Руководство по ремонту ГАЗель
- NEXT -

Система очистки отработавших газов с селективным каталитическим нейтрализатором (Евро-6, для автомобилей экспортной сборки) (Cummins ISF2.8)


Системой очистки отработавших газов с селективным каталитическим нейтрализатором оборудованы не все двигатели.

Система селективной каталитической нейтрализации отработавших газов предназначена для снижения содержания окислов азота в отработавших газах двигателя путем её разложения на азот и воду.

Система селективной каталитической нейтрализации смешивает и преобразует жидкость для системы очистки отработавших газов, исключая тем самым выброс в атмосферу окислов азота. В состав этой системы входят селективный каталитический нейтрализатор для очистки отработавших газов, трубка разложения отработавших газов и вспомогательные трубопроводы (патрубки и т. п.).

    1. Поток отработавших газов из турбонагнетателя 2. Реактор разложения системы очистки отработавших газов 3. Подача жидкости для систем очистки отработавших газов от дозирующего клапана системы очистки отработавших газов 4. Дозирующий клапан жидкости для систем очистки отработавших газов 5. Смесь отработавших газов и жидкости для систем очистки отработавших газов 6. Датчик температуры на входе каталитического нейтрализатора 7. Каталитический нейтрализатор системы очистки отработавших газов 8. Датчик температуры на выходе каталитического нейтрализатора (при наличии) 9. Датчик содержания окислов азота на выходе системы очистки отработавших газов 10. Поток отработавших газов, выходящий из системы очистки отработавших газов 11. Подача и возврат охлаждающей жидкости к дозирующему клапану жидкости для систем очистки отработавших газов и от него

    1. Поток охлаждающей жидкости из двигателя к клапану охлаждающей жидкости бака системы очистки отработавших газов (при наличии) 2. Клапан охлаждающей жидкости бака системы очистки отработавших газов (при наличии) 3. Поток охлаждающей жидкости к баку системы очистки отработавших газов (только когда клапан охлаждающей жидкости бака системы очистки отработавших газов открыт) (при наличии) 4. Бак системы очистки отработавших газов 5. Возврат охлаждающей жидкости в двигатель (при наличии) 6. Подача жидкости для систем очистки отработавших газов из бака системы очистки отработавших газов 7. Возврат жидкости для систем очистки отработавших газов в бак системы очистки отработавших газов 8. Блок дозирования жидкости для системы очистки отработавших газов 9. Поток жидкости для систем очистки отработавших газов к блоку дозирования 10. Поток жидкости для систем очистки отработавших газов к клапану блока дозирования

Трубка разложения может быть отдельным компонентом или может быть входить в состав селективного каталитического нейтрализатора как единого узла.

Система дозирования селективного каталитического нейтрализатора регулирует количество жидкости для систем очистки отработавших газов, впрыскиваемой в выпускную систему. Система дозирования селективного каталитического нейтрализатора состоит из контроллера впрыска жидкости для систем очистки отработавших газов (1), блока дозирования жидкости для систем очистки отработавших газов (2), трубки разложения отработавших газов и селективного каталитического нейтрализатора (3), дозирующего клапана жидкости для систем очистки отработавших газов (4), бака под жидкость для систем очистки отработавших газов (5) и трубопроводов подачи жидкости для систем очистки отработавших газов (6).

Не все установки (с селективным каталитическим нейтрализатором) оборудованы контроллером впрыска жидкости для систем очистки отработавших газов (1). Установки, оборудованные контроллером впрыска жидкости для систем очистки отработавших газов, включают два датчика температуры, установленные на каталитическом нейтрализаторе. В установках без контроллера впрыска жидкости для систем очистки отработавших газов функции управления впрыском жидкости для систем очистки отработавших газов выполняет ЭБУ двигателя. Эти установки оборудованы только одним датчиком температуры, установленным на каталитическом нейтрализаторе.

Система очистки отработавших газов предназначена для снижения выбросов окислов азота из двигателя и включает следующие основные компоненты:

    1. Датчик температуры на входе каталитического нейтрализатора
    2. Датчик температуры на выходе каталитического нейтрализатора
    3. Каталитический нейтрализатор системы очистки отработавших газов
    4. Датчик содержания окислов азота на выходе каталитического нейтрализатора
    5. Интерфейсный модуль датчиков температуры каталитического нейтрализатора системы очистки отработавших газов

Все установки (с селективным каталитическим нейтрализатором), оборудованные модулем управления впрыском жидкости для систем очистки отработавших газов, включают датчики температуры на входе (1) и на выходе (2) каталитического нейтрализатора. Установки с селективным каталитическим нейтрализатором, не оборудованные модулем управления впрыском жидкости для систем очистки отработавших газов, включают только датчик температуры на входе каталитического нейтрализатора (1).

Во время начального холодного пуска двигатель переходит в состояние прогрева селективного каталитического нейтрализатора. Чтобы система могла начать впрыскивать жидкость для очистки отработавших газов, средняя температура селективного каталитического нейтрализатора должнанаходиться в пределах показаний датчиков температуры на впуске и выпуске, но не ниже 200°C .

Датчики содержания окислов азота (4) на выходе селективного каталитического нейтрализатора контролируют содержание окислов азота на выходе выпускной системы и передают эти данные в модуль ECM.

Установите дозирующий клапан жидкости для системы очистки отработавших газов на трубку разложения отработавших газов. Трубка разложения отработавших газов содержит смеситель, способствующий равномерному распределению жидкости для очистки отработавших газов в потоке выпускной системы с преобразованием жидкости в аммиак.

    1. Вход трубки разложения отработавших газов
    2. Место под установку дозирующего клапана жидкости для системы очистки отработавших газов
    3. Смеситель трубки разложения отработавших газов
    4. Выход трубки разложения отработавших газов

Не все установки (с селективным каталитическим нейтрализатором) оборудованы контроллером впрыска жидкости для систем очистки отработавших газов. Установки, оборудованные контроллером впрыска жидкости для систем очистки отработавших газов, включают два датчика температуры, установленные на каталитическом нейтрализаторе. В установках без контроллера впрыска жидкости для систем очистки отработавших газов функции управления впрыском жидкости для систем очистки отработавших газов выполняет модуль ECM двигателя. Эти установки оборудованы только одним датчиком температуры, установленным на каталитическом нейтрализаторе.

Модуль управления подачей жидкости для системы очистки отработавших газов контролирует работу этой системы и осуществляет обмен данными с ЭБУ двигателя по каналу связи J1939. Он подает команды на блок дозирования и дозирующий клапан жидкости для системы очистки отработавших газов по их продувке, заполнению и формированию дозы с учетом условий окружающей среды. Кроме того, модуль управления подачей жидкости для систем очистки отработавших газов контролирует необходимость подогрева для размораживания системы дозирования. Любые неисправности, фиксируемые модулем управления подачей жидкости для системы очистки отработавших газов, передаются им на ЭБУ.

    1. Электрические соединения выполняются с помощью 86-контактных и 53-контактных разъёмов.

Работа дозирующего клапана жидкости для системы очистки отработавших газов контролируется модулем управления подачей этой жидкости и впрыскивает требуемое количество жидкости в поток отработавших газов. Охлаждающая жидкость подается на клапан жидкости для системы очистки отработавших газов для поддержания клапана в работоспособном состоянии.

    1. Прокладка, 2. Впускной канал жидкости для системы очистки отработавших газов, 3. Электрический разъём для подключения к контроллеру впрыска жидкости для систем очистки отработавших газов, 4. Входной и выходной каналы охлаждающей жидкости, 5. Теплозащитный экран

Блок дозирования жидкости для системы очистки отработавших газов действует в качестве подкачивающего механизма системы дозирования. Блок дозирования жидкости для системы очистки отработавших газов подает жидкость через всасывающий канал и фильтрует её . Затем этот блок повышает давление жидкости и подает её на дозирующий клапан жидкости для системы очистки отработавших газов под постоянным давлением. Он не отмеряет количество жидкости, равное дозе для системы очистки отработавших газов. Вся неиспользованная жидкость для системы очистки отработавших газов возвращается в бак под эту жидкость по сливному каналу.

К основным компонентам блока дозирования жидкости для системы очистки отработавших газов следует отнести:

    1. Фильтр (внутренний) и крышка блока дозирования жидкости для системы очистки отработавших газов, 2. Электрический разъём, 3. Входной канал, 4. Канал обратного потока, 5. Выходной канал

Фильтр блока дозирования жидкости для системы очистки отработавших газов подлежит периодическому обслуживанию.

Бак под жидкость для системы очистки отработавших газов предназначен для хранения этой жидкости, а также для контроля её уровня и температуры с передачей этих данных на модуль управления подачей жидкости для системы очистки отработавших газов.

Если уровень жидкости в баке становится слишком низким, срабатывает соответствующая предупредительная сигнализация. Если не обратить внимание на эту сигнализацию, и уровень жидкости в баке продолжит снижаться, модуль управления сформирует код неисправности, соответствующий пустому баку, и переведет двигатель в режим пониженной мощности.

Если бак заполнен жидкостью ненормативного состава (некой жидкостью, отличной от жидкости для системы очистки отработавших газов), система очистки не будет работать должным образом. Неисправность становится активной, а двигатель переводится в режим пониженной мощности.

Технические требования к жидкости для систем очистки отработавших газов приведены в Разделе V Руководства владельца, двигатели ISF2.8 CM2220 AN и ISF2.8 CM2220 IAN, Бюллетень 4022266, Руководства владельца, двигатели ISF2.8 CM2220 и ISF2.8 CM2220 EC, Бюллетень 2883637 и/или Руководства по эксплуатации и обслуживанию, двигатели ISF2.8 CM2220 AN и ISF2.8 CM2220 IAN, Бюллетень 4022267, Руководства по эксплуатации и обслуживанию, двигатели ISF2.8 CM2220 AN и ISF2.8 CM2220 IAN, Бюллетень 2883638. См. "Требования к жидкости для системы Cummins с селективным каталитическим нейтрализатором для очистки отработавших газов", Бюллетень 4021566.

Баки под жидкость для системы очистки отработавших газов различаются размерами и формой.

Трубопроводы подачи жидкости для системы очистки отработавших газов обеспечивают передачу жидкости между баком, блоком дозирования и дозирующим клапаном жидкости для системы очистки отработавших газов.

Жидкость для системы очистки отработавших газов заполняет эти трубопроводы во время цикла заливки или рабочего цикла, а затем сливается во время цикла продувки для предотвращения замораживания системы.

разъёмы, длина и конфигурация трубопровода подачи жидкости для системы очистки отработавших газов различны и зависят от производителя транспортного средства. В зависимости от применения, трубопроводы подачи жидкости для системы очистки отработавших газов могут включать электрически нагреваемые элементы, работа которых контролируется модулем управления подачей жидкости для системы очистки отработавших газов.

Система SCR состоит из множества компонентов, но нуждается при этом лишь в минимальном обслуживании или вмешательстве водителя. Система SCR работает в рамках четырех основных циклов: заполнение, дозирование, продувка и подогрев.

Цикл заполнения: При запуске двигателя модуль управления подачей жидкости для системы очистки отработавших газов подает команду блоку дозирования жидкости для системы очистки отработавших газов на начало процесса заполнения. Блок дозирования жидкости для системы очистки отработавших газов подает жидкость из бака под жидкость для системы очистки отработавших газов. Жидкость для системы очистки отработавших газов подается на дозирующий клапан этой системы в результате управления подачей жидкости. Дозирующий клапан жидкости для системы очистки отработавших газов открывается и закрывается, обеспечивая отвод воздуха, скопившегося в системе. При нормальной работе это процесс занимает не более 2 минут. Как только система сможет поднять давление до требуемого уровня и удалит пузырьки воздуха из трубопроводов подачи жидкости для системы очистки отработавших газов, система дозирования жидкости может приступить к работе.

Цикл дозирования: Дозирующий клапан жидкости для системы очистки отработавших газов быстро включается и начинает впрыскивать жидкость в поток отработавших газов, когда температура в выпускной системе достигнет 200ºC [392ºF]. Затем жидкость для системы очистки отработавших газов преобразуется в аммиак и проходит через катализатор отработавших газов, который разлагает окислы азота на азот и воду. Когда система находится в цикле дозирования, блок дозирования жидкости для системы очистки отработавших газов работает непрерывно. Количество жидкости, дозируемой для системы очистки отработавших газов, отмеряется дозирующим клапаном этой системы. Темпы дозирования жидкости для системы очистки отработавших газов зависят от условий работы транспортного средства. Часть жидкости для системы очистки отработавших газов, которая оказалась неиспользованной дозирующим клапаном, возвращается в бак под эту жидкость.

Цикл продувки: Когда водитель переводит пусковой включатель в положение ВЫКЛ., система дозирования перед выключением переходит в цикл продувки, чтобы не оставлять жидкость очистки отработавших газов в системе, которая в условиях холодного климата может замерзнуть. Когда блок дозирования жидкости для системы очистки отработавших газов реализует цикл продувки, слышен щелчок и звук работающего насоса. Блок дозирования жидкости для системы очистки отработавших газов смещает свой внутренний обратный клапан и изменяет направление потока жидкости. Блок дозирования жидкости для системы очистки отработавших газов отсасывает всю жидкость из дозирующего клапана и трубопроводов подачи жидкости для системы очистки отработавших газов и возвращает неиспользованную жидкость в бак под жидкость для системы очистки отработавших газов. В ходе этого процесса дозирующий клапан жидкости для системы очистки отработавших газов открывается, нарушая созданный в трубопроводах вакуум для завершения процесса продувки. После полной продувки основная часть системы будет освобождена от остатков жидкости для системы очистки отработавших газов. Если основной источник питания модуля управления подачей жидкости для системы очистки отработавших газов был отключен (в результате отключения аккумуляторной батареи или другого источника питания) до завершения цикла продувки, ЭБУ зарегистрирует внутреннюю неисправность. Состояние незавершенной продувки можно проанализировать с помощью диагностического прибора.

Цикл подогрева: Жидкость для системы очистки отработавших газов замерзает при температуре -12ºC . Если водитель запускает двигатель в холодную погоду, цикл подогрева системы дозирования переходит в активное состояние. Если показания датчика температуры окружающего воздуха оказываются ниже -4ºC , контроллер впрыска жидкости для системы очистки отработавших газов подает команду системе дозирования на переход в цикл размораживания. Блок дозирования жидкости для системы очистки отработавших газов включает свой внутренний нагреватель для размораживания оставшейся внутри него жидкости. Если двигатель снабжен средствами подогрева трубопровода подачи жидкости для системы очистки отработавших газов, контроллер подают команду и на их подогрев. Если температура в баке под жидкость для системы очистки отработавших газов падает ниже -5ºC , модуль управления подачей жидкости для системы очистки отработавших газов заставляет клапан системы охлаждения бака открыться. Если двигатель снабжен средствами подогрева бака, охлаждающая жидкость двигателя потечет через бак, чтобы растопить замерзшую жидкость для системы очистки отработавших газов. Система дозирования жидкости для очистки отработавших газов неначнет прокачиваться до тех пор, пока все её компоненты не окажутся размороженными. Если после заполнения системы температура окружающей среды останется низкой, модуль управления подачей жидкости для системы очистки отработавших газов включит функцию подогрева для предотвращения повторного замерзания жидкости. Эта функция будет циклически включать и выключать подогрев трубопроводов подачи жидкости для системы очистки отработавших газов, бака под эту жидкость и блок дозирования жидкости для системы очистки отработавших газов.










Двигатель Cummins 2.8
Снятие двигателя
Замена опор двигателя
Разборка двигателя
Ремонт блока цилиндров
Сборка двигателя
Замена шатунных подшипников
Замена коренных подшипников
Снятие ГБЦ, замена прокладки
Замена форсунок охлаждения поршней
Замена маслосъёмных колпачков
Снятие крышки ГБЦ, замена прокладки
Клапан системы вентиляции картера
Регулировка зазоров клапанов
Коромысла клапанов, толкатели
Замена приводного ремня
Снятие шкива коленвала
Замена переднего сальника коленвала
Замена заднего сальника коленвала
Масляный насос (передняя крышка блока)
Снятие маховика
Шатунно-поршневая группа
Замена цепи ГРМ
Снятие распредвала
Снятие корпуса звездочки распредвала
Снятие коленвала
Кронштейн вспомогательных агрегатов
Установка поршня в ВМТ
Система смазки
Замена нагревателя масла
Замена маслоохладителя
Снятие трубки масляного щупа
Замена масла и фильтра
Снятие поддона, замена прокладки
Редукционный клапан системы смазки
Система охлаждения
Проверка и замена охлаждающей жидкости
Снятие радиатора
Нагреватель охлаждающей жидкости
Замена термостата, проверка
Снятие корпуса термостата
Вентилятор радиатора и его муфта
Замена опоры вентилятора радиатора
Замена помпы
Замена шланга термостата
Снятие расширительного бачка
Топливная система
Топливный модуль
Замена топливного фильтра
Снятие корпуса топливного фильтра
Проверка пробки топливного бака
Снятие топливного бака
Снятие топливного насоса-дозатора
Замена ТНВД
Топливные трубки
Снятие топливной рампы
Снятие топливных форсунок
Прокачка топливной системы
Проверка давления в топливной системе
Редукционный клапан топливной рампы
Система впуска воздуха
Замена воздушного фильтра
Снятие корпуса воздушного фильтра
Привод воздушной заслонки
Снятие турбокомпрессора
Привод клапана турбокомпрессора
Снятие впускного коллектора
Подогреватель впускного воздуха
Снятие охладителя наддува
Система выпуска
Снятие глушителя и системы выпуска
Снятие выпускного коллектора
Шланги и трубки системы рециркуляции
Снятие охладителя системы рециркуляции
Снятие клапана системы рециркуляции
Замена нейтрализатора отработавших газов
Очистка отработавших газов (для Евро-6)
О системе рециркуляции EGR