Проверка уровня, доливка и замена охлаждающей жидкости
Примечание:
см. также Применяемые жидкости
и Регламент замены жидкостей
Проверку уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке 2 производите только на холодном двигателе.
Уровень жидкости в расширительном бачке должен быть не ниже метки MIN и не выше верхнего сварного фланца (метка МАХ).
Доливку охлаждающей жидкости производите через отверстие расширительного бачка, закрываемое пробкой 1. При частой доливке жидкости проверьте герметичность системы охлаждения.
Если падение уровня жидкости вызвано нарушением герметичности системы, устраните неисправность и доведите уровень до нормы.
Если система герметична, снижение уровня возможно в результате кипения жидкости при перегреве двигателя. Причины перегрева могут быть следующие:
• Уменьшение поступления наружного воздуха к радиатору из-за перекрытия его утеплительным чехлом, сильного засорения пластин радиатора (листья, пыль, насекомые), а также установки дополнительных фар перед облицовкой радиатора.
• Не работает вентилятор.
Система охлаждения горячего двигателя находится под давлением. При быстром вывертывании пробки возможен выброс горячей жидкости и пара. Берегитесь ожога!
Избегайте пополнения системы охлаждения двигателя водой, которая приводит к повышению температуры замерзания
жидкости и снижает ее эксплуатационные свойства.
Запрещается смешивание (доливка) охлаждающих жидкостей различных марок и различных фирм.
Замена охлаждающей жидкости
Общий принцип замены охлаждающей жидкости одинаков для всех двигателей. Ниже показаны работы на примере двигателей Cammins (ISF2.8) и Volkswagen (TDI 2.0)
На двигателе ISF2.8
1. При включенном зажигании на панели приборов переведите рукоятку регулятора температуры подаваемого воздуха в режим максимального нагрева
ние и вентиляция кабины (см. тут).
2. Выключите зажигание и клемму «-» от аккумулятора.
3. Снимите корпус воздушного фильтра (см. тут)
4. Наденьте на штуцер сливного крана отрезок шланга и выведите его под автомобиль. Подставьте под шланг ёмкость достаточного объёма.
5. Выверните на два-три оборота пробку крана радиатора.
6. Медленно отверните пробку расширительного бачка.
7. Слейте жидкость из системы охлаждения в подставленную емкость.
8. После того как вся жидкость вытечет, заверните пробку крана радиатора.
9. Залейте свежую жидкость через расширительный бачок. Жидкость заливайте медленно, непрерывной струей. Если уровень жидкости в расширительном бачке перестал понижаться, несколько раз сожмите нижний шланг радиатора.
Для лучшего заполнения системы жидкостью и удаления из нее воздуха на трубопроводе от водораспределителя к радиатору отопителя салона расположено дренажное отверстие, закрытое резьбовой пробкой. Во время заливки жидкости положите под трубопровод кусок обтирочной ткани и выверните пробку. При появлении жидкости из отверстия вверните пробку на место. Удалите потеки жидкости обтирочной тканью.
10. Из-за наличия воздуха в системе залить весь объем жидкости без пуска двигателя невозможно. Для удаления воздушных пробок после заливки свежей охлаждающей жидкости пустите двигатель и прогрейте его до температуры открытия клапана термостата.
11. После снижения уровня жидкости в расширительном бачке долейте в него охлаждающую жидкость и закройте пробку бачка.
12. Заглушите двигатель. Дайте ему остыть и снова доведите уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке до нормы. Закройте пробку расширительного бачка.
13. Прогрейте двигатель до температуры открытия термостата и дайте двигателю поработать 3-5 мин (циклами) при различной частоте вращения коленчатого вала: 3000 мин-1 - 0,5 мин; 1500 мин-1 - 0,5 мин; частота вращения на холостом ходу - 0,5 мин.
14. Снова доведите уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке до нормы и установите пробку на расширительный бачок.
Проконтролируйте уровень охлаждающей жидкости через несколько дней эксплуатации после замены .
На двигателе TDI 2.0
Слив
Внимание
При открывании расширительного бачка из него может выходить горячий пар. Надевайте защитные очки и защитную одежду, чтобы избежать травм органов зрения и ожогов. Накройте крышку тканью и осторожно откройте.
- Откройте крышку -2- на расширительном бачке -1-.
- Если шумоизоляция установлена, снимите ее
- Откройте дренажный винт и позвольте охлаждающей жидкости стечь.
Заправка
♦ Для приготовления охлаждающих присадок используйте только дистиллированную воду. Использование дистиллированной воды обеспечивает оптимальную защиту от коррозии.
♦ Вода, использованная для приготовления, оказывает значительное влияние на эффективность охлаждающей жидкости. Поскольку качество воды отличается в разных странах и даже в разных регионах, необходимо установить стандарт для качества используемой воды. Дистиллированная вода удовлетворяет всем требованиям. По этой причине всегда используйте дистиллированную воду, разбавляя охлаждающую жидкость для доливки или при ее замене.
♦ Используйте только те охлаждающие присадки, которые соответствуют требованиям . Другие охлаждающие присадки могут существенно ухудшать защиту от коррозии. Происходящие в результате этого разрушения могут привести к утечке охлаждающей жидкости и последующему серьезному повреждению двигателя.
♦ При разбавлении в нужной пропорции охлаждающая жидкость замедляет разрушения от замерзания и коррозии, а также от накипи. Такие присадки также повышают точку кипения охлаждающей жидкости. С учетом этого, система охлаждения в течение всего года нуждается в добавлении охлаждающих присадок.
♦ Благодаря высокой точке кипения охлаждающая жидкость повышает надежность двигателя под высокой нагрузкой, особенно в странах с тропическим климатом.
♦ Необходимо использовать рефрактометр - Т10007А-для определения текущего значения морозостойкости.
♦ Защита от замерзания должна обеспечиваться по меньшей мере до -25°С, а в странах с арктическим климатом -до примерно -36°С. Увеличение защиты от замерзания допускается только в случае, если климатические условия требуют этого. Ее можно, тем не менее, увеличить только до максимального значения -48°С. В противном случае снизится эффективность охлаждения.
♦ Концентрацию охлаждающей жидкости не следует снижать добавлением воды даже в теплое время года и в странах с теплым климатом. Защита от замерзания должна обеспечиваться по меньшей мере до -25°С.
Считайте значения морозостойкости для соответствующих добавленных охлаждающих присадок.
♦ Температура, полученная с использованием рефрактометра - Т10007А-, соответствует «точке образования кристаллов льда». При этой температуре в охлаждающей жидкости могут начать появляться хлопья льда.
♦ Никогда не используйте охлаждающую жидкость повторно.
♦ В качестве добавки, понижающей трение шлангов системы охлаждения, используйте только смесь воды и охлаждающей присадки.
Рекомендуемые пропорции разбавления:
Защита от замерзания до |
Процентное содержание охлаждающей присадки |
Охлаждающая присадка1) |
Дистиллированная вода1) |
-25°С |
40% |
5,0 л |
7,5 л |
-36°С |
50% |
6,25 л |
6,25 л |
1) Количество охлаждающей жидкости может отличаться в зависимости от оборудования автомобиля.
- Залейте в бак устройства заправки системы охлаждения -VAS 6096- не менее 8 литров заранее разбавленной охлаждающей жидкости в нужной пропорции.
- Накрутите адаптер тестера системы охлаждения - V.A.G 1274/8- на расширительный бачок для охлаждающей жидкости -1-.
- Установите устройство заправки системы охлаждения -VAS 6096- на адаптер - V.A.G 1274/8-.
- Вставьте продувочный шланг -2- в небольшой контейнер -3-.
С выпускаемым воздухом выходит небольшое количество охлаждающей жидкости; ее необходимо собрать.
- Закройте вентили -А- и -В- (для этого поверните рычаг в положение, перпендикулярное потоку).
- Подсоедините шланг -4- к источнику сжатого воздуха.
• Давление: 6 -10 бар.
- Откройте вентиль -В-; для этого поверните рычаг в положение, параллельное потоку.
• В системе охлаждения вакуум создается откачивающим струйным насосом; игла датчика должна достичь зеленой области.
- В дополнение к этому, ненадолго откройте вентиль -А-, повернув рычаг в направлении потока, пока шланг расширительного бачка устройства заправки системы охлаждения - VAS 6096- не наполнится охлаждающей жидкостью.
- Снова закройте вентиль -А-.
- Оставьте вентиль -В- открытым еще на 2 минуты.
• Вакуум продолжит создаваться в системе охлаждения откачивающим струйным насосом; игла датчика должна оставаться в зеленой области.
- Закройте вентиль -В-.
• Игла датчика должна остановиться в зеленой области. Теперь уровень вакуума в системе охлаждения достаточен для последующей заправки.
• Если игла датчика не дойдет до зеленой области, повторите процедуру.
• Если вакуум снижается, необходимо проверить систему охлаждения на наличие утечек.
- Отодвиньте шланг для сжатого воздуха.
- Откройте вентиль -А-.
• Вакуум в системе охлаждения заставляет охлаждающую жидкость выходить из расширительного бачка для охлаждающей жидкости устройства заправки системы охлаждения - VAS 6096- и обеспечивает заполнение системы охлаждения.
- После этого снова уберите устройство заправки системы охлаждения - VAS 6096- от расширительного бачка для охлаждающей жидкости.
- Залейте охлаждающую жидкость до максимальной отметки.
- Закройте расширительный бачок крышкой.
- Запустите двигатель и поддерживайте скорость вращения двигателя около 2000 об/мин в течение примерно 3 минут.
- Затем дайте двигателю поработать на холостых оборотах, пока не включится вентилятор радиатора.
- Проверьте уровень охлаждающей жидкости и долейте, если необходимо.
При нормальной рабочей температуре двигателя уровень охлаждающей жидкости должен быть на верхней отметке; когда двигатель холодный - в середине заштрихованного поля.