Карданная передача - характеристики, неисправности, снятие и установка
Карданная передача фирмы «TIRSAN KARDAN» (Турция) (рис. 3.48) состоит из промежуточного и заднего валов с шумопоглощающими вставками, с тремя карданными шарнирами и промежуточной опорой.
Задний вал имеет подвижное шлицевое соединение. Для сохранения взаимного положения шлицевых частей необходимо, чтобы кронштейны К (крепления транспортной стяжки) находились друг напротив друга (отклонение положения +3°). Фланцы переднего и заднего шарниров крепятся к фланцам коробки передач и заднего моста четырьмя болтами с гайками.
Промежуточная опора крепится к поперечине рамы.
Размеры карданной передачи приведены в табл. 3.3.

Рис. 3.48. Карданная передача: А, В, Е - базы балансировки; Б, Г, Д - плоскости уравновешивания; И=76,2 мм; 1,8 - фланцы; 2 - промежуточный вал; 3 - промежуточная опора; 4 - шлицевая вилка; 5 - скользящая вилка; 6 - транспортная связка; 7 - задний вал; 9 - болт; 10 - П-образная шайба; 11, 12,13 - отражатели, 14- шайба
Таблица 3.3
Обозначение карданной передачи |
L, мм |
L1, мм |
A41R42.2200010 (TW.97135.17.02) (база автомобиля 3745 мм) |
2686+3 |
1391+1,5 |
Размеры карданной передачи в сжатом положении скользящих шлиц
Технические данные карданной передачи
Момент поворота шарнира (вращение должно быть ровным, без заеданий)......0,6-1,5 Н-м (0,06-0,15 кгс-м)
Биение трубы вала, не более...........0,5 мм
Техническое обслуживание карданной передачи
Обслуживание карданной передачи заключается в проверке креплений и при необходимости подтяжке до заданных моментов гаек крепления фланцев карданного вала к фланцам коробки передач и заднего моста, гаек крепления промежуточной опоры к поперечине кузова.
Шарниры, подшипник промежуточной опоры и скользящее шлицевое соединение смазаны при сборке консистентной смазкой и в процессе эксплуатации не смазываются.
Возможные неисправности карданной передачи и способы их устранения
Причина неисправности |
Способ устранения |
Стук в карданной передаче при резком изменении движения автомобиля или при переключении передач |
|
Износ подшипников, шипов крестовин или шлицевого соединения |
Заменить карданную передачу |
Ослабление креплений карданной передачи |
Подтянуть крепления |
Вибрация карданной передачи |
|
Потеряна балансировочная пластина |
Произвести динамическую балансировку передачи |
Ослабление крепления промежуточной опоры к поперечине рамы |
Подтянуть крепление |
Забоины или загрязнения на центрирующих поверхностях (проточке, буртике) или торцах фланцев карданной передачи, коробки передач и ведущей шестерни заднего моста. Неплотное смыкание фланцев |
Устранить неисправности и загрязнения или заменить дефектные детали заднего моста, или коробки передач, или карданную передачу |
Износ шлицевого соединения заднего карданного вала |
Заменить карданную передачу |
Ослабление посадки или выход арматуры резинового элемента из кронштейна промежуточной опоры. Проворачивание или разрушение резинового элемента. Разрушение подшипника промежуточной опоры |
Заменить промежуточную опору |
Завышен дисбаланс карданной передачи |
Отбалансировать передачу |
Износ или поломка одного из шарниров |
Заменить карданную передачу |
Погнута или смята труба карданного вала |
Заменить карданную передачу |
Ослабление крепления фланцев карданной передачи |
Подтянуть крепление |
Ослабление затяжки болта крепления шлицевой вилки |
Затянуть болт крепления требуемым моментом |
Повышенный шум в карданной передаче |
|
Очень тугое вращение, заедание или щелчки при работе (вращении) шарнира |
Заменить карданную передачу |
Износ подшипника опоры |
Заменить промежуточную опору |
Ослабление посадки отражателей промежуточной опоры |
Заменить отражатели. При необходимости заменить промежуточную опору |
Снятие карданной передачи
При ремонте карданной передачи в условиях специализированной СТО допускается замена промежуточной опоры. Если при движении автомобиля отсутствуют вибрации в трансмиссии и карданная передача не требует ремонта (демонтаж передачи с автомобиля проводится для ремонта других узлов автомобиля), то при установке передачи необходимо сохранить первоначальное угловое расположение передачи относительно фланцев коробки передач и ведущей шестерни заднего моста. Для этого на фланцах карданного вала, коробки передач и заднего моста нанести метки. При этом не допускается нанесение краски или повреждение присоединительных поверхностей фланцев.
Вам потребуются: ключи «на 12», «на 13», «на 14», «на 17», отвертка, молоток.
Работу удобнее выполнять на подъемнике или смотровой канаве. При работе на смотровой канаве вывесите одно заднее колесо, чтобы можно было проворачивать карданную передачу, и установите автомобиль на подставку.
Для снятия карданной передачи необходимо:
- отвернуть гайки 8 (рис. 3.49) болтов крепления промежуточной опоры к поперечине 2 рамы;

Рис. 3.49. Снятие карданной передачи: 1 - коробка передач; 2 - поперечина рамы; 3 - карданная передача; 4 - задний мост; 6,7 - болты; 5,8 - гайки
- отвернуть гайки болтов крепления фланцевых соединений карданной передачи с коробкой передач и задним мостом, предварительно сделав метки на фланцах для сохранения их взаимного положения;
- разъединить фланцы карданной передачи и заднего моста, вдвинув шлицевую часть заднего вала в шлицевую вилку;
- зафиксировать скользящее шлицевое соединение, связав карданный вал проволокой через кронштейны К (см. рис. 3.48);
- сдвинуть карданную передачу назад вниз, разъединив фланцы карданной передачи и коробки передач, и снять с автомобиля.
Примечание
В случае затрудненного отсоединения фланца карданного вала от фланца ведущей шестерни главной передачи допускается нанесение легких ударов молотком из мягкого металла по фланцу карданного вала (но ни в коем случае не по трубе или по карданному шарниру).
Для предотвращения вытекания масла из коробки передач вставьте заглушку в удлинитель заднего картера коробки передач.
Замена промежуточной опоры
Для замены промежуточной опоры необходимо снять карданную передачу с автомобиля.
Замену промежуточной опоры необходимо проводить в соответствии с документацией поставщика (см. тут).
При замене промежуточной опоры одновременно необходимо заменить все детали, входящие в ремонтный комплект СВ.04022.09.99 (состав ремонтного комплекта - см. документацию поставщика).
Балансировка карданной передачи
Для восстановления уравновешенности необходимо отбалансировать карданную передачу. Динамическая балансировка карданной передачи должна быть проведена на специальном стенде. Величины допустимых дисбалансов -не более 20 г-см в каждой плоскости уравновешивания при частоте вращения 4000 мин-1 на базе поверхностей А, В и Е (см. рис. 3.48). Количество пластин в каждой плоскости уравновешивания должно быть не более трех.
Установка карданной передачи на автомобиль
Перед установкой необходимо обеспечить отсутствие загрязнений на посадочных поверхностях карданной передачи, коробки передач и заднего моста.
Установку карданной передачи необходимо проводить в следующей последовательности:
- установить карданную передачу на поперечину рамы и, совместив метки, прикрепить фланец переднего шарнира к фланцу коробки передач, затянув гайки болтов крепления моментом 49-61 Н-м (5,0-6,2 кгс-м);
- удалить транспортную связку;
- соединить фланец заднего шарнира с фланцем ведущей шестерни заднего моста, совместив метки, и затянуть гайки болтов крепления моментом 49-61 Н-м (5,0-6,2 кгс-м);
- закрепить промежуточную опору на поперечине рамы, выдержав угол 89-91° (см. рис. 3.49) и затянув гайки болтов крепления моментом 28-36 Н-м (2,8-3,6 кгс-м). Угол 89 -91 °- обеспечить инструментом.
Размеры сопрягаемых деталей карданной передачи приведены в табл. 3.4.
Таблица 3.4
Размеры сопрягаемых деталей карданной передачи, мм
Сопрягаемые детали |
Отверстие |
Вал |
Посадка |
Центрирующий бурт фланцев карданной передачи - фланцы коробки передач и заднего моста |
![]() |
![]() |
![]() |