствие препятствий, ограничивающих его перемещение (масляный насос, шатун и пр.).
Если осевой люфт коленчатого вала выше нормы, проверьте поверхность упорного подшипника коленчатого вала. Кроме того, проверьте правильность установки упорного подшипника.
Установите крышки шатунов.
Установите картер маховика.
Закрепите корпус звездочки верхнего распределительного вала.
Установите кольцо синхронизации частоты вращения верхнего распределительного вала.
Установите натяжное устройство цепи привода верхнего распределительного вала.
Установите крышку корпуса звездочки верхнего распределительного вала
Установите вакуумный насос.
Установите маховик.
Установите крышку передних распределительных шестерён.
Установите шкив коленчатого вала.
Установите шкив вентилятора.
Установите натяжное устройство ремня вентилятора системы охлаждения.
Установите ремень вентилятора системы охлаждения.
Установите поддон картера.
Установите трубку масломерного щупа.
Установите масломерный щуп.
Проверка вращения
После завершения сборки двигателя убедитесь в том, что коленчатый вал вращается свободно, провернув его с помощью соответствующего приспособления, номер по каталогу 3824591.
Вставьте приспособление для проворачивания коленчатого вала в картер маховика, введя его в зацепление с зубчатым венцом маховика. После этого можно вращать коленчатый вал от руки. Используйте ключ с храповиком на 1/2 дюйма или монтировку.
Если коленчатый вал не вращается свободно, проверьте отсутствие внешних препятствий. (Маховик, агрегаты с приводом от двигателя и пр.) При отсутствии помех снимите поддон картера и проверьте отсутствие внутренних повреждений.
Установите двигатель.
Залейте масло в поддон картера.
Запустите двигатель. Проверьте отсутствие утечек и исправность работы двигателя.