Руководство по ремонту ГАЗель
- NEXT -

Система охлаждения двигателя


См. также
Особенности системы охлаждения дв. Evotech
Особенности системы охлаждения дв. VW TDI2.0

Минимальная рекомендуемая рабочая температура охлаждающей жидкости, °C

71

Максимально допустимая температура охлаждающей жидкости, °C

110

Система охлаждения жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости. Система состоит из водяной рубашки в блоке и головке цилиндров двигателя, насоса охлаждающей жидкости (водяного насоса), вентилятора с вязкостной муфтой, верхнего и нижнего кожухов вентилятора, термостата, радиатора системы охлаждения, расширительного бачка, пробки с клапанами, трубопроводов, сливного крана радиатора, датчика указателя температуры охлаждающей жидкости и сигнализатора аварийно-высокой температуры охлаждающей жидкости, датчика уровня охлаждающей жидкости.

В систему охлаждения двигателя включен радиатор основного отопителя (рис. 2.7) с краном управления системы отопления кабины.

На части автомобилей с трехместной кабиной в системе отопления может устанавливаться предпусковой подогреватель-отопитель с электронасосом (рис. 2.7, б).

На части автомобилей с семиместной кабиной в системе отопления может устанавливаться дополнительный отопитель (рис. 2.7, в) и предпусковой подогреватель-отопитель с электронасосом.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов предусмотрен указатель температуры. Кроме того, в комбинации приборов имеются сигнальные лампы, загорающиеся при температуре охлаждающей жидкости свыше допустимой и уровне охлаждающей жидкости ниже минимума.

Рис. 2.7. Схемы системы охлаждения двигателя: а - для автомобилей без предпускового подогревателя-отопителя; б - для автомобилей с предпусковым подогревателем-отопителем (Для автомобилей с трехместной кабиной); в - для автомобилей с предпусковым подогревателем-отопителем и дополнительным отопителем (Для автомобилей с семиместной кабиной): 1 - пробка расширительного бачка; 2,3 - верхние шланги расширительного бачка; 4 - нижний отводящий шланг радиатора (к насосу охлаждающей жидкости); 5 - водяной насос; 6 - вентилятор с вязкостной муфтой; 7 - радиатор системы охлаждения; 8 - термостат; 9 - сливной кран радиатора; 10 - верхний подводящий шланг радиатора (от термостата); 11 - трубопровод подвода охлаждающей жидкости к охладителю системы рециркуляции отработавших газов; 12 - трубопровод отвода охлаждающей жидкости от охладителя системы рециркуляции отработавших газов; 13 - охладитель системы рециркуляции отработавших газов; 14,15,16,18,19,23,28,30 - шланги; 17 - кран управления отопителем; 20 -основной отопитель; 21 - двигатель; 22 - трубопровод отопителя; 24 - - шланг от расширительного бачка к водяному насосу; 25- расширительный бачок; 26- датчик уровня охлаждающей жидкости; 27 - предпусковой подогреватель-отопитель (с электронасосом в сборе); 29 -дополнительный отопитель

Радиатор (рис. 2.8) трубчато-ленточный, с вертикальными бачками из полимерных композиционных материалов. Радиатор крепится на основании рамки радиатора (фронтенде) с помощью специальных элементов (замков радиатора и фронтенда) и двух болтов. В нижней части правого (по направлению движения автомобиля) бачка радиатора расположен кран для слива охлаждающей жидкости. На радиаторе закреплен верхний кожух вентилятора.


Рис. 2.8. Установка радиатора системы охлаждения: 1 - основание рамки радиатора(фронтенд); 2 - болт; 3 - уплотнители; 4 - радиатор; 5 - подушка; 6 - гайка; 7 - кожух вентилятора верхний; 8,10 - шланги; 9 - кран сливной

Расширительный бачок (рис. 2.9) установлен в подкапотном пространстве с левой стороны по направлению движения автомобиля и закреплен на кронштейне и надставке щитка передка.


Рис. 2.9. Установка расширительного бачка: 1 - надставка щитка передка; 2 - расширительный бачок; 3,4,6 - шланги; 5 - датчик уровня охлаждающей жидкости; 7 - кронштейн расширительного бачка

В верхней части бачка имеются две трубки: одна соединена шлангом с термостатом, а другая - с патрубком радиатора. В нижней части бачка расположен патрубок, соединенный шлангом с водяным насосом.

В расширительный бачок установлен датчик уровня охлаждающей жидкости.

Проверка расширительного бачка на герметичность. Герметичность бачка проверять в водяной ванне под давлением воздуха 150-200 кПа (1,5-2,0 кгс/см2) в течение 30 с. Появление пузырьков воздуха не допускается.

Бачок относится к необслуживаемым и неремонтируемым изделиям, при выходе из строя заменить на новый.

Пробка расширительного бачка (рис. 2.10) состоит из пластмассового корпуса с резьбой и блока клапанов. Пробка крепится на горловине расширительного бачка через резиновую прокладку.


Рис. 2.10. Пробка расширительного бачка: 1 - блок клапанов; 2 - прокладка; 3 - корпус

Блок клапанов обеспечивает выравнивание давления системы охлаждения и окружающей среды после остановки работы двигателя и остывания охлаждающей жидкости, а также поддержание избыточного давления при повышении температуры охлаждающей жидкости.

Поддержание избыточного давления в системе охлаждения повышает температуру закипания охлаждающей жидкости до 120 °С.

Периодически необходимо проверять начало открытия выпускного клапана давлением воздуха. Появление пузырьков воздуха (при погружении пробки в воду) должно происходить при давлении 0,11-0,15 МПа (1,1-1,5 кгс/см2). Допускается проверку проводить при установке пробки на технологический расширительный бачок.

Описание вентилятора радиатора и его муфты см. тут

Уход за системой охлаждения

Уход за системой охлаждения заключается в ежедневной проверке уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе, герметичности системы, в периодической проверке плотности и замене охлаждающей жидкости согласно Сервисной книжке автомобиля.

При сильном загрязнении радиаторов охлаждающей жидкости и надувочного воздуха или при снижении эффективности системы охлаждения произвести очистку и промывку сердцевин радиаторов струей воды под давлением с применением шампуня для бесконтактной мойки автомобилей.

Описание системы охлаждения от производителя двигателя Cuumins

Система охлаждения предназначена для поддержания рабочей температуры двигателя на требуемом уровне. Часть тепла, создаваемого в двигателе, поглощается охлаждающей жидкостью, проходящей через каналы в блоке и головке блока цилиндров. Затем это тепло отбирается от охлаждающей жидкости воздухом, когда она проходит через радиатор.

Охлаждающая жидкость поступает в водяной насос, расположенный под крышкой передних распределительных шестерен и создающий давление в системе охлаждения. и попадает в отверстия в верхней поверхности блока цилиндров и прокладки головки блока цилиндров. Они выполнены вокруг каждого цилиндра и между цилиндрами. Охлаждающая жидкость попадает в головку блока цилиндров, обтекая перемычку клапанов и места установки форсунок. Затем она проходит к выпускным каналам в головке блока цилиндров через места подсоединения к комплектному оборудованию и в корпус термостата. Пока двигатель не прогреется до температуры открытия термостата, охлаждающая жидкость через перепускной трубопровод подается на вход водяного насоса. Как только двигатель прогреется до температуры открытия термостата, тот откроется, и охлаждающая жидкость начнет проходить через радиатор. При этом будет перекрыт перепускной канал, по которому она попадала к водяному насосу.

Схема системы охлаждения

1. Поток охлаждающей жидкости из радиатора, 2. Входной патрубок водяного насоса, 3. Насос системы охлаждения, 4. Поток охлаждающей жидкости из водяного насоса в блок цилиндров, 5. Нагреватель охлаждающей жидкости, 6. Поток охлаждающей жидкости вокруг гильз цилиндров, 7. Поток охлаждающей жидкости от блока цилиндров к головке блока цилиндров, 8. Поток охлаждающей жидкости из головки блока цилиндров на корпус термостата, 9. Термостат закрыт, а перепускной канал открыт, 10. Перепуск охлаждающей жидкости в водяной насос, 11. Термостат открыт, а перепускной канал закрыт, 12. Возврат охлаждающей жидкости в радиатор, 13. Поток охлаждающей жидкости из маслоохладителя в главную впускную магистраль охлаждающей жидкости двигателя, 14. Маслоохладитель, 15. Проход охлаждающей жидкости через маслоохладитель, 16. Поток охлаждающей жидкости из водяного насоса в маслоохладитель

    1. Корпус термостата 2. Поток охлаждающей жидкости из модуля передней крышки в охладитель системы рециркуляции отработавших газов 3. Поток охлаждающей жидкости через охладитель системы рециркуляции отработавших газов 4. К клапану системы рециркуляции отработавших газов 5. Клапан системы рециркуляции отработавших газов 6. Магистраль слива охлаждающей жидкости из клапана системы рециркуляции отработавших газов 7. Магистраль слива охлаждающей жидкости из охладителя системы рециркуляции отработавших газов в корпус термостата 8. Насос системы охлаждения 9. Обводной патрубок системы охлаждения 10. Пробка для выпуска воздуха из охладителя системы рециркуляции отработавших газов

Рабочий диапазон термостата 82 - 95°C
Максимально допустимая температура на выходе водяного патрубка 107°C
Минимальная рекомендованная рабочая температура 71°C
Минимальное рекомендованное рабочее давление, поддерживаемое крышкой горловины 100 кПа

Наличие воздуха в охлаждающей жидкости может привести к её потере через перепуск при нагреве - воздух расширяется при нагревании, давление в системе увеличивается, и крышка перепуска открывается.

Аналогичным образом охлаждающая жидкость может быть вытеснена продуктами сгорания, попадающими в систему охлаждения через негерметичную прокладку головки блока цилиндров.

Из-за наличия давления в системе смазки и системе охлаждения нарушение герметичности между ними (например, в прокладке головки или в маслоохладителе) может привести к смешиванию масла и охлаждающей жидкости.

Категорически не допускается эксплуатация двигателя без термостата. При его отсутствии охлаждающая жидкость пойдет по пути наименьшего сопротивления через перепускной канал на вход водяного насоса. Это может привести к перегреву двигателя.

В зависимости от модели двигателя температурный диапазон термостата выбирается из различных вариантов. Номер по каталогу и номинальная рабочая температура указаны на корпусе термостата.

Поврежденный или ошибочный водяной насос может привести к перегреву двигателя.

При диагностике неисправностей системы охлаждения двигателя крышке радиатора/расширительного бака, как правило, уделяется меньше всего внимания. В системе охлаждения используется герметичная крышка радиатора для предотвращения закипания жидкости. Неправильный подбор крышки или её неисправность может к тому же привести к утечке охлаждающей жидкости и перегреву двигателя..

Воздух, проходящий через ребра радиатора за счет разрежения, которое создает вентилятор, отбирает тепло у охлаждающей жидкости, которая прокачивается через радиатор водяным насосом. Посторонние предметы (клочки бумаги, сухая трава, волокна ткани, пыль и пр.) могут застрять между ребрами, мешая прохождению воздуха. Это снизит эффективность работы радиатора.

Радиатор нужно периодически проверять на отсутствие погнутых или сломанных ребер и утечек охлаждающей жидкости.

Разорванные или поврежденные шланги системы охлаждения могут привести к перегреву двигателя. Проверьте все шланги на отсутствие трещин, порезов или разрывов. Замените все поврежденные шланги.

Будучи эластичными, силиконовые шланги системы охлаждения двигателя могут раздуваться.

 

Кожух вентилятора предназначен для придания направления воздуху от вентилятора системы охлаждения. Отсутствующий или поврежденный кожух вентилятора снижает количество воздуха, подаваемого вентилятором, и приводит к перегреву двигателя.

Проверьте кожух вентилятора на отсутствие повреждений и/или нарушения крепления к вентилятору.

Проверьте исправность работы датчика температуры воздуха.

Утепляющие чехлы могут использоваться для сокращения времени прогрева двигателя и способствуют сохранению тепла двигателя в местах с холодным климатом.

Утепляющие чехлы должны прикрывать только часть радиатора спереди, оставляя место для прохода воздуха.

Если не оставить часть передней стороны радиатора открытой для воздушного потока или не снять утепляющие чехлы при повышении температуры окружающего воздуха, это может привести к перегреву двигателя.

Если на двигателе установлена вязкостная муфта вентилятора, проверьте температуру охлаждающей жидкости, при которой происходит включение вентилятора. Вязкостные муфты вентилятора обычно включаются датчиком, установленным позади радиатора и контролирующим температуру воздуха.

Некоторые модели вязкостных муфт вентилятора могут иметь электронное управление.

Если температура воздуха достигает заданного уровня, который определяется температурной настройкой используемого датчика, термочувствительный элемент перемещает исполнительный механизм, который позволяет вязкой жидкости включить привод вентилятора и увеличить частоту его вращения. Для получения более подробной информации

Фирма Cummins рекомендует включать вентилятор, когда температура охлаждающей жидкости достигает 96°C .

Температура охлаждающей жидкости выше нормы, перегрев двигателя

Некоторые причины, способные привести к перегреву двигателя

• Закрыт утепляющий чехол или передний фартук радиатора.

• Жалюзи радиатора открываются не до конца, или неправильно отрегулирован термостат управления открытием жалюзи

• Повреждены или засорены ребра промежуточного воздушного охладителя, радиатора или конденсатора кондиционера

• Проверьте ребра промежуточного воздушного охладителя, конденсатора кондиционера и радиатора. При необходимости очистите.

• Уровень охлаждающей жидкости ниже нормы

• Концентрация антифриза в охлаждающей жидкости не соответствует норме

• Повреждены или отсутствуют кожух вентилятора или дефлекторы рециркуляции воздуха

• Поврежден приводной ремень вентилятора, или ослаблено его натяжение

• Неисправны привод вентилятора или система управления вентилятором.

• Неисправен указатель или датчик температуры охлаждающей жидкости

• Крышка радиатора неправильно подобрана, неисправна или рассчитана на низкое давление

• Термостат неправильно подобран или неисправен.

• Деформация, засорение или негерметичность шланга системы охлаждения

• Засорены, закупорены или неправильно проложены магистрали подачи охлаждающей жидкости или отвода воздуха

• Температура воздуха во впускном коллекторе выше нормы

• Уровень масла выше или ниже нормы

• Наличие грязи, накипи или осадка в системе охлаждения

• Масло загрязнено охлаждающей жидкостью или топливом

• Охлаждающая жидкость загрязнена маслом

• Неисправен водяной насос

• Радиатор засорен или имеет внутренние повреждения

• В систему охлаждения поступает воздух или продукты сгорания.

• Убедитесь в отсутствии воздуха или продуктов сгорания в системе охлаждения.










Двигатель Cummins 2.8
Снятие двигателя
Замена опор двигателя
Разборка двигателя
Ремонт блока цилиндров
Сборка двигателя
Замена шатунных подшипников
Замена коренных подшипников
Снятие ГБЦ, замена прокладки
Замена форсунок охлаждения поршней
Замена маслосъёмных колпачков
Снятие крышки ГБЦ, замена прокладки
Клапан системы вентиляции картера
Регулировка зазоров клапанов
Коромысла клапанов, толкатели
Замена приводного ремня
Снятие шкива коленвала
Замена переднего сальника коленвала
Замена заднего сальника коленвала
Масляный насос (передняя крышка блока)
Снятие маховика
Шатунно-поршневая группа
Замена цепи ГРМ
Снятие распредвала
Снятие корпуса звездочки распредвала
Снятие коленвала
Кронштейн вспомогательных агрегатов
Установка поршня в ВМТ
Система смазки
Замена нагревателя масла
Замена маслоохладителя
Снятие трубки масляного щупа
Замена масла и фильтра
Снятие поддона, замена прокладки
Редукционный клапан системы смазки
Система охлаждения
Проверка и замена охлаждающей жидкости
Снятие радиатора
Нагреватель охлаждающей жидкости
Замена термостата, проверка
Снятие корпуса термостата
Вентилятор радиатора и его муфта
Замена опоры вентилятора радиатора
Замена помпы
Замена шланга термостата
Снятие расширительного бачка
Топливная система
Топливный модуль
Замена топливного фильтра
Снятие корпуса топливного фильтра
Проверка пробки топливного бака
Снятие топливного бака
Снятие топливного насоса-дозатора
Замена ТНВД
Топливные трубки
Снятие топливной рампы
Снятие топливных форсунок
Прокачка топливной системы
Проверка давления в топливной системе
Редукционный клапан топливной рампы
Система впуска воздуха
Замена воздушного фильтра
Снятие корпуса воздушного фильтра
Привод воздушной заслонки
Снятие турбокомпрессора
Привод клапана турбокомпрессора
Снятие впускного коллектора
Подогреватель впускного воздуха
Снятие охладителя наддува
Система выпуска
Снятие глушителя и системы выпуска
Снятие выпускного коллектора
Шланги и трубки системы рециркуляции
Снятие охладителя системы рециркуляции
Снятие клапана системы рециркуляции
Замена нейтрализатора отработавших газов
Очистка отработавших газов (для Евро-6)
О системе рециркуляции EGR