Колёса и шины
Примечение:
см. также Давление в шинах
и Замена колеса
Общая информация
Автомобиль укомплектован стальными штампованными колесами размерностью 51/2Jx16Н2 (5,50Jx16H2) с неразборным глубоким ободом, с диском, имеющим вентиляционные окна. Запасное колесо расположено на держателе под рамой фургона.
Во избежание ухудшения параметров устойчивости и управляемости автомобиля необходимо использовать комплект колес одного типа и комплект шин одной размерности и модели.
Обозначение шины
Модель и обозначение шины выполнено на её боковине. Завод-изготовитель автомобиля комплектует колеса бескамерными шинами 185/75R16C 104/102Q.
Обозначение шины включает в себя:
185 - условная ширина профиля шины в миллиметрах;
75 - серия шины - отношение высоты профиля к его ширине, выраженное в процентах;
R - радиальная шина;
16 - посадочный диаметр обода колеса, в дюймах;
С - шина для легкого коммерческого автомобиля;
104 - индекс несущей способности, обозначающий максимально допустимую нагрузку на шину (для одинарных колес), в данном случае 900 кг;
102 - индекс несущей способности, обозначающий максимально допустимую нагрузку на шину (для сдвоенных колес), в данном случае 850 кг;
Q - индекс категории скорости, указывающий максимальную скорость для шины - 160 км/ч.
Рис. 4.31. Установка колес: а - переднего колеса; б - задних колес; 1 - гайка; 2 - колпак колеса; 3 - гайка с шайбой крепления колеса; 4 - колесо;5 - вентиль; 6 - шина; 7 - грузик балансировочный; 8 - удлинитель вентиля
Для удобства проверки давления воздуха и подкачки шин задних внутренних колёс предусмотрена установка удлинителя 8 вентиля (рис. 4.31). Удлинитель навернуть плотно.
Индикаторы износа
У основания протектора имеются «индикаторы износа» шин высотой 1,6 мм, расположенные поперек беговой дорожки протектора на одинаковом расстоянии по окружности. Местонахождение индикаторов износа показывает маркировка на боковине шины (например обозначение «TWI» или пиктограммы). Индикаторы износа проявляются в виде сплошных участков резины и соответствуют предельному износу шины, при глубине рисунка 1,6 мм. В этом случае шина подлежит замене.
Рекомендуется менять изношенные шины целым комплектом новых шин,
Чем меньше остаточная высота протектора, тем хуже устойчивость и управляемость автомобиля, сцепление шин с поверхностью дороги, особенно на мокрой и заснеженной дороге. Во избежание аварийных ситуаций своевременно заменяйте шины. Шины подлежат обязательной замене при достижении минимально допустимой глубины протектора шины (протектор изношен до индикаторов износа).
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
В процессе эксплуатации автомобиля необходимо своевременно подтягивать гайки крепления колес, чтобы избежать разбивания крепежных отверстий, удалять ржавчину и подкрашивать колеса.
Момент затяжки колёсных гаек - 290-370 Н-м (30-38 кгс-м).
Для обеспечения наибольшего срока службы шин следует обращать внимание на следующее:
Поддерживать в шинах требуемое давление. Давление проверяют на холодных шинах перед выездом. Значения давления воздуха в шинах приведены здесь. На остановках в пути следует осматривать шины и визуально контролировать давление воздуха в них. Не ездить при пониженном давлении в шинах даже на небольшие расстояния. Не уменьшать давление в нагревшихся шинах, выпуская из них воздух, так как во время движения увеличение давления неизбежно вследствие нагрева в них воздуха. В движении нужно следить, не «ведет» ли автомобиль в какую-либо сторону. Такой увод может указывать на снижение давления в одной из шин или на нарушение углов установки колес;
Балансировка колёс
Высокие скорости движения автомобиля требуют хорошей динамической балансировки колёс с шинами в сборе. Повышенный дисбаланс проявляется появлением вибрации, негативно сказывающейся на устойчивости автомобиля и вызывающих ускоренный износ шин, деталей передней и задней подвесок, рулевого управления и кузова. Вибрации, вызванные дисбалансом передних колёс, могут передаваться на рулевое колесо, органы управления и пол кузова.
Если Вы обнаружили признаки нарушения балансировки колёс, или шины демонтировались для ремонта, нужно проверить и, при необходимости, произвести их балансировку. Эту операцию необходимо выполнять на предприятии технического обслуживания, имеющее для этого необходимое оборудование. Перед балансировкой, шины и колеса должны быть вымыты и очищены от грязи и посторонних предметов.
Шины в сборе с колесами балансируют динамически, устанавливая грузики на закраины обода с обеих сторон. Допускается устанавливать не более пяти грузиков на колесо и не более трех грузиков с одной стороны колеса . Проверять и балансировать колеса с шинами следует на специальном стенде, устанавливая колесо на посадочное отверстие Б (см. выше рис. 4.31) под ступицу и торцовую поверхность А. Допускаемый остаточный дисбаланс не должен превышать 20 г на ободе колеса. Перед балансировкой колесо надо вымыть и очистить от грязи и посторонних предметов;
В случае, если не представляется возможным произвести динамическую балансировку колёс, можно выполнить статическую. При этом балансировочные грузики следует устанавливать на закраине обода, расположенной ближе к поверхности крепления диска колеса
- при возвращении в парк и на остановках следует ставить автомобиль на чистое и сухое место. Не допускать попадания на шины масла, бензина, масляной краски;
- при стоянке более 10 дней периодически передвигайте автомобиль или поставьте его на подставки, чтобы разгрузить шины. Не допускайте стоянку автомобиля на спущенных шинах;
Необходимо регулярно осматривать шины и удалять застрявший в канавках протектора мелкий гравий. При наличии порезов, вздутий или трещин неисправную шину своевременно заменить. При монтаже и демонтаже не допускать повреждения шин и колес
Перестановка колес
Рис. 4.32. Схема перестановки шин
Перестановку колес рекомендуется производить через каждые 10000 км пробега (при необходимости) в соответствии с рисунком. Перестановка колес необходима для получения равномерного износа всех шин, в том числе и запасной, а также обеспечение правильного подбора шин по осям. На оси следует устанавливать шины, имеющие одинаковый износ протектора, причем более надёжные шины следует устанавливать на переднюю ось автомобиля.
Основанием перестановки может служить необходимость получения равномерного износа всех шин, в том числе запасной, а также обеспечение правильного подбора шин по осям.
Делайте перестановку колес не дожидаясь появления явных признаков износа протектора шины, которыми являются износ боковых зон протектора для шин передних колес и износ середины протектора для шин задних колес.
После перестановки колес откорректируйте величину давления в шинах.
МОНТАЖ ШИН
Перед монтажом шин необходимо проверить состояние ободьев и покрышек.
Бескамерные шины можно монтировать только на колеса с исправными ободьями. Обод колеса должен быть правильной формы и иметь ровные и гладкие посадочные полки (поверхности), к которым прилегают шины. Вмятины, забоины, трещины коррозия, сколы краски и деформированные ободья могут быть причиной падения давления в бескамерных шинах и нарушения балансировки колес.
Борта покрышки должны быть чистыми, без повреждений и задиров.
Монтаж-демонтаж шин рекомендуется производить на специальном оборудовании.
Порядок монтажа шин на колесо следующий:
- установить вентиль в вентильное отверстие обода колеса;
- положить колесо на пол диском вниз, частично надеть шину на колесо так, чтобы борт шины находился в углублении обода и с помощью монтажных лопаток постепенно заведите борт шины в обод колеса. Повернуть на колесе шину так, чтобы метка легкой части шины ( если имеется) находилась около вентиля (метка выполнена на боковине шины в виде круга диаметром 5-10 мм, нанесенного несмываемой краской);
- поместить в углубление обода частично верхний борт шины, находящийся с противоположной стороны от вентиля, а затем с помощью монтажных лопаток посадите весь борт шины на обод аналогично первому борту;
- накачайте шину.
ДЕМОНТАЖ ШИН
Перед снятием шины с колеса следует очистить ее от пыли, грязи и посторонних предметов, а затем, используя домкрат или специальное приспособление, снять оба борта шины с посадочных полок обода. Нижнюю опорную поверхность домкрата следует установить на боковину покрышки как можно ближе к ободу колеса, а верхнюю под лонжерон рамы. Допускается наносить легкие удары молотком по борту шины или отжимать его монтажными лопатками.
Демонтируют шину в порядке, обратном монтажу. При этом следует помнить, что борт шины снимают с обода только в том случае, если противоположная часть данного борта находится в углублении обода.
НЕИСПРАВНОСТИ КОЛЕС И ШИН И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Поврежденные колеса, как правило, не ремонтируют, а заменяют новыми. Запрещается эксплуатация колес с трещинами, разбитыми крепежными отверстиями, погнутыми дисками. Допустима правка небольших вмятин реборды обода в холодном состоянии без нагрева. После правки следует проверить биение колеса. Радиальное и боковое биение посадочных поверхностей обода на участках профиля, прилегающих к шине, не должны быть более 1,2 мм. Проверяют биение, устанавливая колесо на посадочное отверстие Б (см. рис. 4.31) под ступицу и торцовую поверхность А. Повышенный и неравномерный износ протектора, как правило, вызван нарушением норм эксплуатации или ненормальной работой узлов ходовой части автомобиля и рулевого управления. По характеру износа протектора можно определить причину, вызывающую износ (рис. 4.33). Так, на шине 1 износ вызван продолжительной ездой с повышенным давлением, а на шине 2 - с пониженным.
Рис. 4.33. Виды ненормального износа шин: 1 - повышенное давление; 2 - пониженное давление; 3 - неправильное схождение колес; 4 - неправильный развал колес; 5 - повышенное биение колеса; 6 - угловое колебание передних колес
Износ шины 3 с характерными округленными кромками с одной стороны рисунка протектора и острыми с другой вызван нарушением схождения колес. При грубых отклонениях от рекомендуемого схождения шины могут быть изношены после пробега менее 1000 км.
Шина 4 имеет неравномерный износ протектора вследствие нарушения развала.
Износ 5 в виде одной или двух «лысин» появляется в результате повышенного биения рабочей поверхности тормозного барабана или диска. Менее ярко выраженная «лысина» может появиться в результате аварийного торможения на бетонном шоссе.
На шине 6 виден пятнистый износ. Основные причины пятнистого износа шин следующие: люфт в шарнирах боковых тяг рулевого механизма и подвески, неисправность передних амортизаторов или одного из них, нарушен угол продольного наклона осей поворота колес, увеличен осевой зазор в подшипниках ступиц колес, грубое нарушение балансировки передних колес, повышенное биение тормозного барабана или диска, ослабление крепления передней подвески к лонжеронам рамы или рулевого механизма к подрамнику и другие причины, вызывающие угловое колебание колес.
Способы ремонта поврежденных и изношенных шин общеизвестны. Как правило, ремонт выполняют на шиноремонтных заводах или шиномонтажных мастерских.
Зимние шины
Применение зимних шин на обледенелых и заснеженных дорогах позволит улучшить управление автомобилем, его устойчивость, динамические и тормозные параметры. Они должны иметь ту же размерность и индекс грузоподъемности и должны быть установлены на все колеса. При этом необходимо учитывать следующее:
— Новые шины должны пройти обкатку в течение пробега 500-1000 км.
— Никогда не превышайте максимально допустимую скорость для зимних шин (определяется индексом скорости в маркировке шины). При превышении максимально допустимой скорости возможно разрушение шины.
— На сухой или сырой дороге применение зимних шипованных шин способствует увеличению тормозного пути и приводит к необходимости снижения скорости, особенно перед поворотами.
— Эффективность зимних шин намного снижается, если остаточная глубина их рисунка протектора менее 4 мм.
— Применение зимних шин способствует некоторому увеличению внутреннего и внешнего шума автомобиля.
Зимние шины, особенно ошипованные, имеют неудовлетворительные характеристики сцепления с дорогой при использовании их по окончании зимнего сезона. Поэтому своевременно меняйте зимние шины на дорожные или всесезонные при среднесуточной температуре окружающего воздуха выше 7°С.
Уход за шинами
Периодически осматривайте шины, оценивая их состояние, степень и равномерность износа рисунка протектора и своевременно выявляйте наличие видимых дефектов. Заменяйте шину при наличии вздутий, трещин или значительных порезов. При затруднении с оценкой возможности дальнейшей эксплуатации шины или её ремонта, обратитесь на предприятие технического обслуживания.
Удар колесом о препятствие может привести к скрытому повреждению шины. Такая шина представляет собой угрозу безопасности движения автомобиля на высокой скорости. Поэтому, при необходимости, проезжайте препятствие, например, бордюр, осторожно, на небольшой скорости и, по возможности, перпендикулярно к нему.
Деформированные колеса и неудовлетворительное состояние посадочных поверхностей обода с шиной могут быть причиной нарушения балансировки колес и падения давления воздуха в бескамерных шинах. При монтаже и демонтаже не допускайте повреждения бортов шин. Выполнение этих операций на предприятии технического обслуживания позволит избежать подобных повреждений.
Храните снятые шины или колеса с шинами в темном, сухом и холодном помещении. Если шины эксплуатировались, то пометьте, например, мелом, направление вращения шин для сохранения прежнего направления вращения при повторной установке на автомобиль.
Регулярно следите за колёсами и шинами. Их неудовлетворительное состояние может быть причиной дорожно-транспортного происшествия.
Как замедлить износ шин
— Поддерживайте необходимое давление воздуха в шинах.
— Начинайте движение плавно и снижайте скорость перед крутыми поворотами.
— Избегайте резких торможений.
— Помните, что интенсивность износа шин увеличивается с увеличением скорости движения автомобиля.
— Радиальные шины автомобиля должны иметь одно направление качения в течение всего срока их службы.
— Значения регулируемых параметров передней подвески автомобиля должны соответствовать требованиям завода-изготовителя.
— Избегайте касания боковин шин к бордюрам дорог и быстрой езды по дорогам с нарушенным покрытием.
— Неотбалансированные колеса ускоряют износ шин и ухудшают комфортабельность автомобиля.
— Не перегружайте автомобиль.
— Защищайте шины от попадания на них масла, смазок, топлива, химикатов и других веществ, разрушающих резину.