Руководство по ремонту ГАЗель
- NEXT -

Двигатели УМЗ А274-100 и А275-100 (Evotech)

Примечание:
Эксплуатационные жидкости двигателя и их количество см. тут

Модель

А274

А275

Экологический класс

4

5

Тип

Бензиновый, 4-тактный, впрысковый

Количество цилиндров и их расположение

4, рядное

Диаметр цилиндров и ход поршня, мм

96,5x92

Рабочий объем цилиндров, л

2,69

Степень сжатия

10,0

Максимальная мощность, кВт (л.с.)

78,5 (106,8)

при частоте вращения коленчатого вала, об/мин

4000

Максимальный крутящий момент, нетто, Нм (кгс м)

220,5 (22,5)

при частоте вращения коленчатого вала, об/мин

2350±150

Порядок работы цилиндров

1-2-4-3

Частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода, об/мин:
минимальная

800±50

повышенная

3000

Направление вращения коленчатого вала (наблюдая со стороны вентилятора)

Правое

Настоящее Руководство распространяется на двигатели А275 и его исполнения с электронным управлением подачей топлива и зажиганием, предназначенные для установки на легкие коммерческие автомобили, выпускаемые ООО «АЗ ГАЗ».

Двигатели изготавливаются в климатическом исполнении У по ГОСТ 15150 и рассчитаны на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от минус 45°C до плюс 40°С, среднегодовой относительной влажности воздуха до 80% при температуре плюс 20°С.

Двигатели должны эксплуатироваться в составе автомобиля при запыленности воздуха до 0,1 г/м3 и в районах, расположенных на высоте до 3000м над уровнем моря, при соответствующем изменении мощности.

Изготовитель двигателей АО «Ульяновский моторный завод», г. Ульяновск.

АО «УМЗ» постоянно совершенствует конструкцию узлов и деталей двигателя, поэтому они могут отличаться от описанных в настоящем издании. (Описание дано по состоянию на 2018г.)

Тип двигателя

4-х тактный бензиновый с микропроцессорным управлением топливоподачей и зажиганием

Число цилиндров

четыре

Порядок работы цилиндров

1-2-4-3

Диаметр цилиндра, мм

96,5

Ход поршня, мм

92

Рабочий объем, л

2,69

Степень сжатия

10

Номинальная мощность, кВт (л.с.): по ГОСТ Р41.85

78,5 (106,8)

при частоте вращения коленчатого вала, мин'1

4000

Максимальный крутящий момент, Нм (кГс-м): по ГОСТ Р41.85

220,5 (22,5)

при частоте вращения коленчатого вала, мин'1

2350±150

Минимальная частота вращения холостого хода, -1 мин :

800±50

Повышенная частота вращения холостого хода (для справок), мин'1:

3000

Минимальный удельный расход топлива по скоростной внешней характеристике (комплектация «нетто»), не более, г/кВтч (г/л.с.-ч)

272 (200)

Расход масла на угар в % от расхода топлива (ОСТ 37.001.642), не более

ОД

Система питания топливом

Распределенный фазированный впрыск

Система охлаждения

Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией

Емкость системы охлаждения без емкости радиатора охлаждения, л

4,92

Система смазки

Комбинированная, под давлением и разбрызгиванием

Емкость маслосистемы, без емкости маслорадиатора, л

4,5

Электрооборудование

Однопроводное, отрицательные выводы изделий соединены с корпусом автомобиля.
Номинальное напряжение аккумуляторной батареи 12 В.

Система зажигания

Микропроцессорная система управления зажиганием с обратной связью по детонации

Сцепление

Однодисковое, сухое

Масса незаправленного смазкой двигателя в комплектности поставки 1000400 (без компрессора кондиционера), кг

191

Таблица 1 - Основные данные для регулировок и контроля.

Давление масла (для контроля, регулировке не подлежит) на холостом ходу 800±50 мин'1 при температуре масла 80 С, не менее, кПа (кгс/см2):
- при отключенном масляном радиаторе
- при включенном масляном радиаторе

127(1,3)
78 (0,8)

Температура жидкости в системе охлаждения, С

80...105*

Зазор между электродами свечей, мм

1,0 (-0.1)

Рабочий воздушный зазор датчика положения коленчатого вала

1,0 +0,8 -0,7

Рабочий воздушный зазор датчика фазы

0,2...1,8

* Допускается кратковременное, не более 10 минут, повышение температуры до 110°С.

Номер двигателя

1.1. Идентификационный номер двигателя выбит на специальной площадке с левой стороны блока цилиндров (см. рисунок 1).

номер двигателя умз  evotech
Рисунок 1 - Расположение идентификационного номера двигателя А275

Идентификационный номер состоит из двух частей, разделенных звездочкой:

- первая часть (I) - условный код двигателя, принятый в качестве описательной части (VDS), состоящий из шести знаков, где первые четыре знака обозначают индекс базовой модели, пятый и шестой - индекс модификации или цифра ноль.

- вторая часть (II) - указательная (VIS), состоит из восьми знаков (цифр и букв латинского алфавита), обозначающих номер двигателя, в котором первый знак (буква латинского алфавита или цифра) обозначает год выпуска двигателя, второй и третий знаки - месяц выпуска, последующие знаки - порядковый номер двигателя, выпущенного в текущем месяце.

Для обозначения года выпуска двигателя приняты следующие коды: 2018 г. - J; 2019 г. -К; 2020 г. - L.

Пример маркировки двигателя А275.1000400, изготовленного в мае 2018 года:

1.2. Двигатель имеет паспорт, маркированный товарным знаком, имеет клеймо технического контроля и дату произведенной консервации. В паспорте указан адрес предприятия - изготовителя.

1.3. Сертифицированные двигатели маркируются знаком обращения на передней крышке коробки толкателей и в паспорте.

1.4. При упаковке двигателей в ящики, на упаковочных ящиках нанесены несмываемой краской следующие данные:

- наименование предприятия-изготовителя;

- товарный знак предприятия-изготовителя;

- обозначение модели двигателя;

- знак обращения;

- обозначение ТУ на двигатель;

- срок изготовления двигателя, срок и дата консервации;

- предупредительные (манипуляционные) знаки №1, 3, 11 по ГОСТ 14192.

Основные узлы и агрегаты двигателя

а275
Рисунок 2 - Двигатель А275: 1 - патрубок отвода охлаждающей жидкости в радиатор; 2 - корпус термостата; 3 -шкив водяного насоса; 4 - патрубок подвода охлаждающей жидкости из радиатора; 5 - датчик фазы; 6 - демпфер коленчатого вала; 7 - картер масляный; 8 - датчик синхронизации; 9 - датчик аварийного давления масла; 10 - натяжитель автоматический; 11 - шкив муфты вентилятора; 12- компрессор кондиционера; 13 - генератор; 14 - труба впускная; 15 -дроссельный патрубок с электрическим приводом; 16 - ресивер; 17 - датчик абсолютного давления; 18 - клапанная крышка; 19 - указатель уровня масла; 20 - головка блока цилиндров; 21 - катушка зажигания; 22 - датчик детонации; 23 - блок цилиндров; 24 - стартер; 25 - маховик; 26 - картер сцепления; 27 - сцепление; 28 - клапан вентиляции; 29 - форсунка; 30 - свеча зажигания; 31 - поршень; 32- шатун; 33 - распределительный вал; 34 - коленчатый вал; 35 - масляный насос; 36 - экран коллектора; 37 - шланг теплообменника; 38 - масляный фильтр; 39 - теплообменник.

а274
Двигатель А274: 1 - патрубок отвода охлаждающей жидкости в радиатор; 2 - корпус термостата; 3 - шкив водяного насоса; 4 - патрубок подвода охлаждающей жидкости из радиатора; 5 - натяжитель автоматический; 6 - датчик фазы; 7 - демпфер коленчатого вала; 8 - картер масляный; 9 - датчик синхронизации; 10 - датчик аварийного давления масла; 11 - муфта электромагнитная; 12 - генератор; 13 -труба впускная; 14 - ресивер; 15 - дроссельный патрубок с электрическим приводом; 16 - датчик абсолютного давления; 17 - клапанная крышка; 18 - головка блока цилиндров; 19 - указатель уровня масла; 20 - катушка зажигания; 21 - блок цилиндров; 22 - стартер; 23 - маховик; 24 - картер сцепления; 25 - сцепление; 26 - форсунка; 27 - выпускной коллектор; 28 - экран коллектора; 29 - свеча зажигания; 30 - поршень; 31 - шатун; 32 - масляный фильтр; 33 - распределительный вал; 34 - коленчатый вал; 35 - масляный насос; 36 - клапан вентиляции.

Блок цилиндров

Блок цилиндров может быть чугунным, или алюминиевым.

Чугунный блок цилиндров отлит из серого чугуна. Номинальный внутренний диаметр обработанных гильз 96,5 мм.

блок цилиндров

Для равномерного охлаждения гильз в межцилиндровых перемычках блока предусмотрена полость для охлаждающей жидкости (ОЖ). На переднем торце блока имеются отверстия для подвода ОЖ. На верхней плите блока предусмотрены отверстия для протока ОЖ в головку цилиндров.

В нижней части блока цилиндров расположены 5 коренных опор, закрываемых крышками. Крышки изготовлены из высокопрочного чугуна и обрабатываются в сборе с блоком цилиндров, поэтому невзаимозаменяемые.

Алюминиевый блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава заодно с чугунными гильзами цилиндров. Номинальный диаметр гильз 96,5 мм.

Головка блока цилиндров

гбц

Головка блока цилиндров из алюминиевого сплава с запрессованными седлами и направляющими втулками клапанов. Между блоком и головкой установлена металлическая прокладка типа MLS (Multi-Layer Steel). Толщина прокладки в сжатом состоянии 0,6 мм. Прокладка базируется по двум штифтам Ø8 для фиксации головки относительно блока цилиндров.

Внимание. Прокладка головки цилиндров одноразового использования

Внимание. Подтяжку производить только на холодном двигателе

порядок затяжки ГБЦ
Рисунок 3 - Порядок подтяжки гаек головки блока цилиндров

Для обеспечения равномерного и плотного прилегания прокладки к головке блока и боку цилиндров затяжку гаек производить в последовательности указанной на рисунке 3, в два приема: первый раз - предварительно с меньшим усилием (момент затяжки 5, 0-6,5 кгс-м), второй раз - окончательно (момент затяжки 9,0-9,8 кгс-м).

Кривошипно-шатунный механизм

Коленчатый вал - пятиопорный, отлит из высокопрочного чугуна. В шатунных шейках имеются полости для дополнительной центробежной очистки масла. Масло от коренных шеек в полости шатунных подводится через сверленые каналы. К коренным шейкам масло поступает из каналов блока цилиндров.

Передний конец коленчатого вала уплотняется самоподжимной манжетой (рисунок 4), работающей по наружной поверхности ступицы шкива коленчатого вала.

Усилие, направленное вдоль оси коленчатого вала при выключении сцепления, воспринимается упорными подшипниками, установленными на передней опоре коленчатого вала.

Задний конец коленчатого вала также уплотняется самоподжимной манжетой (рисунок 5), работающей по цилиндрической поверхности хвостовика.


Рисунок 4 - Уплотнение переднего конца коленчатого вала: 1 - шкив привода агрегатов; 2 - болт коленчатого вала; 3 - демпфер коленчатого вала; 4 -ступица шкива коленчатого вала; 5 - манжета; 6 - маслоотражатель коленчатого вала; 7 -шестерня коленчатого вала; 8 - шайба упорная коленчатого вала; 9 - шайба упорного подшипника коленчатого вала передняя; 10 - вал коленчатый.


Рисунок 5 - Уплотнение заднего конца коленчатого вала: 1 - манжета; 2 - хвостовик коленчатого вала; 3 - маховик; 4 - держатель манжеты верхний; 5 - крышка манжеты коленчатого вала; 6 - держатель манжеты нижний. В - места для нанесения жидкой прокладки при сборке узла.

Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала изготовлены из стальной ленты, залитой антифрикционным сплавом на основе алюминия. Вкладыши коренных подшипников, устанавливаемые в крышки подшипников коленчатого вала, в отличии от вкладышей, установленных в блоке цилиндров, не имеют маслоподающей проточки.

Маховик чугунный, со стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером, крепиться к торцу коленчатого вала семью самостопорящимися болтами. Коленчатый вал отбалансирован в сборе с маховиком и сцеплением.

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения. В верхние головки шатунов запрессованы тонкостенные втулки из оловянистой бронзы. Для смазки поршневого пальца в верхней головке шатуна имеется отверстие, совпадающее с отверстием во втулке.

шатун

Стопорение гаек шатунных болтов выполнено герметиком «Трибопласт-9» или «Гермикон-9». В случае разборки указанных соединений необходимо тщательно удалить нанесенный герметик. При сборке на резьбовые части болта следует нанести 2-3 капли свежего герметика и произвести затяжку соединения.

Поршневые пальцы плавающего типа, пустотелые, стальные.

Поршни выполнены из алюминиевого сплава. В верхней части поршня - головке имеются три канавки для поршневых колец. Юбка поршня в горизонтальном сечении имеет овальную форму. Большая ось овала перпендикулярна оси бобышек под поршневой палец. В вертикальном сечении юбка имеет «бочкообразный» профиль. Поверхность юбки имеет специальное покрытие.

поршень

Поршневые кольца устанавливаются по три на каждом поршне: два компрессионных одно маслосъемное. 1-е компрессионное и маслосъёмное сборное кольцо - стальные, 2-е компрессионное кольцо - чугунное.

кольца поршневые

Первое компрессионное кольцо азотировано и имеет на рабочей поверхности бочкообразный профиль с полированной поверхностью.

Второе компрессионное кольцо скребкового типа имеет фосфатное покрытие темного цвета. Для ориентации при установке на поршень, на верхней поверхности кольца имеется лазерная метка (маркировка), которая должна быть направлена вверх.

Маслосъемное кольцо состоит из двух азотированных колец и двухфункционального расширителя в виде профильной ленты.

Перед установкой поршней с шатунами в сборе на двигатель, поршневые кольца должны быть сориентированными следующим образом:

- замки первого и второго компрессионных колец должны быть развернуты под углом 180° по отношению друг к другу;

- замок верхнего дискового кольца наборного маслосъемного кольца устанавливается под углом 90° по отношению к замку нижнего компрессионного кольца. Замок нижнего дискового кольца должен быть развернут под углом 180° по отношению к верхнему дисковому кольцу. Замок двухфункционального расширителя маслосъемного кольца устанавливается под углом 90° по отношению к замкам дисковых колец.

Газораспределительный механизм

Впускные и выпускные клапаны расположены в головке блока цилиндров вертикально в ряд. Привод клапанов осуществляется от распределительного вала через толкатели, штанги толкателей, гидрокомпенсаторы и коромысла (рисунок 6).


Рисунок 6 - Привод клапанов. 1 - клапан; 2 - седло клапана; 3 - маслоотражательный колпачок; 4 и 5 -пружины; 6 - тарелка пружин; 7 - сухарь; 8 - коромысло; 9 - регулировочный винт; 10 - контргайка регулировочного винта; 11 - гидрокомпенсатор; 12 - штанга; 13 -опорная шайба пружин. 14 - толкатель.

Распределительный вал - чугунный с отбелом кулачков до высокой твердости; имеет пять опорных шеек и шестерню привода масляного насоса.

распредвал

Привод распределительного вала осуществляется от коленчатого вала парой косозубых шестерен. Обе шестерни имеют по два резьбовых отверстия для демонтажа.

Осевое перемещение распределительного вала ограничивается стальным упорным фланцем 2 (рис. 7). Рабочий зазор 0,1-0,2 мм между ступицей шестерни и упорным фланцем обеспечивается тем, что распорное кольцо 3, зажатое межу шестерней и шейкой распределительного вала, толще упорного фланца.


Рисунок 7 - Упорный фланец распределительного вала: 1 - шестерня распределительного вала; 2 - фланец упорный распределительного вала; 3 - кольцо распорное распределительного вала; 4 - вал распределительный; 5 - шайба.

Правильность фаз газораспределения обеспечивается установкой шестерен по меткам (рис. 8). Метка «О» на шестерне коленчатого вала должна быть против риски у впадин зуба на шестерне распределительного вала. На торце шестерни распределительного вала установлен отметчик. При прохождении мимо торца датчика фазы (установлен на крышке распределительных шестерен) отметчик генерирует в нем электрический импульс необходимый для управления фазированной подачей топлива.

метки установки шестерен
Рисунок 8 - установка шестерен по меткам

Некоторые эксплуатационные материалы

Толкатели - стальные или чугунные, имеющим высокую твердость.

Гидрокомпесаторы (356230С, ф.EATON или F-46318.37, ф.INA) - предназначены для автоматического поддержания беззазорных сопряжений в системе газораспределения двигателя. Установлены в стаканах на штангах толкателей. Внешний вид гидрокомпенсатора приведен на рисунке.

гидрокомпенсатор
гидрокомпенсатор

Штанги толкателей из дюралюминиевого прутка. С одной стороны, напрессован стальной наконечник, а с другой - стальной стакан под гидрокомпенсаторы.

Коромысла клапанов - стальные, с запрессованной втулкой из оловянистой бронзы.

Клапаны: впускные клапаны изготовлены из хромистой стали, выпускные - из жаростойкой стали. Рабочая фаска выпускных клапанов имеет наплавку из специального жаропрочного сплава.

Подшипники качения

№ п/п

Наименование

Обозначение

Изготовитель

Кол-во

1

Шарико-роликовый водяного насоса

4216.1307027 (R1769)

Kinex

1

2

Направляющий конец ведущего вала КПП, (в гнезде коленчатого вала)

6203-C-Z-C3

FAG

1

6203-Z/C3

SKF

1

3

Подшипник опоры вентилятора

3206-BD-2HRS-TVH-L207

FAG

1

Манжеты и сальники

№ п/п

Наименование

Обозначение

Изготовитель

Кол-во

1

Манжета коленчатого вала передняя

4216-1005034МКВ

Резинотехника (РФ)

1

2

Манжета коленчатого вала задняя

2108-1005160МКВ

Резинотехника (РФ)

1

3

Сальник водяного насоса

SP/1341

Umbra (Италия)

1

4

Маслоотражательный колпачок впускного и выпускного клапана

4021.1007026

РФ

8

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ

Периодичность технического обслуживания

Периодичность и виды технического обслуживания двигателя А275 перечислены в таблице 2 и соответствуют периодичности и видам технического обслуживания автомобилей семейства «ГАЗель», указанных в Руководстве по эксплуатации этих автомобилей.

Таблица 2

Виды технического обслуживания

Периодичность (км пробега автомобиля)

Бизнес

NEXT

1. Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)

2. Первое техническое обслуживание (ТО-1)

15000

20000

3. Второе техническое обслуживание (ТО-2)

30000

40000

Перечень работ, проводимых при техническом обслуживании, приведен в сервисной книжке, прикладываемой к автомобилю.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Внимание. Не приступайте к эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию, не ознакомившись с содержанием данной инструкции. Пренебрежение описанными методиками и требованиями техники безопасности может привести к несчастному случаю.

Общие требования

1. Запрещается вносить изменения в конструкцию двигателя и схему подключения электроагрегатов, т.к. это может нарушить безопасную работу транспортного средства.

2. Запрещается производить прогрев двигателя в закрытом помещении, не имеющем хорошей вентиляции, во избежание отравления угарным газом.

3. При проведении ТО и ремонта используйте соответствующие средства индивидуальной защиты (спец.одежда, защитные очки, наушники и т.д.).

4. Не пользоваться просторной одеждой при обслуживании и регулировании двигателя.

5. Двигатель эксплуатировать только на топливе рекомендованном настоящей инструкцией в разделе «эксплуатационные материалы»

6. Не допускать работу двигателя, не заправленного маслом и (или) охлаждающей жидкостью.

7. В случае появления в работающем двигателе выделяющихся шумов и стуков необходимо выяснить причину их возникновения, и до устранения неисправности автомобиль эксплуатировать нельзя.

8. Не допускается эксплуатация автомобиля без термостата в системе охлаждения.

9. При проведении ТО и ремонта, если нет особых требований, необходимо придерживаться следующих указаний:

- использовать только рекомендованные исправные инструменты и оборудование;

- остановить двигатель;

- включить стояночный тормоз;

- не выполняйте работы на двигателе во время его работы и сразу после его остановки;

- не производить обслуживание (ремонт или замену) узлов при работающем двигателе или сразу после его остановки (в системе топливоподачи поддерживается избыточное давление 4 кгс/см2).

10. В работающем двигателе охлаждающая жидкость находится в горячем состоянии и под давлением. При быстром сбросе давления охлаждающая жидкость превращается в пар. Любое соприкосновение с горячей охлаждающей жидкостью или паром может вызвать тяжелые ожоги, поэтому запрещается проводить ремонт и ТО системы охлаждения на горячем двигателе.

При работе с низкозамерзающей жидкостью системы охлаждения двигателя необходимо соблюдать следующие правила:

- избегать любых операций, в результате которых жидкость или ее пары могут попасть в полость рта;

- не давать высохнуть жидкости, попавшей на кожу, а сразу же смыть теплой водой с мылом;

- не допускать пролива жидкости в моторном отсеке автомобиля или в помещении, облитое место необходимо смыть водой, помещение проветрить;

- облитую одежду перед стиркой высушить вне помещения.

Пожарная безопасность.

Причиной возгорания двигателя при определенных условиях может быть попадание масла или топлива на горячие поверхности, а также неисправная электропроводка. Пожар может стать причиной травм вплоть до смертельного исхода. Во избежание пожара в моторном отсеке необходимо выполнять следующие требования:

1. Следить за тем, чтобы не было утечек бензина из топливопроводов и шлангов.

2. Затягивать все резьбовые соединения рекомендуемыми настоящей инструкцией моментами затяжки. Утечка масла может стать причиной возгорания.

3. При проведении ТО и ремонта храните горюче-смазочные материалы в безопасном месте.

4. Не допускайте попадания промасленной ветоши и других огнеопасных материалов на двигатель.

5. Проверяйте надежность крепления экрана коллектора, он ограничивает тепловой поток, идущий от выпускного коллектора к топливопроводу.

6. Проверяйте электропроводку на предмет отсутствия нарушений изоляции и ослабления соединений.

7. При выполнении работ по техническому обслуживанию, осмотру ремонту пользуйтесь низковольтным освещением до 36 В.

Внимание! Запрещается пользоваться открытым пламенем для подогрева масляного картера двигателя при низкой окружающей температуре.

Масляный картер изготовлен из пластмассы!

Строго запрещается курить:

- при заправке топливом и маслом;

- при выполнении ТО и ремонта двигателя.

Всегда имейте огнетушитель наготове.

Вопрос: В чём разница между двигателями А274 и А275?
- Основное отличие заключается в экологическом классе двигателя: соответственно А274 — Евро-4, а А275 — Евро-5.

Двигатели УМЗ А274-100 и А275-100
Разборка и ремонт двигателя
Сборка двигателя
Балансировка деталей двигателя
Система охлаждения
Система смазки
Система вентиляции картера
Замена приводного ремня
Система управления двигателем
Система питания
Система зажигания
Стук гидрокомпенсаторов
Неисправности двигателя
Хранение и консервация двигателя

Газобаллонное оборудование (ГБО)
Неисправности ГБО
Снятие газовых баллонов
Снятие заправочного устройства
Снятие газового редуктора
Снятие фильтра очистки газа
Снятие баллонного вентиля
Проверка герметичности ГБО
Заправка газом (CNG и LPG)
Проверка токсичности отработавших газов
Переключатель вида топлива
Диагностика ЭСУД (УМЗ АЗ055)