Руководство по ремонту ГАЗель
- NEXT -

Рессоры - проверка, снятие, установка, разборка


Задняя рессора автомобиля - трехлистовая с подрессорником, расположенным ниже третьего листа рессоры. На концах подрессорника и второго листа рессоры установлены резиновые прокладки.

рессоры

Рессоры несимметричны по длине относительно центрального болта. При монтаже рессор короткий конец должен быть обращен вперед.

Крепление передних концов рессор к раме выполнено при помощи резинометаллических шарниров, задних концов рессор - при помощи резинометаллических шарниров и серег. Для правильной работы этих шарниров болты их крепления следует затягивать при выпрямленных рессорах. Ход задней рессоры ограничивают резиновый буфер и балка моста.

устройство и крепление рессор и  стремянок
Рис. 4.23. Задняя подвеска: 1,7,16,22 - болты; 2 - буфер; 3,9,13,17,19- гайки; 4 - прокладки; 5 - штанга стабилизатора; 6 - рессора с подрессорником; 8 - резинометаллические шарниры; 10 - накладка; 11 - стремянка; 12 - кронштейн; 14- прокладки межлистовые; 15 - серьги;18-кронштейн задней рессоры; 20- прокладка хомута; 21- втулка распорная; 23- хомут

ПРОВЕРКА РЕССОР НА ПРОСЕДАНИЕ В СОСТАВЕ АВТОМОБИЛЯ

Автомобиль, предъявляемый для проверки состояния рессор должен быть в ненагруженном состоянии.

Проверку рессор на проседание в составе автомобиля на СТО необходимо проводить в следующей последовательности:

- ослабить гайки крепления переднего и заднего концов рессоры и отсоединить стабилизатор от нижнего кронштейна крепления к заднему мосту;

- установить автомобиль на весы для определения нагрузки, приходящейся на каждое колесо. Погрешность измерения 0,2 %;

- замерить стрелу прогиба рессоры в соответствии с рис. 4.24. Погрешность измерения 0,5 мм. Стрела прогиба рессоры замеряется между линией, проходящей через оси головок болтов крепления переднего и заднего концов рессоры и нижней поверхностью подрессорника.

Разность размеров стрелы прогиба одноименных рессор, устанавливаемых на один автомобиль, не должна превышать 10 мм;

- на графике (рис. 4.24) представлена зависимость стрелы прогиба рессоры от веса автомобиля, приходящегося на колесо со стороны контролируемой рессоры. По графику необходимо определить состояние рессоры. Рессора считается просевшей и подлежит замене, если после выполнения вышеперечисленных операций значение стрелы прогиба рессоры лежит ниже граничной линии.


Рис. 4.24. Проверка стрелы прогиба задней рессоры в составе автомобиля

ПРОВЕРКА ОСТАТОЧНОЙ ДЕФОРМАЦИИ РЕССОР, СНЯТЫХ С АВТОМОБИЛЯ

Объективная классификация дефекта «проседание рессор» может быть проведена только на рессоре, снятой с автомобиля, под действием контрольной нагрузки (рис. 4.25).

В соответствии с ГОСТ 33556-2015 критерием проседания рессор (уменьшение стрелы выгиба рессоры) является уменьшение стрелы под контрольной нагрузкой более чем на 20% от деформации рессоры при изменении нагрузки от статической до максимальной. При решении вопроса рекламации рессор по дефекту проседания необходимо руководствоваться табл. 4.5.


Рис. 4.25. Схема проверки стрелы прогиба задней рессоры, снятой с автомобиля: Р - контрольная нагрузка

Таблица 4.5

Рессора с подрессорником

Число листов

Минимальная стрела рессоры (мм) с учетом допустимого проседания под контрольной нагрузкой (кгс)

Без включения подрессорника

С включением подрессорника

C41R92-2912010-10

Рессора-3 листа, подрессорник-1 лист

116/400+10

43/1500+15

Другой способ проверки прогиба снятой рессоры


Рис. 5. Проверка прогиба задней основной и дополнительной рессор в свободном состоянии

Для этого сожмите рессору нагрузкой (750±15) кгс. Натяните тонкую веревку или проволоку между центрами отверстий проушин рессоры и измерьте расстояние а (рис. 5) от верхней поверхности первого листа у центрового болта до натянутой веревки. Измеренное расстояние а должно быть не менее 47 мм для рессор из I группы и не менее 57 мм для рессор из II группы. Разность прогиба обеих рессор должна быть не более 10 мм.

Номер группы рессоры маркируется на торце переднего ушка рессоры:
- I группа - один мазок желтой краской;
- II группа - без маркировки.

СНЯТИЕ РЕССОР

Вам потребуются: ключи «на 22», «на 24», торцовая головка «на 24», молоток, бородок, выколотка.

Рессоры необходимо снимать следующим образом:

- установить противооткатные упоры под колеса передней оси;

- ослабить затяжку гаек стремянок (на фото видны гайки только передней стремянки, гайки второй стремянки находятся с обратной стороны картера заднего моста).;

- отсоединить нижний конец амортизатора;

- поднять домкратом заднюю часть автомобиля так, чтобы рессоры разгрузились;

- подставить под поднятый конец рамы технологические подставки соответствующей высоты и опустить на них автомобиль;

- отвернуть гайки болтов крепления резинометаллических шарниров рессоры к кронштейну на раме так, чтобы она осталась заподлицо на пальце, обильно смочите шарнир и палец мыльным раствором и с помощью выколотки через монтажное отверстие в раме выбейте палец до касания гайки кронштейна. Отверните гайку

- вынуть болты, при необходимости выколотить, прикладывая усилие к торцу пальца.чтобы не повредить резьбу (можно использовать междую выколотку);

- отверните гайку пальца А крепления заднего конца рессоры к серьге Б. Обильно смочите шарнир и палец А мыльным раствором. Выбейте нижний палец Б, стараясь, не повредить резьбу.

- окончательно отвернуть четыре гайки В стремянок, снять нижний кронштейн стабилизатора, стремянки А, накладку рессоры Б и прокладку межлистовую;

- поднять домкратом заднюю часть автомобиля за раму настолько, чтобы передний конец рессоры вышел из своего кронштейна, а задний кронштейн из серьги.

Снять рессору.

При необходимости замены резинометаллического шарнира серьги отверните гайку крепления пальца Б, выбейте палец, снимите щеки В серег и извлеките из кронштейна А шарнир.

Очистите рессору от грязи. Очистите проушины рессоры от ржавчины.

При необходимости замените резинометаллические шарниры рессоры. Для облегчения запрессовки резинометаллических шарниров смажьте их густым мыльным раствором и используйте специальные оправки.

Осмотрите пальцы. Они не должны иметь видимых следов износа, деформации, ржавчины, грязи. Резьбовая часть пальцев не должна быть повреждена.

Осмотрите рессоры. На листах рессоры не должно быть трещин.
В случае обнаружения указанных дефектов замените рессору в сборе или, разобрав рессору, замените ее дефектные листы (см. ниже)

Установка рессор

При монтаже рессор важно их правильно ориентировать. Более короткий конец рессоры должен быть обращен вперед. Для правильной работы резинометаллических шарниров затяжку гаек болтов следует проводить при выпрямленных рессорах. Эту операцию можно выполнить при помощи штатного домкрата и приспособления (рис. 4.26).


Рис. 4.26. Приспособление для установки рессор: 1 - рессора; 2 - домкрат; 3 - балка; 4 - стремянка; 5 - палец; 6 - защелка

Установку рессоры на автомобиль следует проводить в следующем порядке:

- опустить автомобиль так, чтобы передний конец рессоры вошел в свой кронштейн, а задний в нижний конец серег;

- вставить болт 9 (см. рис. 4.23) крепления переднего конца рессоры и навернуть на него гайку;

- вставить болты в серьги и заднее ушко рессоры и навернуть на болты гайки;

- выпрямить рессору при помощи приспособления, затянуть болт переднего шарнира и гайки болтов задних шарниров и убрать приспособление;

- на рессору сверху положить межлистовую прокладку и накладку, на нее стремянки, резьбовые концы которых вставить в отверстия подушки моста. Установить нижний кронштейн стабилизатора. На резьбовые части стремянок навинтить гайки;

- если на автомобиле установлены колеса, убрать подставки и домкрат;

- затянуть окончательно гайки стремянок;

- присоединить нижний конец амортизатора.

От правильности установки сайлент-блоков зависит срок их службы. Поэтому резьбовые соединения крепления рессоры необходимо затягивать только после предварительного сжатия рессор. Наиболее удобно использовать для этого специальное приспособление. При отсутствии приспособления, в гаражных условиях можно установить колеса и опустить автомобиль на землю или опустить автомобиль на опору, установленную под нижнюю накладку стремянок рессоры. При этом лучше загрузить кузов автомобиля балластом.

Разборка и сборка рессор

Разборка рессор

Перед разборкой рессоры очистить от грязи и определить техническое состояние. Если все детали пригодны для дальнейшей эксплуатации, то необходимо проверить стрелу прогиба рессоры с целью определения величины проседания (остаточной деформации) рессор в соответствии с табл. 4.5.

Если в результате предварительного осмотра обнаружены поломки, рессору необходимо разобрать в следующей последовательности:

- промаркируйте ориентацию листов в рессоре.

- зажать рессору в тиски в непосредственной близости от центрового болта;

- отвернуть гайку болта хомута, вынуть болт и снять распорную втулку и прокладки хомута;

- отвернуть гайку центрового болта и осторожно отпускать тиски, так как листы в стянутой рессоре находятся в напряженном состоянии.

Промыть керосином листы рессоры, протереть и осмотреть, нет ли трещин. Заменить сломанные листы и листы с трещинами.

В случае отрыва резины от металлической арматуры в резинометаллических шарнирах их необходимо заменить.

Выпрессовку и запрессовку шарниров нужно производить при помощи оправки (рис. 4.27). При установке резинометаллических шарниров, их следует смазать предварительно жидким мылом.


Рис. 4.27. Оправка для выпрессовки и запрессовки резинометаллических шарниров задних рессор и кронштейнов (Материал - сталь 40Х (HRC 30-34))

При запрессовке шарнира усилие должно прикладываться к наружной втулке шарнира. Шарниры запрессовать так, чтобы наружная втулка шарнира была заподлицо с торцом листа рессоры или кронштейна.

Ослабевшие заклепки хомутов переклепать.

Сборка рессор

Для увеличения стрелы прогиба листов рессоры недопустима их рихтовка ударами молотка или кувалды (это приводит к быстрой поломке листов). Допускается рихтовка листов прокаткой между роликами.

Установить новые резиновые прокладки (рис. 4.28) на концы подрессорника и второго листа рессоры, так чтобы выступы Б на посадочных поверхностях прокладки вошли в отверстие листа. Прокладки подрессорника устанавливать так, чтобы выступ Г на наружной поверхности прокладки располагался со стороны вогнутой поверхности листа.


Рис.4.28. Установка прокладок на листы рессоры и подрессорника: 1- лист рессоры; 2, 4 - прокладки; 3- лист подрессорника

Сборку рессор необходимо проводить в следующей последовательности:

- полистовая окраска каждого листа;

- отобрать требуемый комплект листов и межлистовых прокладок рессоры;

- подсобрать листы в соответствующем порядке, установив между ними прокладки, и вставить в отверстие под центровой болт технологический стержень диаметром, равным диаметру центрового болта;

- сжать в тисках центральную часть рессоры как можно ближе к стержню и вынуть его;

- вставить вместо стержня центровой болт головкой вниз и затянуть гайку крепления;

- установить прокладки, распорную втулку и болт хомута и затянуть гайку крепления;

- освободить рессору из тисков;

- проверить стрелу прогиба рессор, как было указано выше.

Моменты затяжки рессор

- гайки центрового болта рессоры - 43-61 Н-м (4,4-6,2 кгс-м);

- гайки болта крепления хомута рессоры - 27-35 Н-м (2,8-3,6 кгс-м);

- гайки болта крепления переднего шарнира рессоры - 274-314 Н-м (28-32 кгс-м);

- гаек болтов крепления задних шарниров рессоры моментом - 177-196 Н-м (18-20 кгс-м);

- гаек стремянок рессоры - 177-196 Н-м (18-20 кгс-м);

- гаек болтов крепления буфера рессоры - 28-36 Н-м (2,8-3,6 кгс-м);

- гаек болтов крепления заднего кронштейна рессоры - 59-69 Н-м (6,0-7,0 кгс-м);

Видео









Передняя подвеска - устройство
Неисправности передней подвески
Углы установки передних колёс
Замена шаровых опор
Замена подшипника передней ступицы
Замена верхнего рычага, сайленблоки
Замена нижнего рычага, сайленблоки
Снятие передней подвески, пружины
Замена переднего стабилизатора, подушек
Амортизаторы передние и задние
Задняя подвеска - устройство
Рессоры - проверка, разборка, замена
Замена стабилизатора задней подвески