Руководство по ремонту ГАЗель
- NEXT -

Охладитель наддувочного воздуха (интеркулер) - снятие, проверка и установка (Cummins ISF2.8)


Инструкция по эксплуатации, диагностике и ремонту охладителя наддувочного воздуха А21И22.1172012 (ОАО «Лихославский радиаторный завод»)

Охладитель наддува (интеркулер) трубчато-пластинчатый, алюминиевый, обеспечивает охлаждение воздуха, подаваемого турбокомпрессором во впускную трубу двигателя.

Конструкция охладителя наддувочного воздуха A21R22.1172012

Охладитель наддувочного воздуха А21 R22.1172012 представляет собой алюминиевый теплообменник, предназначенный для охлаждения наддувочного воздуха и состоит из следующих принципиальных деталей и узлов, изображенных на рисунке:


1 - остов охладителя (набор спаянных в одно целое воздухопроводящих трубок, охлаждающих пластин и турбулизаторов внутри трубок); 2,3 - пластины верхняя и нижняя, предназначенные для установки охладителя на автомобиль и крепления к ним дополнительных элементов конструкции); 4,5 - коллектора охладителя, предназначенные для подвода и отвода охлаждаемого воздуха.

Эксплуатация охладителя наддувочного воздуха А21 R22.1172012

Эксплуатация охладителя должна осуществляться в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации автомобиля, для которого он предназначен. Охладитель рассчитан на эксплуатацию в районах с холодным, умеренным и тропическим климатом при температуре окружающего воздуха от +50 до -40°С и относительной влажности воздуха до 98% при температуре +25°С.

При монтаже и эксплуатации охладителя соблюдать меры предосторожности, исключающие возможность повреждения охладителя и засорения внутренних полостей.

Перечень неисправностей и методы их диагностирования

1. Нарушение герметичности:

- разрушение охлаждающих трубок остова охладителя;

- негерметичность паяных и сварных швов охладителя.

Причинами нарушения герметичности охладителя могут быть:

- механические повреждения, полученные в результате небрежного обращения при транспортировке охладителя или при монтаже охладителя на автомобиле;

- некачественная пайка и сварка деталей и узлов охладителя.

Методом диагностики негерметичности охладителя в условиях сервисных предприятий является проверка его герметичности при максимальном избыточном давлении 2,5±0,5 кг/см2 с погружением в водяную ванну и выдержкой в течение 30...60 сек. Утечка воздуха (появление пузырьков) не допускается.

Другие методы выявления негерметичности охладителя (без погружения в водяную ванну) являются неинформативными (невозможно определить точное расположение мест негерметичности).

2. Вздутие охлаждающих трубок со смятием охлаждающих пластин в остове охладителя, что приводит к снижению теплотехнических характеристик охладителя (понижение эффективности охлаждения наддувочного воздуха).

Методом диагностирования является визуальный осмотр поверхности остова охладителя.

3. Засорение охлаждающих элементов остова охладителя (каналов охлаждающих пластин) в процессе эксплуатации охладителя в составе автомобиля, что приводит к снижению теплотехнических характеристик охладителя (понижение эффективности охлаждения наддувочного воздуха).

Методом диагностирования является визуальный осмотр фронтальной поверхности остова охладителя.

Методы устранения неисправностей

1. Из-за особенности конструкции (алюминивые сплавы) ремонт негерметичного охладителя проводится подпайкой или подваркой только в условиях завода изготовителя. В условиях сервисных предприятий устранение негерметичности охладителя невозможно и изделие подлежит утилизации.

2. Устранение вздутия охлаждающих трубок со смятием охлаждающих пластин невозможно и изделие подлежит утилизации.

3. Засорение охладителя устраняется путем удаления накопившейся пыли и грязи с фронтальной поверхности остова охладителя направленной струей сжатого воздуха или проточной водой.

Требования к составу документации по техническому обслуживанию и ремонту на покупной компонент не подлежащий ремонту «Охладитель наддувочного воздуха» A21R22.1172012-20

Охладитель наддувочного воздуха (здесь и далее - ОНВ) предназначен для охлаждения воздушного потока, нагретого при сжатии в компрессоре. Состоит из алюминиевой паяной сердцевины и алюминиевых бачков.

При загрязнении наружной поверхности ОНВ, охлаждающие соты продуть сжатым воздухом давлением не более 0,5 МПа и промыть струей воды под давлением не более 7.8 МПа при расстоянии от сопла до поверхности сердцевины не менее 0.5 м под углом к лобовой поверхности сердцевины 90...85 градусов.

Возможные неисправности, методы установления (диагностика) и устранения в условиях сервисных предприятий:

Дефект/ неисправность

Метод установления (диагностика)

Место дефекта

Причины

Метод проверки

Метод устранения

Потеря давления системы охлаждения

Произвести опрессовку системы охлаждения двигателя и установить место утечки. ОНВ должен быть герметичным при избыточном давлении воздуха 0,2+0,05 МПа (2,0+0,5 кгс/см2)

Место соединения патрубков ОНВ со шлангами.

Незатянуты хомуты, повреждения шланга

Проверить затяжку хомута, наличие повреждений шланга

Затянуть хомуты. Если неисправность не устранена - заменить шланг, если необходимо, заменить хомут.

Сердцевина онв

Возвратить на склад в ООО «Коммерческие автомобили Группа-ГАЗ» для исследований ~2

Заменить ОНВ

Свободная поверхность литого алюминиевого бачка ОНВ

Внешнее механическое повреждение во время эксплуатации автомобиля

Проверить наличие вмятины, скола, трещины

1. Демонтировать ОНВ.

2. Допускается устранять негерметичность’3 аргонодуговой сваркой припоем-1 непосредственно в месте утечки на бачках ОНВ.

3. Произвести проверку ОНВ на герметичность при избыточном давлении воздуха 0,2+0,05 МПа

(2,0+0,5 кгс/см2) в водяной ванне. В случае повторной утечки после ремонта, заменить весь ОНВ.

4. Установить ОНВ.

5. Повторно произвести опрессовку в составе автомобиля.

В случае повторной негерметичности ОНВ в составе автомобиля, заменить ОНВ.

Снижение эффективности системы наддува

Визуально установить загрязнение сот ОНВ

Сердцевина ОНВ

Загрязнение охлаждающих сот ОНВ.

Визуально

Продуть сжатым воздухом и промыть струей воды. Допустимое давление воды не более 7.8 МПа (не более 78 бар), расстояние от сопла до поверхности сердцевины не менее 0.5 м

Вибрация ОНВ, шум, треск

Визуально осмотреть места крепления ОНВ и прилегающих окружающих компонентов (кожуха вентилятора, фронт-энда)

Трещина или отрыв приварной резьбовой шпильки крепления кожуха

Внешнее механическое повреждение во время эксплуатации автомобиля

Визуально

Заменить ОНВ

Резьбовое соединение нижнего стального кронштейна

Ослабление момента затяжки

Визуально

Затянуть резьбовое соединение с моментом затяжки, установленным нормативной документацией ГАЗ

Нижний стальной кронштейн крепления ОНВ к фронт-энду

Внешнее механическое повреждение во время эксплуатации автомобиля

Проверить наличие вмятины, скола, трещины, деформации, надрыва или отрыва

Заменить ОНВ

Примечания

1. При отсутствии внешних видимых механических повреждений.

2. При текущем ремонте (после окончания гарантии) возврат на склад в ООО" Коммерческие автомобили Группа ГАЗ" не производится.

3. Значительное нарушение монтажной и функциональной геометрии ОНВ, вызванной ремонтом методами аргоно-дуговой сварки недопустимо: искривление кронштейнов, перекос/искривление плоскости сердцевины, нарушение формы и взаимного расположения опорных и резьбовых соединений. Гарантийные обязательства завода-изготовителя (ООО «ТРМ») не распространяются на ОНВ, восстановленный после ремонта бачков и монтажных элементов ОНВ.

4. Материал бачков ОНВ: зарубежный алюминиевый сплав АС4А (по JIS Н5202), российский аналог АК9ч (ГОСТ 1583-93). В качестве присадочного материала для аргонодуговой сварки рекомендуется применять проволоку из сплава АК9ч (ГОСТ 1583-93). Например, ближайший аналог - «ОК Tigrod-4043».

Осмотр

Проверьте охладитель наддувочного воздуха на отсутствие трещин, отверстий или других повреждений.

Проверьте трубопроводы, ребра и сварные швы на отсутствие трещин, разрывов и прочих повреждений.

При обнаружении нарушения герметичности охладителя наддувочного воздуха в результате любых повреждений обязательно замените его.

Проверьте трубопроводы охладителя наддувочного воздуха на отсутствие трещин и других повреждений.

Снятие

Охладитель наддува крепится на основании рамки радиатора (фронтенде) с помощью специальных элементов (замков охладителя и фронтенда) и двух болтов. На охладителе наддува закреплен нижний кожух вентилятора.


Рис. 2.20. Охладитель наддува: 1, 3 - шланги; 2 - кожух вентилятора нижний; 4 - патрубок нагнетательный; 5 - гайка; 6 - фронтенд; 7 - охладитель наддува; 8 - подушка; 9 - заклепка резьбовая; 10 - болт; 11 - кольцо; 12 - хомут

Снимите бампер (см. тут)

Ослабьте затяжку хомута крепления трубопровода от охладителя к впускной трубе и отсоедините трубопровод от патрубка охладителя.

Аналогично отсоедините от патрубка охладителя трубопровод, идущий от турбокомпрессора.

Придерживая охладитель, выверните два болта его крепления к рамке радиатора.

Придерживая радиатор системы охлаждения, выверните справа и слева по одному болту крепления радиатора к основанию рамки.


Немного приподнимите радиатор системы охлаждения. Удерживая радиатор в этом положении сдвиньте вверх и снимите охладитель с автомобиля.

Этот этап работы удобнее выполнять с помощником.

При необходимости отверните четыре гайки крепления и снимите с охладителя нижнюю часть диффузора вентилятора.

Не используйте щелочные средства для очистки охладителя. Это приведет к его повреждению.

После отказа турбонагнетателя или при попадании масла или посторонних частиц в охладителя , он подлежит очистке.

Промойте охладитель внутри растворителем в направлении, обратном нормальной подаче воздуха. Потрясите и постучите по его бачкам киянкой с резиновой головкой для отделения приставшей грязи. Продолжайте промывку до полного удаления посторонних частиц и масла (вода должна выходить чистой).

При промывке трубки должны находиться в вертикальном положении.

Если грязь полностью удалить не удалось, замените его.

Охладитель наддувочного воздуха необходимо промыть, просушить и очистить от растворителя, масла и грязи во избежание повреждения двигателя.

После тщательной очистки растворителем от масла и грязи промойте его изнутри горячей мыльной водой для удаления остатков растворителя.

Тщательно промойте чистой водой.

Просушите охладитель наддувочного воздуха изнутри, подав сжатого воздуха в направлении, обратном нормальному.

Опоры охладителя установлены на рамке радиатора через резиновые втулки.

Сильно обжатые или затвердевшие втулки замените.

Установку охладителя наддува проводить в последовательности, обратной снятию, момент затяжки болтов крепления охладителя наддува к фронтенду должен быть 18-25 Н-м (1,8-2,5 кгс-м), гаек крепления нижнего кожуха вентилятора к охладителю - 2,8-4,8 Н-м (0,3-0,5 кгс-м), хомутов шлангов -3,0-3,5 Н-м (0,3-0,35 кгс-м), хомуты крепления шлангов необходимо установить на расстоянии 5-8 мм от торца шланга. При необходимости заменить уплотнительное кольцо13 (см. рис. 2.17) нагнетательного патрубка, момент затяжки гайки хомута 14 - 8-11 Н-м (0,8-1,1 кгс-м).

После сборки проверить герметичность соединений.

Проверки

Герметичность охладителя наддува проверяют сжатым воздухом под давлением 200-300 кПа (2-3 кгс/см2). Охладитель наддува поместить в воду на 30 с, предварительно заглушив отверстия. Воздух подводится через специальную трубку, вставленную в патрубок и снабженную вентилем для перекрытия доступа воздуха и контрольным манометром.

Выделение пузырьков воздуха не допускается.

Опрессовка

Возьмите 2 манометра, номер по каталогу 3823205, и проверьте их калибровку, подключив к одному источнику сжатого воздуха с давлением 206 кПа .

Установите один манометр в фитинг 1/8 дюйма в выходном патрубке компрессора турбонагнетателя. Установите второй манометр во впускной коллектор.

Измерять давление во впускном коллекторе можно также в режиме контроля диагностического прибора.

Дайте двигателю поработать при номинальной частоте вращения и нагрузке.

Снимите показания двух манометров.

Если перепад давления выше 20,6 кПа , проверьте охладитель наддувочного воздуха и трубопроводы на отсутствие засорения или повреждений.

При необходимости произведите очистку или замену.

Проверка герметичности

Для снижения вероятности получения травмы пробкой, вылетевшей при проведении проверки, прикрепите технологические пробки цепочками к любым болтам на радиаторе системы охлаждения. Обязательно надежно закрепите цепочки перед началом проверки.

Для проверки отсутствия трещин в трубках или коллекторе охладителя снимите с него входной и выходной шланги.

Снимать охладитель с шасси не надо.

Для выполнение проверки на герметичность используйте устройство для проверки охладитель наддувочного воздуха, номер по каталогу 3824556.

Заглушите выходной канал охладителя.

Подключите к входном каналу охладителя наддувочного воздуха манометр и магистраль подачи воздуха с регулятором и отсечным клапаном.

Подайте воздух в охладитель наддувочного воздуха и дождитесь стабилизации давления на уровне 207 кПа .

Перекройте подачу воздуха и одновременно включите секундомер.

Определите падение давления за 15 секунд.

Если падение давления за 15 секунд составляет не более 48 кПа , охладитель наддувочного воздуха исправен.

Если падение давления за 15 секунд составляет более 48 кПа , еще раз проверьте все места соединений.

Определите причину падение давления: утечка в самом охладителе или в месте соединения.

При помощи флакона с распылителем, заполненного мыльной водой, нанесите мыльный раствор на все места подключения шлангов и определите место утечки по появлению пузырьков.

Если падение давления вызвано утечкой в месте соединения, устраните её и повторите проверку. При наличии утечки в охладителе наддувочного воздуха повторите данное испытание, чтобы проверить точность измерения падения давления. Точным следует считать результат, полученный последовательно не менее 3 раз.

Если снижение давления в ОНВ за 15 секунд превысит 48 кПа, в баке возможна большая утечка.

Если падение давления за 15 секунд составляет более 48 кПа, охладитель подлежит замене.

Порядок замены описан в Руководстве по обслуживанию, диагностике и ремонту комплектного оборудования.

Охладители наддувочного воздуха не рассчитаны на обеспечение полной герметичности. Если падение давления за 15 секунд составляет не более 48 кПа, охладитель наддувочного воздуха заменять не надо.

Проверка перепада температуры

Проверьте ребра охладителя на отсутствие препятствий прохождению воздуха.

Устраните все, что препятствует прохождению воздуха, например, утепляющий чехол радиатора или скопившийся мусор.

Вручную зафиксируйте жалюзи радиатора системы охлаждения в открытом положении (при наличии).

Зафиксируйте вентилятор во включенном режиме для исключения колебаний при выполнении измерений. Для этого можно установить перемычку между контактами датчика температуры.

Установите термопару, номер по каталогу 3154498.

Подключите цифровой тестер, номер по каталогу 3164488, и преобразователь сигнала температуры, номер по каталогу 3164499, к термопаре для измерения температуры во впускном канале.

Выполнять измерения можно также в режиме контроля диагностического прибора.

Установите другую термопару на вход воздушного фильтра для измерения температуры окружающего воздуха.

Проведите дорожные испытания при максимальной мощности двигателя при скорости не менее 48 км/час [30 миль/час].

Подождите около двух минут, пока температура впускного коллектора не стабилизируется, и только после этого запишите значение температуры, чтобы гарантировать точность результатов проверки во время работы двигателя.

Запишите температуру во впускном коллекторе и температуру окружающего воздуха.

Определите перепад температуры:

Температура во впускном коллекторе - температура окружающего воздуха = разность температур

    Разница температур ΔT = 30°C [12,22°C].

Если перепад температуры выше нормы, проверьте отсутствие грязи на ребрах охладителя, очистив их при необходимости.

Если проблема не устранена, проверьте, нет ли посторонних предметов между ребрами охладителя или между охладителем и радиатором системы охлаждения.

Убедитесь в том, что вентилятор работает постоянно.

Видео










Двигатель Cummins 2.8
Снятие двигателя
Замена опор двигателя
Разборка двигателя
Ремонт блока цилиндров
Сборка двигателя
Замена шатунных подшипников
Замена коренных подшипников
Снятие ГБЦ, замена прокладки
Замена форсунок охлаждения поршней
Замена маслосъёмных колпачков
Снятие крышки ГБЦ, замена прокладки
Клапан системы вентиляции картера
Регулировка зазоров клапанов
Коромысла клапанов, толкатели
Замена приводного ремня
Снятие шкива коленвала
Замена переднего сальника коленвала
Замена заднего сальника коленвала
Масляный насос (передняя крышка блока)
Снятие маховика
Шатунно-поршневая группа
Замена цепи ГРМ
Снятие распредвала
Снятие корпуса звездочки распредвала
Снятие коленвала
Кронштейн вспомогательных агрегатов
Установка поршня в ВМТ
Система смазки
Замена нагревателя масла
Замена маслоохладителя
Снятие трубки масляного щупа
Замена масла и фильтра
Снятие поддона, замена прокладки
Редукционный клапан системы смазки
Система охлаждения
Проверка и замена охлаждающей жидкости
Снятие радиатора
Нагреватель охлаждающей жидкости
Замена термостата, проверка
Снятие корпуса термостата
Вентилятор радиатора и его муфта
Замена опоры вентилятора радиатора
Замена помпы
Замена шланга термостата
Снятие расширительного бачка
Топливная система
Топливный модуль
Замена топливного фильтра
Снятие корпуса топливного фильтра
Проверка пробки топливного бака
Снятие топливного бака
Снятие топливного насоса-дозатора
Замена ТНВД
Топливные трубки
Снятие топливной рампы
Снятие топливных форсунок
Прокачка топливной системы
Проверка давления в топливной системе
Редукционный клапан топливной рампы
Система впуска воздуха
Замена воздушного фильтра
Снятие корпуса воздушного фильтра
Привод воздушной заслонки
Снятие турбокомпрессора
Привод клапана турбокомпрессора
Снятие впускного коллектора
Подогреватель впускного воздуха
Снятие охладителя наддува
Система выпуска
Снятие глушителя и системы выпуска
Снятие выпускного коллектора
Шланги и трубки системы рециркуляции
Снятие охладителя системы рециркуляции
Снятие клапана системы рециркуляции
Замена нейтрализатора отработавших газов
Очистка отработавших газов (для Евро-6)
О системе рециркуляции EGR