Руководство по ремонту ГАЗель
- NEXT -

Передняя подвеска

Колеса

Дисковые, с неразборным ободом 51/2 Jx16H2

Шины

Пневматические, радиальные, бескамерные, размером 185/75R16C

Подвеска:

- передняя

Независимая, на поперечных рычагах с цилиндрическим пружинами, со стабилизатором поперечной устойчивости

- задняя

Две продольные, полуэллиптические рессоры с дополнительными рессорами, со стабилизатором поперечной устойчивости

Амортизаторы

Четыре - газонаполненные, телескопические, двухстороннего действия

Передняя подвеска автомобиля независимая, пружинная, рычажная (с поперечным расположением рычагов), с гидравлическими однотрубными газонаполненными амортизаторами двухстороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости, объединенная в единый узел с рулевым механизмом и рулевыми тягами.

Устройство передней подвески

Установка передней подвески на автомобиль показана на рисунке 4.1.

Передняя подвеска, устанавливаемая на автомобиль, показана на рис. 4.2.


Рис. 4.1. Установка передней подвески с рулевым механизмом: 1,2,5 - шайбы; 3,6,7 - болты; 4 - гайка; 8 - карданный вал рулевого управления; 9 - входной вал рулевого механизма; 10 - болт крепления передней опоры кузова; 11 - рама; 12 - шарнир шаровой верхний; 13 - пружина; 14- шланг передних тормозов;15 - нижний рычаг; 16 - подрамник; 17 - стабилизатор поперечной устойчивости; 18 - рулевой механизм; 19 - болт крепления тормозной скобы; 20 - шарнир шаровой нижний


Рис. 4.2. Передняя подвеска с тормозными шлангами: 1 - кронштейн левый тормозного шланга; 2- шланг гибкий передних тормозов

Передняя подвеска (рис. 4.3 и 4.4) представляет собой самостоятельный узел, собранный на съемном подрамнике.

Подрамник подвески крепится к вертикальным и нижним горизонтальным полкам лонжеронов рамы автомобиля болтовым соединением.


Рис. 4.3. Подвеска передняя с рулевым механизмом: 1 - кронштейн крепления колпака колеса; 2 - стойка со ступицей и тормозным диском; 3 - тормозная скоба; 4 -болт крепления тормозной скобы к стойке; 5 - стойка; 6 - шарнир шаровой верхний; 7 - рычаг верхний; 8 - прокладка пружины; 9 - шайба; 10,16,17,18,21,23,26,29,30 - гайки; 11- подушка; 12 - пружина; 13 - механизм рулевой; 14 - амортизатор; 15 - рычаг нижний; 19,22,24,25 - болты; 20 - шарнир шаровой нижний; 27 - регулировочный болт в сборе с эксцентриковой шайбой; 28 - сайлентблок верхних рычагов; 31 - втулка; 32 - сайлентблок нижних рычагов; 33 - ось нижних рычагов, 34 - подрамник


Рис. 4.4. Детали передней подвески: 1 - кронштейн крепления колпака колеса; 2 - стойка со ступицей и тормозным диском; 3 - тормозная скоба; 4 -болт крепления тормозной скобы к стойке; 5 - стойка; 6 - шарнир шаровой верхний; 7 - рычаг верхний; 8 - прокладка пружины; 9 - шайба; 10,16,17,18,21,23,26,29,30 - гайки; 11- подушка; 12 - пружина; 13 - механизм рулевой; 14 - амортизатор; 15 - рычаг нижний; 19,22,24,25 - болты; 20 - шарнир шаровой нижний; 27 - регулировочный болт в сборе с эксцентриковой шайбой; 28 - сайлентблок верхних рычагов; 31 - втулка; 32 - сайлентблок нижних рычагов; 33 - ось нижних рычагов, 34 - подрамник

В подвеску, входят: подрамник, верхние и нижние поперечные рычаги, качающиеся относительно своих осей на сайлентблоках, стойки со ступицами и тормозными дисками, пружины с деталями их установки, амортизаторы с шарнирами и буферами и стабилизатор поперечной устойчивости.

В подвеску также входят тормозные механизмы передних колес и реечный механизм рулевого управления.

К подрамнику подвески крепятся передние опоры кабины.

Подрамник (рис. 4.5) подвески представляет собой модуль, на котором устанавливаются элементы подвески, а также реечный рулевой механизм и стабилизатор поперечной устойчивости.

Подрамник сварной конструкции, состоит из штампованных деталей. К поперечине, выполненной заодно целое с верхними опорами пружин, с левой и правой стороны приварены кронштейны, обеспечивающие крепление подрамника на раме автомобиля.

В нижней части поперечины вварены втулки осей крепления нижних рычагов подвески.

К кронштейнам поперечины слева и справа приварены по два кронштейна крепления верхних рычагов подвески.


Рис. 4.5. Подрамник: 1- кронштейны крепления штанги стабилизатора; 2- поперечина; 3 - кронштейны крепления поперечины; 4- чашки амортизаторов; 5- кронштейны крепления верхних рычагов; 6,7 - правый и левый кронштейны крепления рулевого механизма; 8 - втулки осей нижних рычагов

В опоры пружин вварены чашки амортизаторов, обеспечивающие крепление амортизатора и фиксированное положение пружины подвески в радиальном направлении.

На поперечине приварены кронштейны крепления реечного рулевого механизма правый и левый, и кронштейны крепления средней части штанги стабилизатора поперечной устойчивости.

Реечный механизм рулевого управления со встроенным гидгоусилителем руля закреплен болтовым соединением на двух кронштейнах подрамника, причем к левому кронштейну механизм прикреплен жестко, а к правому - через резиновую подушку с помощью хомута.

Боковые рулевые тяги механизма соединены с поворотными рычагами стоек подвески с помощью шаровых шарниров. Схождение колес регулируется изменением длины боковых тяг. Изменение длины тяги производится вращением тяги при отпущенной контргайке и удержании наконечника ключом, для этого на наконечниках и тягах имеются лыски под ключ.

Входной вал рулевого механизма соединен с карданным валом рулевого управления болтовым соединением.

К гидрораспределителю механизма присоединены нагнетательный и сливной шланги ГУР.

Стойка в сборе со ступицей (рис. 4.6) соединена с верхним и нижним рычагами подвески шаровыми шарнирами неразборной конструкции.

Шаровые шарниры подвески не требуют регулировки и пополнения смазки в течение всего срока эксплуатации шарнира.

К стойке прикреплены щит переднего тормоза и ступичный узел, состоящий из ступицы с тормозным диском, запрессованной в конический двухрядный подшипник и закрепленной центральным болтом с упорным кольцом.

На наружной поверхности упорного кольца нарезаны зубья ротора АБС. Датчик АБС установлен в отверстии стойки и закреплен ботом.

Нерегулируемый и необслуживаемый двухрядный роликовый конический подшипник с двухсторонним уплотнением смазан пластичной смазкой и во время эксплуатации пополнение или замена смазки не производится. Доступ монтажного инструмента к винтам крепления ступичного узла к стойке осуществляется через отверстия во фланце ступицы.

Тормозной диск закреплен на ступице при помощи болтов.

В отверстия фланца ступицы запрессованы болты крепления колес. На посадочной поверхности болты имеют шлицевую накатку.


Рис. 4.6. Стойка со ступицей: 1,10,12,14 - болты; 2 - кронштейн колпака колеса; 3 - болт ступицы; 4 - ступица; 5 - двухрядный роликовый конический подшипник; 6 - винты; 7 - диск тормозной; 8 - щит переднего тормоза; 9 - стойка; 11 - заглушка; 13 - ротор АБС

Рычаги передней подвески (рис. 4.7) качаются относительно своих осей на сайлентблоках. Сайлентблоки имеют наружную и внутреннюю металлические втулки. Долговечность сайлентблоков существенно повышена за счет обжатия наружной втулки после вулканизации.

Верхний рычаг штампованный, с приваренными втулками под сайлентблоки. Крепление верхнего рычага к кронштейнам подрамника и регулировка углов развала и продольного наклона оси поворота колес осуществляется гайками и двумя специальными эксцентриковыми болтами и шайбами.


Рис. 4.7. Направляющий аппарат подвески: 1 - стойка; 2 - шаровой шарнир верхний; 3,8 - гайки; 4,13 - болты; 6 - сайлентблок верхних рычагов; 7 - втулка; 9 - ось нижних рычагов; 10 - сайлентблок нижних рычагов; 11 - нижний рычаг; 12 - шаровой шарнир нижний

Шаровой шарнир, соединяющий стойку и верхний рычаг, прикреплен к рычагу болтовым соединением.

Нижний рычаг представляет собой сварную коробчатую деталь, состоящую из верхней и нижней штампованных оболочек, кованного наконечника, двух втулок и кронштейна стабилизатора поперечной устойчивости.

Нижний шаровой шарнир прикреплен к стойке с помощью двух болтов, установленных на герметик.

Пружина подвески имеет нешлифованные опорные витки. Через резиновые прокладки, пружина опирается верхним торцом на опорную площадку поперечины подрамника, нижним - на чашку нижнего рычага.

Амортизаторы со встроенным внутрь корпуса буфером отдачи и установленным на штоке буфером сжатия установлены внутри пружин подвески. В нижнюю проушину амортизатора запрессован резинометаллический шарнир, ось которого прикреплена двумя болтами к нижнему рычагу подвески. Верхний конец штока амортизатора прикреплен через резиновые подушки и шайбы к кронштейну подрамника подвески.

Устройство для регулировки углов установки колес подвески (рис. 4.8) включает кронштейн с гнездами для эксцентриков, в который устанавливается верхний рычаг подвески, регулировочный болт с эксцентриковой шайбой, неподвижно установленной на нем, подвижную в осевом направлении эксцентриковую шайбу и гайку. Эксцентриковая шайба напрессована на шейку болта, имеющую шлицевую накатку. На резьбовом конце болта имеется хвостовик с двумя лысками под ключ;

На эксцентриковых шайбах расположены метки, позволяющие перемещать регулировочный болт на одну и ту же величину вдоль продолговатого отверстия в кронштейне при повороте болта от одной метки до другой.

Регулировку подвески и затяжку болта гайкой можно производить не только с двух сторон от кронштейна, в который установлен верхний рычаг подвески, но и с одной стороны. При этом можно визуально контролировать величину перемещения регулировочного болта при его вращении. Поворачивать регулировочный болт при регулировке и удерживать его при затяжке можно как за головку, так и хвостовик.


Рис. 4.8. Устройство для регулировки углов установки колес: 1 - верхний рычаг подвески; 2 - кронштейн верхнего рычага подрамника; 3 - шайба эксцентриковая; 4 - гайка; 5-регулировочный болт в сборе с эксцентриковой шайбой

Техническое обслуживание передней подвески

Техническое обслуживание передней подвески включает в себя проведение следующих основных работ:

- проверка состояния защитных чехлов шаровых шарниров подвески.

- проверка технического состояния деталей подвески;

- проверка и регулировка углов установки передних колес;

- проверка и регулировка схождения передних колес

- проверка затяжки следующих резьбовых соединений: гаек пальцев шарниров верхних рычагов; болтов резинометаллических шарниров верхних рычагов; гаек оси резинометаллических шарниров амортизаторов и гаек штока амортизаторов.

Резьбовые соединения необходимо затягивать, обеспечивая крутящие моменты, указанные в подразделе «Ремонт передней подвески».

Внимание
Проверка момента затяжки и подтяжка резьбовых соединений, стопорение которых производится с применением герметика, не допускается (перечень указанных резьбовых соединений см. подраздел «Ремонт передней подвески»). Страгивание болтов (гаек) приводит к разрушению герметика и последующему ослаблению соединения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРЕДНЕЙ ПОДВЕСКИ

Состояние деталей проверяют визуально и замерами:

- на деталях и сварных швах трещины не допускаются;

- крепежные резьбовые соединения, подлежащие проверке, должны быть надежно затянуты;

- подрамник и рычаги подвески не должны быть деформированы. Косвенно изгиб деталей может быть выявлен невозможностью отрегулировать углы установки колес;

- сайлентблоки и резиновые втулки амортизаторов и стабилизатора поперечной устойчивости не должны иметь разрывов и не должны быть деформированы;

- пружины подвески не должны иметь трещин и осадки более допустимой.

Контроль проседания пружины на автомобиле проводят определяя расстояние И между поперечиной подрамника и нижним рычагом подвески (см. рис. 4.3). Если размер И менее 205 мм, пружина подлежит замене.

Ремонт передней подвески

Общие требования

Перед отсоединением трубопроводов от узлов тормозной системы и системы ГУР необходимо очистить места соединений от грязи, а после отсоединения трубопроводов необходимо закрыть отверстия трубопроводов и узлов заглушками, чтобы предотвратить попадание пыли и грязи внутрь систем и утечку жидкости. Заглушки снимать непосредственно перед присоединением трубопроводов.

Попадание минеральных масел и других жидкостей внутрь и на резьбовые поверхности тормозных шлангов и трубопроводов не допускается.

При монтаже перекручивание тормозных шлангов не допускается. Трубопроводы должны быть надежно закреплены в удерживающих скобках.

При сборке передней подвески резьбовые соединения необходимо затягивать, обеспечивая крутящие моменты, указанные ниже.

МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПЕРЕДНЕЙ ПОДВЕСКИ

При сборке подвески и ее узлов необходимо выдержать следующие моменты затяжки:

- болтов крепления нижнего шарового шарнира к стойке подвески -78-98 Н-м (8,0-10,0 кгс-м);

- винтов крепления ступичных подшипников к стойке подвески - 52-59 Н-м (5,3-6,0 кгс-м);

- задних гаек крепления нижних рычагов на оси - 392-491 Н-м (40-50 кгс-м);

- передних гаек крепления нижних рычагов на оси - 78-98 Н-м (8-10 кгс-м);

- болта крепления ступицы к подшипнику - 274-314 Н-м (28-32 кгс-м);

- болтов крепления тормозных скоб к стойке подвески- 230-310 Н-м (23,5-31,5кгс-м);

- нижнего болта крепления рулевого механизма к левому кронштейну подрамника- 108-123 Н-м (11,0-12,5 кгс-м);

- болтов крепления тормозного диска к ступице- 54-69 Н-м (5,5-7,0 кгс-м);

- болтов крепления подрамника к вертикальным полкам лонжеронов -98-123 Н-м (10,0-12,5 кгс-м);

- гаек болтов крепления подрамника к нижним горизонтальным полкам лонжеронов - 176-196 Н-м (18-20 кгс-м);

- гаек крепления регулировочных болтов верхних рычагов - 118-157 Н-м (12-16 кгс-м);

- гаек крепления наконечников боковых тяг рулевого механизма -63-77 Н-м (6,5-7,8 кгс-м);

- гаек крепления верхнего конца штока амортизатора - 19-25 Н-м (2,0-2,5кгс-м);

- гаек болтов крепления рулевого механизма к правому кронштейну подрамника - 21,5-24,5 Н-м (2,2-2,5кгс-м);

- гаек болтов крепления штанги стабилизатора к кронштейнам подрамника и нижним рычагам - 43-55 Н-м (4,4-5,6кгс-м);

- гайки верхнего болта крепления рулевого механизма к левому кронштейну подрамника - 98-123 Н-м (10,0-12,5 кгс-м);

- гаек болтов крепления оси шарнира нижней проушины амортизатора к нижнему рычагу подвески- 98-123 Н-м (10,0-12,5 кгс-м);

- гаек крепления пальцев шарниров боковых тяг рулевого механизма к рычагам стоек - 100-120 Н-м (10,2-12,2 кгс-м);

- гаек крепления пальцев шарниров подвески к стойкам и нижним рычагам 123-137 Н-м (12,5-14,0 кгс-м);

- гаек болтов крепления шарнира подвески к верхнему рычагу 54-69 Н-м (5,5-7,0 кгс-м);

- гаек крепления колпака колеса - 6,4-7,9 Н-м (0,65-0,8 кгс-м);

- гаек крепления колес- 290-370 Н-м (30-38 кгс-м);

- болтов крепления кронштейна колпака 5,1-9,0 Н-м (0,52-0,92 кгс-м);

- болта крепления кронштейна гибкого тормозного шланга передних тормозов 5-9 Н-м (0,5-0,9 кгс-м);

- наконечника гибкого тормозного шланга к тормозной скобе 14-21 Н-м (1,4-2,1 кгс-м);

- гаек гидравлических трубопроводов тормозов, установленных на подрамнике 15-25 Н-м (1,5-2,5 кгс-м);

ПЕРЕЧЕНЬ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПЕРЕДНЕЙ ПОДВЕСКИ, СТОПОРЕНИЕ КОТОРЫХ ПРОВОДИТСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГЕРМЕТИКА

При сборке подвески на резьбовую часть нижеперечисленных болтов (на длине 3-5 ниток резьбы от торца) необходимо нанести анаэробный герметик Унигерм-6 ТУ2257-516-00208947-2009:

- болтов крепления нижнего шарового шарнира к стойке подвески;

- винтов крепления ступичных подшипников к стойке подвески;

- гаек крепления нижних рычагов на оси;

- болта крепления ступицы к подшипнику;

- болтов крепления тормозных скоб к стойке подвески;

- нижнего болта крепления рулевого механизма к левому кронштейну подрамника;

- болтов крепления тормозного диска к ступице.

Перед нанесением герметика поверхности деталей очистить от старого герметика и обезжирить.

Передняя подвеска - устройство
Неисправности передней подвески
Углы установки передних колёс
Замена шаровых опор
Замена подшипника передней ступицы
Замена верхнего рычага, сайленблоки
Замена нижнего рычага, сайленблоки
Снятие передней подвески, пружины
Замена переднего стабилизатора, подушек
Амортизаторы передние и задние
Задняя подвеска - устройство
Рессоры - проверка, разборка, замена
Замена стабилизатора задней подвески