Система охлаждения (УМЗ А274, А275)
См. также
Система охлаждения дв. Cummins
Система охлаждения дв. VW TDI2.0
Система охлаждения жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости.
Минимальная рекомендуемая рабочая температура охлаждающей жидкости, °C |
80 |
Максимально допустимая температура охлаждающей жидкости, °C |
110 |
Система охлаждения (рисунок 9) включает в себя рубашки охлаждения блока и головки цилиндров, водяной насос, термостат, жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ), электромагнитную муфту (ЭММ), на которую крепится вентилятор системы охлаждения. В зависимости от модификации двигателя вместо ЭММ может быть установлена вязкостная муфта в
сборе с вентилятором, которая крепится на опору. Привод водяного насоса, муфты вентилятора осуществляется поликлиновым ремнем от коленчатого вала.

Рисунок 9 - Схема системы охлаждения. 1 - блок цилиндров; 2 - рубашка охлаждения блока цилиндров; 3 - теплообменник жидкостно-масляный (ЖМТ); 4 - опора вязкостной муфты привода вентилятора; 5 -электромагнитная муфта привода вентилятора (ЭММ); 6 - насос водяной; 7 - коробка термостата; 8 - рубашка охлаждения головки блока цилиндров; 9 - головка блока цилиндров.
Охлаждающая жидкость водяным насосом 6 нагнетается в рубашку охлаждения блока цилиндров 2, откуда через отверстия в верхней плите блока и нижней плоскости головки блока цилиндров жидкость попадает в рубашку охлаждения головки 8, далее в коробку термостата 7, где термостат обеспечивает рабочую температуру охлаждающей жидкости в двигателе. В зависимости от положения клапана термостата изменяется соотношение потоков жидкости, пропускаемой для охлаждения в радиатор и возвращаемой обратно в двигатель.
Штуцера корпуса термостата 7 и водяного насоса 6 обеспечивают подачу жидкости к радиатору отопления салона, через эти же штуцера подводится и отводится охлаждающая жидкость в жидкостно-масляный теплообменник 3.
Образующиеся в системе пары жидкости и выделяющийся воздух через штуцер в крышке термостата отводятся в расширительный бачок. С целью исключения возникновения кавитации при работе насоса его всасывающая полость при помощи патрубка соединена с расширительным бачком.
Внимание
• Во избежание ожогов охлаждающей жидкостью никогда не снимайте пробку расширительного бачка на горячем двигателе. Выброс жидкости из-под пробки расширительного бачка может привести к получению значительных ожогов. Подождите пока двигатель остынет.
• Охлаждающая жидкость ядовита, поэтому необходимо не допускать попадания жидкости в полость рта и на кожу.
Охлаждающую жидкость в процессе эксплуатации необходимо заливать и доливать в систему охлаждения через расширительный бачок, открыв крышку заливной горловины. Необходимо использовать качественную охлаждающую жидкость. Рекомендуемые марки охлаждающих жидкостей и сроки их использования указаны в руководстве по эксплуатации автомобиля. Использование некачественной охлаждающей жидкости может привести к перегреву двигателя с последующим выходом из строя.
Система охлаждения двигателя заправляется на заводе высококачественной охлаждающей жидкостью, которая предназначена для круглогодичного использования и обладает длительным сроком службы. Охлаждающая жидкость имеет низкую температуру замерзания и содержит комплекс антикоррозионных присадок, поэтому дополнительные присадки не требуются.
Температурный режим двигателя также поддерживается за счет управления приводом вентилятора, который включается в процессе работы двигателя электромагнитной или вязкостной муфтой, за счёт чего изменяется количество воздуха проходящего через решетки радиатора. Включение и выключение электромагнитной муфты осуществляет реле по командам, поступающим от контроллера, вязкостная муфта включается и выключается автоматически в зависимости от температуры набегающего на нее воздуха, прошедшего через решетки радиатора.
Для нормального функционирования система охлаждения должна быть полностью заполнена жидкостью. Герметичность системы охлаждения позволяет двигателю работать при температуре охлаждающей жидкости, превышающей плюс 100°С. При повышении температуры свыше допустимой (плюс 115°С) срабатывает сигнализатор аварийно-высокой температуры охлаждающей жидкости (индикатор красного цвета на панели приборов). При снижении температуры жидкости (после прекращения работы двигателя) жидкость из расширительного бачка под действием возникающего разрежения возвращается в замкнутый объём.
Внимание. При загорании лампы сигнализатора необходимо снизить температуру, остановить двигатель и устранить причину перегрева._____
Причинами перегрева могут быть: недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе охлаждения, слабое натяжение ремня привода насоса охлаждающей жидкости, не правильное использование утеплителей капота.
Насос системы охлаждения
Насос центробежного типа, устанавливается на переднем торце блока цилиндров. Привод осуществляется от шкива коленчатого вала двигателя поликлиновым ремнем.
Насос состоит из алюминиевого корпуса 3, в который устанавливается подшипник 5. Подшипник шарико-роликовый радиальный двухрядный с двухсторонним уплотнением, с валиком вместо внутреннего кольца. От осевых смещений относительно корпуса подшипник удерживается фиксатором 4. На валик подшипника напрессованы металлическая крыльчатка 8 и ступица 1 для установки шкива 2. Герметичность насоса обеспечивается манжетой 9. Насос закрывается крышкой 7, уплотняемой паронитовой прокладкой.
В корпусе насоса предусмотрено дренажное отверстие 10 для контроля герметичности. В случае обнаружения течи в это отверстие необходимо произвести ремонт насоса.

Рисунок 10 - Насос системы охлаждения: 1 - ступица; 2 - шкив; 3 - корпус; 4 - фиксатор; 5 - подшипник; 6 - штуцер; 7 - крышка; 8 -крыльчатка; 9 - манжета; 10 - дренажное отверстие.
Термостат
В системе охлаждения двигателя применяется термостат одноклапанный с твердым наполнителем. Размещается в литом алюминиевом корпусе. Термостат выполняет функцию распределения охлаждающей жидкости между малой и большой ветвями системы охлаждения двигателя в зависимости от положения клапана термостата.
На рисунке 11 показан термостат ТА108-01К, одноклапанный с твердым наполнителем, начало открытия 80±2°С, ход основного клапана при температуре 95±2° не менее 8,5 мм.
Рисунок 11 - Термостат ТА108-01К
Термостат автоматически регулирует температуру охлаждающей жидкости. Когда температура охлаждающей жидкости ниже 80°С, клапан термостата закрыт и жидкость не поступает в радиатор системы охлаждения, осуществляется прогрев двигателя (рисунок 12а). При повышении температуры жидкости свыше 80°С открывается клапан термостата, и циркуляция охлаждающей жидкости идет через радиатор (рисунок 12б).

Рисунок 12 - Схема работы термостата: I - ГАЗель Бизнес; II - ГАЗель NEXT; а - основной клапан термостата закрыт; б -основной клапан термостата открыт. 1 - корпус термостата; 2 - штуцер радиатора отопления салона; 3 - термостат; 4 -пароотводящий штуцер; 5 - патрубок корпуса термостата; 6 - прокладка.
Конструкцией термостата предусмотрено дренажное отверстие с клапаном для выхода воздуха при заправке системы охлаждения. При работе двигателя создаваемое в системе охлаждения давление заставляет подняться клапан и закрыть дренажное отверстие, тем самым препятствуя утечки жидкости в радиатор, и ускоряет прогрев двигателя.
Электромагнитная муфта
В конструкции системы охлаждения двигателя применена электромагнитная муфта вентилятора (см. рисунок 13) работой которой управляет контроллер системы управления по сигналу, поступающему от датчика температуры охлаждающей жидкости.
Рисунок 13 - электромагнитная муфта
Конструкция электромагнитной муфты приведена на рисунке 14
Рисунок 14 - Устройство электромагнитной муфты: 1 - катушка с опорой и магнитопроводом; 2 - ступица вентилятора; 3 - шкив; 4 -заглушка; 5 - втулка распорная; 6 - кронштейн; 7 - шайба; 8 - шайба упорная; 9 - ось; 10 - втулка установочная; А = 0,4±0,1 мм - зазор между торцом шкива и диском ведомым ступицы вентилятора при отсутствии тока в катушке.
Электромагнитная муфта устанавливается на переднем торце двигателя. Выполняет функцию регулирования температуры охлаждающей жидкости, за счет изменения потока воздуха через решетки радиатора посредством включения/выключения вентилятора системы охлаждения. Управление муфтой осуществляется по команде контроллера системы управления двигателя.
После запуска двигателя при низкой температуре охлаждающей жидкости вращение шкива на ведомый диск и связанную с ним ступицу вентилятора не передается, т.к. торец шкива и ведомый диск разделены зазором А. Необходимый зазор, обеспечивается регулировкой положения трех лепестков упора ведомого диска. В крайнем правом положении ведомый диск удерживается тремя пластинчатыми пружинами.
После прогрева двигателя и достижения охлаждающей жидкостью температуры плюс 97°С происходит срабатывание муфты и вентилятор, установленный на ступице 2, начинает вращаться.
При снижении температуры, ниже плюс 92°С ЭММ отключается, ступица с вентилятором прекращают вращение. При повышении температуры охлаждающей жидкости выше плюс 97°С процесс повторяется.
Уход за муфтой заключается в проверке зазора А, и, в случае необходимости, его регулировке с помощью плоского щупа толщиной 0,4 мм путем подгибания трех упоров ведомого диска.
Муфту необходимо периодически очищать от пыли и грязи. Дополнительной смазки подшипников муфты в процессе эксплуатации не требуется.
Вязкостная муфта
На некоторые исполнения двигателей вместо электромагнитной муфты может быть установлена вязкостная муфта, которая вместе с вентилятором крепится на опору вентилятора. Устройство опоры вентилятора показано на рисунке 15.

Рисунок 15 - Опора вентилятора вязкостной муфты: 1 - шкив; 2 - шайба; 3 - вал привода вентилятора; 4 - корпус опоры вентилятора; 5 -подшипник радиально-упорный шариковый двухрядный; 6 - болт М8; 7 - болт М10; 8 - кольцо упорное.
Опора вентилятора представляет из себя чугунный корпус 4 с запрессованным подшипником 5, который фиксируется упорным кольцом 8. Во внутренне кольцо подшипника устанавливается вал привода вентилятора 3. Шкив 1 закреплен на фланце вала 3 четырьмя болтами 6. Передний конец вала имеет правую резьбу под установку вязкостной муфты с вентилятором.
В процессе эксплуатации опора вентилятора технического обслуживания не требует.
ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
Периодически проверять уровень жидкости в расширительном бачке, согласно руководства по эксплуатации автомобиля.
В тех случаях, когда снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке произошло за короткий промежуток времени или (и) после небольших пробегов (до 500 км), следует проверить герметичность системы охлаждения, выявить и устранить течь, долить в расширительный бачок охлаждающую жидкость, аналогичную уже используемой.
Внимание. Если вам приходиться достаточно часто доливать охлаждающую жидкость, обратитесь на сервисную станцию официального дилера ГАЗ для проверки системы охлаждения двигателя.
Через каждые три года или каждые 60000 км (в зависимости от того, что раньше наступит) систему охлаждения нужно промыть и охлаждающую жидкость заменить на новую.
Внимание.
• Ремонт системы охлаждения двигателя следует выполнять на сервисной станции официального дилера ГАЗ.
• Неправильное обслуживание системы охлаждения может привести к снижению эффективности отопителя и перегреву двигателя.