Неисправности электрооборудования и способы их устранения
Таблица 4 - Неисправности электрооборудования
№№ п/п |
Возможные причины неисправности |
Методы устранения |
1 |
Неисправности стартера. | |
1.1 |
При включении стартера тяговое реле не срабатывает (отсутствие характерного щелчка). | |
1.1.1 |
Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея (АКБ). |
Проверить состояние АКБ. При необходимости зарядить или заменить АКБ. При повороте ключа в замке зажигания в положение «включено зажигание и стартер» мультиметром или контрольной лампой проверить наличие напряжения между корпусом стартера и клеммами втягивающего реле, к которым подключены клеммы проводов автомобильного жгута. |
1.1.2 |
Ослабление крепления или окисление наконечников проводов АКБ. |
Очистить, затянуть крепление наконечников проводов и смазать техническим вазелином. |
1.1.3 |
Ослабление соединений выводов катушек реле. |
Затянуть винты крепления или пропаять выводы обмоток катушек. |
1.1.4 |
Обрыв обмоток катушки. |
Заменить реле. |
1.1.5 |
Неисправность реле включения стартера или электрических цепей. |
Устранить неисправность. |
1.1.6 |
Отказ контактной группы выключателя зажигания или реле включения стартера. |
Заменить контактную группу замка зажигания или реле включения стартера. |
1.2 |
При включении стартера слышны повторяющиеся щелчки тягового реле и удары шестерни привода о венец маховика двигателя. | |
1.2.1 |
Отсутствие надежного контакта в цепи питания стартера, в том числе от клеммы минус АКБ на «массу». |
Восстановить надежность соединений с АКБ. |
1.2.2 |
Разряжена или неисправна АКБ. |
Зарядить или заменить АКБ. |
1.2.3 |
Обрыв удерживающей обмотки тягового реле. |
Заменить тяговое реле. |
1.3 |
При включении стартера слышен скрежет шестерни привода, которая не входит в зацепление с венцом маховика двигателя. | |
1.3.1 |
Забои на зубьях венца маховика. |
Устранить забои или заменить венец маховика. |
1.3.2 |
Забоины на зубьях шестерен. |
Заменить привод. |
1.3.3 |
Установка стартера с перекосом. |
Подтянуть резьбовые соединения, заменить сломанные, изношенные детали или стартер в сборе. |
1.4 |
При включении стартера тяговое реле срабатывает, но стартер не проворачивает коленчатый вал двигателя или вращает его очень медленно. | |
1.4.1 |
Разряжена или неисправна АКБ. |
Зарядить или заменить АКБ. |
1.4.2 |
Отсутствие надежного контакта в цепи питания стартера или между клеммой «минус» АКБ и «массой». |
Восстановить надежность соединений с АКБ. |
1.4.3 |
Задевание якоря стартера за полюсы. |
Произвести ремонт стартера или заменить. |
1.4.4 |
Плохой контакт щеток с коллектором. |
Зачистить загрязненный коллектор наждачной бумагой зернистостью 80 - 100 и продуть сжатым воздухом. В случае большого подгорания или большой выработки проточить или зачистить коллектор наждачной бумагой. После проточки биение коллектора относительно крайних шеек вала якоря должно быть не более 0,05 мм. Проверить динамометром усилие пружин на щетки. |
1.5 |
После пуска двигателя привод стартера выходит из зацепления, а якорь продолжает вращаться | |
Приварились контакты тягового реле |
Выключить зажигание, отключить АКБ. Повернуть контактные болты тягового реле на 180° , а контактную пластину - другой стороной или зачистить с помощью наждачной бумаги. | |
1.6 |
При включении стартера привод не входит в зацепление. | |
Пробуксовка роликовой муфты свободного хода. |
Заменить привод. | |
1.7 |
После запуска двигателя якорь стартера заклинило. | |
Разнос обмотки якоря стартера. |
Произвести ремонт стартера или его замену. | |
1.8 |
Шестерня не выходит из зацепления с маховиком. | |
1.8.1 |
Заедание рычага привода. |
Снять стартер и осмотреть после разборки. Проверить работу выключателя зажигания омметром или визуально, сняв его контактную часть. Заменить неисправные детали стартера. |
1.8.2 |
Заедание муфты на шлицах вала якоря или сердечника тягового реле. | |
1.8.3 |
Ослабление или поломка пружины муфты свободного хода или тягового реле стартера |
Заменить неисправные детали стартера. |
2 |
Неисправности генератора. | |
2.1 |
При работе двигателя в диапазоне частот 2000 - 4000 мин1 напряжение в бортовой сети автомобиля ниже 12 В. | |
2.1.1 |
Неисправен регулятор напряжения, щеточный узел или обмотка возбуждения |
Проверить исправность компонентов и при необходимости заменить. |
2.1.2 |
Заедание щеток в каналах щеткодержателя. |
Очистить щетки и щеткодержатели от грязи и пыли. Устранить заедание щеток, при их износе - заменить. |
2.1.3 |
Подгорание, окисление или износ контактных колец ротора. |
Зачистить или проточить контактные кольца. |
2.1.4 |
Падение напряжения в цепи от генератора до комбинации приборов. |
Проверить состояние проводки и устранить неисправность. |
2.1.5 |
Повреждены диоды выпрямительного блока. |
Замените диоды или выпрямительный блок. |
2.1.6 |
Обрыв или межвитковое замыкание в обмотках статора или ротора. |
Заменить |
2.2 |
При работе двигателя в диапазоне частот 2000 - 4000 мин1 напряжение в бортовой сети автомобиля больше 15В. | |
Неисправен регулятор напряжения. |
Проверить регулятор. | |
2.3 |
Повышенный шум при работе генератора. | |
2.3.1 |
Ротор задевает за полюсы статора. |
Проверить биение вала ротора, износ подшипников, повреждение ротора, статора и посадочных мест. |
2.3.2 |
Ослабление стяжных винтов крышек генератора. |
Заменить дефектные детали или генератор в сборе. Произвести затяжку винтов. |
2.3.3 |
Повреждение, износ подшипников генератора («визг, вой»), износ посадочного места под подшипник в крышке генератора. |
Заменить подшипники, крышку или генератор в сборе. |
2.3.4 |
Короткое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на «массу» (генератор воет). |
Заменить статор или генератор в сборе. |
2.3.5 |
Короткое замыкание в одном из диодов. |
Заменить диод или выпрямительный блок генератора. |
2.4 |
Быстрый износ щеток и контактных колец. | |
2.4.1 |
Биение контактных колец. |
Проточить и отшлифовать контактные кольца. |
2.4.2 |
Попадание масла на контактные кольца. |
Протереть контактные кольца и щетки салфеткой, смоченной в бензине. |
3 |
Неисправности катушки зажигания. | |
3.1 |
Двигатель не запускается или работает неустойчиво, тестер Аскан-10 отображает неисправности: «обрыв катушки зажигания 1» (код Р0351), «обрыв катушки зажигания 2» (код Р0352), «низкое бортовое напряжение» (код Р0562), «замыкание катушки 1 на шину 12В» (код Р2301), «замыкание катушки 2 на шину 12В» (коды Р2304), «превышение порога токсичности при пропусках воспламенения» (код Р0300), «пропуски воспламенения в цилиндре» (коды Р0301, Р0302, Р0303, Р0304) | |
Неисправность в низковольтном жгуте проводов. |
Проверить надежность сочленения низковольтных гнезд с КЗ, отсутствие повреждения изоляции проводов, обрыва проводов и короткого замыкания на «массу», надежность сочленения колодки жгута проводов с контроллером. | |
3.2 |
Двигатель работает неустойчиво, тестер Аскан-10 отображает неисправность «высокий уровень напряжения в бортовой сети (код Р0563) | |
Неисправен генератор или реле-регулятор. Нарушение контакта минусовой клеммы АКБ с шиной заземления или шины заземления с кузовом автомобиля. |
При запущенном двигателе и повышенной частоте вращения коленчатого вала измерить напряжение на клеммах аккумуляторной батареи. Оно должно быть не выше 14.7 В, в противном случае неисправен генератор или реле - регулятор напряжения. В этом случае эксплуатация системы управления может привести к выходу из строя контроллер. Если замечаний не выявлено, перейти к следующему пункту. | |
4 |
Неисправности высоковольтных проводов. | |
4.1 |
Двигатель на холостом ходу работает неустойчиво или устойчиво, но при резком открытии дросселя работает с перебоями, тестер Аскан-10 отображает неисправности: «превышение порога токсичности при пропусках воспламенения» (код Р0300), «пропуски воспламенения в цилиндре» (коды Р0301, Р0302, Р0303, Р0304) | |
Неисправность высоковольтных проводов и (или) свечных наконечников. |
Произвести поочередную замену высоковольтных проводов на заведомо исправные. Если двигатель работает без проявления неисправности - замена обоснована. Если в результате замены всех проводов на заведомо исправные дефект не был устранен, то замена проведена необоснованно. Необходимо определить и устранить неисправность, не связанную с высоковольтными проводами системы зажигания. | |
5 |
Неисправности свечей зажигания. | |
5.1 |
Двигатель на холостом ходу работает неустойчиво или устойчиво, но при резком открытии дросселя работает с перебоями, тестер Аскан-10 отображает неисправности: «превышение порога токсичности при пропусках воспламенения» (код Р0300), «пропуски воспламенения в цилиндре» (коды Р0301, Р0302, Р0303, Р0304) | |
Неисправность свечи зажигания. |
Поочередно вывернуть свечи зажигания и провести их осмотр. В случае необходимости, выполнить регулировку искрового зазора, который должен находиться в пределах 1,0-0,1 мм. Убедиться, что тепловой конус свечи сухой и чистый. Если дефект не устранен, произвести замену свечи на заведомо исправную и повторить режим работы, на котором проявлялась неисправность. Если двигатель работает без проявления неисправности - свеча заменена обоснованно. | |
6.1 |
При включенном зажигании без запуска двигателя контрольная лампа сигнализатора аварийного давления масла не горит. | |
6.1.1 |
Обрыв провода в жгуте. |
Замкнуть провод датчика аварийного давления на массу. Лампа не загорелась - неисправны жгут проводов или контрольная лампа. |
6.1.2 |
Неисправность датчика (контакты датчика постоянно разомкнуты). |
Замкнуть провод датчика аварийного давления на массу. Лампа загорелась - неисправен датчик. Заменить датчик. |
6.2 |
После запуска и прогрева двигателя загорается контрольная лампа сигнализатора аварийного давления масла. | |
6.2.1 |
Короткое замыкание проводов в жгуте на массу. |
Отсоединить провод от датчика аварийного давления. Если лампа продолжает гореть - неисправен жгут проводов. |
6.2.2 |
Неисправность датчика (контакты датчика постоянно замкнуты). |
Отсоединить провод от датчика аварийного давления. Если контрольная лампа погасла - неисправен датчик. Заменить датчик. |
6 |
Неисправность датчика аварийного давления масла. | |
6.1 |
При включенном зажигании без запуска двигателя контрольная лампа сигнализатора аварийного давления масла не горит. | |
6.1.1 |
Обрыв провода в жгуте. |
Замкнуть провод датчика аварийного давления на массу. Лампа не загорелась - неисправны жгут проводов или контрольная лампа. |
6.1.2 |
Неисправность датчика (контакты датчика постоянно разомкнуты). |
Замкнуть провод датчика аварийного давления на массу. Лампа загорелась - неисправен датчик. Заменить датчик. |
6.2 |
После запуска и прогрева двигателя загорается контрольная лампа сигнализатора аварийного давления масла. | |
6.2.1 |
Короткое замыкание проводов в жгуте на массу. |
Отсоединить провод от датчика аварийного давления. Если лампа продолжает гореть - неисправен жгут проводов. |
6.2.2 |
Неисправность датчика (контакты датчика постоянно замкнуты). |
Отсоединить провод от датчика аварийного давления. Если контрольная лампа погасла - неисправен датчик. Заменить датчик. |
7 |
Неисправности датчика положения коленчатого вала (ДПКВ). | |
7.1 |
Двигатель не запускается или неустойчиво работает. Диагностический тестер | |
Аскан-10 отображает неисправность: «обрыв цепи» (код Р0335) или «ошибка синхронизации » (код Р0336). | ||
7.1.1 |
Нарушение контакта в месте соединения датчика со жгутом, обрыв или замыкание проводов в жгуте. |
Провести осмотр проводов жгута, разъёмов жгута и датчика, убедиться в надежности сочленения разъемов. Проверить правильность установки датчика (надежность крепления). |
7.1.2 |
«Мерцающее» замыкание между проводами (34)ЖС и (15)БГ. |
При отключенном контроллере и датчике от жгута проводов проверить отсутствие замыкания между проводами (34)ЖС и (15)БГ, измерив сопротивление между контактами 1 и 2 в розетке соединителя жгута проводов (схема и. 1.2.6). |
7.1.3 |
«Мерцающее» замыкание проводов(34)ЖС или (15)БГ на экран. |
При отключенном контроллере и датчике от жгута проводов проверить отсутствие обрыва внутри провода (Э15), измерив сопротивление между контактом 3 и «массой» двигателя. При отключенном контроллере и датчике от жгута проводов проверить отсутствие замыкания между проводом (34)ЖС и экраном, измерив сопротивление между контактами 1 и 3 в розетке соединителя жгута проводов. Проверить отсутствие замыкания между проводом (15)БГ и экраном, измерив сопротивление между контактами 2 и 3 в розетке соединителя жгута проводов (схема и. 1.2.6). |
7.1.4 |
Повышенный уровень помех от работы неисправной системы зажигания |
Заменить высоковольтные провода и наконечники системы зажигания, проверить зазоры в свечах зажигания (1,0-0,1 мм). Должны применяться высоковольтные провода с распределенным помехоподавляющим сопротивлением (1,8 - 9,2 кОм). |
7.1.5 |
Обрыв или замыкание проводов датчика, обрыв обмотки датчика, обрыв присоединительного кабеля датчика в месте заделки в датчик, или его повреждение по длине вращающимися деталями. |
При отключенном контроллере от жгута проводов проверить отсутствие обрыва между контактами J3 и J2 разъёма жгута. Сопротивление должно быть 1050±105 Ом. При наличии обрыва отключить жгут от датчика и измерить сопротивление между контактами 1 и 2 датчика. Если оно равно 1050±105 Ом, то неисправность в проводах 34, 15. Заменить жгут проводов. Если код неисправности Р0336 сохраняется, установить контрольный датчик и убедиться в отсутствии кода неисправностей (код Р0З36). Заменить датчик. |
8 |
Неисправности датчика детонации (ДД). | |
8.1 |
При работе двигателя в режиме холостого хода на частоте свыше 3000 об/мин диагностический тестер отображает неисправность «низкий уровень сигнала с датчика детонации» (код Р0327). | |
8.1.1 |
Нарушение контакта в месте соединения датчика со жгутом, обрыв или замыкание проводов в жгуте. |
Провести осмотр и проверку проводов жгута, разъёмов жгута и датчика, убедится в надежности сочленения разъёмов. Проверить правильность монтажа датчика (надежность крепления). Проверить отсутствие обрыва и короткого замыкания в проводах. Снять колодку с контроллера, отсоединить колодку от датчика детонации. Убедиться в отсутствии обрыва или замыкания в жгуте проводов между контактом ЕЗ колодки контроллера и контактом 2 колодки датчика. Убедиться в отсутствии обрыва или замыкания в жгуте проводов между контактом D3 колодки контроллера и контактом 1 колодки датчика. При отключенном контроллере и датчике от жгута проводов проверить отсутствие замыкания проводов (20)Кч и (19)ЗБ на экран, измерив сопротивление между клеммой 1 колодки датчика и массой двигателя, между клеммой 2 колодкой датчика и массой двигателя соответственно. Проверить правильность монтажа датчика (надежность крепления). |
8.1.2 |
Неисправен датчик детонации (нарушение контактов пьезоэлемента). |
Установить контрольный датчик и убедиться в отсутствии кода неисправности (код Р0327). Заменить датчик. |
9 |
Неисправности датчика фазы (ДФ). | |
9.1 |
Двигатель запускается, диагностический тестер отображает неисправность ДФ -«низкий уровень сигнала» (код Р0342), «высокий уровень сигнала» (код Р0343) | |
9.1.1 |
Нарушение контакта в месте соединения датчика со жгутом. |
Произвести осмотр проводов жгута, разъёмов жгута и датчика, убедиться в надежности соединения разъёмов. Проверить правильность установки датчика (надежность крепления). |
9.1.2 |
Замыкание провода (79) ОБ на «массу». |
Включить зажигание. Отключить контроллер и датчик от жгута проводов. Проверить отсутствие замыкания внутри жгута между проводом (79)ОБ и «массой». |
9.1.3 |
Обрыв провода (45)КЖ. |
При отключенном от жгута проводов контроллере и датчике, проверить отсутствие обрыва внутри провода (45)КЖ, измерив сопротивление между контактом 45 в розетке контроллера и контактом 3 в розетке соединителя датчика. |
9.1.4 |
Короткое замыкание в жгуте проводов между проводом (45)КЖ и проводом (79)ОБ. |
При отключенном от жгута проводов контроллере и датчике, проверить отсутствие замыкания между проводом (45)КЖ и проводом (79)ОБ, измерив сопротивление между контактами 3 и 2 в розетке соединителя датчика. |
9.1.5 |
Обрыв провода (61)С. |
Проверить отсутствие обрыва провода (61)С, измерив сопротивление между контактом 1 розетки датчика и «массой» двигателя. |
9.1.6 |
Обрыв или замыкание проводов датчика, отказ электронной схемы датчика. |
При отключенном датчике проверить отсутствие короткого замыкания или обрыва внутри датчика между контактами 2 и 1, измерив сопротивление между ними. При обнаружении короткого замыкания или обрыва заменить датчик. |
10 |
Неисправность датчика абсолютного давления со встроенным датчиком температуры воздуха (ДАДиТ). | |
10.1 |
Двигатель запускается. Диагностический тестер Аскан-10 отображает неисправность датчика температуры: «низкий уровень сигнала» (код Р0112), «высокий уровень сигнала» (код Р0113) или неисправность датчика абсолютного давления: «низкий уровень сигнала» (код Р0107), «высокий уровень сигнала» (код Р0108), «некорректный сигнал (Р0105)». | |
10.1.1 |
Замыкание в жгуте КМПСУД проводов (40)БР, (56)Ф, (32)К на провод (63)Г. |
Отключить от жгута КМПСУД контроллер и ДАДиТ. Проверить отсутствие короткого замыкания между проводами (40)БР, (56)Ф, (32)К и проводом (63)Г (контакты 1, 2, 3 и 4 розетки соединителя датчика). |
10.1.2 |
Замыкание в жгуте КМПСУД проводов (40)БР, (56)Ф, (32)К на «массу». |
При отключенном контроллере и ДАДиТ проверить отсутствие короткого замыкания проводов (40)БР (56)Ф, (32)К на «массу» (контакты 2, 3, 4 розетки датчика). |
10.1.3 |
Обрыв в жгуте КМПСУД проводов (40)БР, (56)Ф, (32)К, (63)Г. |
Отключить от жгута КМПСУД контроллер и ДАДиТ. Проверить отсутствие обрыва в проводах (40)БР, (56)Ф, (32)К, (63)Г, прозвонив цепи: контакты Н2, F4, С4, Н1 в розетке контроллера - контакты 1, 2, 3, 4 в розетке соединителя ДАДиТ. |
10.1.4 |
Замыкание или обрыв внутри ДАДиТ. |
Установить контрольный датчик, включить зажигание и если коды неисправностей отсутствуют, то заменить ДАДиТ. |
11 |
Неисправности датчика положения электропривода дроссельной заслонки. | |
Двигатель работает с ограничением мощности (частоты вращения). Диагностический тестер отражает неисправности: «низкий уровень сигнала» (код Р0122 или Р0222) или «высокий уровень сигнала» (код Р0123 или Р0223), «ошибка корреляции датчиков» (код Р2135), «ошибка регулятора положения» (код Р2112 или Р2113), «неисправность пружины» (код Р1632 или Р1633), «неисправность процедуры адаптации» (Р0134), «неисправность адаптации закрытого положения» (Р1635), «неисправность адаптации обесточенного положения» (Р1636) | ||
Неисправности электропривода дроссельной заслонки. |
См инструкцию по эксплуатации «Дроссельный патрубок 4216-1148010ИЭ» | |
12 |
Неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТож). | |
12.1 |
Двигатель запускается. Диагностический тестер отображает неисправности: «Выход сигнала из допустимого диапазона» (код Р0116), «низкий уровень сигнала» (код Р0117) или «высокий уровень сигнала» (код Р0118) | |
12.1.1 |
Нарушение контакта в месте соединения датчика со жгутом, обрыв или замыкание проводов в жгуте. |
Провести осмотр и проверку проводов жгута, разъёмов жгута и датчика, убедится в надежности разъёмов. |
12.1.2 |
Короткое замыкание в цепи ДТож. |
Запустить двигатель. Если неисправность сохраняется, то необходимо отключить контроллер и ДТож от жгута. Проверить отсутствие короткого замыкания между проводом (39)БС и проводом (84)С (контакты 1 и 2 в розетке соединителя) При отключенном контроллере и датчике проверить отсутствие короткого замыкания провода (39)БС на «массу» (контакт 1 в розетке соединителя и контакт 39 в колодке контроллера). При отсутствии короткого замыкания между проводами (39)БС и (84)С, проводом (39)БС и «массой» -неисправен датчик. Заменить датчик. |
12.1.3 |
Обрыв в цепи ДТож. |
Провести осмотр и проверку проводов жгута, разъёмов жгута и датчика, убедится в надежности разъёмов. Запустить двигатель. Если неисправность сохраняется, то необходимо отключить от жгута контроллер и датчик температуры и проверить отсутствие обрыва в проводе (39)БС, прозвонив цепь: контакт В4 в розетке контроллера - контакт 1 в розетке соединителя датчика. При отключенном контроллере и датчике проверить отсутствие обрыва в проводе (84)С, прозвонив цепь: контакт D1 в колодке соединителя контроллера - контакт 2 в колодке соединителя датчика. При отсутствии обрыва в проводах (39)БС и (84)С - неисправен датчик. Заменить датчик. Подключить контроллер к жгуту проводов, включить зажигание. При отключенном датчике температуры проверить величину напряжения на контактах 1 и 2 в розетке соединителя датчика. При напряжении более 5В имеется замыкание провода (39)БС на шину +12В. Неисправен жгут. Заменить жгут. Примечание: Если двигатель будет запущен с данной неисправностью, то прибор Аскан-10 будет отражать подставляемое контроллером заданное значение температуры от 0°С до 80°С в зависимости от времени работы двигателя после пуска. |
12.1.4 |
Неисправность внутренних соединений датчика. |
Подключить «+» мультиметра к контакту 1 датчика. Измерить сопротивление между контактами 1 и 2 датчика. При температуре датчика 18...22° С величина сопротивления должна составлять около 2,2...2,6 кОм. Измерить сопротивление между контактом 1 и корпусом датчика, между контактом 2 и корпусом датчика. Убедиться в отсутствии короткого замыкания. Если результаты измеренных значений отличаются от указанных, заменить датчик. |