Комбинация приборов и бортовой компьютер - описание, харастеристики, функции (+ документация поставщика)
Примечание:
Значение сигнализирующих ламп (индикаторов) на щитке см. тут
Внимание
Во избежание сбоев в работе комбинации приборов запрещается отключать аккумуляторную батарею (отсоединять провода с клемм «+» и «-») при включенных приборах.
Для исключения последствий сбоев в работе комбинации приборов:
1. Выключите приборы.
2. При отключенной аккумуляторной батарее восстановите соединение аккумуляторной батареи с бортовой сетью автомобиля, при подключенной аккумуляторной батарее - отключите и через несколько секунд подключите аккумуляторную батарею к бортовой сети автомобиля
3. Нажмите кнопку «Режим» и, удерживая ее, включите приборы. При этом стрелочные индикаторы вернутся в исходное положение.
Устройство щитка приборов показано на рис. 1.2.
Всю техническую информацию по комбинации приборов см. ниже в документации поставщика

Рис. 1.2. Комбинация приборов:
1. Тахометр.
Указывает частоту вращения коленчатого вала двигателя в об/мин.
Не допускайте длительной работы дизельного двигателя с частотой вращения свыше 3600 об/мин и бензинового двигателя с частотой вращения свыше 4000 об/мин.
2. Указатель температуры охлаждающей жидкости двигателя.
При достижении стрелкой красной зоны шкалы и загорании сигнализатора аварийно высокой температуры охлаждающей жидкости, необходимо остановить двигатель и устранить причину перегрева.
3. Кнопка «Режим»/управления маршрутным компьютером.
Для «самотестирования» комбинации приборов нажмите кнопку «Режим» и, удерживая ее, включите приборы (зажигание) - положение ключа I). При этом включаются тестируемые сигнализаторы, все сегменты многофункционального дисплея, стрелочные индикаторы проходят путь от минимума до максимума.
Режим «самотестирования» прерывается: самостоятельно после движения стрелок приборов от начальной отметки шкалы до максимальной; при появлении сигнала оборотов коленчатого вала двигателя; при выключении приборов (зажигания).
После окончания режима «самотестирования» комбинация приборов выходит в рабочий режим.
Для управления маршрутным компьютером (выбор меню по кругу) поверните кнопку по часовой стрелке (МК-up) или против часовой стрелки (МК-down).
Для сброса (обнуления) отдельных показаний маршрутного компьютера нажмите кнопку во время индикации конкретного показания
4. БОРТОВОЙ КОМПЬЮТЕР (МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСПЛЕЙ)
Более полное описание бортового компьютера, управление и обнуление данных см. ниже
1 - Экран бортового компьютера
Режимы работы многофункционального дисплея показаны на рис. 1.3.
Рис. 1.3. Показания дисплея:
Режим показаний текущего времени, ч:мин (от 00:00 до 23:59)
Режим показаний напряжения бортовой электрической сети, V (от 6.0 до 18.0)
Режим показаний среднего расхода топлива, л/100 км (от 0.0 до 19.9)
Режим показаний общего расхода топлива, л (от 0 до 9999). Обнуляется кнопкой «Режим»
Режим показаний средней скорости, км/ч (от 0 до 250). Обнуляется кнопкой «Режим»
Режим показаний мгновенного расхода топлива, л/ч (от 0.0 до 19.9)
Режим показаний пробега до заправки, км (от 30 до 999)
Режим показаний времени в пути, ч, мин (от 00:00 до 99:59). Обнуляется кнопкой «Режим»
Режим показаний счетчика суточного пробега, км (от 0.0 до 9999.9)
Режим показаний счетчика пройденного пути, км (от 0 до 999999)
Показания маршрутного компьютера носят информационно-справочный характер.
5. Кнопка установки на нуль показаний суточного пробега/перевода часов и минут.
Для установки на нуль показаний суточного пробега нажмите кнопку и удерживайте ее нажатой не менее 3 секунд.
Для перевода часов и минут поверните кнопку: по часовой стрелке -изменение показаний часов, против часовой стрелки - изменение показаний минут.
6. Указатель уровня топлива.
При остатке топлива менее 8 л стрелка достигает красной зоны шкалы и загорается сигнализатор минимального резерва топлива в баке.
Положение указателя уровня топлива зависит от поверхности, на которой стоит автомобиль, и от загрузки автомобиля.
7. Спидометр.
Указывает скорость движения автомобиля в км/ч.
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПОСТАВЩИКА НА КОМБИНАЦИЮ ПРИБОРОВ - ОПИСАНИЕ, РЕЖИМЫ, ХАРАКТЕРИСТИКИ, РАСПИНОВКА
Комбинации приборов (ООО «Вистеон Автоприбор Электроникс» г. Владимир)
Примечание
Пользовательское описание сигнализаторов см. тут
КОМБИНАЦИЯ ПРИБОРОВ A21R22.3801010

Руководство по эксплуатации A21R22.3801010PЭ
Комбинации приборов (далее по тексту «КП») предназначены для:
• отображения скорости движения;
• отображения пройденного расстояния (общего и суточного пробега);
• отображения оборотов коленчатого вала двигателя;
• отображения уровня топлива;
• отображения температуры охлаждающей жидкости;
• отображения напряжения бортсети;
• отображения информации о запасе хода до технического обслуживания;
• отображения времени в пути;
• отображения среднего расхода топлива;
• отображения остатка хода до заправки;
• отображения средней скорости движения;
• отображения общего расхода топлива;
• отображения мгновенного расхода топлива;
• отображения текущих параметров автомобиля с помощью световых сигнализаторов и звукового сигнала.
КП предназначена для работы в бортсети с номинальным напряжением питания 12 В. КП предназначена для работы в составе автомобилей Газель Next с двигателем Cummins 2.8 соответствующим норме Евро 5.
Внешний вид и расположение приборов КП приведены на рис. 1 и 2

Рисунок 1. Внешний вид КП*.
*изображение и состав символов на КП может не совпадать с рисунком в зависимости от комплектации автомобиля
1. стрелочный прибор для отображения значения оборотов двигателя;
2. стрелочный прибор для отображения значения температуры охлаждающей жидкости;
3. стрелочный прибор для отображения значения уровня топлива;
4. стрелочный прибор для отображения значения скорости;
5. комбинированная кнопка ««Сброс суточного пробега» / «Часы/Минуты»» (далее по тексту «правая кнопка КП»);
6. жидкокристаллический индикатор (далее по тексту ЖКИ);
7. комбинированная кнопка ««Режим» / «Функции маршрутного компьютера»» (далее по тексту «левая кнопка КП»);
8. светодиодный индикатор;

Рисунок 2. Вид сзади. 9. штыревая колодка разъема ХР1 (черная); 10.этикетка идентификационная.
Основные технические характеристики КП
Таблица 1.
Рабочее напряжение |
12 В |
Скорость обмена данными по CAN шине |
500 кбит/с |
Показывающий прибор скорости: |
|
• диапазон показаний • диапазон измеряемых скоростей • цена деления шкалы |
0 - 200 км/ч 20 -200 км/ч 20 км/ч |
Показывающий прибор оборотов коленчатого вала двигателя: |
|
• диапазон показаний • диапазон измерений • цена деления шкалы |
0 - 6000 мин 1000 - 6000 мин'1 500 мин |
Показывающий прибор уровня топлива: |
|
• диапазон показаний • цена деления шкалы |
0-1 1/4 |
Показывающий прибор температуры охлаждающей жидкости |
|
• диапазон показаний |
40-120°С |
• цена деления шкалы |
20 °C |
Емкость счетчика суточного пробега |
999,9 км |
Емкость счетчика общего пробега |
999999 км |
Диапазон показаний остатка хода до техобслуживания |
-99999 - 99999 км |
Формат индикации текущего времени суток |
ЧЧ:ММ (формат 24 часа) |
Диапазон показаний напряжения бортовой электрической сети |
8— 16 V |
Емкость счетчика времени в пути |
99:59 (ЧЧ:ММ) |
Диапазон среднего расхода топлива |
0,0 - 99,9 л/100км |
Диапазон показаний пробега до заправки |
30 - 999 км |
Диапазон показаний значения средней скорости |
0 - 250 км/ч |
Диапазон показаний общего расхода топлива |
0 - 999 л |
Диапазон показаний мгновенного расхода топлива |
0 - 99,9 л/ч |
Диапазон показаний напряжения бортовой электрической сети |
8,0- 16,0 В |
Диапазон показаний пробега до технического обслуживания |
- 99999 - 99999 км |
В КП предусмотрена возможность отображения функций маршрутного компьютера на русском или английском языках.
Смена языка отображения производится по следующему алгоритму:
1. Снять питание по клемме 30 на время не менее 1 мин.;
2. Подать питание по клемме 30;
3. Включить зажигание;
4. КП войдет в режим выбора языка отображения функций маршрутного компьютера;
5. Поворотом левой кнопки КП выбрать необходимый язык и активировать его нажатием левой кнопки КП.
В случае, если в течении 10 сек. после включения зажигания ни один из языков не активирован, КП автоматически активирует ранее выбранный язык отображения функций маршрутного компьютера.
МАРШРУТНЫЙ КОМПЬЮТЕР
Функции маршрутного компьютера отображаются на ЖКИ КП.
Общий вид ЖКИ приведен на рисунке 3, описание функций отображаемых на ЖКИ приведено в таблице 2.
Рисунок 3. Общий вид ЖКИ.
Таблица 2.
№ п/п |
Позиция в соответствии с рис. 2 |
Режим показаний |
Описание |
1 |
1 |
Режим показаний текущего времени суток. |
Отображается в неизменяемой строке** ЖКИ. Настройка часов осуществляется поворотами правой кнопки КП. (Часов - влево, минут - вправо). |
2 |
2 |
Маршрутный компьютер |
Изменяемая строка отображения функций маршрутного компьютера • Концепция управления режимами индикации приведена на блок-схеме 1 • Описание функций приведено в таблице 4 |
3 |
3 |
Режим показаний суточного пробега |
Отображается в изменяемой строке** ЖКИ. Данный режим отображает действительное значение пробега с момента последнего обнуления. Обнуление счетчика суточного пробега осуществляется путем нажатия и удержания в нажатом состоянии не менее 2 сек. правой кнопки КП. |
4 |
4 |
Режим покааний общего пробега |
Отображается в изменяемой строке** ЖКИ. Данный режим отображает действительное значение пробега с момента установки КП. Обнуление счетчика общего пробега не возможно. |
5 |
5 |
Режим показаний напряжения бортовой сети |
Данный режим отображает действительное значение напряжение бортовой электрической сети автомобиля. В случае достижения значения напряжение бортовой электрической сети автомобиля менее 10,8 В или более 15 В КП переходит в прерывистый режим индикации напряжения бортовой электрической сети независимо от выбранного режима. |
7 |
3 |
Режим показаний остатка хода до тех.обслуживания (пробега до ТО) |
Данная функция отображается в следующих случаях (при этом вместо надписи «TRIP» отображается символ Д ): • при повороте левой кнопки КП влево и удержании ее в нажатом состоянии не менее 2 с.; • при достижении значения пробега до ТО равного 500 км. и меньше при каждом включении зажигания; • при достижения значения пробега до ТО равного 0 км. и меньше с дополнительным дублированием звуковым сигналом и надписью «СЕРВИС» на месте отображения общего пробега (поз 5). Значение пробега до ТО программируется на заводе-изготовителе на специальном технологическом оборудовании и составляет по умолчанию 20000 км. Значение пробега до ТО может быть изменено на ранее запрограммированное (см. блок-схему 2). |
** под «неизменяемая/изменяемая строка» подразумевается возможность/не возможность отображения в данной строке других режимов отображаемых по вызову
Блок-схема 1. Концепция выбора режима индикации
Перечень критических сигнализаторов, а так же сигнализаторов, срабатывание которых сопровождается включением сигнализатора «STOP» и/или звуковым сигналом, приведен в таблице 3.
Таблица 3
№ п/п |
Наименование сигнализатора |
Дублирование сигнализатором «STOP» |
Дублирование звуковым сигналом |
Режим работы |
Символ |
1 |
Перегрев двигателя |
Нет |
Да(однократно) |
Непрерывный |
![]() |
2 |
Остаток топлива |
Нет |
Да(однократно) |
Непрерывный |
![]() |
3 |
Критическая неисправность двигателя |
Да |
Да(однократно) |
Непрерывный |
![]() |
4 |
Включение стояночного тормоза |
Да |
Есть (при скорости движения выше 3 км/ч) |
Прерывистый |
![]() |
5 |
Незакрытые двери |
Есть |
Есть (при скорости движения более 3 км/ч) |
Прерывистый |
![]() |
6 |
Аварийное давление масла |
Есть |
Есть (при оборотах двигателя более 500 мин1) |
Непрерывно |
![]() |
7 |
Неисправность рабочих тормозов (низкий уровень тормозной жидкости) |
Есть |
Да (однократно) |
Непрерывно |
![]() |
Таблица 4. Функции маршрутного компьютера
№ п/п |
Наименование функции |
Описание |
1 |
Индикация времени в пути |
• Время в пути определяется как время, в течение которого двигатель работал с момента последнего обнуления; • Обнуление счетчика производится согласно блок-схеме 1. |
2 |
Индикация пробега до заправки |
• Пробег до заправки должен рассчитываться с учетом среднего расхода топлива за последние 30 км пройденного пути и демпфированного значения уровня топлива и является величиной прогнозируемой, а не измеренной. • Обновление показаний происходит каждый километр пройденного пути. |
3 |
Индикация общего расхода топлива |
• Индикатор общего расхода топлива отображает значение израсходованного топлива за определенный промежуток времени в литрах. • Расчет производится при работающем двигателе (обороты более 500). • Обновление показаний производится раз в минуту. • Обнуление счетчика производится согласно блок-схеме 1. |
4 |
Индикация мгновенного расхода топлива |
• Индикатор мгновенного расхода топлива отображает действительное значение мгновенного расхода топлива, передаваемое по общей шине с CAN-интерфейсом в литрах в час. |
5 |
Индикация среднего расхода топлива |
• Средний расход топлива рассчитывается исходя из усредненного значения мгновенного расхода топлива за 1 км пройденного пути и средней скорости за тот же отрезок пути. • Индикация среднего расхода топлива начинает отображаться после 1км пробега с момента включения 30 клеммы или обнуления значений среднего расхода до этого на ЖКИ индицируется «-.-». • Обнуление счетчика производится согласно блок-схеме 1. |
6 |
Индикация средней скорости движения |
• Значения скорости усредняется с интервалом 50 мс. |
7 |
Индикация необходимости проведения технического обслуживания |
• Индикация необходимости проведения технического обслуживания отображается на месте суточного пробега в течении времени равном 5 сек (при этом вместо надписи «TRIP» отображается символ «гаечный ключ») в следующих случаях: а) при повороте левой кнопки комбинации приборов влево и удержании ее в нажатом состоянии не менее 2 с.; б) при достижении значения пробега до ТО равного 500 км. и меньше при каждом включении зажигания; в) при достижения значения пробега до ТО равного 0 км. и меньше с дополнительным дублированием звуковым сигналом и надписью «СЕРВИС» на месте отображения общего пробега. • Значение пробега до ТО программируется на заводе-изготовителе на специальном технологическом оборудовании и составляет по умолчанию 20 000 км • Значение пробега до ТО может быть изменено на ранее запрограммированное по алгоритму согласно блок-схеме 2 |
Блок-схема 2. Алгоритм сброса пробега до ТО.
КП имеет режим «самотестирования» для проверки работоспособности стрелочных приборов и аварийных сигнализаторов. Для входа в режим, необходимо удерживая в нажатом положении левую кнопку КП включить зажигание. При этом стрелки показывающих приборов два раза перемещаются из начального положения к верхнему значению диапазона показаний и обратно, в строках отображения суточного и общего пробега отображается партномер комбинации приборов, номер версии программного обеспечения, серийный номер изделия, дата компиляции программного обеспечения; попеременно загораются сигнализаторы:
• критической неисправности двигателя |
![]() |
• КМПСУД (Check engine) |
![]() |
• MIL |
![]() |
• предпусковой прогрев двигателя |
![]() |
• вода в топливе |
![]() |
• включения ручного тормоза |
![]() |
• неисправности тормозной системы |
![]() |
• аварийного давления масла |
![]() |
• высокой температуры выхлопа |
![]() |
• регенерации сажевого фильтра |
![]() |
• перегрев двигателя |
![]() |
• СТОП |
![]() |
• низкий уровень топлива |
![]() |
• незакрытые двери |
![]() |
• низкого уровня охлаждающей жидкости |
![]() |
• работы/неисправности ESP |
![]() |
• принудительного отключения ESP |
![]() |
Режим «самотестирования» прерывается в следующих случаях:
• после движения стрелок показывающих приборов КП от начальной отметки шкалы до максимальной и обратно (2 цикла);
• при появлении сигнала оборотов коленчатого вала двигателя или спидометра;
• при выключении зажигания.
После окончания режима «самотестирования» КП переходит в рабочий режим.
Перечень функций, управление которыми осуществляется по CAN-шине, приведен в таблице 5.
Таблица 5.
№ п/п |
Наименование функции |
1 |
Показывающий прибор скорости |
2 |
Показывающий прибор оборотов двигателя |
3 |
Показывающий прибор температуры охлаждающей жидкости |
4 |
Индикатор напряжения бортовой электрической сети |
5 |
Индикация мгновенного расхода топлива |
Перечень сигнализаторов, управление которых осуществляется по общей шине с CAN интерфейсом, приведен в таблице 6.
Таблица 6.
№ п/п |
Наименование сигнализатора |
Символ |
1 |
КМПСУД (Check engine) |
![]() |
2 |
MIL |
![]() |
3 |
Критическая неисправность двигателя |
![]() |
4 |
Прогрев двигателя |
![]() |
5 |
Наличия воды в топливе |
![]() |
6 |
Аварийного давления масла3 |
![]() |
7 |
Регенерации сажевого фильтра |
![]() |
8 |
Высокой температуры выхлопа |
![]() |
9 |
Перегрев двигателя |
![]() |
10 |
Работы/неисправности ESP2 |
![]() |
11 |
Принудительного отключения ESP2 |
![]() |
2 В зависимости от модификаций автомобиля может быть неактивен.
3 В зависимости от модификации автомобиля может управляться как по CAN, так и напрямую с датчика
Назначение вывод штыревой колодки КП приведено в таблице 7.
Таблица 7.
№ контакта3 |
Назначение |
Управляющий сигнал |
Символ сигнализатора (если сигнализатор) |
1 |
Резерв |
не используется |
|
2 |
К клемме 15 выключателя зажигания |
Плюс питания |
|
3 |
К датчику неисправности рабочих тормозов (низкий уровень тормозной жидкости) |
Минус |
![]() |
4 |
К генератору (неисправность генератора) |
Минус |
![]() |
5 |
К датчику работы ABS |
Плюс питания или обрыв |
![]() |
6 |
К датчику включения блокировки межосевого дифференциала4 |
Минус |
![]() |
7 |
К выключателю включения габаритных огней |
Плюс |
![]() |
8 |
Корпус |
Минус |
|
9 |
К выключателю указателей поворота (правый борт) |
Плюс |
![]() |
10 |
К датчику незакрытых дверей |
Минус |
![]() |
11 |
Признак наличия системы ESP |
ESP отсутствует -замкнут на минус Автомобиль оснащен системой ESP - обрыв |
|
12 |
К выключателю дневных ходовых огней |
Плюс |
![]() |
13 |
К датчику неисправности EBD |
Плюс питания или обрыв |
![]() |
14 |
К датчику аварийного давления масла5 |
Минус |
![]() |
15 |
К датчику включения пониженной передачи4 |
Минус |
![]() |
16 |
К выключателю указателей поворотов (левый борт) |
Плюс |
![]() |
17 |
К выключателю дальнего света фар |
Плюс |
![]() |
18 |
Корпус |
Минус |
|
19 |
К датчику незакрытых распашных дверей салона5 |
Плюс питания или обрыв |
![]() |
20 |
К клемме 30 аккумуляторной батареи |
Плюс |
|
21 |
Резерв |
не используется |
|
22 |
Резерв |
не используется |
|
23 |
Резерв |
не используется |
|
24 |
К датчику включения заднего противотуманного фонаря |
Плюс |
![]() |
25 |
Резерв |
не используется |
|
26 |
К выключателю ближнего света фар |
Плюс |
![]() |
27 |
К датчику уровня топлива |
Аналоговый (Резистивный датчик) |
|
28 |
Резерв |
не используется |
|
29 |
К салонной кнопке «требование остановки» |
Кратковременный минус |
![]() |
30 |
CAN High |
Цифровой сигнал в соответствии с протоколом J 1939 |
|
31 |
Резерв |
не используется |
|
32 |
К регулятору подсветки КП (в МУС) |
ШИМ |
|
33 |
Резерв |
не используется |
|
34 |
Резерв |
не используется |
|
35 |
К датчику блокировки дифференциала заднего моста |
Минус |
|
36 |
К датчику блокировки дифференциала переднего 4 моста4 |
Минус |
|
37 |
К датчику низкого уровня охлаждающей жидкости |
Минус |
|
38 |
К датчику включения стояночного тормоза |
Минус |
|
39 |
Резерв |
не используется |
|
40 |
CAN Low |
Цифровой сигнал в соответствии с протоколом J 1939 |
3 Нумерация контактов в соответствии с рисунком 4
4 Для полноприводных автомобилей
5 В зависимости от модификаций автомобиля может не использоваться
Рисунок 4. Нумерация контактов штыревой колодки КП
Гарантии изготовителя
Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие комбинации приборов требованиям ТУ37.453.227-2013 при соблюдении потребителем условий эксплуатации, хранения и транспортирования. Гарантийный срок эксплуатации комбинаций приборов должен быть равен гарантийному сроку эксплуатации автомобиля, на который они установлены, но не более 36 месяцев со дня ввода в эксплуатацию автомобиля при гарантийной наработке, не превышающей 150 000 км пробега автомобиля.