Вакуумный насос - проверка, снятие и установка
Разрежение, которое требуется для работы вакуумного усилителя тормозов, создается вакуумным насосом с приводом от переднего конца распредвала. Это объясняется тем, что у дизельного двигателя с турбонаддувом разрежение во впускной трубе, которое используется для работы вакуумного усилителя на автомобилях с бензиновыми двигателями, отсутствует. Конструкция вакуумного насоса довольно сложная, для его ремонта требуются специальные инструменты и оборудование, поэтому при выходе насоса из строя заменяйте его в сборе.
Вакуумная система состоит из устанавливаемого на двигателе вакуумного насоса, усилителя тормозной системы, резервуара и различных вспомогательных агрегатов с вакуумным приводом, поставляемых производителем комплектного оборудования.
В качестве насоса используется ротационный лопастной насос с постоянным рабочим объемом. Вакуум создается лопастью, закрепленной на роторе насоса. Ротор располагается в корпусе насоса и соединен с валом насоса. Смазка подается в насос под давлением через масляный канал в головке блока цилиндров. Смазочное масло сливается через нижнюю часть насоса в картер. Для предотвращения попадания масла в вакуумные трубопроводы транспортного средства в вакуумном штуцере насоса установлен запорный шарик.
Вакуумный насос расположен в передней части головки блока цилиндров и приводится в действие распределительным валом. В головке блока цилиндров предусмотрено прямое шлицевое соединение распределительного вала и привода вакуумного насоса. Работа вакуумного насоса нетребует синхронизации с работой двигателя. Привод может совмещаться с распределительным валом двумя различными способами. Оба способа могут быть использованы. Насос рассчитан на поддержание в режиме холостых оборотов минимального давления на уровне -45 кПа.
Вакуумный насос, вакуумный резервуар и усилитель тормозной системы соединяются через шланги. Вакуумный резервуар увеличивает объемные показатели системы.
Проверка
Определите местоположение выхода вакуумного насоса.
Отсоедините шланг вакуумного насоса.
Подсоедините манометр/вакуумметр к вакуумному штуцеру насоса.
Запустите двигатель. Дайте двигателю поработать на холостых оборотах в течение 1 минуты для создания в системе необходимой разреженности.
Вакуумметр должен быть рассчитан на измерение давления не ниже -45 кПа, чтобы можно было судить о работе насоса. Если этот минимальный уровень разреженности не может быть достигнут, вакуумный насос подлежит замене. Для замены вакуумного насоса следуйте инструкциям, приведенным в разделах "Снятие" и "Установка" ниже.
Вакуумный насос не подлежит техобслуживанию. Если проверка выявляет неисправность насоса, он должен быть целиком заменен.
Если вакуумный насос считается исправным, см. Руководство по обслуживанию комплектного оборудования относительно проверки отсутствия утечек в вакуумной системе.
Подготовительные операци
Отсоедините шланг от топливного насоса.
Слейте охлаждающую жидкость. см. тут
Снятие
Открутите болт, закрепляющий шланг отопителя кабины на вакуумном насосе.
Отсоедините шланг отопителя кабины от штуцера, предусмотренного на передней крышке вакуумного насоса.
Шланг отопителя кабины имеет достаточный запас по длине, позволяющий перемещать вакуумный насос без отсоединения шланга. Из соображений наглядности шланг на рисунке не показан.
Отжатие вакуумного насоса от головки блока цилиндров с помощью вставленной между ними монтировки может привести к повреждению распределительного вала и вакуумного насоса.
Открутите три болта (1, 2, 3), закрепляющих вакуумный насос на головке блока цилиндров.
Снимите вакуумный насос с двигателя.
Очистите сопрягаемые поверхности головки блока цилиндра и вакуумного насоса.
С помощью сжатого воздуха очистите привод распределительного вала со стороны головки блока цилиндров и вакуумного насоса.
Проверьте привод вакуумного насоса со стороны распределительного вала на отсутствие повреждений или чрезмерного износа. Если распределительный вал поврежден или изношен, егоследует заменить. см. тут
Проверьте привод вакуумного насоса на отсутствие повреждений или чрезмерного износа. При обнаружении повреждений или чрезмерного износа вакуумный насос подлежит замене.
Проверьте корпус вакуумного насоса на отсутствие трещин или повреждений. Проверьте установочные места на отсутствие трещин вокруг монтажных отверстий или поврежденных установочных опор. В случае обнаружения повреждений вакуумный насос следует заменить.
Установка
Установите новую прокладку вакуумного насоса. Прокладка снабжена лапками для плотного её закрепления на вакуумном насосе во время установки.
Работа вакуумного насоса нетребует синхронизации с работой двигателя. Привод может совмещаться с распределительным валом двумя различными способами. Оба способа могут быть использованы.
Установите насос, соединив его с головкой блока цилиндра. Совместите привод с распределительным валом.
Затяните болты в указанной последовательности.
Момент затяжки: 23 Н•м
Прикрепите шланг отопителя кабины к штуцеру, предусмотренному на передней крышке вакуумного насоса.
Установите болт для закрепления шланга отопителя кабины.
Затяните болт.
Момент затяжки: 7 Н•м
Залейте охлаждающую жидкость.
Подсоедините шланг к вакуумному насосу.
Запустите двигатель и убедитесь в отсутствии утечек в вакуумной системе.