Руководство по ремонту ГАЗель
- NEXT -

Разборка двигателя (УМЗ А274, А275)


См. также
Разборка двигателя Cummins

Разборку и сборку двигателя рекомендуется проводить на специализированных стендах с использованием специальных инструментов и приспособлений.

Перед проведением работ очистить от грязи и вымыть наружные поверхности двигателя и его агрегатов. Необходимо обеспечить чистоту и сохранность деталей.

Инструмент для ремонта двигателя

Внимание. Использование исправного качественного инструмента гарантирует безопасность при проведении ремонтных работ

Универсальный инструмент.

1 Набор торцовых ключей со сменными головками размерностью от 10 до 17 мм.

2 «Свечной ключ» размерностью 16 мм.

3 Ключ размерностью 36 мм под болт коленчатого вала.

4 Вороток на шарнире с длинной ручкой.

5 Комплект накидных и рожковых ключей. Размерностью от 10 до 17 мм.

6 Комплект шестигранных ключей. Размерностью от 6 до 10 мм.

7 Динамометрический ключ.

8 Набор шлицевых и крестовых отверток.

9 Молотки стальной и медный.

10 Слесарные тиски.

Таблица 5 - Специальный инструмент

Обозначение

Наименование

71-1978

Приспособление для снятия и напрессовки ступицы шкива коленчатого вала и распределительных шестерен

71-1769

Приспособление для выпрессовки подшипника первичного вала коробки передач из коленчатого вала, крыльчатки насоса системы охлаждения и ступицы шкива вентилятора

73-2641

Съемник клапанов

55-1265

Оправка для центрирования крышки распределительных шестерен

55-1187

Оправка для центрирования ведомого диска при установке сцепления

4190-5258

Приспособление для сжатия поршневых колец и установки поршня в цилиндр

Для установки и съема пружинных хомутов необходимо использовать специальные ручные клещи (рисунок 43): тип 1 - для небольших номинальных диаметров и тип 2 (с интегрированным защитным рычагом для фиксации позиции клещей) - для всех номинальных диаметров.

Рисунок 43 - Клещи ручные FBS

Внимание. Запрещено для съема и установки пружинных хомутов использовать плоскогубцы, пассатижи, кусачки или любой другой неспециальный инструмент, т.к. это может привести к травме.

Последовательность разборки двигателя

Pl. Вывернуть пробку масляного картера и слить масло из двигателя.
Шестигранник 8

Р2. Вынуть указатель уровня масла.

Р3. Снять шланги вентиляции.
Клещи ручные FBS

Р4. Отвернуть болты крепления дроссельного патрубка.
Ключ S10

Снять дроссельный патрубок.

Р5. Отвернуть винты крепления датчика абсолютного давления. Снять датчик.
Отвертка плоская

Р6. Отвернуть болты крепления кронштейна ресивера.
Ключ S12, S13

Р7. Отвернуть 5 болтов крепления ресивера, снять ресивер с прокладками.
Ключ S13

Р8. Отвернуть 10 болтов крепления крышки коромысел, снять крышку с прокладкой.
Ключ S8

Р9. Снять со свечей наконечники жгута высоковольтных проводов.

Р10. Вывернуть свечи из головки блока цилиндров
(Свечной» ключ S16)

Р11. Отвернуть гайки и болт крепления кронштейна катушки зажигания.
Ключ S12

Снять кронштейн с катушкой

P12. Отвернуть болты крепления кронштейна.
Ключ S14

Снять кронштейн.

Р13. Отвернуть 4 гайки крепления оси коромысел.
Ключ S17

P14. Отвернуть 2 гайки крепления крайних стоек оси коромысел
Ключ S13

P15. Снять ось коромысел.

P16. Вынуть 8 штанг толкателей с гидрокомпенсаторами.

Примечание:

Если ваш двигатель без гидрокомпенсаторов, пронумеруйте штанги любым способом (например надфилем). Каждая штанга вырабатывает себе место внутри толкателя, поэтому менять их местами нежелательно. В противном случае со временем это может привести к увеличению зазора клапана.

P17. Отвернуть гайки крепления топливного модуля.
Ключ S13

P18. Снять топливный модуль.

P19. Отвернуть болты крепления экрана. Снять экран.
Ключ S=12

Р20. Отвернуть гайки крепления выпускного коллектора и снять его
(ключ S=17).

Отвернуть гайки крепления впускной трубы и снять её
(ключ S=17)

Р21. Взвести автоматический натяжитель, повернув его ключом по часовой стрелке и зафиксировав стопором в виде штифта диаметром Ø3,5-4 мм.
Ключ S15

Р22. Снять ремень

Р23. Отвернуть болт крепления скобы планки генератора, отсоединить установочную пластину генератора от корпуса термостата.
Ключ S12. S13

Р24. Отвернуть крепление корпуса водяного насоса, и снять его вместе с прокладкой. Ключ S13

Р25. Отвернуть крепление корпуса термостата и снять его вместе с прокладкой. Ключ S14

Р26. Отвернуть 10 гаек крепления головки блока цилиндров и снять головку блока с прокладкой. Ключ Torx Е14

Р27. Отвернуть болт крепления датчика детонации, снять датчик. Ключ S13

Р28. Отвернуть 6 болтов крепления крышки коробки толкателей и снять ее вместе с прокладкой. Снять вторую крышку. Ключ S10.

Р29. Отвернуть гайку и снять автоматический натяжитель Ключ S17

Р30. Отвернуть гайку крепления генератора, вытащить болт и снять генератор Ключ S17

РЗ1. Отвернуть фильтр очистки масла.

Р32. Отвернуть штуцер крепления и снять ЖМТ.
Ключ 27

РЗЗ. Отвернуть штуцер масляного радиатора
Ключ S24

Р34. Отвернуть крепеж кронштейна агрегатов и снять кронштейн.
Ключ S19

Р35. Отвернуть винт и снять датчик фазы. Отвёртка шлицевая

Р36. Отвернуть винт и снять датчик синхронизации. Отвёртка шлицевая.

Р37. Отвернуть гайки крепления стартера, снять стартер
Ключ S19

Р38. Отвернуть 4 болта крепления картера сцепления, снять картер сцепления.
Ключ S12

Р39. Отвернуть 20 болтов крепления масляного картера и снять масляный картер с прокладкой
Ключ S13

Р40. Отвернуть болты и гайки крепления масляного насоса, снять насос
Ключ S12. S13

Р41. Вывернуть из переднего торца коленчатого вала болт коленчатого вала вместе с шайбой (ключ S=36).

Р42. Отвернуть 6 болтов крепления демпфера к ступице, снять демпфер и шкив привода агрегатов.
Ключ S12

Р43. Отвернуть гайки крепления электромагнитной муфты снять ее.
Ключ S13

Р44. Отвернуть датчик аварийного давления масла.
Ключ S24

Р45. Отвернуть 2 болта крепления привода масляного насоса. Ключ S13

Вынуть привод масляного насоса.

Р46. Снять с коленчатого вала ступицу
Съёмник 71-1978

Р47. Отвернуть гайки и снять крышку распределительных шестерен.
Ключ S13

Р48. Вынуть шпонку коленчатого вала.
Отвертка шлицевая.

Р49. Снять с коленчатого вала маслоотражательную шайбу.

Р50. Отвернуть 2 болта крепления упорного фланца распределительного вала
Ключ S12

Р51. Вынуть распределительный вал, предварительно утопив толкатели.

Р52. Вынуть из направляющих гнезд толкатели.

Для правильной сборки разобранного двигателя необходимо каждый толкатель отметить номером соответствующего гнезда в блоке.

Р53. Отвернуть гайки крепления шатунных крышек коленчатого вала.
Накидной ключ S14

Р54. Снять с болтов 4 шатунные крышки вместе с вкладышами. При снятии крышек постучать по бокам крышек медным молотком.

Крышки шатуна не взаимозаменяемы и должны иметь соответствующую нумерацию.

Р55. Извлечь из блока поршни с шатунами в сборе, демонтировать вкладыши. Шатунные крышки насадить на соответствующие шатунные болты.

Р56. Снять распределительную шестерню с коленчатого вала.
Съёмник 71-1978

Р57. Снять упорные шайбы коленчатого вала

Р58. Отвернуть 10 гаек крепления коренных подшипников Ключ S19

Крышки коренных подшипников не взаимозаменяемы и должны иметь соответствующую нумерацию

Р59. Отвернуть 2 болта крепления крышки Коренного подшипника.
Ключ S13

Снять крышку.

Р60. Снять 5 крышек коренных подшипников вместе с вкладышами, пометив 2 и 3 крышку. При снятии крышек постучать по бокам крышек медным молотком. Вынуть коленчатый вал.

Р61. Вынуть вкладыши из постелей коренных подшипников.

Р62. Отвернуть болты крепления кронштейна крепления ГУРа и кронштейна опоры двигателя, снять кронштейны

После этой операции остается один пустой блок.

Процесс разборки двигателя закончен

РАЗБОРКА ОТДЕЛЬНЫХ УЗЛОВ ДВИГАТЕЛЯ

Разборка корпуса термостата

1. Открутить гайки крепления крышки корпуса термостата. Ключ S13.

2. Вынуть термостат.

Разборка головки блока цилиндров:

1 .Вывернуть все шпильки (шпильковерт)


Рисунок 45 - Выворачивание шпилек

2. Отвернуть 2 болта, 2 гайки и снять крышку водяной рубашки вместе с прокладкой. Ключ S13, ключ S12.


Рисунок 46 - отворачивание крепежа крышки водяной рубашки

3. Рассухарить клапана, снять пружины и вынуть клапана, разложив входящие детали на столе в соответствующем порядке (съёмник 73-2641)


Рисунок 47 - Рассухаривание клапанов

Ремонт деталей двигателя

Для проведения дефектовки деталей разобранного двигателя, их необходимо тщательно очистить от грязи, масла, нагара и смолистых отложений.

Очистка деталей производится механическим способом с применением растворителей(керосин, бензин) и химическим способом.

Химический способ удаления нагара заключается в выдержке деталей в ванне с моющим раствором, подогретым до 80-95°С, в течении 2-3 часов. Рекомендуемые составы моющих растворов представлены в таблице 9.

Таблица 7 - Рекомендуемые составы моющего раствора.

Компонент

Алюминиевые детали

Стальные и чугунные детали

Концентрация, г/л воды

Сода кальцинированная (Na2СОз)

18,5

33

Сода каустическая (NaOH)

-

25

Мыло хозяйственное

10

3,5

Жидкое стекло Na2SiO3)

8,5

1,5

Внимание. Нельзя промывать детали из алюминиевого сплава в растворе содержащем щелочь (NaOH).
Помещение для промывки деталей должно быть оснащено вытяжной вентиляцией

Таблица 8 - Места контроля, предельные размеры и способ устранения дефектов

Наименование дефекта

Способ устранения

Место контроля

1. Блок цилиндров

1.1 Пробоины на стенках цилиндров, трещины на верхней плоскости блока, в районе водяной рубашки и на ребрах, поддерживающих коренные подшипники, пробоины на водяной рубашке и картере.

Браковать.

-

1.2 Износ диаметра цилиндра свыше 0,1 мм

Браковать.

1.3 Увеличение некруглости и нецилиндричности гильз блока цилиндров до 0,08 - 0,1 мм.

Браковать.

1.4 Повреждение резьбовых отверстий в виде забоин или срыва резьбы менее двух витков.

Ремонтировать. Прогнать резьбу метчиком номинального размера.

1.5 Износ или срыв резьбы резьбовых отверстий более двух витков.

Ремонтировать.

- Нарезать резьбу увеличенного ремонтного размера.

- Установка резьбовых ввертышей с последующим нарезанием в них резьбы номинального размера или установкой резьбовых спиральных вставок.

1.6 Износ диаметров опор под вкладыши коренных подшипников более 68,5+0.019 мм.

Браковать.

Замер диаметров опор под вкладыши коренных подшипников производить на блоке цилиндров, собранном с соответствующими крышками коренных подшипников.

1.7 Несоосность опор для коленчатого вала относительно оси коленчатого вала более 0,15 мм.

Браковать блок цилиндров.

1.8 Износ опор распределительного вала в блоке 0,75 мм.

Извлечь втулки распределительного вала.

- Запрессовать в блок втулки распределительного вала.

Расточить втулки, уменьшая диаметр каждой последующей втулки, начиная с Ø52 мм, на 1 мм.

Ø52+0,065/+0,040

Ø51+0,065/+0,040

Ø50+0,065/+0,040

Ø49+0,065/+0,040

Ø48+0,065/+0,040

2. Поршень

2.1. Механические повреждения (трещины, сколы, задиры на поверхности юбки))

Браковать поршень

2.1. Износ диаметров поршней менее 96,35 мм.

Ремонтировать.

Заменить поршни

2.2. Износ ширины канавки

- под верхнее компрессионное кольцо более 1,35 мм.

- под нижнее компрессионное кольцо более 1,65 мм

- под маслосъемное кольцо более 3,14 мм

Браковать поршень.

2.3. Зазор по высоте между канавкой и компрессионными кольцами более 0,08мм.

Браковать поршень.

Замерять щупом в нескольких точках

3. Гильза цилиндров - поршень.

3.1. Зазор между поршнем и цилиндром более 0,30 мм.

Замер производить в двух взаимно-перпендикулярных направлениях (по оси коленчатого вала и перпендикулярно к ней) и в двух поясах (на расстоянии 8-10 мм и 60-65 мм от верхней плоскости блока). Принимается наибольший размер. Поршень замерять на расстоянии 5-10 мм от низа юбки в плоскости, перпендикулярной к оси поршневого пальца.

Ремонтировать.

Произвести подбор поршня к цилиндру, выдерживая зазор от 0,030 до 0,054 мм между цилиндром и поршнем.

4. Шатун

4.1. Износ диаметра поршневой головки шатуна более 25,045 мм.

Ремонтировать. Заменить втулку поршневой головки шатуна ремонтной втулкой, запрессовать в шатун. Расточить в номинальный размер.

5. Вал распределительный

5.1. Наличие трещин любого характера и расположения распределительного вала.

5.2. Задиры и глубокие раковины на поверхности опорных шеек и кулачков распределительного вала.

Браковать.

Браковать.

5.3. Износ кулачков распределительного вала по высоте более чем на 0,5 мм.

Распределительный вал заменить на новый

5.4. Изгиб распределительного вала.

Вал устанавливается в центрах. Проверяется индикатором по затылкам впускных и выпускных кулачков второго и третьего цилиндров. Если биение превышает 0,03 мм заменить вал.

5.5. Износ опорных шеек. Зазор в сопряжении с гнездом блока более 0,15.

Перешлифовать шейки уменьшая их размер не более чем на 0,75, с сохранением допусков.

Установить ремонтные втулки см.п 1.8.

6. Вал коленчатый

6.1. Трещины любого характера и расположения.

Браковать.

Фаски и отверстия передего и заднего концов коленчатого вала не пригодны для установки на шлифовальный станок.

6.2. Повреждения резьбы или срыв резьбы в отверстиях не более двух ниток.

Ремонтировать. Прогнать резьбу метчиком до номинального размера.

6.3. Износ или срыв резьбы в отверстиях более двух ниток.

В отверстиях под болты крепления маховика - Браковать.

В отверстиях под пробки, в отверстиях под храповик: Ремонтировать нарезанием

ремонтной резьбы.

6.4. Износ диаметра коренных шеек менее 63,934 мм.

Ремонтировать.

Шлифовать коренные шейки под один из ремонтных размеров: первый ремонтный - Ø 63,75-0,013мм;

второй ремонтный - Ø 63,50-0,013мм;

третий ремонтный - Ø 63,25-0,013мм;

четвертый ремонтный - Ø 63,00-0,013мм;

пятый ремонтный - Ø 62,75-0,013мм;

шестой ремонтный - Ø 62,50-0,013мм.

После ремонта использовать соответствующие ремонтные вкладыши

6.5. Износ диаметра шатунных шеек менее 57,951 мм.

Ремонтировать.

Шлифовать шатунные шейки под один из ремонтных размеров: первый ремонтный - Ø 57,75-0,013мм;

второй ремонтный - Ø 57,50-0,013мм;

третий ремонтный - Ø 57,25-0,013мм;

четвертый ремонтный - Ø 57,00-0,013 мм

пятый ремонтный - Ø 56,75-0,013мм;

шестой ремонтный - Ø 56,50-0,013 мм.

После ремонта использовать соответствующие ремонтные вкладыши

6.6. Биение коренных шеек более 0,05 мм.

Браковать.

После проведения ремонтных работ промыть коленчатый вал. Для чего вывернете пробки грязеуловителей, промойте полости и масляные каналы металлическим ершиком с моющим составом(см.8.5 стр.77). Затем промыть полости керосином и высушить. Завернуть пробки с нанесением на резьбу анаэробного герметика Трибопласт-9, Фиксатор-9 или Гермикон-9 с моментом 3,8...4,2 кгс/м Чистку полостей коленчатого вала проводить при каждой разборке двигателя.

7. Головка блока цилиндров, клапанный механизм

7.1. Наличие пробоин, прогара и трещин на стенках камеры сгорания и разрушение перемычек между гнездами.

Браковать головку блока цилиндров

7.2. Износ или срыв резьбы более двух ниток.

Ремонтировать.

- Нарезание резьбы увеличенного ремонтного размера.

Постановка резьбовых ввертышей с последующим нарезанием в них резьбы номинального размера.

7.3. Неплоскостность поверхности головки блока цилиндров прилегающей к блоку цилиндров

Ремонтировать.

До 0,2 мм - шлифовать, необходимый размер 0,03/100 мм.

Более 0,2 мм - заменить головку блока цилиндров.

7.4. Ослабление посадки втулки клапанов в головке блока цилиндров.

Заменить головку блока цилиндров

7.5. Зазор в сопряжении клапан втулка более 0,25 мм.

Ремонтировать.

- Клапан и втулку заменить новыми.

- Фаски седел прошлифовать,

центрируя по отверстию во втулке, выдерживая размеры, указанные на рисунке,

обеспечивая концентричность

фаски на седле клапана с отверстием во втулке в пределах 0,025мм.

7.6. Коробление тарелки клапана и прогорание клапана и седла клапана.

Ремонтировать.

- Седло прошлифовать.

- Клапан заменить на новый.

7.7. Износ диаметра стержня клапана
Выпускной менее 8,905мм
Впускной менее 8,925 мм.

Заменить клапан

7.8. Износ диаметров отверстий направляющих втулок более 9,022мм

Ремонтировать.

Выпрессовать направляющие втулки.

- Запрессовать новые ремонтные втулки в головку блока цилиндров Развернуть отверстия втулок в номинальный размер.










Двигатели УМЗ А274-100 и А275-100
Разборка и ремонт двигателя
Сборка двигателя
Балансировка деталей двигателя
Система охлаждения
Система смазки
Система вентиляции картера
Замена приводного ремня
Система управления двигателем
Система питания
Система зажигания
Стук гидрокомпенсаторов
Неисправности двигателя
Хранение и консервация двигателя

Газобаллонное оборудование (ГБО)
Неисправности ГБО
Снятие газовых баллонов
Снятие заправочного устройства
Снятие газового редуктора
Снятие фильтра очистки газа
Снятие баллонного вентиля
Проверка герметичности ГБО
Заправка газом (CNG и LPG)
Проверка токсичности отработавших газов
Переключатель вида топлива
Диагностика ЭСУД (УМЗ АЗ055)