Проверка уровня и замена охлаждающей жидкости
Меры предосторожности
При обслуживании системы охлаждения следует иметь в виду, что охлаждающая жидкость ядовита и огнеопасна, так как в своем составе содержит этиленгликоль, обладающий ядовитым и наркотическим действием и способностью проникать в организм через кожу.
При попадании в организм через рот охлаждающая жидкость вызывает хроническое отравление с поражением жизненно важных органов человека (действует на сосуды, почки, нервную систему).
Поэтому при использовании охлаждающей жидкости необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
- не засасывать жидкость ртом при ее переливании;
- во время работы с охлаждающей жидкостью не курить и не принимать пищу;
- в тех случаях, когда при работе возможно разбрызгивание охлаждающей жидкости, пользоваться защитными очками;
- открытые участки кожи, на которые попала охлаждающая жидкость, необходимо промыть водой с мылом.
ПРОВЕРКА УРОВНЯ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
Проверку уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке 1 (рис. 2.12) проводить только на холодном двигателе.
Уровень жидкости в расширительном бачке должен быть не ниже метки MIN и не выше верхнего сварного фланца бачка (метка MAX).
Рис. 2.12. Расширительный бачок: 1 - бачок; 2 - пробка
Низкозамерзающие охлаждающие жидкости имеют высокий коэффициент теплового расширения - при увеличении температуры их объем существенно увеличивается. В связи с этим следует проверять уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке только на холодном двигателе и не следует заливать жидкость в расширительный бачок выше максимального уровня.
Перед добавлением охлаждающей жидкости рекомендуется замерить ее плотность в расширительном бачке. При увеличении плотности уровень охлаждающей жидкости понизился в результате испарения воды. В этом случае для сохранения плотности и температуры замерзания охлаждающей жидкости следует доливать дистиллированную воду.
При неизменной плотности уровень охлаждающей жидкости понизился в результате утечки охлаждающей жидкости. В этом случае следует доливать охлаждающую жидкость. В случае частой доливки проверить герметичность системы и устранить подтекание.
Предостережение
Не допускается использование воды в качестве охлаждающей жидкости. Применение воды приводит к появлению коррозии и образованию накипи, которая забивает протоки в головке, блоке цилиндров и радиаторе, из-за чего ухудшается циркуляция жидкости и теплоотвод от деталей двигателя. Это, в результате, приводит к систематическому перегреву, интенсивному износу деталей и выходу двигателя из строя. В холодное время года замерзание воды в системе охлаждения может привести к поломке блока цилиндров, головки цилиндров и радиатора.
ПРОВЕРКУ ПЛОТНОСТИ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ проводить при сезонном обслуживании перед началом зимней эксплуатации с помощью ареометра и термометра. Плотность должна быть следующей:
«Coll Stream Premium 40».......................................1,069-1,072 г/см3 (при температуре жидкости плюс 20 °С)
«Coll Stream Premium 65».......................................1,083-1,085 г/см3 (при температуре жидкости плюс 20 °С)
«ES Compleat»...................................................1,07 г/см3 (при температуре жидкости плюс 15 °С)
«NIAGARA-RED 40»..............................................1,065-1,085 г/см3
«NIAGARA-RED 65»..............................................1,085-1,100 г/см3
Антифриз «FELIX CARBOX»..................................1,065-1,085 г/см3
Антифриз (-65) «FELIX CARBOX»............................ 1,085-1,130 г/см3
При другой температуре жидкости провести корректировку измерения. При несоответствии плотности указанным величинам заменить охлаждающую жидкость.
ЗАМЕНА
Согласно рекомендации завода-изготовителя охлаждающую жидкость следует заменять не реже чем через пять лет эксплуатации (в зависимости от используемой марки охлаждающей жидкости).
Замену охлаждающей жидкости необходимо проводить в связи с тем, что она начинает терять антикоррозионные свойства.
Рекомендуется раз в сезон (осенью) проверять охлаждающую жидкость на помутнение. Для этого слить около 50 мл охлаждающей жидкости из блока цилиндров. Если жидкость значительно помутнела, значит начался интенсивный процесс коррозии. В данном случае необходимо незамедлительно заменить охлаждающую жидкость с обязательной промывкой всей системы, как указано далее.
Замену охлаждающей жидкости необходимо проводить с промывкой системы охлаждения для лучшего удаления остатков старой охлаждающей жидкости, так как присадки свежей охлаждающей жидкости могут вступить в реакцию со старой жидкостью и ресурс свежезалитой охлаждающей жидкости в этом случае будет меньше. Для промывки использовать чистую дистиллированную или мягкую (содержание солей не более 6 мг-экв/л) воду.
Установить автомобиль на горизонтальную площадку;
При включенном зажигании на панели приборов переведите рукоятку регулятора температуры подаваемого воздуха в режим максимального нагрева
Выключите зажигание и отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи. (зажигание выключить при включенном отопителе);
Снимите корпус воздушного фильтра (см. тут)
Слить охлаждающую жидкость, для чего необходимо:
- надеть на штуцер сливного крана отрезок шланга и вывести его под автомобиль. Подставить под шланг ёмкость для сбора сливаемой жидкости.
- открыть кран отопителя
- снять пробку расширительного бачка;
- слить охлаждающую жидкость, открыв сливной кран на радиаторе;
- после того как вся жидкость вытечет, заверните кран радиатора.
Промыть систему охлаждения в следующем порядке:
- заполнить систему охлаждения чистой дистиллированной или мягкой водой и завернуть пробку расширительного бачка;
- запустить двигатель и прогреть его при средней частоте вращения коленчатого вала до температуры открытия термостата, для циркуляции жидкости через радиатор, дать двигателю поработать 5-7 мин;
- заглушить двигатель, дать остыть и слить воду;
- закрыть сливной кран и повторить вышеперечисленные операции промывки еще один раз, используя свежую воду.
Произвести заправку системы охлаждения в следующей последовательности:
- открыть кран отопителя (зажигание выключить при включенном отопителе);
- заполнить свежей охлаждающей жидкостью рекомендуемой марки расширительный бачок на уровне верхнего сварного фланца расширительного бачка (метка MAX) (см. рис. 2.12). Жидкость заливать медленно, непрерывной струей. Если уровень жидкости в расширительном бачке перестал понижаться, энергично сжать 2-3 раза нижний шланг радиатора;
Для лучшего заполнения системы жидкостью и удаления из нее воздуха на трубопроводе от водораспределителя к радиатору отопителя салона расположено дренажное отверстие, закрытое резьбовой пробкой. Во время заливки жидкости положите под трубопровод кусок обтирочной ткани и выверните пробку. При появлении жидкости из отверстия вверните пробку на место. Удалите потеки жидкости обтирочной тканью.
Из-за наличия воздуха в системе залить всю норму заправки жидкости без пуска двигателя невозможно. Для удаления воздушных пробок после заливки свежей охлаждающей жидкости выполнить следующее:
- запустить двигатель, прогреть до температуры открытия основного клапана термостата. После понижения уровня жидкости в расширительном бачке долить в него охлаждающую жидкость и закрыть пробку бачка;
- заглушить двигатель, дать ему остыть, снова довести уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке до нормы и закрыть пробку расширительного бачка;
- прогреть двигатель до температуры открытия термостата и дать двигателю поработать 3-5 мин (циклами) при различной частоте вращения коленчатого вала: 3000 мин-1 - 0,5 мин; 1500 мин-1 - 0,5 мин; минимальные обороты холостого хода - 0,5 мин. Снова довести уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке до нормы;
- установить пробку на расширительный бачок.
Через несколько дней эксплуатации автомобиля после замены охлаждающей жидкости проконтролируйте ее уровень. При необходимости долейте жидкость.
Если через очень короткое время свежая охлаждающая жидкость изменила цвет на коричневый, значит, вы залили подделку, в которую изготовители «забыли» добавить ингибиторы коррозии.