Турбокомпрессор (турбонагнетатель) - проверки, снятие и установка (Cummins ISF2.8)
Турбокомпрессор установлен на выпускном коллекторе и предназначен для улучшения наполняемости цилиндров за счет использования энергии отработавших газов. Турбокомпрессор состоит из одноступенчатого компрессора 7 и радиальной турбины 2.
Турбокомпрессор: 1 - фланец крепления турбины к выпускному коллектору; 2 - корпус турбины; 3 - шпилька крепления переходника выпускного патрубка турбины; 4 - пневмокамера привода перепускного клапана турбины; 5 - штуцер подачи масла к подшипнику турбины; б - всасывающий патрубок компрессора; 7 - корпус компрессора; 8 - патрубок отвода воздуха от компрессора к охладителю
Принцип работы турбокомпрессора заключается в том, что отработавшие газы из цилиндров под давлением поступают через выпускной коллектор в камеру газовой турбины. Расширяясь, газы вращают колесо турбины. Вращение через вал передается рабочему колесу компрессора, которое всасывает воздух, сжимает его и подает под давлением в цилиндры двигателя. Колесо турбины отлито из жаропрочного сплава и приварено к валу. Колесо компрессора отлито из алюминиевого сплава и закреплено на валу специальной гайкой.
Подшипник вала турбокомпрессора смазывается маслом, поступающим под давлением по трубопроводу от масляного насоса. Из турбокомпрессора масло по трубке сливается в картер двигателя.
В турбокомпрессоре предусмотрены контактные газомасляные уплотнения с пружинными кольцами. Со стороны турбины уплотнительные кольца установлены в канавке втулки, напрессованной на вал ротора, а со стороны компрессора -в канавке втулки компрессора. Для повышения эффективности масляного уплотнения со стороны компрессора зона уплотнительного кольца отделена от зоны активного выброса масла из подшипника маслоотражателем, образующим дополнительный лабиринт.
Снятие
Вам потребуются: пассатижи, ключи «на 8», «на 10», «на 12», «на 14», отвертка с плоским лезвием.
На странице, также, описаны процедуры проверки турбокомпрессора в процессе его снятия. Если вы снимаете турбокомпрессор для замены, то пропустите процедуры проверок.
Отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи.
Снимите корпус воздушного фильтра.
Открутите хомут и отсоедините воздухопроводящий патрубок от турбокомпрессора
Проверьте рабочие лопатки компрессора турбонагнетателя на отсутствие повреждений.

Замените турбонагнетатель при обнаружении повреждений.
Если повреждено рабочее колесо компрессора, проверьте впускной воздуховод и элемент фильтра на отсутствие повреждений.
Ослабьте затяжку хомута крепления трубопровода к переходнику турбокомпрессора...
...и отсоедините трубопровод.
Отверните гайку хомута крепления приемной трубы нейтрализатора к переходнику патрубка турбины и сдвиньте хомут по трубе.
Если снимаете турбокомпрессор для замены, отверните гайки крепления и снимите переходник патрубка турбины...
...ослабьте затяжку хомута крепления...
...и снимите переходник трубопровода от турбокомпрессора к охладителю.
Не допускайте попадания кусков уплотнения и посторонних частиц в турбонагнетатель.
Проверьте рабочее колесо турбины на отсутствие повреждений.
Замените турбонагнетатель при обнаружении повреждений.
Измерение осевого зазора
Используйте циферблатный глубиномер, номер по каталогу ST-537.
Сместите ротор в сборе от индикатора.
Установите глубиномер на ноль.
Сместите ротор в сборе к индикатору и снимите показания.
мм | дюйм | |
0.051 | МИН | 0.002 |
0.127 | МАКС | 0.005 |
Замените турбонагнетатель, если осевой зазор не соответствует норме. См. разделы "Снятие" и "Установка" в данной процедуре.
Измерение радиального зазора
Используйте круглый щуп для измерения зазора между колесом и корпусом компрессора.
Аккуратно прижмите колесо компрессора к корпусу и щупу.
Запишите величину зазора.
Удерживая щуп в том же положении, отведите колесо компрессора от корпуса и повторно измерьте зазор между ними.
Вычтите меньшую величину зазора из большей. Полученный результат - это радиальный зазор подшипника.
мм | дюйм | |
0.381 | МИН | 0.015 |
0.660 | МАКС | 0.026 |
Повторите эти операции для рабочего колеса турбины.
Замените турбонагнетатель, если радиальный зазор подшипника не соответствует норме. См. разделы "Снятие" и "Установка" в данной процедуре.
Проверьте входной и выходной каналы компрессора турбонагнетателя на отсутствие масла.
Если масло обнаруживается в обоих каналах, проверьте наличие источника масла перед турбонагнетателем.
Наличие следов масла на входе компрессора допускается для двигателей с замкнутой системой вентиляции картера двигателя, в которой полость картера сообщается с впускным воздуховодом.
После отказа турбонагнетателя или в других случаях, когда происходит попадание масла или посторонних частиц в систему наддувочного воздуха, она подлежит проверке и очистке.
Если отложения и/или потеки масла обнаруживаются только в выходном канале, установите впускной воздуховод и трубопроводы охладителя наддувочного воздуха для проверки сопротивления впускной системы.
При отсутствии сопротивления во входном канале замените турбонагнетатель.
Дальнейшее снятие
Выверните болт крепления держателя шланга подачи масла к подшипнику турбонагнетателя к блоку цилиндров.
Выверните болт-штуцер 2 крепления наконечника шланга.
Перед выворачиванием тщательно очистите болт-штуцер и наконечник шланга подачи масла к подшипникам турбокомпрессора. Даже малейшая частичка грязи, попавшая в подшипник, может быстро вывести его из строя.
Отсоедините шланг от корпуса турбокомпрессора. Снимите медные уплотнительные шайбы.
При сборке медные уплотнительные шайбы обязательно замените новыми.
При необходимости замены шланга подачи масла, отверните также болт его крепления от крышки (1) передних распределительных шестерен.
Выверните два болта крепления фланца трубки слива масла из подшипника турбины...
При необходимости вытяните из отверстия в блоке цилиндров наконечник трубки слива масла из подшипника турбины (наконечник уплотнен резиновыми кольцами и с натягом вставлен в отверстие в блоке).
При сборке, установите новые резиновые уплотнительные кольца на наконечник трубки слива масла и очистите стенки отверстия в блоке.
Повышенное сопротивление в сливной магистрали системы смазки может привести к созданию давления в корпусе подшипников турбонагнетателя, в результате чего возникнет утечка масла через манжетные уплотнения. Это может привести к повреждению узла.
Проверьте магистраль на отсутствие износа, трещин и других повреждений.
Подача достаточного количества качественного отфильтрованного масла необходима для обеспечения длительного срока службы турбонагнетателя. Обязательно используйте масло высокого качества и производите замену масляного фильтра в соответствии с инструкциями по обслуживанию. См. соответствующее Руководство по эксплуатации и обслуживанию.
Отверните три гайки и один болт крепления турбонагнетателя.
Снимите турбонагнетатель и прокладку.
Повторное использование опорной прокладки турбонагнетателя категорически запрещено.
Очистите поверхности под прокладки на турбонагнетателе и выпускном коллекторе.
Проверьте отсутствие трещин и повреждений на поверхностях под прокладки на турбонагнетателе и на выпускном коллекторе, а также на крепёжных шпильках.
Замените турбонагнетатель при обнаружении любых трещин или повреждений на опорном фланце.
Осмотрите, также, впускной коллектор и замените при обнаружении любых трещин или других повреждений на опорном фланце.
Полностью удалите нагар и остатки прокладки с поверхностей (1, 2 и 3).
Растворителем или паром очистите турбонагнетатель снаружи.
Просушите
Проверьте состояние корпусов турбины и компрессора.
При обнаружении сквозных трещин в наружных стенках обязательно замените турбонагнетатель.
Отказ охладителя наддувочного воздуха может вызвать прогрессирующие повреждения корпуса турбины. Если корпус турбины поврежден, проверьте состояние охладителя.
В результате отказа турбонагнетателя или в других случаях, когда происходит попадание масла или посторонних частиц в систему наддувочного воздуха, она подлежит проверке и очистке.
Проверки привода и механизма управления перепускным клапаном турбонагнетателя
Проверьте штифт рычага.
Замените турбонагнетатель, если штифт рычага изношен выше допустимого.
Проверьте клапан и его седло на отсутствие трещин или эрозии.
При необходимости замените турбонагнетатель.
Переместите рычаг рукой для проверки свободы вращения его оси.
Проверьте отсутствие чрезмерного люфта между осью и втулкой. Рычаг клапана при этом должен перемещаться плавно, без заеданий, а после отпускания тяги должен возвращаться в исходное положение.
Проверьте регулировку привода перепускного клапана. В свободном состоянии он должен быть плотно прижат к седлу.
Если клапан неплотно прилегает к седлу, ослабьте затяжку контргайки...
...и, вращая регулировочную гайку, добейтесь нужного положения клапана. После окончания регулировки затяните контргайку и еще раз проверьте плотность прилегания клапана.
Отсоедините от корпуса уплотнитель фланца трубки слива масла и замените новым.
Установка
Нанесите тонкий слой высокотемпературного противозадирного состава на шпильки крепления турбонагнетателя.
Поставьте новую прокладку и установите турбонагнетатель.
Установите и затяните три крепежные гайки и один болт.
Указанные величины моментов затяжки учитывают использование противозадирного состава в качестве смазки.
Момент затяжки: 24 Н•м
Установите выходной патрубок, ленточный хомут и новое уплотнительное кольцо на выходе компрессора турбонагнетателя (если это необходимо).
Затяните хомут.
Момент затяжки: 8 Н•м
Используйте пружинное кольцо или ослабьте затяжку ленточного хомута для изменения положения узла. Убедитесь в том, что пружинное кольцо село на свое место и/или ленточный хомут плотно затянут после завершения регулировки положения узла.
Установите на турбонагнетателе выпускной штуцер турбины. Используйте новую прокладку.
Установите выпускной трубопровод и затяните хомут.
Момент затяжки: 8 Н•м
Подсоедините каталитический нейтрализатор
Убедитесь, что фланцы на впуске и сливе масла чисты и не засорены. Любые следы внутреннего нагара или масляных отложений следуетудалить.
Нанесите тонкий слой масла на уплотнительные кольца сливной магистрали.
Вставьте сливную магистраль в её фитинг. Уплотнительные кольца должны полностью сесть на свои места в отверстии.
Установите на турбонагнетатель болты крепления сливной магистрали с новой прокладкой.
Момент затяжки: 10 Н•м
Смажьте подшипники, залив 60 - 90 мл чистого моторного масла 15W40 через фитинг магистрали подачи масла в турбонагнетатель.
Поверните колесо компрессора, чтобы масло прошло в корпус подшипников.
Установите впускной трубопровод и впускной воздушный патрубок и затяните хомут.
Момент затяжки: 8 Н•м
Подсоедините трубопроводы охладителя наддувочного воздуха.
Установите и затяните подающий маслопровод турбонагнетателя.
Обеспечьте минимальное расстояние 10 мм между магистралью подачи масла и корпусом турбины или выпускным коллектором и 5 мм между магистралью подачи масла и другими деталями для предотвращения повреждения магистрали от перегрева и истирания.
Затяните фитинги магистрали подачи масла с окончательным моментом затяжки.
Момент затяжки: 24 Н•м
Установите и затяните болт крепления опорного зажима к блоку цилиндров.
Момент затяжки: 24 Н•м
Подключите клемму аккумулятора.
Запустите двигатель и убедитесь в отсутствии утечек.