Коренные подшипники - снятие и установка (Cummins ISF2.8)
На коленчатом вале и в блоке цилиндров используются коренные шейки. Верхние коренные подшипники для всех шеек одинаковые, кроме коренной шейки №4, если считать от передней стороны двигателя. Коренная шейка №4 снабжается фланцевым верхним коренным подшипником, именуемым упорным подшипником. Фланцы на коренном подшипнике контролируют аксиальное давление в тех случаях, когда осевые нагрузки воздействуют на конец коленчатого вала.
В верхних подшипниках имеется отверстие, через которое поступает смазочное масло из главной масляной магистрали.
Наиболее распространенной причиной увеличенного осевого люфта коленчатого вала и повреждений упорного подшипника является повышенная торцевая нагрузка двигателя. Повышенная торцевая нагрузка двигателя может возникать из-за агрегатов, подсоединенных к двигателю спереди или сзади, которые:
Неправильно установлены
Неправильно отрегулированы
Не согласованы с двигателем по нагрузке и превышают предельные значения его тягового усилия.
Плохое обслуживание системы смазки является основной причиной снижения срока службы подшипников
Шум коренных подшипников
Шум, производимый коренным подшипником с увеличенным зазором, - это громкий глухой стук, возникающий при работе двигателя под нагрузкой. Если все коренные подшипники имеют увеличенный зазор, будет слышен громкий лязгающий стук. Этот стук возникает регулярно при каждом втором обороте двигателя. Шум достигает максимальной громкости при неравномерной работе двигателя или при работе под большой нагрузкой. Стук коренных подшипников более глухой, чем шатунных. Это состояние также может сопровождаться пониженным давлением масла.
Если зазор в подшипнике недостаточно велик, чтобы производить шум сам по себе, стук в нем может возникнуть при низкой вязкости масла или его отсутствии в подшипнике.
Неравномерный шум может указывать на износ упорных подшипников коленчатого вала.
Прерывистый резкий стук говорит о повышенном осевом люфте коленчатого вала. Неоднократные выключения муфты сцепления могут вызвать изменения в характере шума.
Снятие
Отсоедините отрицательную клемму от аккумулятора см. тут.
Слейте масло двигателя. см. тут.
Снимите масломерный щуп.
Снимите трубку масломерного щупа. см. тут.
Снимите поддон картера и прокладку. см. тут
Перед снятием крышек коренных подшипников проверьте наличие установочных меток, четко нанесенных на крышках и блоке цилиндров.
Нумерация крышек начинается от передней части двигателя.
При замене подшипников без снятия двигателя с шасси: Замените крышки 2 - 4, когда коленчатый вал опирается на крышки 1 и 5. После замены крышек 2 - 4 замените крышки 1 и 5.
Не используйте рычаг для отсоединения крышек коренных подшипников от блока цилиндров. Это может привести к повреждению крышек коренных подшипников и блока цилиндров.
Полностью отверните болты крышки коренного подшипника, но не снимайте их.
Используя два болта, покачайте крышку, чтобы она сдвинулась. Будьте осторожны, чтобы не повредить резьбу на болтах.
Снимите крышку коренного подшипника.
По мере снятия наносите на коренные подшипники метки в соответствии с местами их установки и номерами цилиндров.
Наносите метку на выступ подшипника с помощью шила.
Метки наносятся на подшипники для их последующей идентификации или анализа возможной неисправности.
Выполните эту операцию для снятия верхних вкладышей всех коренных подшипников, кроме заднего коренного подшипника № 5.
Для снятия верхнего вкладыша коренного подшипника установите приспособление для замены коренных подшипников (номер по каталогу 3823818) в отверстие для смазки коренной шейки коленчатого вала.
При помощи приспособления для проворачивания коленчатого вала, номер по каталогу 3824591, поверните вал так, чтобы приспособление коснулось верхнего вкладыша коренного подшипника со стороны, обратной выступу.
Продолжайте поворачивать коленчатый вал так, чтобы сторона верхнего вкладыша с выступом (1) вышла из блока цилиндров первой.
Снимите вкладыш.
Будьте осторожны, чтобы не повредить отверткой коленчатый вал или блок цилиндров.
В задней коренной шейке № 5 отверстия нет, поэтому использовать приспособление для замены вкладыша нельзя.
При помощи отвертки с плоским шлицем аккуратно оторвите один край вкладыша от блока цилиндров. Затем, придерживая пальцем вкладыш, поверните коленчатый вал так, чтобы вкладыш вышел наружу.
Для очистки крышек коренных подшипников используйте пар или горячую мыльную воду.
Просушите сжатым воздухом.
Проверьте все крышки коренных подшипников, болты и упорные подшипники на отсутствие глубоких задиров, следов перегрева и пр.
Замените все поврежденные детали. Если крышка шатунного подшипника повреждена, блок цилиндров подлежит замене.
Убедитесь в наличии направляющих втулок в крышках коренных подшипников.
Проверьте коренные шейки коленчатого вала на отсутствие повреждений или чрезмерного износа. Допускается наличие незначительных царапин.
Если осевой люфт коленчатого вала, измеренный во время начальной проверки, окажется вне нормы, обязательно проверьте его поверхность под упорный подшипник на отсутствие повышенного износа или повреждений. Допускается наличие незначительных царапин.
Место установки упорного подшипника: коренная шейка № 4.
При обнаружении повреждений снимите коленчатый вал. см. тут
Кроме того, проверьте поверхности упорного подшипника на отсутствие повышенного износа. При обнаружении чрезмерного износа замените упорный подшипник.
Проверьте вкладыши подшипника на отсутствие повреждений.
Замените вкладыши со следующими повреждениями:
Точечная коррозия
Отслаивание
Коррозии
Повреждения выступа вкладыша подшипника
Царапины.
Проверьте состояние опорной поверхности вкладыша подшипника на отсутствие забоин или заусенцев. Если не удается удалить забоины или заусенцы при помощи наждачного бруска (номер по каталогу 3823258) или его аналога, подшипники необходимо заменить.
Если вкладыш подшипника поврежден, необходимо заменить оба вкладыша подшипника.
Более подробные сведения о повреждениях подшипника приведены в Бюллетене 3810387, "Анализ и предотвращение неисправностей подшипника".
Измерение
Измерьте толщину вкладыша коренного подшипника микрометром с шариковым наконечником. Данный замер следует брать на расстоянии не менее 5 мм от торца подшипника, а неот самого его края.
мм | дюйм | ||
Стандартный | 2.306 | МИН | 0.0908 | 2.464 | МАКС | 0.097 |
Отправьте вкладыш подшипника на утилизацию, если его толщина не соответствует техническим условиям.
Для идентификации коренных подшипников используются номер детали по каталогу, отштампованный на их обратной стороне.
Несоблюдение требования по проверке болта коренного подшипника на соответствие нормам повторного использования может привести к серьезным повреждениям двигателя.
Используйте следующую процедуру для проверки возможности повторного использования болта коренного подшипника. см. тут
Установка
Не смазывайте сторону вкладыша подшипника, обращенную к блоку цилиндров.
Верхний вкладыш коренного подшипника
Устанавливайте крышку коренного подшипника после установки каждого верхнего вкладыша для его фиксации по месту во время установки остальных коренных подшипников.
Нанесите на верхние вкладыши коренных подшипников масло для сборочных работ (номер по каталогу 3163086).
Упорный подшипник коленчатого вала должен устанавливаться на коренную шейку №4.
Верхние и нижние вкладыши коренных подшипников не взаимозаменяемы. На обратную сторону вкладышей нанесены метки для их правильной ориентации при установке.
Установите верхние вкладыши коренных подшипников.
Вставьте вкладыш в зазор между шейкой коленчатого вала и блоком цилиндров стороной, обратной выступу. Задвиньте вкладыш как можно глубже рукой.
При установке упорного подшипника может потребоваться сместить коленчатый вал в осевом направлении.
Не допускайте проскальзывания стержня под вкладыш.
Выполните эту операцию для завершения установки верхних вкладышей всех коренных подшипников, кроме заднего коренного подшипника № 5.
С помощью приспособления для замены коренных подшипников (номер по каталогу 3823818) завершите установку коренного подшипника. Проворачивайте коленчатый вал с помощью соответствующего приспособления (номер по каталогу 3824591).
Убедитесь в том, что выступ (1) на вкладыше оказался в пазу (2) на блоке цилиндров. Приложите усилие для завершения установки вкладыша.
Будьте осторожны, чтобы не повредить отверткой коленчатый вал или блок цилиндров.
В задней коренной шейке № 5 отверстия нет, поэтому использовать приспособление для замены вкладыша нельзя.
Установите коренной подшипник №5.
Вставьте коренной подшипник вкладыш стороной, обратной выступу, и задвиньте его как можно глубже рукой.
Используйте плоскую отвертку для установки коренного подшипника по месту, вращая при этом коленчатый вал.
Убедитесь в том, что выступ коренного подшипника вошел в паз на блоке цилиндров.
Не смазывайте обратную сторону вкладыша, обращенную к крышке коренного подшипника.
Нижние вкладыши коренных подшипников
Убедившись в отсутствии на обратной стороне нижних вкладышей коренных подшипников грязи и посторонних частиц, вставьте их в крышки коренных подшипников.
Обязательно совместите выступы на вкладышах с выступами на крышках коренных подшипников.
Нанесите масло для сборочных работ (номер по каталогу 3163087) на поверхности коренных подшипников и упорного подшипника со стороны коленчатого вала.
Убедитесь в том, что крышки установлены в те же места, откуда они были сняты.
Убедитесь в том, что на поверхностях между крышками коренных подшипников и блоком цилиндров нет грязи и посторонних частиц.
Установите крышку коренного подшипника на место, совместив направляющие втулки с отверстиями в блоке цилиндров.
На крышки коренных подшипников имеются номера, соответствующие местам их установки, которые были нанесены до или во время снятия. Нумерация начинается от передней части блока цилиндров.
Крышки должны быть установлены так, чтобы номера на них соответствовали номерам постелей подшипников в блоке цилиндров. Выступы в постели и крышке коренного подшипника должны быть с одной и той же стороны.
Установите крышки коренных подшипников. Обязательно совместите направляющие втулки на крышке коренного подшипника с соответствующими отверстиями в блоке цилиндров.
Смажьте резьбу и нижнюю часть головок болтов крышек коренных подшипников чистым моторным маслом.
Установите крышку коренного подшипника на место, аккуратно постукивая по ней киянкой с пластмассовой или резиновой головкой.
Когда крышка встанет на место, установите её болты и затяните их.
Момент затяжки: 50 Н•м
Пока не затягивайте болты с окончательным моментом затяжки. Это следует сделать после установки всех крышек коренных подшипников.
Используя приспособление для проворачивания коленчатого вала (номер по каталогу 3824591) убедитесь, что после установки крышек коренных подшипников он вращается свободно.
На рисунке показан двигатель с каталитическим нейтрализатором SCR. На двигателях с системой рециркуляции отработавших газов устройство для проворачивания коленчатого вала располагается под стартером.
При окончательной затяжке болтов крышек коренных подшипников периодически проверяйте, свободно ли вращается коленчатый вал.
Если коленчатый вал не вращается свободно:
1. Проверьте, не задевает ли коленчатый вал за один из шатунов.
2. Проверьте правильность установки крышек коренных подшипников.
3. Проверьте отсутствие повреждений направляющих втулок или опорных поверхностей крышек коренных подшипников во время установки.
4. Проверьте правильность установки вкладышей коренных подшипников.
Затяните болты коренных подшипников. см. тут
Для измерения осевого люфта коленчатого вала используйте следующую процедуру. см. тут
Установите трубку масломерного щупа.
Установите масломерный щуп.
Установите поддон картера двигателя и прокладку.
Залейте масло в поддон картера.
Подключите клемму аккумулятора.
Дайте двигателю поработать на холостых оборотах 5 - 10 минут. Проверьте отсутствие плохо закрепленных деталей, утечек и давление масла.