Возможные неисправности сцепления и способы их устранения
Таблица 1 (ориент. на Cummins)
Причина неисправности |
Метод устранения |
Неполное выключение сцепления - сцепление ведет (не включаются или включаются с трудом передачи) |
|
Наличие воздуха в системе гидравлического привода |
Прокачать систему гидравлического привода сцепления |
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах ведущего вала |
Устранить заедание на шлицах (зачистить шлицы и смазать) |
Коробление ведомого диска |
Заменить ведомый диск при торцевом биении более 0,5 мм |
Деформация тангенциальных пластинчатых пружин нажимного диска |
Заменить нажимной диск |
Искривление корпуса нажимного диска |
Отцентрировать нажимной диск на маховике и затянуть болты крепления ( см. подраздел « Установка сцепления на автомобиль») |
Неполное включение сцепления - сцепление буксует (ощущается специфический запах, наблюдается замедленный разгон, падение скорости движения, замедленное преодоление подъемов) |
|
Выкрашивание или замасливание фрикционных накладок ведомого диска |
Заменить ведомый диск. В случае небольшого замасливания промыть поверхность накладок керосином и зачистить мелкой шкуркой |
Чрезмерный износ фрикционных накладок, рабочих поверхностей маховика и нажимного диска |
Заменить ведомый диск при толщине одной из накладок менее 2,3 мм. Заменить маховик или нажимной диск |
Неплавное включение сцепления |
|
Замасливание фрикционных накладок ведомого диска |
Заменить ведомый диск. В случае небольшого замасливания промыть поверхность накладок керосином и зачистить мелкой шкуркой |
Износ фрикционных накладок |
Заменить ведомый диск при толщине одной из накладок менее 2,3 мм |
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала |
Устранить заедание на шлицах (зачистить шлицы и смазать) |
Потеря упругости пластинчатых пружин ведомого диска |
Заменить ведомый диск |
Деформация тангенциальных пластинчатых пружин нажимного диска |
Заменить нажимной диск |
Искривление корпуса нажимного диска |
Отцентрировать нажимной диск на маховике и затянуть болты крепления ( см. подраздел « Установка сцепления на автомобиль») |
Вибрация и шумы в трансмиссии при движении |
|
Поломка или износ деталей демпферного устройства ведомого диска |
Заменить ведомый диск |
Износ фрикционной шайбы или ослабление нажимной пружины фрикционного гасителя |
Заменить ведомый диск |
«Писк» и шум в сцеплении при работающем двигателе |
|
Выход из строя подшипника выключения сцепления |
Заменить подшипник с муфтой в сборе |
Скрип при нажатии на педаль сцепления при неработающем двигателе |
|
Отсутствует смазка или износились пластмассовые втулки педали сцепления |
Смазать пластмассовые втулки, а также сопряженные с ними поверхности графитовой смазкой УС-А ГОСТ 3333-80 или заменить втулки |
Таблица 2 (ориент. на УМЗ Evotech)
№№ п/п |
Возможные причины неисправности |
Методы устранения |
1 |
Сцепление не выключается. | |
1.1 |
«Проваливается» педаль сцепления | |
1.1.1 |
Неисправность в механизме привода сцепления. |
Заменить дефектные детали. |
1.1.2 |
Наличие воздуха в системе гидропривода. |
Подтянуть соединения, «прокачать» систему гидропривода. |
2 |
Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»). | |
2.1 |
Неправильная регулировка привода сцепления. | |
Увеличенные зазоры в приводе. |
Отрегулировать привод сцепления согласно «Руководству по эксплуатации» автомобиля. Обратиться на СТО для регулировки привода сцепления | |
2.2 |
Неисправность привода сцепления. | |
2.2.1 |
В систему гидропривода попал воздух. |
Подтянуть соединения, «прокачать» систему. |
2.2.2 |
Перекос или износ вилки выключения. |
Заменить вилку. |
2.2.3 |
Износ или перекос направляющей втулки выжимного подшипника (крышки первичного вала коробки перемены передач (КПП)). |
Торцовое биение поверхности фланца, прилегающего к КПП, должно быть не более 0,05мм. Изношенную втулку заменить. |
2.3 |
Коробление ведомого диска | |
2.3.1 |
Деформация диска из-за перегрева. |
При торцовом биении поверхности диска более 1,2 мм заменить диск. |
2.4 |
Коробление или перекос нажимного диска | |
Деформация диска при перегреве, механическом воздействии. |
Заменить нажимной диск в сборе. | |
2.5 |
Лепестки диафрагменной пружины не лежат в одной плоскости. | |
Повреждение при монтаже. |
Допускается выступание (утопание) лепестков относительно друг друга на величину не более 0,65 мм. Подогнуть лепестки или заменить нажимной диск в сборе. | |
2.6 |
Обламывание лепестков диафрагменной пружины | |
Неправильная установка сцепления с применением чрезмерного усилия. |
Заменить нажимной диск в сборе. | |
2.7 |
Износ лепестков диафрагменной пружины в месте контакта с нажимным подшипником | |
2.7.1 |
Заклинивание выжимного подшипника. |
Заменить подшипник и нажимной диск в сборе. |
2.7.2 |
Несоосность двигателя и КПП. |
Устранить несоосность, заменить нажимной диск в сборе. |
2.7.3 |
Перекос направляющей втулки выжимного подшипника (крышки первичного вала КПП). |
Торцовое биение поверхности фланца, прилегающего к КПП должно быть не более 0,05мм. Нажимной диск в сборе и изношенную крышку первичного вала КПП заменить |
2.8 |
Неравномерный износ, задиры на рабочих поверхностях маховика и нажимного диска | |
Износ накладок ведомого диска до предельной остаточной толщины (головки заклепок должны быт утоплены на глубину не менее 0,2 мм |
Заменить ведомый диск. | |
2.9 |
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала КПП. | |
Попадание посторонних частиц на поверхности шлицев |
Очистить, смазать поверхности шлицев. | |
2.10 |
Повреждение ступицы ведомого диска (забоины) | |
Неправильная установка КПП с применением чрезмерного усилия (ведомый диск при установке не был центрирован). |
При мелких забоинах обработать поверхности, при значительном повреждении - заменить диск. | |
2.11 |
Износ шлицев ступицы ведомого диска (образование конических зубцов) | |
2.11.1 |
Неисправность опорного подшипника первичного вала КПП. |
Заменить подшипник, ведомый диск. |
2.11.2 |
Несоосность двигателя и КПП. |
Устранить причину, заменить диск. |
2.12 |
Погнутость, поломка соединительной пластины нажимного диска | |
2.12.1 |
Повреждение при монтаже. |
Заменить нажимной диск в сборе. |
2.13 |
Ведомый диск выгнут («тарельчатость») | |
Фланец ступицы погнут при неправильном монтаже КПП |
Заменить ведомый диск. | |
2.14 |
Пластины ведомого диска выломаны с одной стороны | |
Перекос КПП в процессе неправильной установки. |
Заменить ведомый диск. | |
2.15 |
Пластины ведомого диска выломаны по всему контуру | |
2.15.1 |
Перекос КПП в процессе неправильной установки. |
Заменить ведомый диск. |
2.15.2 |
Неисправность подшипника первичного вала КПП. |
Установить исправный подшипник. |
2.16 |
Ослабление заклепок, срыв фрикционной накладки | |
Износ фрикционных накладок более допустимого |
Заменить ведомый диск. | |
2.17 |
Фрикционные накладки ведомого диска прилипли к маховику и (или) нажимному диску | |
Большой перерыв в эксплуатации автомобиля. |
Устранить неисправность. | |
3 |
Сцепление не полностью включается («буксует»). | |
3.1 |
Замасливание маховика, нажимного диска, фрикционных накладок ведомого диска | |
Попадание масла на трущиеся поверхности через изношенные манжеты двигателя или КПП. |
Устранить причину замасливания. Тщательно промыть бензином или уайт-спиритом замасленные поверхности и насухо протереть. | |
3.2 |
Неправильная регулировка привода сцепления | |
Мал или отсутствует свободный ход педали сцепления. |
Отрегулировать привод. | |
3.3 |
Точечный перегрев нажимного диска | |
3.3.1 |
Попадание масла на трущиеся поверхности через изношенные манжеты двигателя или КПП. |
Устранить причину замасливания. Тщательно промыть бензином или уайт-спиритом замасленные поверхности и насухо протереть. При значительных повреждениях - диск заменить. |
3.3.2 |
Мал или отсутствует свободный ход педали сцепления. |
Отрегулировать привод. При значительных повреждениях - диск заменить. |
3.3.3 |
Последствие неумелого управления автомобилем (ошибки при буксировке и переключении передач КПП). |
Соблюдать рекомендации по управлению автомобилем. При значительных повреждениях диска - заменить. |
3.4 |
Поломка нажимного диска | |
Перегрев нажимного диска в результате длительной пробуксовки из-за: |
Устранить причину, заменить диск в сборе. | |
3.5 |
Перегрев и глубокие борозды на поверхности нажимного диска | |
3.5.1 |
Неисправность привода выключения сцепления. |
Устранить неисправность. Заменить нажимной диск в сборе. |
3.5.2 |
Износ накладок ведомого диска до предельной толщины |
Заменить нажимной диск в сборе, ведомый диск. |
3.6 |
Износ или пригорание фрикционных накладок ведомого диска | |
Неисправность привода выключения сцепления. |
Устранить причину, заменить ведомый диск. | |
3.7 |
Обугливание поверхности или расслоение фрикционных накладок | |
Перегрев ведомого диска в результате длительной пробуксовки по причине: -замасливания накладок; |
Устранить неисправность. Заменить ведомый диск. | |
3.8 |
Выработка на лепестках диафрагменной пружины нажимного диска | |
3.8.1 |
Заклинивание выжимного подшипника. |
Заменить подшипник и нажимной диск. |
3.8.2 |
Неисправность привод выключения сцепления (превышение постоянного усилия давления выжимного подшипника на лепестка диафрагменной пружины во включенном сцеплении). |
Отрегулировать привод, заменить нажимной диск в сборе.
|
3.8.3 |
Несоосность двигателя и КПП после замены картера сцепления. |
Устранить несоосность, заменить нажимной диск в сборе. |
3.8.4 |
Перекос направляющей втулки выжимного подшипника (крышки первичного вала КПП). |
Торцовое биение поверхности фланца, прилегающего к КПП должно быть не более 0,05мм. Нажимной диск в сборе и изношенную крышку первичного вала заменить. |
3.9 |
Снижение усилия диафрагменной пружины. | |
Перегрев нажимного диска. |
Заменить нажимной диск. | |
4 |
Рывки при работе сцепления. | |
4.1 |
Рывки при трогании с места. | |
4.1.1 |
Попадание посторонних частиц, ржавчины на поверхности шлицев ступицы ведомого диска и первичного вала КПП. |
Очистить, смазать поверхности шлицев. |
4.1.2 |
Замасливание фрикционных накладок. |
Устранить причину замасливания. Тщательно промыть бензином или уайт-спиритом замасленные поверхности и насухо протереть. |
4.1.3 |
Неправильная регулировка систем двигателя. |
Отрегулировать системы двигателя. |
4.1.4 |
Деформация ведомого диска. |
При торцовом биении поверхности диска более 1,2 м - заменить диск. |
4.1.5 |
Ослабление крепления фрикционных накладок ведомого диска, износ или трещины на накладках. |
Заменить диск. |
4.1.6 |
Задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска. |
Устранить задиры или заменить маховик и нажимной диск в сборе. |
4.2 |
Повреждение шлицев ступицы ведомого диска (забоины) | |
Неправильная установка КПП с применением чрезмерного усилия (ведомый диск при установке не был центрирован). |
При значительном повреждении заменить диск. | |
4.3 |
Погнутость лепестков диафрагменной пружины | |
Изгиб лепестков при неправильной установке сцепления. |
Заменить нажимной диск в сборе. Допустимое выступание (утопание) лепестков относительно друг друга не более 0,65 мм. | |
4.4 |
Погнутость, поломка соединительной пластины нажимного диска | |
4.4.1 |
Повреждение при транспортировке, монтаже |
Заменить нажимной диск в сборе. |
4.4.2 |
Последствие неумелого управления автомобилем (ошибки при буксировке и переключении передач КПП). |
Заменить нажимной диск в сборе. |
5 |
Шумы при работе сцепления | |
5.1 |
Равномерный шум при включенном сцеплении или его выключении | |
Износ, повреждение нажимного подшипника сцепления. |
Заменить подшипник. | |
5.2 |
Износ шлицев ступицы ведомого диска | |
5.2.1 |
Неисправность опорного подшипника первичного вала КПП. |
Заменить подшипник и ведомый диск. |
5.2.2 |
Несоосность двигателя и КПП. |
Устранить несоосность, заменить диск. |
5.2.3 |
Износ или задиры направляющей втулки выжимного подшипника (крышки первичного вала КПП). |
Ведомый диск и изношенную крышку первичного вала заменить. |
5.3 |
Выработка на лепестках диафрагменной пружины нажимного диска | |
5.3.1 |
Заклинивание выжимного подшипника. |
Заменить подшипник и нажимной диск в сборе. |
5.3.2 |
Несоосность двигателя и КПП. |
Устранить несоосность. Заменить нажимной диск в сборе. |
5.3.3 |
Перекос направляющей втулки выжимного подшипника (крышки первичного вала КПП). |
Торцовое биение поверхности фланца, прилегающего к КПП должно быть не более 0,05мм. Нажимной диск в сборе и изношенную крышку первичного вала заменить. |
5.4 |
Износ упорных пальцев, разрушение гасителя крутильных колебаний ведомого диска | |
Последствие неумелого управления автомобилем (разрушение при езде на высокой передаче при малой скорости движения и полной нагрузке). |
Заменить ведомый диск. | |
5.5 |
Выламывание пружины гасителя крутильных колебаний | |
5.5.1 |
Неисправность привода выключения сцепления. |
Устранить неисправность привода, заменить ведомый диск. |
5.5.2 |
Несоосность двигателя и КПП. |
Устранить несоосность, заменить ведомый диск. |
5.5.3 |
Неправильная регулировка систем двигателя. |
Отрегулировать системы, заменить ведомый диск. |