Руководство по ремонту ГАЗель
- NEXT -

Задний мост



задний мост в сборе

главная передача

Гипоидная, передаточное число - 4,3 или 4,556 или 5,125

дифференциал

Конический, шестеренчатый

На автомобиль устанавливается неразъемный задний мост с гипоидной главной передачей (Рис. 3.51).

Рис. 3.51. Задний мост: 1- ступица заднего моста с тормозным диском и подшипником; 2 - тормоз дисковый левый; 3 - тормоз стояночный левый; 4 - полуось заднего моста; 5 - сапун; 6 - редуктор заднего моста с кожухами полуосей; 7 - клапан прокачки

Главная передача и дифференциал устанавливаются в полость картера моста и после регулировки закрываются крышкой.

Картер заднего моста состоит из литого картера редуктора из высокопрочного чугуна с запрессованными и приваренными стальными кожухами полуосей. К кожухам полуосей приварены подкладки рессор, кронштейны амортизаторов и цапфы с фланцами для установки ступиц и дисковых тормозных механизмов.

Устройство редукторной части заднего моста приведено на рис. 3.52.

Рис. 3.52. Редуктор заднего моста с кожухами полуосей: 1 - гайка; 2 - фланец ведущей шестерни; 3 - манжета; 4,7,9 - подшипники; 5 - распорная втулка; 6 - ведущая шестерня; 8 - регулировочное кольцо; 10 - гайка подшипников дифференциала;11 кожух полуоси; 12 - картер заднего моста; 13- прокладка; 14,16 - болты; 15 - стопорная пластина; 17 - крышка подшипника дифференциала; 18- пробка магнитная; 19 - пробка маслозаливного отверстия; 20 - крышка картера; 21 - дифференциал с ведомой шестерней

Ведущая и ведомая шестерни главной передачи спарены по контакту и шуму, пронумерованы одним порядковым номером и, при повреждении одной из них, заменяются комплектом.

Между внутренними кольцами подшипников ведущей шестерни расположена распорная втулка, которая, деформируясь при затягивании гайки ведущей шестерни, обеспечивает предварительный натяг в ее подшипниках. Между торцом ведущей шестерни и внутренним подшипником установлено регулировочное кольцо 8, подбором его по толщине определяется правильное положение ведущей шестерни относительно ведомой.

Дифференциал в сборе с коническими подшипниками установлен в гнездах картера заднего моста, закрытых крышками, закрепленными болтами.

На автомобиль могут устанавливаться дифференциалы O41R92-2403011 (разборный, изготовитель «ГАЗ») или G41R92.2403011 (неразборный, фирмы «EATON»).

На части автомобилей могут устанавливаться задние мосты с блокируемым дифференциалом C45R92.2403011 фирмы «EATON».

Боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи, а также предварительный натяг подшипников дифференциала регулируются гайками 10 (рис. 3.52). Стопорение гаек производится стопорными пластинами 15. Сателлиты и полуосевые шестерни размещены в корпусе дифференциала, состоящем из левой и правой коробок, скрепленных болтами. Под саттеллитами и полуосевыми шестернями установлены опорные шайбы. Крестовина, на которой установлены сателлиты, составная из двух осей.

Ведомая шестерня установлена на левой коробке дифференциала и закреплена болтами.

Для предотвращения повышения давления внутри моста на левом кожухе полуоси сверху установлен сапун 5 (см. рис. 3.51).

Устройство ступичной части заднего моста показано на рис. 3.53.

Рис. 3.53. Задний мост (ступичная часть): 1 - полуось заднего моста; 2,5 - болты; 3 - ступица заднего колеса с тормозным диском и подшипником; 4- тормоз дисковый левый; 6 - тормоз стояночный левый; 7 - винты; 8- кожух полуоси 9 - шайба упорная; 10 - шайба стопорная; 11-гайка шлицевая

В шлицевые отверстия полуосевых шестерен установлены полуоси 1, закрепленные фланцем к ступице 3 колеса при помощи болтов 2.

Ступицы 1 (рис. 3.54) задних колес вращаются на двухрядных конических роликовых подшипниках 3, установленных на цапфах моста. Нерегулируемый и необслуживаемый двухрядный роликовый конический подшипник имеет двухстороннее уплотнение: с одной стороны подшипника установлена манжета, с другой - кассета.

Рис. 3.54. Ступица заднего колеса с тормозным диском и подшипником: 1- ступица заднего колеса; 2- болт ступицы колеса; 3- подшипник роликовый конический двухрядный; 4-диск тормозной; 5- винт;6- ротор АБС задний; 7- кольцо стопорное; 8- кольцо уплотнительное

Подшипник запрессован наружным кольцом в ступицу и застопорен от осевого перемещения стопорным кольцом 7, а внутренние кольца устанавливаются на цапфу свободно.

Внимание
При запрессовке подшипника манжета должна быть обращена в сторону ступицы, как показано на рисунке.

Подшипник смазан пластичной смазкой и во время эксплуатации пополнение или замена смазки не производится.

В отверстия фланца ступицы запрессованы шесть болтов 2 крепления колес. На посадочной поверхности болты имеют шлицевую накатку.

Крепление ступицы 3 (см. рис. 3.53) производится упорной шайбой 9 и шлицевой гайкой 11, навинченной на резьбовой конец цапфы. Шлицевая гайка стопорится отгибанием уса шайбы 10.

С внутренней стороны ступицы соединение подшипника с цапфой моста уплотняется резиновым кольцом 8 (см. рис. 3.54), предохраняющим выход смазки из ступицы.

Тормозные диски 4 прикреплены к задним ступицам винтами 5, устанавливаемыми на герметик.

Дисковые тормоза (левый и правый) рабочей тормозной системы прикреплены фланцевыми болтами 5 (см. рис. 3.53) к фланцам, приваренным к цапфам картера моста. Болты крепления дисковых тормозов установлены на герметик.

Колодочные стояночные тормоза 6 барабанного типа встроены в тормозные диски задних колес. Тормозным барабаном стояночного тормоза является поверхность диска.

Колодочные стояночные тормоза (правый и левый) прикреплены винтами 7 к приварным фланцам картера. Винты крепления стояночного тормоза установлены на герметик.

В отверстие основания стояночного тормоза установлен датчик скорости АБС и закреплен винтом. Ротор 6 (см. рис. 3.54) АБС напрессован на ступицу колеса с внутренней стороны.

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА ЗАДНЕГО МОСТА С БЛОКИРУЕМЫМ ДИФФЕРЕНЦИАЛОМ C45R92.2403011

На части автомобилей может быть установлен блокируемый дифференциал (рис. 3.55, 3.56) с электрическим управлением блокировкой. Включение блокировки дифференциала осуществляется выключателем на панели приборов, при этом в комбинации приборов загорается сигнализатор. При повторном нажатии на выключатель или достижении автомобилем скорости 30 км/час блокировка отключается, при этом сигнализатор в комбинации приборов гаснет.

Рис. 3.55. Блокируемый дифференциал с электрическим управлением блокировкой: 1 -контакты жгута проводов; 2 - уплотнитель жгута проводов; 3 - жгут проводов электромагнита дифференциала; 4 - дифференциал; 5 - электромагнит

Рис. 3.56. Блокируемый дифференциал в сборе с подшипниками и ведомой шестерней главной передачи: 1 - дифференциал; 2- подшипники; 3 - шестерня ведомая; 4 - болт

При включении блокировки напряжение подается на электрические контакты электромагнита дифференциала и муфта, установленная внутри дифференциала, жестко соединяет корпус дифференциала и левую полуосевую шестерню, что позволяет жестко соединить левые и правые колеса заднего моста и передать на них весь крутящий момент двигателя.

При вращении дифференциала 23 (рис. 3.57) электромагнит, расположенный на корпусе дифференциала, остается неподвижным за счет применения стопорной пластины 20, закрепленной болтами на правой крышке подшипников дифференциала и удерживающей в пазе штифт 21 обоймы электромагнита.

Жгут проводов 5 (рис. 3.58) электромагнита дифференциала выводится через дополнительное отверстие в картере редуктора и соединяется с помощью колодок со жгутом автомобиля. В отверстие устанавливается резиновый уплотнитель, защищающий полость моста от попадания воды и грязи. Крепление колодки жгута электромагнита на картере моста производится с помощью кронштейна 1.

Блокируемый дифференциал не подлежит ремонту и в случае выхода из строя заменяется на новый.

Рис. 3.57. Редуктор заднего моста с блокируемым дифференциалом: 1 - гайка; 2 - фланец ведущей шестерни; 3 - манжета; 4,7,9 - подшипники; 5 - распорная втулка; 6 - ведущая шестерня; 8 - регулировочное кольцо; 10 - гайка подшипников дифференциала;11 кожух полуоси; 12 - картер заднего моста; 13 - прокладка; 14,16 - болты; 15 - стопорная пластина; 17 - крышка подшипника дифференциала; 18- пробка магнитная; 19 - пробка маслозаливного отверстия; 20 -пластина стопорная; 21 - штифт обоймы электромагнита; 22 - крышка картера; 23 - блокируемый дифференциал с ведомой шестерней

Рис. 3.58. Крепление колодки проводов управления дифференциалом: 1 - кронштейн; 2 -болт; 3 - колодка гнездовая жгута проводов автомобиля; 4 - уплотнитель жгута проводов; 5 -жгут электромагнита дифференциала; 6 - колодка штыревая

Техническое обслуживание заднего моста

В процессе эксплуатации необходимо:

- следить за отсутствием течи масла через манжету ведущей шестерни главной передачи и уплотнения подшипников ступиц колес, прокладки крышки картера редуктора и фланцев полуосей, наливную и сливную пробки. Запотевание в этих местах не является признаком подтекания при отсутствии каплепадения;

- очищать от грязи сапун заднего моста;

- проверять уровень масла в картере моста, при необходимости, доливать масло, менять масло согласно Руководству по эксплуатации автомобиля;

- проверять затяжку болтов крепления полуосей.

Подшипники главной передачи, боковой зазор и положение пятна контакта в зацеплении главной пары регулируют на заводе, и, как правило, они не требуют регулировки при эксплуатации. Их регулировка необходима только после переборки моста и замены деталей, а также при большом износе подшипников. Боковой зазор в зацеплении главной передачи, увеличившийся вследствие износа зубьев, регулировкой уменьшать не допускается, так как это приведет к нарушению зацепления и, как следствие, к повышенному шуму заднего моста или поломке зубьев. Люфт в конических подшипниках устраняют, не нарушая взаимного положения ведомой и ведущей шестерен.

Для регулировки преднатяга подшипников ведущей шестерни и дифференциала, бокового зазора и пятна контакта в зацеплении шестерен необходимо отсоединить карданный вал, вынуть полуоси, снять заднюю крышку картера и провести через открытый люк необходимые операции, как это изложено в подразделе «Ремонт заднего моста.

Для оценки технического состояния деталей редуктора заднего моста без его разборки необходимо замерить суммарный люфт моста.

Замер суммарного люфта моста

Для замера суммарного люфта фланца ведущей шестерни заднего моста необходимо выполнить следующее:

- установить под задние колеса автомобиля противооткатные упоры;

- выключить передачу и затянуть стояночный тормоз;

- рукой повернуть карданный вал до получения усилия на руке;

- сделать метки (риски) на отражателе фланца и картере редуктора (метки должны совпадать);

- повернуть рукой карданный вал в противоположную сторону до получения усилия на руке и сделать метку на картере, совпадающую с меткой на отражателе;

- измерить расстояние между метками на картере. Если расстояние превышает 12 мм, это указывает на чрезмерный износ зубьев ведущей и ведомой шестерен главной передачи, шестерен дифференциала или шлицев полуосевых шестерен и полуосей.

Возможные неисправности заднего моста и способы их устранения

Причина неисправности

Способ устранения

Шум моста повышенной громкости (гул)

Наличие люфта или выкрашивание на рабочих поверхностях подшипников ведущей шестерни или дифференциала

Проверить рабочие поверхности подшипников, при необходимости заменить подшипники. Отрегулировать натяг подшипников

Пульсирующий шум моста («приматывание»)

Ослабление крепления ведомой шестерни или она установлена с перекосом

Затянуть болты крепления ведомой шестерни, установив их на герметик и проверить биение ее затылка

Шум моста высокого тона («вой»)

Неправильный уровень масла
Используется нерекомендованное масло
Неправильно отрегулирован контакт между зубьями шестерен главной передачи
Задиры на рабочей поверхности зубьев главной передачи

Восстановить нормальный уровень масла
Заменить масло
Проверить пятно контакта и отрегулировать его
Заменить комплект шестерен главной передачи

Сильный стук в мосту при резком нажатии на педаль дроссельных заслонок после движения накатом или на поворотах

Износ деталей дифференциала

Заменить изношенные детали или дифференциал 1) в сборе

Отсутствие срабатывания механизма блокировки (для блокируемого дифференциала)

Неисправность электрического привода или износ деталей дифференциала

Найти и устранить неисправность электрического привода или заменить дифференциал в сборе (см. «Электрическую схему ключения блокируемого дифференциала»)

Непрерывные стуки или хруст в мосту

Выкрашивание или сколы на зубьях шестерен или в подшипниках

Заменить изношенные детали

1) - Для автомобилей с дифференциалом заднего моста фирмы «EATON»

1 - Для рычага переключения передач A31R32-1702120-10

Причина неисправности

Способ устранения

Стуки и прерывистый шум моста со стороны колес

Увеличен момент сопротивления вращению, заедания при вращении или увеличен осевой зазор в подшипниках ступиц колес

Заменить изношенный подшипник

Течь масла через манжету ведущей шестерни или уплотнительное кольцо соединения подшипник ступицы- цапфа моста, а также по плоскости разъема редуктора и крышки, фланца полуоси и ступицы

Повреждена рабочая кромка манжеты ведущей шестерни или манжета установлена с перекосом

Повреждено уплотнительное кольцо

Загрязнен сапун

Повреждена прокладка крышки картера редуктора, ослабла затяжка болтов крепления крышки картера редуктора или полуоси

Заменить манжету

Заменить уплотнительное кольцо

Очистить сапун

Заменить дефектную прокладку крышки картера редуктора, или затянуть болты крепления, предварительно покрыв поверхность фланца полуоси герметиком

Моменты затяжки резьбовых соединений заднего моста и применяемые герметики

При сборке и установке заднего моста необходимо выдержать следующие моменты затяжки:

- болтов крепления коробок сателлитов -27,3-35,3 Н-м (2,8-3,6 кгс-м). Перед завертыванием болтов нанести герметик Унигерм-6 ТУ 2257-516-00208947-2009 на 3/4 длины резьбы болта;

- болтов крепления ведомой шестерни к коробке дифференциала -67-74 Н-м (6,8-7,5 кгс-м). Перед завертыванием болтов нанести на резьбовой конец болтов на % длины герметик Унигерм-6 ТУ 2257-516-00208947-2009;

- гайки крепления ступицы заднего моста-353-392 Н-м (36-40 кгс-м);

- болтов крепления полуосей заднего моста - 90-125 Н-м (9,0-12,5 кгс-м);

- винтов крепления основания стояночного тормоза заднего моста -98-122 Н-м (10,0-12,5 кгс-м). Перед завертыванием нанести герметик Унигерм-6 ТУ 2257-516-00208947-2009 на резьбовую часть винтов на длине 3-5 ниток от торца винта. Попадание герметика на рабочие поверхности стояночного тормоза (поверхности тормозных колодок и тормозного диска) не допускается;

- болтов крепления дисковых тормозов заднего моста - 157-196 Н-м (16-20 кгс-м). Перед завертыванием нанести герметик Унигерм-6 ТУ 2257-516-00208947-2009 на резьбовую часть болтов на длине 3-5 ниток от торца болта;

- винтов крепления тормозных дисков заднего моста - 88-108 Н-м (9-11 кгс-м). Перед завертыванием винтов нанести герметик Унигерм-6 ТУ 2257-516-00208947-2009 на конец резьбовой части винта на длине 3-5 ниток;

- болтов крепления крышки к картеру редуктора- 23,5-27,4 Н-м (2,4-2,8 кгс-м);

- болтов крепления крышек подшипников дифференциала- 90-110 Н-м (9-11 кгс-м). Перед завертыванием болтов нанести герметик Унигерм-6 ТУ 2257516-00208947-2009 на резьбовой конец болта на 3/4 длины;

- болтов крепления стопорных пластин гаек подшипников дифференциала-23,5-27,4 Н-м (2,4-2,8 кгс-м).

Видео










Сцепление
Неисправности сцепления
Замена сцепления
Замена цилиндров сцепления
Снятие педали сцепления, регулировка
Прокачка сцепления, замена жидкости
Масло КПП
Коробка передач (A21R22)
Размеры сопрягаемых деталей КПП
Снятие КПП (A21R22)
Разборка КПП (A21R22)
Размеры сопрягаемых деталей КПП
Сборка КПП (A21R22)
Разборка рычага переключения передач
Коробка передач (C45R92)
Снятие КПП (C45R92)
Разборка КПП (C45R92)
Сборка КПП (C45R92)
Снятие джойстика КПП, замена тросов
Кардан - описание, снятие
Разборка кардана, крестовины
Замена промежуточной опоры
Задний мост
Масло заднего редуктора
Снятие заднего моста
Разборка заднего моста
Замена задней полуоси
Подшипник задней ступицы - замена, регулировка
Снятие и разборка заднего редуктора
Регулировка предварительного натяга подшипников
Регулировка бокового зазора главной передачи
Регулировка положения ведущей шестерни