Снятие и установка топливного бака
Топливный бак в эксплуатации не требует регулярного специального обслуживания, однако периодически (примерно раз в 2-3 года) рекомендуется снимать его с автомобиля, сливать отстой и промывать чистым топливом. В целях профилактики, чтобы уменьшить интенсивность образования отстоя, рекомендуется заправлять бак топливом через мелкую латунную сетку, задерживающую воду. Кроме того, зимой и при длительном хранении автомобиля лучше держать бак как можно более полным, чтобы при перепадах температуры окружающего воздуха на его стенках не образовывался конденсат или иней, превращающийся во время оттепели в воду.
Примечание:
В зависимости от модификации и г.в. автомобиля топливный бак может быть штампованным металлическим, или пластиковым.
металлический бак
пластиковый бак
Топливный расположен с левой стороны от лонжерона рамы (рис. 2.14, 2.15) и закреплен с помощью кронштейнов и хомутов. На кронштейны крепления топливного бака установлены резиновые прокладки.
Рис. 2.14. Установка топливного бака автомобиля с трехместной кабиной: 1- бак топливный с модулем топливозаборника; 2 - топливопровод предпускового подогревателя-отопителя (Для автомобилей, оборудованных предпусковым подогревателем-отопителем); 3,6 - упоры; 4,5,12,17,19,24 - гайки; 7 - пробка топливного бака; 8 - скоба; 9 - фильтр воздушный; 10 - кронштейн; 11,16,21,22 - болты; 13 - гайка воздушного фильтра; 14 - хомут; 15 - паровоздушная трубка в сборе со шлангами; 18 - кронштейн топливного бака; 20,28 - кронштейны хомута; 23 - хомут топливного бака; 25 - обечайки; 26 - шплинт; 27 - палец
Рис. 2.15. Установка топливного бака автомобиля с семиместной кабиной: 1- бак топливный с модулем топливозаборника; 2 - топливопровод предпускового подогревателя-отопителя (Для автомобилей, оборудованных предпусковым подогревателем-отопителем); 3,6 - упоры; 4,5,12,17,19,24 - гайки; 7 - пробка топливного бака; 8 - скоба; 9 - фильтр воздушный; 10 - кронштейн; 11,16,21,22 - болты; 13 - гайка воздушного фильтра; 14 - хомут; 15 - паровоздушная трубка в сборе со шлангами; 18 - кронштейн топливного бака; 20,28 - кронштейны хомута; 23 - хомут топливного бака; 25 - обечайки; 26 - шплинт; 27 - палец
На топливном баке закреплены топливопроводы и вмонтирован многофункциональный клапан с фильтром.
Наливная труба топливного бака закрыта пробкой с предохранительным клапаном и клапаном разрежения.
Заправочный объём пластикового топливного бака - 80 л. Принудительная заливка дополнительного количества топлива не допустима.
Для замены топливного бака, топливных трубок, установленных на нем, технического обслуживания или замены модуля топливозаборника, топливный бак необходимо снять с автомобиля.
Проверка герметичности топливного бака. Герметичность топливного бака и его соединений с модулем топливозаборника и топливными трубками следует проверять воздухом под давлением 30-35 кПа (0,3-0,35 кгс/см2) в ванне с водой в течение 10 с. Проверку герметичности проводить с заглушенными топливными трубками, наливной трубой топливного бака и многофункциональным клапаном. Выход пузырьков воздуха не допускается.
Снятие пластикового топливного бака (для рис. выше)
- снять пробку топливного бака и слить топливо из топливного бака в ёмкость с помощью трубки со специальным сифоном-насосом, предварительно установленной в наливную трубу бака;
- отсоединить от основания платформы и снять боковое ограждение;
- отсоединить провода от аккумуляторной батареи;
- отсоединить фильтр воздушный с паровоздушной трубкой топливного бака от передней балки платформы;
- вынуть паровоздушную трубкой топливного бака из скобы крепления к кронштейну топливного бака (Для автомобилей с семиместной кабиной);
- отсоединить сливной и подающий топливопроводы топливного бака и топливопровод предпускового подогревателя-отопителя 2) от топливоппроводов автомобиля;
- отсоединить электрический разъем проводов датчика уровня топлива модуля топливозаборника;
- отсоединить «массовый» провод от горловины топливного бака и извлечь из скобы крепления к кронштейну топливного бака;
- при необходимости (если в баке большой остаток топлива) установить под топливный бак монтажную тележку - подъемник;
- отсоединить наружные концы хомутов крепления топливного бака от кронштейнов 18 (см. рис. 2.14, 2.15), предварительно расшплинтовав и вынув пальцы из отверстий кронштейнов, внутренние концы хомутов от кронштейнов 20 и 28, предварительно отвернув гайки болтов крепления, и снять хомуты;
- снять топливный бак с помощью монтажной тележки (подъемника) с автомобиля;
- отсоединить шланг паровоздушной трубки от многофункционального клапана и снять воздушный фильтр с паровоздушной трубкой в сборе с топливного бака.
- слить остаток топлива из бака.
Установку топливного бака необходимо проводить в последовательности обратной снятию:
- присоединить шланг паровоздушной трубки воздушного фильтра к многофункциональному клапану топливного бака до упора;
- установить подсобранный топливный бак на автомобиль, зафиксировав хомутами. Затянуть гайки болтов крепления внутренних концов хомутов к кронштейнам моментом 24-35 Н-м (2,4-3,5 кгс-м). После установки хомутов пальцы крепления наружных концов хомутов зашплинтовать. Необходимо следить за сохранностью и правильностью установки обечаек, при необходимости обечайки хомутов крепления топливного бака заменить на новые;
- присоединить «массовый» провод к горловине топливного бака и установить его в скобу крепления к кронштейну топливного бака;
- присоединить электрический разъем проводов датчика уровня топлива модуля топливозаборника;
- присоединить сливной и подающий топливопроводы топливного бака и топливопровод предпускового подогревателя-отопителя (Для автомобилей, оборудованных предпусковым подогревателем-отопителем) к топливоппроводов автомобиля до возникновения характерного щелчка. Трубки должны надежно держаться в скобах;
- установить паровоздушную трубку топливного бака в скобу крепления к кронштейну топливного бака и закрепить воздушный фильтр с паровоздушной трубкой топливного бака на передней балке платформы с помощью болта и гайки;
- присоединить провода к аккумуляторной батарее;
- установить пробку топливного бака. Пробку завернуть до щелчка, поводок зафиксировать в отверстии фланца наливной трубы бака;
- установить боковое ограждение на основание платформы.
Момент затяжки самоконтрящихся гаек болтов крепления бокового ограждения к основанию платформы - 7,8-9,8 Н-м (0,8-1,0 кгс-м);
- проверить герметичность соединений топливопроводов.
При необходимости замены топливопроводов (топливных трубок) топливного бака отсоединить их от модуля топливозаборника и снять с топливного бака. Усилие демонтажа топливопроводов - 20-45 Н (2,0-4,5 кгс). Новые топливопроводы устанавливать в зажимы топливного бака с усилием 30-65 Н (3,0-6,5 кгс). Трубки топливного бака соединить с модулем топливозаборника до возникновения характерного щелчка.
После замены топливопроводов и модуля топливозаборника проверить герметичность топливного бака в сборе.
Снятие металлического топливного бака (Cummins)
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

2. Отожмите фиксатор колодки жгута проводов датчика уровня топлива и отсоедините колодку от разъема.

3. Отожмите фиксатор наконечника топливопровода сливной
Перед отсоединением трубопроводов от штуцеров топливоприемника тщательно очистите их наконечники. Даже малейшая частичка грязи, попавшая в систему питания, может быстро вывести ее из строя.

4. Аналогично отсоедините наконечник топливопровода подачи топлива к двигателю.

5. Ослабьте затяжку хомута крепления шланга подачи топлива к насосу предпускового подогревателя-догревателя и отсоедините его от штуцера.

6. Ослабьте затяжку хомута крепления дренажного шланга и отсоедините его от штуцера.

7. Придерживая топливный бак, отверните две гайки хомутов его крепления к раме и снимите топливный бак.

8. Осмотрите хомуты крепления бака. Трещины и значительная коррозия на хомутах недопустимы, дефектные хомуты замените. При необходимости снимите хомуты, для чего расшплинтуйте пальцы крепления хомутов, извлеките пальцы и снимите хомуты.
9. Установите детали в порядке, обратном снятию.