Снятие и установка шарниров подвески
Область применения, условия эксплуатации.
Шарниры нижние с уплотнителем A21R23.2904314 и шарниры верхние с уплотнителем A21R23.2904414 изготавливаются по ТУ 4591-029-45671602-2012 и предназначены для установки на автомобили "Газель NEXT" и их модификаций, рассчитанные на эксплуатацию по общей сети дорог России, а также зарубежных стран, в условиях умеренного и тропического климата при температуре окружающей среды от минус 40° до плюс 45° С и относительной влажности воздуха до 90% при температуре плюс 27° С. Шарниры служат шарнирным соединением рычагов и поворотных стоек передней подвески и обеспечивают передачу всех видов нагрузок от колес к кузову, возникающих при движении автомобиля с одновременным поворотом и вертикальными ходами колес.
Шарниры нижние A21R23.2904314 устанавливаются на поворотные стойки и крепятся к нижним рычагам передней подвески автомобилей как показано на рисунке 1. Шарниры верхние A21R23.2904414 устанавливаются на верхние рычаги и крепятся к поворотным стойкам передней подвески автомобилей как показано на рисунке 1.
Рис. 1
Основные технические характеристики
Контрольные значения параметров исправных шарниров приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Показатели |
В состоянии поставки (при нулевом пробеге) |
В процессе гарантийного срока эксплуатации, но не более 100 тыс. км пробега |
||
A21R23.2904314 |
A21R23.2904414 |
A21R23.2904314 |
A21R23.2904414 |
|
1. Момент сопротивления при качании пальца относительно корпуса, N-м (кгс-м) |
1,96...7,85 (0,2...0,8) |
1,96...7,85 (0,2...0,8) |
- |
- |
2. Момент сопротивления при вращении пальца относительно корпуса, N-м (кгс-м) |
1,96...7,85 (0,2...0,8) |
1,96...7,85 (0,2...0,8) |
- |
- |
3. Суммарное осевое перемещение шарового пальца относительно корпуса при нагрузке ±981 Н (±100 кгс), мм |
не более 0,12 |
не более 0,12 |
не более 0,4 |
не более 0,4 |
Возможные неисправности и методы их определения.
Возможные неисправности автомобиля, вызванные неисправностью шарниров, приводятся в инструкции по эксплуатации, прикладываемой к автомобилю.
Возможные неисправности шарниров приведены в таблице 2.
Таблица 2.
Возможные неисправности шарниров |
Последствия неисправностей шарниров |
Действующие меры по обнаружению |
Рекомендуемые действия по устранению неисправности |
1. Суммарное осевое перемещение шарового пальца относительно корпуса более 0,4 мм. |
Люфт, стук в подвеске. |
Контроль суммарного осевого перемещение шарового пальца относительно корпуса специальными средствами измерения проводить на изделии снятом с автомобиля |
Заменить шарнир, если суммарное осевое перемещение шарового пальца относительно корпуса превышает 0,4 мм. |
2. Разрушение уплотнителя: - трещины, расслоение материала уплотнителя; - механические повреждения, порыв, порез уплотнителя при монтаже / демонтаже (не относится к гарантийным случаям). |
Люфт, стук в подвеске. |
Визуальный осмотр уплотнителя шарнира |
Заменить шарнир. |
ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ШАРОВЫХ ШАРНИРОВ ПОДВЕСКИ
Проверка технического состояния шарниров подвески заключается в проверке состояния шарниров и их защитных колпаков и износа шарниров.
Шарниры, имеющие разрывы или трещины уплотнителя, выход смазки наружу при сдавливании уплотнителя, а также вмятины, трещины, коррозию на обработанных поверхностях шарнира, смятие, износ или срыв резьбы на пальце подлежат замене.
При проверке износа шарниров необходимо:
- затормозить автомобиль стояночным тормозом и установить противооткатные упоры под задние колеса;
- снять колпак и ослабить крепление переднего колеса;
- вывесить переднее колесо и снять его;
- под нижний рычаг подвески в зоне шарового шарнира установить стойку и опустить на нее автомобиль.
Если при интенсивном покачивании за верхнюю и нижнюю части тормозного диска ощущается люфт или стук в шарнире, необходимо демонтировать шарнир с автомобиля и замерить на специальном приспособлении суммарное осевое перемещение пальца относительно корпуса при приложении нагрузки +1000 Н (+100 кгс) вдоль его оси.
Шарниры подлежат замене при осевом перемещении пальца относительно корпуса более 0,4 мм.
Инструментальная проверка исправности шарниров.
Контроль суммарного осевого перемещения шарового пальца относительно корпуса проводится на изделии снятом с автомобиля.
Контроль допускается производить как на шарнирах с уплотнителями, так и без них.
Суммарные осевые перемещения шарового пальца относительно корпуса шарнира проверяются на специальном приспособлении (черт. 0200.1.15.02.00.000), при приложении к корпусу или пальцу шарнира осевой нагрузки ±P, равной ±(981±49)Н (или ±(100±5) кгс), создаваемой при помощи динамометрического ключа.
Для контроля суммарного осевого перемещения рекомендуется использовать:
- динамометрический ключ любого типа, обеспечивающий нагружение шарнира с заданной нагрузкой, с пределом допускаемой относительной погрешности не более 5% (например, ключ моментный шкального типа КМШ-200);
- стрелочный индикатор любого типа с ценой деления не более 0,01 мм (например, ИЧ-10).
Схема проверки суммарного осевого перемещения приведена на рисунке 2.
Корпус шарнира 1 устанавливается и жестко закрепляется на рычаге 2, палец шаровой жестко закрепляется в скобе 3 посредством гайки. В стойку 4 устанавливают индикатор 5. Посредством динамометрического ключа 6 через рычаг 2 к корпусу шарнира 1 прикладывается осевая нагрузка ±P, при этом фиксируются показания индикатора.
Рисунок 2 - Схема проверки суммарного осевого перемещения на приспособлении 0200.1.15.02.00.0001 - испытуемый образец (шарнир); 2 -рычаг; 3 - скоба; 4 - стойка индикатора; 5 - индикатор; 6 - динамометрический ключ
Для рычага 2 с рабочей длиной 1_=0,15 м и динамометрического ключа КМШ-200 (цена деления 8 Н-м) прикладываемый момент по шкале ключа должен составлять ±(144-152) Н-м, что соответствует осевой нагрузке ±(960...1013)Н (или ±(98-103) кгс). Показания индикатора при приложении нагрузки в одну и другую стороны складываются. Полученный результат и является величиной суммарного осевого перемещением шарового пальца относительно корпуса шарнира.
Результаты заносятся в карту замеров.
Шарнир считается годным, если полученное значение суммарного осевого перемещение шарового пальца относительно корпуса не выходит за пределы значений, указанных в таблице 1.
Контроль состояния уплотнителей на наличие механических повреждений, порывов, порезов, трещин и расслоений проводится визуальным осмотром изделий, установленных на автомобиле, так и на снятом изделии с автомобиля. Наличие механических повреждений, порывов и порезов уплотнителей при монтаже / демонтаже не является гарантийным случаем.
СНЯТИЕ И УСТАНОВКА ШАРНИРОВ ПОДВЕСКИ БЕЗ СНЯТИЯ ПОДВЕСКИ
Вам потребуются: ключ «на 24», головки «на 17» (две), съемник шаровых пальцев, балонный ключ, домкрат.
- затормозить автомобиль стояночным тормозом и установить противооткатные упоры под задние колеса;
- снять колпак и ослабить крепление переднего колеса;
- поднять переднюю часть автомобиля, установить под нижний рычаг подставку и снять колесо;
- отсоединить датчик АБС от подвески (см. тут);
Снятие верхнего шарнира
- установить под нижний рычаг передней подвески домкрат и приподнимять рычаг на несколько сантиметров.
- отвернуть гайку крепления пальца верхнего шарнира к стойке;
Если шаровой палец Б проворачивается в коническом отверстии поворотного кулака, удерживайте его шестигранником А, вставленным в осевое отверстие на его торце (для наглядности показано на снятом шарнире).
- выпрессовать палец шарнира вручную, или съемником (рис. 4.14), вращая болт 2;
- отвернуть гайки болтов крепления верхнего шарнира к рычагу
- снять и при необходимости заменить шарнир;
Перед установкой убедитесь в целостности резинового пыльника шарнира.
Установите шарнир в обратной последовательности.
Снятие нижнего шарнира:
Вам потребуются: ключи «на 17», «на 30», молоток, плоскогубцы.
Внимание
Нижний шарнир можно снять и установить только при отсоединенном верхнем шарнире и снятом поворотном кулаке.
Для удобства дальнейшей работы отверните два болта крепления суппорта переднего тормозного механизма.
- не отсоединяя тормозной шланг, снимите суппорт и закрепите его проволокой на деталях подвески, не допуская скручивания или натяжения шланга.
- выверните болт крепления кронштейна тормозного шланга и отсоедините кронштейн от поворотного кулака.
- отвернуть гайку крепления пальца шарнира боковой тяги рулевого механизма к поворотному рычагу стойки, удерживая палец от проворачивания;
- установите съёмник шаровых шарниров
- выпрессовать палец шарнира из конического отверстия поворотного рычага стойки съемником (см. рис. 4.14), вращая болт 2;
Рис. 4.14. Съемник шаровых пальцев подвески: 1 и 3 - рычаги; 2 - болт
- отверните гайку пальца верхнего шарового шарнира и выперессуйте его, как описано выше.

- выверните два болта крепления нижнего шарового шарнира к поворотному кулаку.
- Снимите поворотный кулак со ступицей в сборе.
- Отверните гайку крепления шарового пальца к нижнему рычагу.
- Установите съемник шаровых пальцев, выпрессуйте палец опоры из отверстия кулака и снимите опору.
- Установите шаровой шарнир в обратной последовательности и убедитесь в целости защитного пыльника.
Перед вворачиванием болтов крепления шарнира к поворотному кулаку очистьте от старого герметика и обезжирьте резьбовую часть болтов и отверстия в поворотном кулаке. Нанесите на резьбовую часть болтов анаэробный фиксатор резьбы.
Затяните болты моментом 80-100 Н-м.
Собрать подвеску в последовательности, обратной разборке, затянув крепления требуемыми моментами (см. «Моменты затяжки резьбовых соединений»).