Сцепление - снятие и установка дисков
См. также
Устройство сцепления
Неисправности сцепления
Нажимной и ведомый диски сцепления, главный и рабочий цилиндры сцепления, муфта выключения сцепления, трубопровод - импортного производства, и в процессе эксплуатации не ремонтируются, а при выходе из строя заменяются новыми.
СНЯТИЕ И УСТАНОВКА СЦЕПЛЕНИЯ (Cummins)
Внимание
Запрещается до и после установки муфты на автомобиль промывать подшипник.
Для проведения ремонтных работ автомобиль следует установить на эстакаду, подъемник или смотровую ям
При разъединении трубопроводов необходимо установить заглушки в отверстия узлов и трубопроводов. При сборке заглушки снять непосредственно перед присоединением трубопроводов.
Вам потребуются: ключи «на 8», «на 10», «на 12», «на 15», «на 17», оправка для центрирования ведомого диска, отвертка с плоским лезвием.
Для снятия сцепления необходимо:
- отсоединить штыревые колодки проводов от включателя света заднего хода и датчика скорости;
- отсоединить рабочий цилиндр сцепления в сборе с кронштейном от картера сцепления, поднять рабочий цилиндр вверх и зафиксировать, не отсоединяя его от трубопровода (см. тут);
- отвернуть болт крепления рамки чехла вилки выключения сцепления и вынуть вилку;
- снять карданную передачу (см. подраздел «Карданная передача»);
- снять коробку передач вместе с муфтой выключения сцепления (см. подраздел «Коробка передач»);
Выверните два болта крепления и снимите крышку технологического люка картера сцепления.
Выведите подшипник выключения сцепления из зацепления с вилкой...
..и снимите подшипник.
Проверьте легкость вращения подшипника выключения сцепления и отсутствие люфта на муфте. При малейших признаках неисправности (повышенный шум, заедание тел качения, люфт) замените подшипник в сборе с муфтой.
Выверните болт крепления рамки чехла вилки выключения сцепления...
...и снимите вилку вместе с рамкой и чехлом.
Выверните расположенные по окружности двенадцать болтов крепления картера сцепления к блоку цилиндров и снимите картер.
Одним из болтов закреплен «массовый» провод, соединяющий двигатель с кузовом.
Промаркируйте взаимное расположение маховика и нажимного диска сцепления, если на них нет меток.
Для уменьшения вибраций двигателя из-за дисбаланса деталей сцепления на заводе коленчатый вал балансируют в сборе с нажимным диском. Если сцепление снимают не для замены, то при установке обратите внимание на совпадение меток на нажимном диске А (круглая метка на кожухе) и маховике Б (углубление).
Проворачивая коленчатый вал двигателя, выверните равномерно по окружности шесть болтов крепления нажимного диска сцепления к маховику.
Снимите нажимной и ведомый диски (придерживая ведомый диск, так как он может выпасть).
В маховик запрессован опорный подшипник первичного вала коробки передач.
При снятии сцепления обратите внимание на состояние подшипника. Он должен вращаться бесшумно, без заеданий, равномерно. Не должно быть осевого и радиального люфтов. На уплотнительных манжетах подшипника не должно быть следов выдавливания смазки. При обнаружении хотя бы одного из этих признаков подшипник необходимо заменить .
Перед установкой сцепления проверьте легкость перемещения ведомого диска по шлицам первичного вала коробки передач. При необходимости устраните причины заедания или замените дефектные детали.
Установка сцепления на автомобиль проводится в последовательности, обратной снятию.
При установке сцепления сначала установите с помощью оправки (рис. 6.3) ведомый диск таким образом, чтобы выступающая часть его ступицы (сторона диска с надписью «GEARBOX - SIDE») была обращена в сторону нажимного диска.
Рис. 6.3. Оправка для центрирования ведомого диска
Затем установите кожух нажимного диска и вверните болты крепления кожуха к маховику. Болты заворачивайте равномерно по одному обороту каждый, переходя от болта к болту по диаметру.
- затяжку болтов крепления проводить попеременно (крест-накрест) в два приема, начиная с нижней точки. Первый раз - ввернув болты по резьбе до упора, второй раз - затянув их требуемым моментом;
- после установки коробки передач на автомобиль установить вилку и затянуть болт крепления рамки чехла. Перед установкой на опорные поверхности Ж (см. рис. 3.1) вилки под муфту выключения и сферическую опору нанести смазку «Olista Longtime 3EP».
Для облегчения установки вилки сцепления можно воспользоваться люком в картере сцепления, расположенным с правой стороны, предварительно отвернув болты крепления и сняв крышку люка. После установки крышки люка болты затянуть.
Остальные операции по установке сцепления на автомобиль выполнить в последовательности, обратной снятию (см. подразделы «Карданная передача» и «Коробка передач»).
Не следует перетягивать элементы креплений моментом сверх предписанного. На фото последствия перетяннутого болта крепления нажимного диска сцепления.
Оторвавшаяся головка болта попала под маховик...
... заклинив двигатель и ...
... разорвав картер сцепления.
При сборке выдержать следующие моменты затяжки:
- болтов крепления нажимного диска сцепления - 20-29 Н-м (2,0-2,9 кгс-м);
- шпилек крепления коробки передач к картеру сцепления - 24-30 Н-м (2,4-3,0 кгс-м);
- винта крепления опоры вилки выключения сцепления - 45-50 Н-м (4,5-5,0 кгс-м);
- болта крепления рамки чехла и крышки люка картера сцепления - 4-8 Н-м (0,4-0,8 кгс-м);
- винтов крепления кронштейна рабочего цилиндра к картеру сцепления -14-20 Н-м (1,4-2,0 кгс-м);
- болтов крепления картера сцепления к двигателю - 30-35 Н-м (3,0-3,5 кгс-м);
- гайки болта крепления педали - 40-56 Н-м (4,0-5,6 кгс-м);
- контргайки крепления проушины толкателя главного цилиндра сцепления - 6,9-11,8 Н-м (0,7-1,2 кгс-м);
- болтов крепления главного цилиндра сцепления и кронштейна педали к щитку передка кабины - 13-20 Н-м (1,3-2,0 кгс-м);
- винтов крепления рабочего цилиндра к кронштейну - 12-16 Н-м (1,2-1,6 кгс-м);
- гайки оси толкателя педали сцепления - 24-36 Н-м (2,4-3,6 кгс-м).
- винтов крепления хомутов шланга главного цилиндра сцепления-3,6-3,9 Н-м (0,36-0,39 кгс-м);
- гаек крепления выключателя сигнала положения педали сцепления -2-4 Н-м (0,2-0,4 кгс-м);
- клапана прокачки рабочего цилиндра сцепления - 5-7 Н-м (0,51-0,71кгс-м).